Сроки строительства домов в «Салават Купере» срываются: работы либо остановлены полностью, либо ведутся слабыми темпами

«ОСТАНОВИЛИ И ОСТАНОВИЛИСЬ — ЭТО РАЗНЫЕ ВЕЩИ»

Недовольство будущих жильцов амбициозного проекта «Салават Купере» срывами сроков строительства домов вчера вылилось за рамки соцсетей. Наездившись по стройплощадкам, где они фиксировали либо полную остановку работ, либо весьма слабый темп, они решили отправиться на прием к Талгату Абдуллину, чтобы лично спросить «о сроках окончания строительства, заселения и отсутствия финансирования».

Согласно первоначальным графикам, к настоящему времени должны быть готовы все дома во всех кварталах первой очереди. Однако по факту введено в эксплуатацию лишь четыре дома из 22. Возводят комплекс четыре компании: генподрядчиком квартала №13 выступает «Ак таш», квартала №12 — «КамГЭСэнергострой», квартала №11 — ПСО «Казань», квартала №10 — «ГрэйтСтрой». У последнего самое большое количество домов — 7, остальные возводят по 5. Заказчиком выступает Госжилфонд при президенте РТ, возглавляемый Абдуллиным. Ходоков он принял вчера за круглым столом, правда, пропустив лишь около 10 человек.

«Нас вообще не хотели пускать, просто мы так расшумелись, что вынуждены были пустить», — рассказали соципотечники. По их словам, конкретики по срокам и финансированию получить не удалось, а вину Абдуллин попытался переложить на генподрядчиков.

Талгат Абдуллин попытался переложить вину на генподрядчиков

«Остановили и остановились [строительство в «Салават Купере»] — это разные вещи, — косвенно обозначил он причинно-следственные связи, заметив, что не все подрядчики выполняют договорные условия. — Вот они взяли и остановились. Может быть такое. Но говорить о том, что жилищный фонд или правительство приняло решение об остановке строительства, такого нет», — со слов дольщиков, заявил он. К подрядчикам, остановившим работу, предъявлены многомиллионные иски, так что теперь стороны продолжат встречи в Арбитражном суде (пока, правда, известно лишь об исках ГЖФ к «КамГЭСу» после того, как он пытался сбежать с социально значимой стройки).

Недовольным же будущим жильцам было предложено забрать свои деньги. «Но вы вернете с учетом того, что ими попользовались?» — поинтересовались собравшиеся. Ответ был отрицательным. «Абдуллин заявил, что не заставлял нас в это вкладываться. Только 5 лет назад это были деньги, сейчас это инфляция», — сетуют соципотечники.

Согласно первоначальным графикам, к настоящему времени должны быть готовы все дома во всех кварталах первой очереди. Однако по факту введено в эксплуатацию лишь четыре дома из 22

«СИДЕТЬ И РАБОТАТЬ ЗА БЕСПЛАТНО ЗДЕСЬ НИКОМУ НЕ ИНТЕРЕСНО»

После встречи с Абдуллиным жильцы «Салават Купере» отправились прямиком на стройку, поскольку, как признались они «БИЗНЕС Online», встреча оставила больше вопросов, чем ответов. «Посмотрим, сколько там строителей, потому что когда я периодически проверяю, строителей там практически не бывает, — по пути рассказала газете «БИЗНЕС Online» будущая жительница одного из домов в квартале №13 Альбина Корсун. — По документам в нашем квартале должно быть 270 рабочих», — пояснила она.

Судя по всему, из всех кварталов наибольшая готовность на сегодняшний день как раз у №13 — один из домов здесь уже введен в эксплуатацию, и люди в нем живут. «13/5 готов, сдан в декабре, но ключи людям не дают — нет постоянного электроснабжения. И проектная документация там не совпадает. 7 месяцев не могут этот вопрос решить», — уже на месте пожаловались дольщики. Остальные дома в этом квартале — 1, 2 и 4 — также выглядят практически завершенными, однако сроки их сдачи остаются покрытыми тайной, рассказали они корреспонденту «БИЗНЕС Online».

В разгар обсуждения к дольщикам вышел представитель генподрядчика — заместитель главного инженера фирмы «Ак Таш» Агдас Хаметвалиев, которого тут же засыпали вопросами. «Когда сдастся 13-й квартал?», «Сколько рабочих на объекте?», «Можно посмотреть, как ведутся работы?» — первым делом поинтересовались дольщики.

