... Сегодня татарстанский Иннополис празднует свой первый день рождения, хотя в целом амбициозному проекту, учитывая стадию идеи, стукнуло уже четыре года

«ВНУТРЕННЯЯ ТРУДОВАЯ ЭМИГРАЦИЯ — ЭТО ОЧЕНЬ ПРАВИЛЬНО»

Сегодня татарстанский Иннополис празднует свой первый день рождения, хотя в целом амбициозному проекту, учитывая стадию идеи, стукнуло уже четыре года. С начала недели в городе проходит конференция «Цифровая индустрия промышленной России» (ЦИПР), а сегодня стартовал еще и форум «РИФ. Иннополис». Открытие последнего совпало с панельной дискуссией «Экономическая и информационная готовность к новым укладам индустрии 4.0», в которой принял участие министр связи и массовых коммуникаций России Николай Никифоров.

Заседание прошло в большом зале здания спорткомплекса, переоборудованного из баскетбольного зала, и началось с опозданием почти на полчаса. Приехавшие со всей страны гости неторопливо гуляли по городу, пили кофе, периодически «зависая» у металлических рамок. А самому Никифорову пришлось побегать на сцене, куда он вышел для приветствия: один из модераторов — директор РАЭК Сергей Плуготаренко — пошутил, что не может сдвинуться с места со своими бумагами и iPad, и предложил министру дойти до трибуны с другой стороны.

Никифоров начал с поздравления жителей и гостей города с днем его рождения. «Иннополис набирает силу, и главное — это его жители, таланты, за которые мы боремся. Мы хотим, чтобы они здесь жили, учились, работали, отдыхали. Искренние пожелания городу, его жителям, компаниям. Приятно, что мы видим регистрацию все новых резидентов особой экономической зоны, публикацию новых вакансий и резюме со всех городов России. Даже в эти дни в рамках мероприятия проходят десятки собеседований. Мы считаем, что внутренняя трудовая эмиграция — это очень правильно. Будем работать над тем, чтобы улучшать качество жизни, создавать условия, чтобы стартапам, состоявшимся рыночным игрокам здесь было комфортно», — сказал министр и пригласил всех на празднование дня города сегодня вечером.

Также он прорекламировал две стойки в университете и технопарке: на одной можно заказать экскурсию по городу, на второй — задать все интересующие вопросы по переезду в Иннополис (процесс в данном случае вовсе не будет равен половине пожара и, по словам Никифорова, займет не больше 24 часов). А когда Плуготаренко сообщил, что на РИФ зарегистрировались 1,5 тыс. человек, министр выразил надежду, что хотя бы 150 из них переедут жить в Иннополис. Как говорится, и то хлеб.

... На РИФ зарегистрировались 1,5 тыс. человек, министр выразил надежду, что хотя бы 150 из них переедут жить в Иннополис

«НЕ СМОТРИШЬ ЗА ГОРИЗОНТ — ПРОИГРЫВАЕШЬ»

Как и полагается на РИФ, были озвучены основные цифры по развитию интернета в России. По словам модератора, в России сегодня 80 млн. интернет-пользователей. Экономика рунета — 2,3% ВВП России, причем оборот отрасли в прошлом году составил 1,5 трлн. рублей, а объем инвестиций в ІТ-сектор — порядка 35 млрд. рублей. Объем капитализации Топ-10 крупнейших российских ІТ-компаний — $17 миллиардов. «Следующим большим свершением будет интернет вещей, по мнению многих экспертов. К 2020 году будет 50 миллиардов устройств в мире, и все они будут обмениваться информацией между собой», — сообщил Плуготаренко.

Участникам пленарных сессий глава РАЭК предложил порассуждать, возможна ли русская альтернатива индустрии версии 4.0, и какой она может быть. Никифоров ответил, что отрасли необходимо смарт-регулирование государства: базовые инфраструктурные задачи с точки зрения связи («Это наша проблема. В Сингапуре ее нет».) и глобальная кооперация.

