Вопрос установки бюста Ермака все-таки решен на уровне главы Омской области Виктора НазароваФото: kremlin.ru

«ТЕМА НЕ ОБСУЖДАЕТСЯ. БЮСТ БУДЕТ ОТКРЫТ»

И все же бюсту Ермака Тимофеевича в Омске быть! Несмотря на бурное возмущение местной татарской общественности, власти решили не отступать, а все-таки «продавить» открытие памятника, параллельно совместно с правоохранителями прессингуя активистов, выступавших против. В данный момент на месте — в Советском парке — идут монтажные работы. Кстати, если изначально установить бюст планировалось 6 августа — в День города, то теперь эту дату перенесли на три дня раньше, то ли чтобы поскорее покончить с темой, то ли рассчитывая, что в будний день шума будет меньше.

Кроме того, будет открыт памятник еще и Сергею Королеву. Но если память о знаменитом конструкторе будет увековечена на бульваре его же имени, то бюст «покорителя Сибири» XVI века будет открыт в парке культуры и отдыха Советского округа, проще говоря, в Советском парке, который выходит к реке Иртыш, — неподалеку от исторического комплекса «Острог», в котором проводит мероприятия клуб «Служилые люди Сибири — Кованая рать», объединяющий местных реконструкторов.

Напомним, что «БИЗНЕС Online» уже писал о том, что 150 активистов татарской культурной автономии Омской области направили руководству региона письмо, где воспротивились появлению в областной столице монумента «покорителю Сибири». А идеолог проекта Михаил Сердюков, которому Казань обязана появлением бюста Рихарда Зорге, тогда же сообщил нашей газете, что после разговора с Ростиславом Мединским — отцом и советником министра культуры РФ и председателя российского военно-исторического общества Владимира Мединского — вопрос с бюстом Ермака снят с повестки дня, дабы не будоражить общественность и национальные чувства.

Однако накануне Сердюков признался, что в итоге вопрос установки бюста все-таки решен на уровне главы региона Виктора Назарова — уроженца Омской области, выходца из структур «Газпрома». «Я позвонил в вышестоящие структуры, мне сказали, что это было принято на уровне губернатора, тема не обсуждается. Бюст будет открыт», — сказал он в беседе с корреспондентом «БИЗНЕС Online».

Информацию эту нам подтвердили как в мэрии города, так и в областном министерстве культуры. Так, начальник сектора по взаимодействию с национально-культурными и религиозными объединениями минкультуры Омской области Марина Штергер сообщила: «Да, действительно, бюст будет устанавливаться по инициативе военно-исторического общества». Но затем добавила: «Мы вообще установкой бюста не занимаемся, мы занимаемся другими вопросами. Вопрос [открытия памятника] довольно серьезный, мы не имеем отношения к установке бюста Ермака, лучше вам обратиться к организаторам этого мероприятия. За Сердюкова я ничего сказать не могу».

Идеологический ответ противникам установки памятника на пресс-конференции, посвященной празднованию 300-летия Омска, дал директор департамента культуры мэрии Владимир Шалак, который твердо заявил, что бюст будет установлен, несмотря на протесты. «Полтысячи лет прошло [со времен завоевания Сибири]. Давайте не будем ворошить историю. У каждого народа есть свои герои, и надо к этому относиться с уважением. Я считаю, что Ермак — один из тех образов, которые патриотизм и прививают», — пояснил он и добавил на всякий случай, что надписи «покорителю Сибири» на памятнике не будет.

ГЛАВЕ ОМСКОЙ ОБЛАСТИ ПИШУТ ОБРАЩЕНИЯ ВКТ, ТЮМЕНСКИЕ ТАТАРЫ И АКТИВИСТ ЛДПР

Тем не менее накануне с несколько запоздалым открытым письмом к Назарову обратился всемирный конгресс татар (ВКТ). В нем, в частности, говорится: «Татарская общественность взбудоражена информацией о намерении руководства Омской области установить памятник атаману Ермаку. Совершенно естественно, что такое решение вызвало волну возмущения среди сибирских татар. Из истории известно, какие страшные жестокости совершал Ермак в отношении коренных сибирских народов. Неслучайно в течение прошедших столетий никому не приходило в голову ставить памятники одиозным, противоречивым личностям. Очевидно, это было вызвано стремлением сохранять мир и согласие между разными народами нашей многонациональной страны. Поэтому нам непонятно решение по установке памятника, кто бы его ни принимал, явно вызывающее межнациональное напряжение в обществе».

Первый заместитель председателя ВКТ Данис Шакиров отметил, что реакции от губернатора пока никакой не было. «Собрали вчера оперативное заседание бюро. Написали на имя губернатора области открытое письмо. Точно такая же проблема возникла в прошлом месяце в Тюмени, но там вопрос решился. Вот сейчас в Омске возникла. Мы против установки памятника атаману Ермаку, этот вопрос время от времени всплывает, и мы всегда стоим на своей твердой позиции — мы против», — рассказал он на пресс-конференции, посвященной предстоящему всемирному форуму татарской молодежи.

Тюменские татары также направили в адрес губернатора Омской области обращение. «Считаем своим долгом поддержать своих соплеменников — сибирских татар Омского региона. Сибирские татары Тюменской области заявляют, что сибирские татары, проживая на исконных территориях своего этнического формирования, выступают против установки памятника Ермаку где бы то ни было, а тем более на своей исторической родине, т. к. это оскорбляет наши национальные чувства. Хотим обратить Ваше внимание на то, что образ Ермака в народной памяти коренных народов Сибири, в том числе и сибирских татар, далеко не положителен, да и в исторической науке о нем практически нет достоверных сведений», — говорится в обращении руководителей совета национально-культурной автономии татар Тюмени и Тюменской области Максима Сагидуллина и Марата Курманова.

