КАЗАНСКИЙ РИТЭЙЛЕР В КРИЗИСНЫЙ ГОД СЕРЬЕЗНО СОКРАТИЛ СВОЙ ШТАТ – ПОЧТИ НА ТРЕТЬ!

Премиальная розничная сеть «Бахетле» на днях опубликовала свои основные экономические показатели, включая кредитную нагрузку и структуру собственников. БИЗНЕС Online предлагает читателям наиболее интересные моменты из отчетности компании. Из нее видно, как сеть боролась с кризисом, какова доля собственной продукции в «гипермаркете домашней еды», какова динамика у нее EBITDA и т.д.

ДРУЖБА С КРЕЗОМ

На сайте ведущего татарстанского ритэйлера «Бахетле» был опубликована ежеквартальная отчетность материнской компании ООО «Бахетле-1» по итогам 1 квартала 2010 года. Несмотря на то, что компания не является публичной, она раскрыла свою финансовую отчетность ввиду того, что является эмитентом рублевых облигаций.

Как следует из отчетности, ООО «Бахетле-1» зарегистрировано в июле 1998 года с уставным капиталом в 8,5 тыс. рублей, который к  2005 году вырос до 3 млн. рублей. На ООО «Бахетле-1» в 2005 году зарегистрирован товарный знак. Видимо, речь идет о ТМ «Бахетле» и срок действия его регистрации истекает 16 января 2014 года.

100% долей компании владеет Муслима Латыпова. Ранее ее дочь Эльвира Харламова владела 50% компаний, но вышла из числа владельцев в 2007 году.

Поручителями ООО «Бахетле-1» по облигационным  обязательствам выступают ООО «Бахетле», ООО «Бахетле-3», ООО «Крез и К» и ООО «Бахетле - Агро». Помнится, в начале кризиса СМИ сообщали, что «Бахетле -Агро» было реализовано некому инвестору. Но, похоже, это было не более, чем формальная сделка.

В свою очередь в числе заемщиков «Бахетле-1» фигурируют ООО «Бахетле» (841, 8 млн. рублей) и ООО «Крез и К» (203, 8 млн. рублей).

EBITDA РАСТЕТ, А ВЫРУЧКА ПАДАЕТ

По итогам 2009 года выручка компании составила 4,9 млрд.руб., что на 7,4% меньше аналогичного показателя по 2008 году. Для кризисного и даже во многом катастрофичного года – это терпимо. Интересно, что на получение такого показателя выручки компании прежде всего, возможно, повлияло сокращение продаж продукции собственного производства (14% за год). Отметим, что доля этой продукции в структуре выручки Бахетле-1 неуклонно падает на протяжении трех последних лет с 2007 года. Хотя, отметим, именно благодаря собственной продукции (выпечке, готовым блюдам) и стал широко известен бренд «Бахетле», чей слоган и позиционирование звучат как «Гипермаркет домашней еды».

Согласно данным отчетности, львиная доля выручки обеспечивается за счет продаж продукции других производителей –  62,7% (+7,2% за три последних года). 

Положительным моментом является рост величины чистых активов компании. За три года они выросли практически на 100% и на конец 2009 года составили 71,6 млн.руб. Показатель EBITDA компании также имеет положительную динамику (+61% за три года). Таким образом, количество денежных средств, которое компания может потратить на обслуживание своего долга постоянно увеличивается.

ЗАЛОЖНИКИ ЭКСПАНСИИ 

Как следует из отчетности, ритэйлер в кризисный год активно боролся с издержками и в частности серьезно сократил свой штат. Так, на конец 2009 года среднесписочная численность сотрудников Бахетле-1 составляла 2,9 тыс. человек против 4 тыс. человек в 2008 году. Минус 28% персонала - это серьезная антикризисная стратегия!