«Монополия — это зло. Мы должны ее победить, — уверенно провозгласил Никифоров. — Важен вопрос инфраструктурного развития страны в целом. Важна диверсификация. Индустрия 4.0 — это глобальный тренд, и выиграют те, кто задумается о том, какие вызовы бросает нам технологическая революция. Если не смотришь за горизонт — проигрываешь». Задачей Никифоров назвал «дожать» базовую потребность в информации. «Я с Камчатки вернулся. Там не обсуждают интернет вещей, потому что в телефоне нет 3G. Мы хотим устранить базовое цифровое неравенство, — заявил министр. — Весь мир страдает от монополии на программное обеспечение, которое производит одна страна. Хочется, чтобы рынок был диверсифицированным. И мы должны работать в партнерстве с другими странами-технологическими лидерами, в частности, с БРИКС».

Модератор поинтересовался, почему речь идет только о странах БРИКС, ведь санкции европейских стран могут быть отменены, а поддержки государства отрасли не хватает. Никифоров согласился, что санкционный фон сказывается негативно, но первый шаг, по его мнению, должны сделать европейские коллеги. «Что касается поддержки государства, я считаю, что ее недостаточно. С точки зрения поддержки экспорта информационных технологии Россия делает мало», — признал министр проблему.

Наталья Парменова Наталья Парменова заявила, что компания за то, чтобы распространять лучшее из России по миру

«МОЖНО СОЗДАТЬ ТЕХНОЛОГИИ, НО ЭТОГО НЕДОСТАТОЧНО»

Затем собравшиеся принялись обсуждать один из любимых русских вопросов: как обустроить Россию, точнее ее информационную составляющую. Отвечая на вопрос модератора об особом пути страны, исполнительный директор SAP СНГ Наталья Парменова заявила, что компания не усматривает какой-то индивидуальной специфики развития. «Мы видим, что российская экономика сильно интегрирована в мировую, несмотря на санкции, — сказала она. — Мы провели исследование о нишевых производителях ПО в России и нашли 40 компаний, в основном узконаправленных по отраслям. Например, есть проект ГИС АСУ из Нижневартовска, мы внедряем разработки и вывозим за рубеж. Мы за кооперацию, чтобы распространять лучшее из России по миру».

Гендиректор подконтрольного «Ростеху» Национального центра информатизации (НЦИ) Константин Солодухин отметил, что интернет-индустрия 4.0 — это все-таки революция, а не эволюция, и в этой связи нужно говорить о людях и технологиях. И то ли пошутил, то ли сказал всерьез, что философия у нас в стране пока 2.0, а как пример привел получение банковской карты именно в том отделении банка, где получил ее 10 лет назад, а не в любом другом. При этом Солодухин похвалил новый город. «Важно, что говорим об этом в Иннополисе. Это то место, где формируется философия 4.0», — сказал он.

Достаточно резко высказался о пути России директор по спецпроектам «Лаборатории Касперского» Евгений Черешнев. «Не хочу никого расстраивать, но мы обречены на то, чтобы найти свой путь. 4.0 — это создание системы оптимизации производства. Чтобы заводы понимали, как проще работать. И можно создать технологии, но этого недостаточно. Напомню, что в мире ни одно устройство не работает на российской операционной системе, то есть получается, что сейчас каждый из нас способствует сбору данных четырьмя зарубежными компаниями, — сыпал спикер соль на рану. — Проблема в том, что мы ситуацию упустили. У кого-то цифровой «нефти» много, а у нас мало. Нельзя просто так взять и сказать, что мы сделаем смартфон. Единственный наш способ — это понять, где голубой океан, и занять нишу. Я согласен с Николаем Никифоровым, что надо диверсифицировать. Монополия — это плохо!»

Перед тем, как слово взял ректор Университета Иннополис Александр Тормасов, Никифоров сообщил, что ему на днях прислали отчет по заявкам на обучение в вузе на учебный год, который начнется в сентябре 2016-го. Министр порадовался, что заявки пришли из 58 стран, в том числе Китая, Индии. Позже, в беседе с журналистами, Никифоров допустил, что иностранные студенты после обучения могут вернуться на родину, но проведенное в Иннополисе время даст свой эффект: начнет работать международная сеть контактов.

