Госсовет РТ предложил изменить порядок присоединения одного юрлица к другому. Соответствующий законопроект был внесен в Госдуму накануне.

Госсовет РТ беспокоит, что в последнее время увеличивается число юрлиц, которые прекращают свою деятельность путем реорганизации в виде присоединения к другим юрлицам. Если в 2013 году прекратили свое существование чуть более 10 тыс. компаний путем присоединения к другим, то в 2014 году таких стало 21 223, а в 2015-м — 32 120 юрлиц. «Таким образом, за два года количество юридических лиц, прекративших свою деятельность путем присоединения к юридическим лицам, зарегистрированным на территории других субъектов Российской Федерации, увеличилось в 3,2 раза», — указывается в пояснительной записке.

При этом, как говорится в документе, все больше жалоб поступает на то, что делается это не просто так, а для того, чтобы уклониться от налогов, от ранее возникших обязательств перед бюджетом, а кредиторы в итоге не могут истребовать задолженность. «Действующее законодательство о государственной регистрации позволяет недобросовестным лицам, злоупотребляя положениями законодательства, осуществлять деятельность, направленную на достижение различных неформальных целей, в том числе на уклонение от налогообложения. Указанные лица также являются проводниками в сфере незаконных финансовых операций по обналичиванию денежных средств, созданию неравных конкурентных условий для всех добросовестных налогоплательщиков», — пишет Госсовет РТ в пояснительной записке. При этом в Гражданском кодексе и в Налоговом кодексе говорится, что правопреемник должен выполнить все обязательства. Но Госсовет РТ указывает, что практика такова, что он этого не делает.

Решить проблему депутаты предлагают внесением изменений в ФЗ «О государственной регистрации юрлиц и ИП» и «Об обществах с ограниченной ответственностью». В частности, предлагается расширить перечень документов, которые предоставляются при реорганизации (добавляется бухгалтерско-налоговый отчет). Кроме того, Госсовет РТ указывает, что в настоящее время законодательство не предусматривает обязательств после реорганизации увеличивать уставный капитал. Поэтому он и после присоединения остается прежним, как правило, минимальным в размере 10 тыс. рублей. «Таким образом, при наличии требований кредиторов к присоединяемым юридическим лицам, в сумме составляющим гораздо большую величину, чем размер уставного капитала, удовлетворение требований кредиторов становится невозможным», — говорится в пояснительной записке.