Сотрудники проекта «Диссернет» выяснили, что 32% диссертации министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова – плагиат Сотрудники проекта «Диссернет» выяснили, что 32% диссертации министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова — плагиат Фото: архив «БИЗНЕС Online»

«СКАЛЬП НИКИФОРОВА ОКАЖЕТСЯ САМЫМ ВЫСОКОПОСТАВЛЕННЫМ В КОЛЛЕКЦИИ «ДИССЕРНЕТА»

Вопрос лишении ученой степени министра связи и массовых коммуникаций РФ Николая Никифорова подходит к завершающей стадии. Как накануне сообщил в своем блоге Леонид Волков — правая рука оппозиционера Алексея Навального, 22 июня в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС) состоится заседание диссертационного совета, на котором будет рассматриваться соответствующее обращение активистов движения «Диссернет».

Напомним, в таблице «Диссернета», где еще в 2014 году перечислены обнаруженные в диссертации министра заимствования, плагиат указан на 79 из 239 страниц. Это означает, что, по мнению «Диссернета», работа на 32% состоит из «некорректных дословных заимствований из сторонних источников». Процесс выявления плагиата в научном труде федерального министра сотрудники проекта предали максимальной огласке, а на заседание диссовета накануне позвали журналистов. В своем сообщении Волков объяснил, почему так важен кейс Никифорова: «Жуликов, которые купили диссертации до 2011 года, увы, нельзя лишить ученой степени, даже если плагиат полностью доказан. Никифоров — один из немногих высокопоставленных чиновников, который попался на фальшивой диссертации уже после того, как изменилось положение о сроке давности рассмотрения заявлений о лишении ученой степени, и кого лишить степени можно», — пишет оппозиционер.

Он также объяснил, почему заседание по отзыву ученой степени состоится только в июле 2016-го. «По действующему положению, заявление о лишении степени рассматривает тот же ученый совет, который ее и присуждал, а это абсолютно коррумпированный диссовет в Казани, являющийся одной из фабрик диссертационной липы. Среди других его известных клиентов — одиозный московский вице-мэр Марат Хуснуллин, — отметил Волков. — Поэтому „Диссернет“ сначала дождался роспуска совета в Казани, и только после этого в феврале 2016 года было подготовлено и отправлено заявление на Никифорова. И вот, наконец, оно приземлилось в одном из диссертационных советов РАНХиГС — немаловажная „проверка на вшивость“ в том числе и для этого вуза».

Возглавляет диссертационный совет РАНГХиГС проректор вуза Олег Проценко. В его состав также входят заместитель директора Института менеджмента и маркетинга РАНХиГС Сергей Капустин, декан факультета Высшей школы корпоративного управления вуза Сергей Календжян и др.

Диссертационный совет, который определит судьбу Никифорого-ученого, возглавляет ректор РАНХиГС Владимир Мау (справа) Диссертационный совет, который определит судьбу Никифорова-ученого, возглавляет ректор РАНХиГС Владимир Мау (справа) Фото: prav.tatarstan.ru

Отметим, что в феврале этого года, перед отправкой заявления в ВАК, Волков иначе объяснял двухлетнюю задержку — продолжительной и «муторной работой». «Написание Золуса (заявления о лишении ученой степени прим. ред.) потребовало глубоко закопаться в саму работу. Никакой робот и никакой „Антиплагиат“ эту работу не делают и не сделают. Ты сидишь с источниками и внимательно страница за страницей сверяешь: здесь украдено, здесь украдено, здесь нет ссылки, а здесь есть, все это выписываешь», — описывал свой труд волонтер «Диссернета», ни словом не упоминая о «коррумпированности диссовета».

Так или иначе, Волков не отрицает, что для него лишение ученой степени Никифорова — важнейший публичный проект. «Если все получится, то скальп Никифорова окажется самым высокопоставленным из всех в достойной коллекции „Диссернета“, — добавил волонтер сообщества. — Поэтому так важна общественная поддержка и внимание СМИ к заседанию в следующую среду. Приходите!»

В разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» Волков указал и на личный интерес к положительному решению диссовета. «Я хорошо знаком с Никифоровым, мы с ним много пересекались по стартаперским проектам, и сейчас очень грустно смотреть, как человек влез в правительственную историю и полностью себя потерял, продал душу дьяволу, — мистифицирует Волков. — Такое ощущение, что история с диссертацией — одна из составляющих этой сделки. Кроме того, для нас очень важно показать, что за инновационные технологии и связь отвечает человек, который украл свою диссертацию, это показательная история для многих о том, каковы структура и существо современной российской власти».

Шансы на успех «Диссернета» Волков оценивает высоко. «Мы надеемся, что свою репутацию Академия народного хозяйства и госслужбы (РАНХиГС) поставит выше корпоративных интересов и заявление рассмотрят по существу, — рассчитывает собеседник „БИЗНЕС Online“. — Лишение степени неизбежно, плагиат доказан и показан».

По мнению Волкова, в дальнейшем лишение Никифорова ученой степени должно привести к уголовному делу, поскольку «кража диссертации — это мошенничество». «Он получает надбавки за ученую степень, это необоснованное обогащение», — рассуждает Волков. Однако в перспективы уголовного преследования он не верит. «Если мы докажем воровство, в реалиях нашей страны это будет только моральной победой, — отметил соратник Навального. — Но у нее будут долгоиграющие репутационные последствия. В любой нормальной стране человек после такого, конечно, теряет пост, но в России это необязательно».

«НА КАЖДОМ ШАГЕ РЕШЕНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ РАЗВЕРНУТО НА 180 ГРАДУСОВ»

«Леонид Волков написал правильное и важное [заявление], просим поддержать — прийти и засвидетельствовать эту красоту неописуемую», — перепостил в своем «Фейсбуке» обращение волонтера «Диссернета» один из соучредителей сообщества Андрей Заякин. Однако другой соучредитель сообщества Андрей Ростовцев настроен не столь категорично. В разговоре с «БИЗНЕС Online» он высказал предположение, что члены диссовета не придерживаются единого мнения по диссертации Никифорова. «Для них это сложный вопрос. С одной стороны, члены диссовета воспринимают это как политический кейс и относятся к нему с большой осторожностью, — рассудил Ростовцев. — С другой — диссертационный совет состоит из вполне приличных ученых с хорошей репутацией, и многие из них будут в сложном положении. Возможно, голосование не будет единодушным, я сомневаюсь, что ученые договорились заранее. Мы часто встречались с ситуацией, когда на ученом совете были голоса и за лишение, и против, были и воздержавшиеся».

Он предупреждает, что лишение ученой степени — это не быстрый, а многоступенчатый процесс, сравнимый с разбирательством в суде. «Решение ученого совета утверждается или не утверждается на заседании экспертного совета ВАКа, следующий этап — рассмотрение президиума ВАКа, и затем в окончательном виде появляется приказ об отзыве за подписью министра образования РФ. На каждом шаге этой „лестницы“ решение может быть на 180 градусов развернуто. Такое часто у нас случается в последнее время. Некоторые даже приходят в зал ВАКа с адвокатом».

Вместе с тем уверенности в том, будет ли настаивать «Диссернет» на отзыве научной степени у Никифорова после отказа в диссовете, нет. «Не знаю, как мы поступим, будем ориентироваться по ситуации» — добавил Ростовцев. При этом собеседник издания полагает, что для политика Никифорова лишение ученой степени никаких последствий за собой не повлечет. «Нам обычно объясняют это так: пост министра РФ не предполагает такого квалификационного требования, как наличие диссертации. Проще говоря, была у него диссертация или нет — к его настоящей работе это отношения не имеет» — резюмировал соучредитель «Диссернета».

