Многие постоянные читатели нашей газеты последние недели задавались вопросом: почему Рафаэль Хакимов перестал публиковать на «БИЗНЕС Online» свои блоги, неизменно вызывающие споры и диспуты? Дело в том, что профессор Хакимов работал над новой книгой «Каково быть татарином?» и теперь готов ее представить публике. Для начала предисловие, где наш постоянный автор рассказывает о сути задумки, а также о том, как ему пришлось ужимать 7-томную «Историю татар» до пяти страниц по просьбе главы республики.
«Минтимер Шаймиев прочитал эту книженцию и высказался так: «У тебя было много разных книг, ну, таких проблемных... А вот теперь, наконец, ты написал нормальную книжку!»
НАДО ОБЪЯСНИТЬСЯ
Для начала нужно объясниться. К предыдущему юбилею я выпустил маленькую книжку под названием «Смешная политика» — сборник поучительных анекдотов (мәзәкләр) из нашей политической жизни с фотографиями и шаржами.
Минтимер Шаймиев прочитал эту книженцию и высказался так: «У тебя было много разных книг, ну, таких проблемных... А вот теперь, наконец, ты написал нормальную книжку!» Редкая похвала. А казахский поэт Олжас Сулейменов сказал про «Смешную политику», что это новый жанр. Я-то писал о своей жизни, которая проходит за кулисами публичной политики, а получился новый жанр.
Многие спрашивают, не будет ли продолжения «Смешной политики»? В принципе, с тех пор накопилось немало любопытного, но я уже ушел из политики, а писать с чужих слов не в моем стиле.
«Очень соблазнительно по аналогии со «Смешной политикой» написать «Смешную историю»
Очень соблазнительно по аналогии со «Смешной политикой» написать «Смешную историю». Анекдотичных ситуаций в моей жизни было достаточно. Так, однажды на очень важной встрече в Москве я оказался лицом к лицу с Рустамом Миннихановым, и он дежурно спросил:
— Ничек хәлләр? (Как дела?)
Отвечаю:
— Все нормально. Издание семитомной «Истории татар» завершили. Аллага шөкер.
— Напиши мне на двух страничках.
Я в шоке:
— Как на двух страничках всю историю татар?
Вид у меня, видимо, был таким растерянным, что он уточнил свою просьбу:
— Ну ладно на трех страничках.
И похлопал по плечу, мол, договорились.
Приехал в Казань — и к ребятам: «Задание. Семитомник надо изложить на трех страницах. Не обсуждается. Разговоры отставить». Все в шоке. Но задание есть задание. Три страницы написать не удалось, получилось пять. Мы отправили их через руководителя аппарата Асгата Сафарова президенту. Сафаров звонит: «Вот, эти ваши пять страниц, ничего так получились. Можете размножить?» Чего проще. Мы их красиво отпечатали в типографии и не успели принести в институт, как весь тираж разлетелся. Бывает же, на раскаленную сковородку нечаянно падает капля воды, и нет ее. Так и тираж этих пяти страниц испарился.
«Приехал в Казань — и к ребятам: «Задание. Семитомник надо изложить на трех страницах. Не обсуждается. Разговоры отставить»
Значит, 200 человек со всего мира в течение 15 лет писали фундаментальный труд в 7 томах по тысяча страниц каждый, и все это можно изложить на пяти страницах? А ведь в этом что-то есть. Наше время настолько стремительное, что некогда сидеть у камина и читать фолианты. Надо предложить что-то сжатое до предела. Сжатая до предела история — суть нашего времени.
В 2015 году в Казанском кремле открывали обновленную выставку «История государственности Республики Татарстан». Минниханов стремительно пробежался по ней, по ряду моментов задал интересующие его вопросы. В принципе, увиденным остался доволен. Выходя, попросил: «Ты уж нам объясни все попроще и одинаково, чтобы мы не путались». Сказано — сделано. Мы поменяли парадигму, стали рассуждать кратко, емко, символами, без цитат.
Можно было бы собрать подобные поучительные сюжеты в одну книгу, но этот жанр остался позади. История не повторяется или же она становится фарсом. С другой стороны, не предлагать же к 70-летию мемуары или какую-то серьезную толстую книгу, которую от силы прочитают два-три человека. А потому я решил написать что-то серьезное, но не в виде научного трактата, а как маленькие сюжеты по больным вопросам истории.
Каждый рассказ — это уже целая история. Это то, что накипело у людей на душе. Многие испытали унижение в школе или услышали по телевидению, узнали из СМИ о якобы немыслимых ужасах татаро-монгольского нашествия, тяготах татарской дани. Они требовали ответов на мучившие их вопросы. Многие самостоятельно пытались докопаться до истины. Наконец, это просто моя боль.
«Глаза видят одно, а мысль — тысячу»
Татарская пословица
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 120
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.