Директор фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) Кирилл Варламов отметил, что Россия хорошо умеет генерировать умных людей. На этом, по его мнению, и надо делать акцент. «Нам нужна масштабная программа цифровизации. Нужно увеличивать степень проникновения информационных технологий в нашу жизнь. Надо делать цифровизацию таких областей, как образование, медицина, которые и приведут к развитию человеческого капитала. Я призываю всех начать по-другому думать. Зачастую мы сильно проигрываем с точки зрения возможностей для реализации людей», — жег глаголом спикер.

... Гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов (в центре)

«ВНЕШНИЕ ФАКТОРЫ НЕ ПОВОД САМОСТОЯТЕЛЬНО ОГОРАЖИВАТЬ СЕБЯ ЗАБОРОМ»

Что думают о четвертой промышленной революции руководители крупнейших российских компаний, рассказал гендиректор IBM Андрей Филатов. Корпорация опросила 5247 человек, и выяснилось, что руководители в России и СНГ считают, что макроэкономические и рыночные факторы важнее технологических. «Видимо, политическая ситуация и кризис на наших руководителей влияют сильнее», — резонно предположил Филатов. При этом самый большой риск, по его словам, для отечественных топ-менеджеров кроется в ІТ-безопасности, которая тянет за собой и финансовые риски. Да и потери в области интеллектуальной собственности в РФ являются тоже более весомым фактором, чем за рубежом.

Еще одно отличие наших компаний в том, что они больше иностранных коллег фокусируются на мобильных решениях, ведь Россия — один из лидеров по степени проникновения мобильной связи. В мире мобильные бизнес-технологии не так распространены, зато в нашей стране проседает рынок «интернет вещей». Еще одно существенное отличие: удивительно малое количество топ-менеджеров в России оценивает работу компаний по отзывам клиентов. «Это говорит о недостатке конкуренции», — отметил Филатов. Впрочем, по-настоящему принципиальных различий в работе наших и зарубежных компаний в IBM не нашли.

С этим утверждением согласился старший вице-президент по проектированию и разработке ПО Acronis Станислав Протасов, чья компания работает как в России, так и в 145 странах мира. «С моей точки зрения, большого различия в работе в разных странах нет. Если продукт хороший, выполняет то, что люди от него ждут, то его с удовольствием покупают. Большинство бизнесов даже не задумываются, где этот продукт сделан», — заявил он.

... Мэр Иннополиса Егор Иванов (слева) и министр информатизации и связи РТ Роман Шайхутдинов

При этом Протасов убежден, что любой технологической компании важно работать именно на глобальном рынке, но не только потому, что это предоставляет широкое поле для заработка. «Если замыкаемся на территории и в ответ на санкции вводим контрсанкции, мы теряем чувство того, хорош ли продукт, который мы делаем. Глобальная конкуренция все-таки позволяет получить уверенность в том, что мой продукт действительно мирового уровня», — считает представитель Acronis.

Поэтому, уверен Протасов, у России нет никакого особого пути. «Есть внешние факторы, есть люди, которые пытаются заставить нас что-то делать по-своему, в том числе санкциями. Я думаю, это не повод самостоятельно огораживать себя забором, как раз надо стремиться, чтобы наши продукты были популярны на внешних рынках», — отметил он. Пока это, судя по всему, получается плохо, поскольку доля России на мировом ІТ-рынке ничтожна мала — около 1%. В стране, по оценкам Протасова, насчитывается порядка 500 тыс. программистов, а это в разы меньше, чем в Европе (4 млн.) и США (6 миллионов). Отсюда и сравнительно небольшой экспорт ПО, который, по данным минсвязи, составляет $7 миллиардов. «А в Израиле с 8 миллионами человек и 152 тысячами программистов — 15 миллиардов, — привел пример Протасов. — Почему так? Они лучше интегрированы, их университеты ведут исследования с ведущими компаниями, они в первую очередь ориентированы не на внутренний, а на внешний рынок». Отсюда эксперт сделал вывод: России тоже надо «заставлять пользоваться» своими продуктами. «Тогда нас тяжелее будет выключать, потому что в ответ мы можем выключить свое», — добавил он.