«НИ У КОГО НЕТ СОМНЕНИЙ, ЧТО ЭТОТ ЧЕЛОВЕК ДОСТОИН СТЕПЕНИ»

Помимо «политического кейса» члены совета в первую очередь должны оценить научный потенциал диссертации Никифорова. Тема научной работы — «Инновационная модель управления информационными потоками в сфере оказания государственных электронных услуг: на примере Республики Татарстан». Отметим, Николай Анатольевич действительно осуществлял свои научные идеи — еще в 2005 году он стал членом рабочей группы по реализации проекта «Электронное правительство Республики Татарстан», а позднее, на должности министра связи и массовых коммуникаций РТ, внедрял принципы электронного документооборота — под его контролем в республике была создана государственная сеть телекоммуникаций, к которой было подключено 4,5 тыс. бюджетных организаций.

Член диссовета, завкафедрой экономической теории и политики факультета финансов и банковского дела РАНХиГС Абел Аганбегян, известный как академик АН СССР и экономический советник Михаила Горбачева, в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» заявил, что аргументы Волкова необоснованны. «Никифорова я знаю, он у меня писал работу по МВА, человек очень грамотный в своей области, — охарактеризовал министра Аганбегян. — Я связывался с другими членами диссертационного совета. И ни у кого нет сомнений, что этот человек достоин степени. По-моему, он достойно работает в своей должности, у него один недостаток — молодость».

Собеседник «БИЗНЕС Online» предполагает, что у кого-то, возможно, есть обида на Никифорова, а может быть, люди просто хотят прославиться на такого рода событии. «Заимствование — это не значит, что ему [Никифорову] работу кто-то написал, — рассуждает Аганбегян. — У него достаточно других работ, где есть его собственные мысли. Есть заимствование двух родов — он [Никифоров] ссылается на нормативные акты, это не считается заимствованием. Это не индивидуальные мысли, но это официальные документы, на которые ты опираешься. Второй момент заимствований, которые ему приписывают, — ссылка на работу, которую он написал совместно с кем-то. Это тоже не заимствование, потому что его имя стоит в авторстве, но не одно».

Член диссовета Абел Аганбегян: «Никифорова я знаю, он у меня писал работу по МВА, человек очень грамотный в своей области» Член диссовета Абел Аганбегян: «Никифорова я знаю, он у меня писал работу по МВА, человек очень грамотный в своей области» Фото: архив «БИЗНЕС Online»

Профессор кафедры государственной службы и кадровой политики Института государственной службы и управления РАНХиГС, автор единственной в стране книги по этике госслужащих Владимир Соколов считает, что любые способы получения авторитета через диссертации ни в коем случае не должны относиться к авторитету государственной власти. «К сожалению, примеров, когда политиков, госслужащих уличали, очень мало, — сетует Соколов. — На моей памяти был такой товарищ, которого на ученом совете лишили ученой степени. Думаю, что решение никак не отразится на работе лишенного степени, а должно бы. Я позитивно отношусь к работе „Диссернета“, работают весьма профессионально, ошибок у них не находил».

ПОПОЛНИЛИ «КОПИЛКУ» «ДИССЕРНЕТА»

Сетевое сообщество «Диссернет», которое занимается разоблачением «мошенников», «фальсификаторов» и «лжецов», изучая их научные труды, объявило о плагиате в диссертации Никифорова 7 апреля 2014 года. После анализа был сделан вывод, что он цитирует без ссылки несколько источников — к примеру, статью «Электронные государственные услуги и процессы» Александра Данилина, опубликованную в журнале CIO (№1 от 28 января 2004 года), статью «Классификационные признаки и виды услуг в современной экономике» и... работы своего научного руководителя Александра Юртаева.