«У нас в планах в этом году этот квартал сдать, — обнадежил Хаметвалиев собравшихся, обронив по ходу, что «сидеть и работать за бесплатно здесь никому не интересно»

Представитель генподрядчика на это заметил, что рабочих даже больше 270, однако они занимаются внутренними работами и «на показ» к дольщикам не выйдут. «Это не смотровая площадка», — подытожил Хаметвалиев. «Как «Каздорстрой» примыкание дороги сделает, так дом и сдастся, — пояснил он, отвечая на первый вопрос. — Он делает благоустройство, подъездные пути. Без них дом ни управляющая компания, ни Госстройнадзор не примет».

«Почему затянулся срок сдачи? Все дома поэтапно обещали сдать в течение 2015 года», — напомнили дольщики. Представитель «Ак Таша» эту информацию комментировать не стал, лишь отметил: «Директивный график составлялся, опираясь на график финансирования. Может, где-то какой-то сбой произошел», — туманно заметил он, добавив, что не может комментировать финансовые вопросы.

«У нас в планах в этом году этот квартал сдать, — обнадежил Хаметвалиев собравшихся, обронив по ходу, что «сидеть и работать за бесплатно здесь никому не интересно». Газете «БИЗНЕС Online» представитель «Ак Таша» рассказал, что по второму дому все работы завершены, по четвертому ведется чистовая отделка, по первому — «мокрый процесс»: стяжка, штукатурка. «Готовность первого дома по «внутрянке» составляет 99 процентов, четвертого — около 50 процентов. Там остается поклеить обои и постелить линолеум», — уточнил мужчина.

Интересовало собравшихся и то, бывают ли на стройке выездные совещания. «Абдуллин сказал, что в 8 утра каждый вторник у них здесь совещание, куда приезжает ГЖФ, исполком и представители всех четырех строительных фирм», — пояснили они корреспонденту «БИЗНЕС Online», а затем переадресовали вопрос представителю «Ак Таша». «Когда-то вы собираетесь вместе?» — поинтересовались они. «Раз в неделю выездное совещание, в основном среда, — не совсем «попал» Хаметвалиев. — Раньше в среду, сейчас бывает во вторник, четверг», — попытался исправиться он, заметив вытянувшиеся лица дольщиков. Однако дольщики уже качали головами — их сомнения подкреплялись реакцией рабочих, заметно удивившихся при упоминании еженедельных встреч. Впрочем, может, они не в курсе. Кто-то из жильцов со ссылкой на «знакомых в компании» сообщил, что «Ак таш» строит на свои, чтобы побыстрее уйти из «Салават Купере».

Не было многолюдно и на стройплощадке квартала №10 «ГрэйтСтроя», который состоит из 7 домов, один из которых заселен, второй готовится к заселению. Следующий дом должен быть сдан в декабре 2016 года (сроки, по словам дольщиков, также неоднократно сдвигались), однако работы на нем не ведутся уже давно. Первоначально же все дома планировали сдать в 2015-м. «Мой дом,10/2, застыл с ноября. Это единственная свечка в десятом квартале», — рассказала Елена Мартынова, отметив, что строить его начали еще в 2014-м.

Возводят комплекс четыре компании: генподрядчиком квартала №13 выступает «Ак таш», квартала №12 — «КамГЭСэнергострой», квартала №11 — ПСО «Казань», квартала №10 — «ГрэйтСтрой»

«Абдуллин конкретно про наш квартал сказал, что там трудятся более 200 рабочих. Но мы видели только четырех. Кроме охраны там никого нет», — констатировали собравшиеся, вместе с журналистами обойдя стройплощадку. Одна из активисток прошла в бытовку, где пообщалась с охранниками, предположившими, что эти 220 человек, скорее всего, разбросаны на всех объектах.

Жильцы, завершив объезд, рассказали, что Абдуллин предложил им прийти на стройплощадку, когда там соберутся все застройщики вместе с представителями исполкома. Впрочем, когда это случится — неясно. Неудовлетворенные полученной информацией жильцы планируют обращаться в прокуратуру. «Иначе нас не услышат», — уверены они.

ЗАДАЧА ПОСТАВЩИКА — ПРИВЕЗТИ ТОВАР НА ПЛОЩАДКУ. И ТОЛЬКО ПОСЛЕ ЭТОГО ОН ПОЛУЧИТ ДЕНЬГИ ОТ БИРЖИ

Между тем на встрече со своими дольщиками Абдуллин рассказал о новой схеме финансирования, которая, возможно, сдвинет процесс с мертвой точки. Теперь деньги за стройматериалы перечисляются не подрядчикам для расчета с поставщиками, а идут напрямую самим поставщикам. Такая система расчетов стала возможной после запуска биржевой площадки bp.zakazrf.ru.

Отметим, что запуск этой площадки, через которую теперь подрядчики получают ресурсы, вчера на встрече с предпринимателями «Откровенный разговор» прокомментировал министр строительства Ирек Файзуллин.