Собственные оборотные средства имеют отрицательные значения за все периоды. Это говорит о том, что компания вынуждена прибегать к привлечению заемного капитала. Весь капитал компании практически на 100% состоит из заемных источников финансирования. Средства необходимы компании для экспансии сети и открытие новых магазинов – как известно, Бахетле ведет активную экспансию, причем не только в Татарстане, но и в Москве.

Также более чем в шесть раз сократилась чистая прибыль. Получение такого результата связано с уменьшением величины полученных компанией процентов в 2,8 раза, а также с ростом величины пеней и штрафов, связанных с неуплатой налогов компании в 1,7 раза.

ЛУЧШИЕ ДРУЗЬЯ ДОМАШНЕЙ ЕДЫ

В 2009 году крупнейшими кредиторами сети являлись Ак барс банк (выдал 575,5 млн. рублей), Сбербанк (528,9 млн. рублей) и «Банк Москвы» (571,8 млн. рублей). Правда, за 3 месяца 2010 года кредиторская задолженность перед этими банками снизилась на 250 млн. рублей: Ак Барс банк (498,9 млн. рублей), Сбербанк (502, 6 млн. рублей), «Банк Москвы» (417, 9 млн. рублей).

Помимо этих трех крупнейших кредиторов партнерами Бахетле в разное время были «Девон-Кредит», «Кредит Европа Банк», «Зенит», «ЮниКредитБанк», «Энергобанк», банк Казани и Акибанк.

Всего за 1 квартал 2010 года в структуре кредиторской задолженности кредиты, срок наступления платежа которых составляет до одного года составляют  1,114 млрд. рублей, а более года – 1,121 млрд. рублей.

В 2010 году ритэйлеру предстоит выплатить (часть уже должна быть погашена) по обязательствам ООО «Бахетле-1» солидную сумму - 1,1 млрд. рублей.

РАСТИ ЗА СЧЕТ КАЗАНИ

Как указывается в отчете, группа «Бахетле» планирует и далее развиваться магазины формата «премиум». По оценкам ритэйлера, сейчас в столице Татарстана 18 % розничного оборота продуктов питания занимают сезонные рынки и базары, 22-25 % – одиночные продуктовые магазины и только 15 % – крупные розничные продовольственные сети. В компании ожидают, что доля крупных розничных сетей будет прирастать за счет сокращения доли рынков, павильонов и одиночных магазинов и в конце 2009 году должна была достичь 25 % от продовольственного розничного рынка. Поэтому ритэйлер рассматривает татарстанскую столицу как один из главных источников роста.

К тому же в Казани практически нет конкурентов "Бахетле", к которым ритэйлер относит сеть "Седьмой континент - VIP", "Калинка Стокманн", "Глобус Гурмэ", "Алые паруса", развивающиеся в формате VIP,  Real, а также ряд независимых супермаркетов.

Алена Матвеева
Арслан Минвалеев

 

Наименование показателя

На 01.01.2008

На 01.01.2009

На 01.01.2010

Выручка от реализации (тыс.руб.), в т.ч.

3 381 351

5 307 893

4 913 291

доля продукции собственного производства, %

32,5

27,4

25,3

доля вино-водочных изделий, %

12,0

10,0

12,0

доля прочей продукции, %

55,5

62,6

62,7

Краткосрочные кредиты и займы, тыс.руб.

800 301

810 206

957 402

Долгосрочные кредиты и займы, тыс.руб.

1 973 362

1 803 913

1 353 658

Собственные оборотные средства, тыс.руб.

-355 003

-343 721

-320 878

Проценты к уплате, тыс.руб.

179 765

364 848

362 512

Чистая прибыль, тыс.руб.

24 404

30 936

4 764

Коэффициент концентрации заемного капитала

0,99

0,98

0,98

Среднесписочная численность, чел.

1756

4 032

2 907

EBITDA, тыс.руб.

264 770

397 266

426 365

Чистые активы, тыс.руб.

35 937

66 873

71 637