Противники открытия памятника Ермаку нашли единомышленников в Омске и не из числа татар. В частности, за межнациональный мир вступился руководитель фонда развития межгосударственного социально-экономического сотрудничества «Союз-Восток» и активист ЛДПР Юрий Кривошеев, который также обратился к губернатору Назарову: «С глубокой обеспокоенностью наблюдаю за тем, как на многонациональной Омской земле кто-то — не очень умный или очень недобрый — сеет отравленные зерна. И вот уже кипят страсти вокруг памятника Ермаку... Горячие головы с разных сторон призывают своих сторонников или „не допустить“, или „добиться“. И те и другие, надеюсь, искренни в своих убеждениях. Но я чувствую, как в моей многонациональной и многоконфессиональной стране начинают искусственно создаваться поля напряжения...»

Власти решили не отступать, несмотря на бурное возмущение местной татарской общественности Власти решили не отступать, несмотря на бурное возмущение местной татарской общественности Фото предоставлено омской татарской НКА

«Я обращаюсь ко всем жителям Омской области, к людям разных национальностей. В первую очередь — к русским. Русский — это не хождение в лаптях и слезы по березоньке. Русский — это ответственность за свою большую страну, это сила, но это и всеобъемлющее сердце, в котором, как в доме моего деда, есть место для людей разной национальности и веры. Наш долг — передать детям процветающую, мирную, многонациональную и многоконфессиональную страну, где каждый народ знает и помнит свою историю и ощущает себя частью истории большой России... И чтобы наши дети знали историю своих прадедов, чтобы враги и помыслить не могли разрушить нашу общность, чтобы памятники не разъединяли, а объединяли нас, я обращаюсь ко всем неравнодушным людям с призывом к созданию памятника омичам-мусульманам, погибшим на фронтах Великой Отечественной войны», — резюмирует Кривошеев.

ОДНОГО ИЗ АВТОРОВ ОБРАЩЕНИЯ УВЕЗЛИ НА ОМСКУЮ «ЛУБЯНКУ»

Тем временем местные власти не скрывают, что очень раздражены общественным резонансом, возникшим вокруг установки бюста «покорителю Сибири».

Заместитель председателя национально-культурной автономии татар Омской области (НКАТ) Розалия Сайганова рассказала «БИЗНЕС Online», что с момента появления ее обращения в сети общественного активиста не оставляют в покое правоохранительные органы, администрация города и области. «Ко мне домой приезжала полиция. Интересовались, не собираемся ли мы проводить какие-либо акции или протесты в день открытия бюста. Я ответила, что мы хотели решить все цивилизованным способом: письмами, аргументами. Не получилось...» — вздыхает наш собеседник.

«Для них главное, чтобы там была тишина. Полицейский сказал: «Конечно, его поставят, деньги уже потрачены, не будут же его выкидывать», — отмечает Сайганова.

Накануне ее вызвали и в областное министерство культуры. «Усадили меня, напротив четыре человека — из мэрии, министерства культуры [вышеупомянутая госпожа Штергер] и два представителя правоохранителей. Спрашивают: как такое допустили, почему не посоветовались? На что я им ответила, что мы направили письмо в мэрию, там мне дали неверный номер телефона, по которому я долгое время не могла дозвониться. Потом сказали, что официальный ответ будет через месяц, а бюст к тому времени должны уже установить. Это их молчание нас и подтолкнуло... Такого резонанса мы, конечно, и сами не ожидали», — говорит общественница из Омска.

По словам Сайгановой, у представителей властей был еще один любопытный аргумент в пользу памятника, дескать, на месте установки бюста Ермака в Советском парке люди не ходят. «Это неправда! Это место самое популярное. Лет 10 назад там действительно никто не ходил, но сейчас там самое людное место», — говорит зампред НКАТ Омской области.

Правоохранителей же интересовало, «кто подбил» активистов на решительные шаги и «кто стал инициатором» поднятой бучи в прессе и соцсетях.

По словам Розалии Сайгановой, у представителей властей был еще один любопытный аргумент в пользу памятника, дескать, на месте установки бюста Ермаку в Советском парке «люди не ходят» По словам Розалии Сайгановой, у представителей властей был еще один любопытный аргумент в пользу памятника, дескать, на месте установки бюста Ермаку в Советском парке люди не ходят / Фото предоставлено омской татарской НКА

Досталось и Фагиле Чумаровой, представительнице татарской автономии Омска, — ее прямо с рабочего места увезли в областное ФСБ, поставив при этом в известность начальство Чумаровой. «Меньше всего я хотела, чтобы на работе узнали об этом», — переживает она.

Примечательно, что в июне прошлого года тогда еще врио губернатора Назаров в преддверии выборов посетил областной Сабантуй, где с удовольствием примерил тюбетейку, попробовал чак-чак и общался с татарами — от Татарстана на празднике был депутат Госсовета РТ Ринат Гайзатуллин (брат министра финансов Радика Гайзатуллина). «Я бы не сказал, что Сабантуй — это праздник одного лишь татарского народа. Это общий праздник весны и единения всех людей, проживающих в нашей многонациональной области», — сказал собравшимся Назаров. В этом же году губернатора на Сабантуе не было, вместо него гостей праздника поздравлял заместитель председателя правительства Омской области, курирующий идеологическую и социальную сферу, Владимир Компанейщиков (кстати, один из двух заместителей губернатора — выходцев из ФСБ). «Мы сделаем все возможное, для развития и поддержки культуры всех народов, которые проживают в нашем регионе. Такие праздники показывают, что все мы живем в мире, способны находить общий язык вне зависимости от вероисповедания, национальности», — заявил Компанейщиков. Что ж, самое время показать это на практике.