«По условиям регламента, поставщик [стройматериалов] несет серьезный ущерб, если он не выполнил обязательства. И деньги он получит только после того, как прораб на стройке получит 10 квадратных метров гипсокартона или 200 кирпичей, которые должны привезти на площадку. Таким путем теперь осуществляются закупки», — рассказал министр, пояснив «БИЗНЕС Online», что теперь «задача поставщика состоит в том, чтобы привезти товар на площадку, и только после этого он получит деньги от биржи». По словам министра, ЭТИС позволял некоторые вольности для поставщика и для подрядчика. По новой же схеме «невозможно будет не заплатить, потому что деньги фиксируются от подрядчика или заказчика, который заказывает эту продукцию на площадку». «Биржевая торговля — это более честная система», — считает министр.

«Абдуллин конкретно про наш квартал сказал, что там трудятся более 200 рабочих. Но мы видели только четырех», — констатировали собравшиеся, обойдя стройплощадку

Он также рассказал, что на биржевой площадке прошло около 1 тыс. торгов, что недостаточно, «чтобы получить объективную цену». Но количество торгов будет постепенно увеличиваться, «сегодня весь мир работает по биржевым схемам».

Файзуллин пояснил газете «БИЗНЕС Online», что такая система работы будет действовать не только на «Салават Купере», но и на всех других, где есть бюджетные средства: по программам ГИСУ (является заказчиком примерно 6 тыс. объектов в РТ), фонда газификации (еще около 4 тыс. объектов), УКСа Казани и, возможно, других УКСов, которые работают с бюджетом республики.

Отметим, что таким образом устанавливается более жесткий контроль, когда даже субподрядчики будут вынуждены «засветить» все свои приобретения для стройки, а все финансовые потоки, даже «в конце цепочки» становятся прозрачными. Добавим, что количество того самого кирпича, гвоздей или гипсокартона для стройки теперь должно быть прописано заранее и четко зафиксировано.

ГОСЖИЛФОНД ПЛАТИЛ СТРОИТЕЛЯМ 28,8 ТЫС. РУБЛЕЙ ЗА КВАДРАТ. СЕГОДНЯ — 27,5 ТЫС. РУБЛЕЙ

Как рассказали «БИЗНЕС Online» источники в строительной отрасли, на внедрение новой схемы оплаты пошли из-за того, что стройкомпании, занятые на соцобъектах, неоднократно обращались к президенту РТ Рустаму Минниханову с жалобой на низкие расценки. Финансовые рамки у Абдуллина действительно крайне жесткие. Настолько, что участие в госпрограмме даже для крупных компаний, которые могут позволить себе заработать на строительстве коммерческих объектов, на грани рентабельности. После резкого роста цен на стройматериалы, особенно на цемент и арматуру, оно и вовсе стало убыточным.

Абдуллин рассказал о новой схеме финансирования. Теперь деньги за стройматериалы перечисляются не подрядчикам для расчета с поставщиками, а идут напрямую самим поставщикам

В качестве аргумента другой источник в отрасли приводит ценник от Абдуллина, объясняя сложности в пробуксовке проекта: в 2012 году Госжилфонд за квадратный метр платил строителям 28,8 тыс. рублей. Сегодня, спустя четыре года, — в диапазоне 27,2 - 27,5 тыс. рублей. Даже не учитывая ежегодную инфляцию в 7%, оплата стала меньше, а ведь есть еще то самое увеличение цен на стройматериалы, на электроэнергию и пр. Конечно, на то она и социальная ипотека, чтобы быть доступной, а следовательно, с минимальными затратами. Но и строителям жить на что-то надо. Во всяком случае, судя по всему, именно низкие расценки стали причиной февральского развода Госжилфонда и «КамГЭСэнергостроя». Однако в апреле стало известно о возвращении компании. По словам одного из наших источников, Госжилфонд попросту не смог найти замену — желающих взять нагрузку «за любовь к республике» не нашлось.

Однако такие попытки со стороны строителей предпринимались и раньше — ответом становились проверки антикоррупционной комиссии Марса Бадрутдинова. Вот и на этот раз в высоких кабинетах строителям ответили: докажите, что вы по объективным причинам не укладываетесь в смету, а не проявляете халатность и неумение работать. Неким компромиссом и должна стать биржевая площадка: ГЖФ сохраняет ясность в платежах даже на уровне субподрядчика, а строители освобождены от обязанности доказывать завышенную смету. Впрочем, однозначно о биржевой площадке в стройотрасли предпочитают не судить, как она работает и оправдает ли надежды — покажет время. Но аргументов у лоббистов повышения цен на соципотечное жилье прибавится.