Диссертацию Никифоров защитил в 2011 году в КНИТУ-КХТИ и вскоре получил степень кандидата экономических наук. Научный руководитель будущего федерального министра более 12 лет, с 1998 по 2011 год, проработал начальником информационно-аналитического управления аппарата кабмина РТ, в 2011 году стал начальником информационно-аналитического управления президента РТ. 5 августа 2013 года он скончался на 62-м году жизни после болезни. Именно Юртаеву Никифоров во многом обязан стартом своей карьеры. Достаточно вспомнить, что она начиналась в 2004 году в ООО «Современные Интернет Технологии» (деловой портал Tatcenter.ru), созданном по инициативе правительства РТ и руководимом сыном Александра Юртаева Дмитрием Юртаевым.

Интересно, что alma mater Никифорова — КФУ, где он в 2004 году закончил экономфак, а диссертация, по данным «Диссернета», была выполнена в вузе рангом пониже — негосударственном Институте социальных и гуманитарных знаний (ИСГЗ). В числе оппонентов Никифорова значится Галина Сульдина, на тот момент завкафедрой государственного и муниципального управления КФУ. С сентября 2012 года она стала профессором кафедры государственного управления и права МГИМО (У) МИД России. Любопытно, что Сульдина была научным руководителем главы минэкологии РТ Фарида Абдулганиева, который в декабре 2015 года также пополнил список разоблаченных экспертами «Диссернета» «ученых». Экс-мэр Деревни Универсиады защитил работу на тему «Управление организационно-экономическим развитием жилищно-коммунального комплекса региона: на примере Республики Татарстан» в 2009 году. Участники проекта «Диссернет» нашли на 113 страницах из 166 его кандидатской диссертации некорректные заимствования из другой работы. Правда, ученую степень у него не отозвали — истек срок давности. Впрочем, Абдулганиев уже успел защитить и докторскую, которая пока придирчивому разбору «Диссернета» еще не подверглась.

Суть претензий «Диссернета» к Никифорову «БИЗНЕС Online» подробно излагал еще один соучредитель сообщества Сергей Пархоменко. «При составлении диссертации министра связи, на мой взгляд, использован самый криминальный вид подмены — автор просто взял большие куски чужого текста и подогнал его под свою работу, — объяснял Пархоменко. — Мы называем это „игошинским методом“ — по имени депутата Игоря Игошина, посвятившего свою диссертацию проблемам мясной промышленности. При этом за основу он взял диссертацию о теории кондитерского дела и заменил в тексте „шоколад“ на „говядину“, а „кондитерский“ — на „мясоперерабатывающий“. Примерно так же поступил Никифоров: взяв за образец научный труд по проблемам управления информационными потоками в области здравоохранения, министр с легкостью переработал его по теме госучреждений».

Пархоменко рассказал изданию, что участники сообщества еще в 2014 году предлагали Никифорову спасти репутацию и уйти от позора. «Для этого есть вполне цивилизованный способ — отказаться от неприглядно добытой ученой степени и аннулировать свою защиту. С этим увещеванием мы и пытались выйти на Никифорова, но никакой реакции от него не дождались, кроме разве что угрюмого отбрехивания его пресс-службы, которое сводилось в основном к тому, что у ВАКа нет никаких претензий», — пояснил борец с плагиатом.

В «копилке» «Диссернета» уже «лежит» ряд высокопоставленных «клиентов». В их числе оказался председатель Московской городской Думы Владимир Платонов. «У него отозвали ученую степень, но он сам пришел на заседание диссертационного совета с заявлением об отзыве диссертации, — рассказал Ростовцев. — Сам для себя решил — лучше пусть отзовут, чем потом позориться. Чиновники, как правило, искренне уверены, что, если прочитали то, что им принесли референты или секретари, они сделали научную работу».

Чиновникам из Татарстана также досталось от сообщества борцов с плагиатом. Первый парламентарий, лишенный в ноябре 2015 года докторской степени после расследования активистов, — депутат Госдумы от РТ Ришат Абубакиров. В стане «диссернетовцев» это вызвало большое ликование — весь проект начался с анализа именно его диссертации.