— Может, наоборот, мы начали делать конкурентные продукты, поэтому нас ограничили в закупке ПО? — предположил директор по коммуникациям, аналитике и стратегическим исследованиям «Ростеха» Василий Бровко.

— Если у нас будет больше ПО, на которые подсядут наши партнеры за рубежом, то тем тяжелее будет санкции осуществлять, — настаивал на своем Протасов.

Бровко продолжал настаивать, мол, санкции придумали не мы, а без продуктовой независимости не будут летать ни вертолеты, ни самолеты, ни ракеты, да и спутниковая связь пропадет. «Наверное, правильно говорить не об импортозамещении, а о поддержке собственного производителя, который уже что-то умеет производить», — отметил он.

Дмитрий Завалишин Дмитрий Завалишин: «Мы любим и умеем рождать гениев, но плохо умеем строить повторяемые стабильные качественные процессы. Мы не умеем делать заводы по производству ПО»

На это Евгений Черешнев (чья компания «Лаборатории Касперского» точно умеет делать продукты на экспорт) заявил, что в России совсем другая проблема — можем произвести классную вещь, но не можем продать. «Про Россию говорят: если хотите создать уникальную вещь, которую не может сделать никто, идите к русским. Если надо сделать несколько одинаковых вещей, то иди к кому угодно, кроме русских. Это стабильная картина мира, — согласился гендиректор DZ Systems Дмитрий Завалишин. — Мы плохо умеем делать рядоположные вещи, это касается и промышленности. Мы любим и умеем рождать гениев, но плохо умеем строить повторяемые стабильные качественные процессы. Мы не умеем делать заводы по производству ПО».

«ЗДЕСЬ ВСЕ ДВИГАЕТСЯ ПО ЗАДАННОЙ ТРАЕКТОРИИ»

Сегодня же был подписан ряд важных соглашений, хотя громких заявлений по резидентам, как обещал ранее Никифоров, пока не прозвучало. Зато были подписаны соглашения между минкомсвязи России и компанией «Российские автомобильные дороги» (по созданию инфокоммуникационной среды), между ООО «Автодор-Телеком» и ООО «Сотка высоток» (по созданию придорожной инфраструктуры), между городом Иннополис и ФРИИ, «РТ-Информ» и «Новыми облачными технологиями» (по созданию комплексных конкурентных решений в обрасти ІТ-технологий и безопасности). Несколько соглашений подписал Университет Иннополис — с компаниями «Новые облачные технологии», Postgress professional и «Майкор» (по развитию научной и образовательной областей).

Несколько соглашений подписал Университет Иннополис

После подписания документов Никифоров прокомментировал некоторые аспекты существования Иннополиса. По его словам, в городе есть все условия для успешной жизни и работы (министр напомнил, что аренда квартир стоит всего 7 - 10 тыс. рублей). «Больше ничего и не нужно. Все в городе есть. Нужно просто больше работать, раньше вставать, позже ложиться. И все здесь получится, — уверен министр. — Здесь все двигается по заданной траектории. Для мэрии города важно создавать хорошие условия для жизни для людей, создать правильную среду обитания. Для особой экономической зоны крайне важно быть отзывчивым на любые вопросы, которые возникают у потенциальных резидентов, водить их за руку и ни за что не отпускать. Для Университета Иннополис — стать точкой притяжения молодых талантливых людей мирового уровня. Нужно просто продолжать двигаться в том же направлении, а задача государства — такие территориально-обособленные инновационные центры поддерживать».

В частности, Никифоров считает, что нужно рассмотреть вопрос создания в Иннополисе помимо ОЭЗ еще и территории опережающего развития (ТОР). «Там есть ряд преимуществ, интересных ІТ-компаниям. Нужно рассмотреть этот непростой вопрос. Решение может быть принято на уровне правительства страны», — сказал министр. Впрочем, в свете последних известий о временном моратории на создание новых особых зон эти надежды выглядят весьма сомнительно.

Сегодняшний же вечер завершится в Иннополисе празднованием Дня города с салютом и гуляниями.