Дмитрий ЕремеевФото: metshin.ru

«ЧТОБЫ ВЗРАСТИТЬ IT-СПЕЦИАЛИСТА, ПРЕПОДАВАТЕЛЬ САМ ДОЛЖЕН ОБЛАДАТЬ КОМПЕТЕНЦИЯМИ НИЧУТЬ НЕ МЕНЬШИМИ, А ДАЖЕ БОЛЬШИМИ, ЧЕМ СПЕЦИАЛИСТЫ КОММЕРЧЕСКИХ IT-КОМПАНИЙ»

IT-образование в Татарстане — это довольно сложная тема. Если говорить о том, как я оцениваю вообще образование в Татарстане, преподавание точных наук в целом — математики, физики — на высоком уровне. Касательно программирования и всего, что связано с IT, то здесь нужно разделять. Если говорить о том, что связано с программированием, то в Казани образование построено тоже достаточно хорошо. Если же мы говорим об IT — а это и дизайнеры интерфейсов, и специалисты в области маркетинга — у нас пока еще проблемы.

Очень многие из интересующихся IT — самородки. Безусловно, для них нужна база. Есть более талантливые преподаватели, есть менее, в одном вузе делают упор на одном предмете, во втором — на другом. Но я не считаю, что университет должен подготовить и взрастить готового специалиста, который уже завтра может мне пригодиться. Это достаточно сложная задача, потому что в этом случае преподаватель должен обладать компетенциями ничуть не меньшими, а даже большими, чем специалисты, или сам быть действующим специалистом, который работает на достаточно высокой позиции в коммерческой IT-компании.

СЕБЕСТОИМОСТЬ КОНТАКТА С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ УЧРЕЖДЕНИЯМИ НИЖЕ ТОЙ, КОГДА РАБОТАЮТ HR-СПЕЦИАЛИСТЫ

В этой связи олимпиады проводятся и для того, чтобы заметить таланты. Олимпиада позволяет ответить на ключевой вопрос: какой вуз лучше, где лучше преподают, где выпускают более талантливых специалистов? И ключевой вопрос здесь: куда эти талантливые люди хотели бы пойти работать? Так что олимпиада — один из хороших механизмов, который позволяет выявлять талантливых людей.

Талантливый человек, которому интересно программирование, может без проблем реализовать себя в программировании. Если говорить об олимпиадах в целом, есть огромное количество как частных компаний, которые проводят олимпиады, так и государственных. Например, mail.ru проводит свою олимпиаду по спортивному программированию. Это достаточно известная большая олимпиада, которая помогает своей компании выявлять талантливую молодежь и дальше вовлекать ее в рабочий процесс. В Татарстане компания ICL проводила командные соревнования для студентов еще во времена моего студенчества, и самые талантливые были их непременными участниками и очень часто связывали в дальнейшем свою работу с компанией.

Есть и другие механизмы, помогающие найти талантливую молодежь, познакомить ее со своей компанией и пригласить на работу. На самом деле, почти всем компаниям как раз и нужна эта талантливая молодежь. Потому что самая главная проблема в IT — это люди. Поэтому, когда проводят различные образовательные мероприятия, крупные компании с удовольствием тратят свое время, их специалисты читают лекции, рассказывают о своих проектах. И это правильно. Мы со своей стороны тоже активно в этом направлении работаем. Многие пришли к выводу, что себестоимость контакта при взаимодействии с образовательными учреждениями значительно ниже той, когда работают hr-специалисты и пытаются найти талантливого разработчика традиционным способом.

Мотивировать молодежь с мозгами остаться в России тоже достаточно просто — талантливым ребятам нужны интересные задачи и возможность самореализации. В России огромное количество компаний, которые занимаются большими, интересными, амбициозными проектами в сфере информационных технологий. Дела с этим у нас обстоят достаточно хорошо. Вопрос исключительно в том, как этим компаниям обнаружить своих людей, погрузить их в среду, установить более тесную взаимосвязь между образовательным учреждением и коммерческими компаниями. Речь идет не только о бизнесе, речь идет об инкубаторе, в том числе о стартапах, о дальнейшем движении. Это все взаимосвязанные вещи, и, на мой взгляд, проблема не в том, что нет компаний, которым нужны люди, и не в отсутствии людей, а в этой связи.

Дмитрий Еремеев