ОТДЫХ — ДЕЛО ЗАЖИТОЧНЫХ И МОЛОДЫХ

О летних туристических предпочтениях россиян в условиях экономического спада в пятницу рассуждали в Москве в ходе пресс-конференции в МИА «Россия сегодня». По итогам опроса 1,6 тыс. человек всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ) стало известно, что доля не отдохнувших этим летом россиян по сравнению с прошлым годом выросла на 4% до 45% (в 2014 году — 37%). Исследование проводилось в 46 регионах РФ среди граждан старше 18 лет. Об этом сообщил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров: «Очевидно, это связано с большим эмоциональным подъемом. После воссоединения с Крымом жизнь показалась прекрасной и удивительной, хотя особого экономического бума в 2014 году не отмечалось, но в 2015 году тренд уже развернулся. Отдыхать мы стали реже».

Тех, кому удалось отдохнуть, ВЦИОМ поделил на две группы: кто отдыхал дома (таковых среди опрошенных 35%), и тех, кто выезжал за пределы места проживания (всего 20%, что на 3% ниже показателя прошлого года). «Больше всего среди тех, кто не отдыхал, оценивают свое материальное положение как плохое», — сказал Федоров. Он уточнил, что селяне тратят на отдых в среднем 29 тыс. рублей на человека, жители Москвы и Санкт-Петербурга около 57 тыс. рублей на человека. «Среди наших счастливых сограждан, кто смог выехать на отдых, те, кто оценивает свое материальное состояние как хорошее, они не только хотят, но и могут отдохнуть. Отдыхают прежде всего зажиточные, молодые и здоровые».

По его словам, доминирует группа приверженцев дачного отдыха. 46% от тех, кто отдыхал, провели время на дачах, что на 10% больше, чем в 2013 году. «Это без учета тех, кто приезжает на дачу на выходные дни», — сказал глава ВЦИОМ. Вторая по объему группа — «домоседы», таковых 20%. Остальные занялись внутренним туризмом — проводили отпуска в другом городе/селе России (без учета Крыма и курортов Краснодарского края).

«Есть рост развития внутреннего туризма, процесс идет неуклонно и последовательно, но не слишком быстро», — сказал Федоров. Если в 2013 году поездкам по стране отдали предпочтение 15% респондентов, в 2014-м — 16%, в 2015 году — 14%, а в 2016 году — 17%. Но глава ВЦИОМ сообщил, что в их измерениях есть процент погрешности в 3,5%, поэтому попросил особенно не радоваться — рост укладывается в погрешность.

На курортах Краснодарского края отдохнули 11% опрошенных. С Крымом динамика «рваная» — в 2014 году полуостров посетили 2%, в 2015 году — 6%, в этом году — 4%. «Возможно, это является следствием не слишком хорошего послевкусия, полученного туристами в 2015 году», — сказал Федоров. За пределами бывшего СССР, не считая Прибалтики, в этом году отдохнули 5% отпускников, что на уровне прошлого года и на 3% ниже уровня 2014 года.

Турция не отвоевывает свои позиции, даже несмотря на открытие авиачартеров Турция не отвоевывает свои позиции, даже несмотря на открытие авиачартеров Фото: ©Наталья Селиверстова, РИА «Новости»

ТУРЦИЯ НЕ РАСТЕТ, А КАЗАНЬ НЕОЖИДАННО СТАЛА КУРОРТОМ

Федоров не преминул произнести очевидную истину, что доля «домоседов» в кризис будет расти. Определенный предел роста расходов на отдых уже достигнут. Если доходы не вырастут, то расходы на отпуск в перспективе будут только падать. С этим согласна и исполнительный директор ассоциации туроператоров России Майя Ломидзе.

«Очевидно, что доходы у населения не повышаются, только снижаются, — добавила Ломидзе, согласившись в целом с данными ВЦИОМа. — Очевидный прогноз на следующий год — дальнейшее снижение потоков, где отдых стоит выше среднего. Но к отдыху тянутся: уже идут продажи на зимний сезон, не скажу, что активно, но идут. Это означает одно: люди не готовы отказаться от отдыха совсем». Подводить итоги турсезона Ломидзе считает преждевременным — он еще не закончен. Но, по прогнозам АТОР, падение по сравнению с прошлым годом будет. Если сравнивать общий объем продаж к сентябрю прошлого года, то сейчас продается примерно на 10% меньше путевок по всем направлениям.

Катаклизмы с Турцией и Египтом сказались на отдыхе татарстанцев, говорит директор «Диля-тур» Гульнара Фахриева. В целом путевки нижнекамцы, по ее оценкам, берут примерно так же, как и год назад, и даже чуть больше. «Если судить по нашей компании, то этим летом я продала больше российских курортов, чем в прошлые годы, — отмечает она. — Многие никуда не полетели в этом году, потому что раньше они летали в Турцию и Египет». Восстановления выездного туризма стоит ожидать через пару лет — сейчас народ стал побаиваться заграницы. «У нас три самых популярных направления — это Россия, Греция и Тунис. По России на первом месте Сочи, на втором — Крым», — подводит она итоги сезона.

Турция, к слову, не отвоевывает свои позиции, даже несмотря на открытие авиачартеров. Такое мнение «БИЗНЕС Online» высказала директор туристической компании «Итиль-тур» Светлана Пименова. Более того, многие потенциальные туристы говорят, что не хотят туда ехать. «Люди начали внимательнее относиться к вопросам собственной безопасности. В связи с нестабильной ситуацией в этой стране и вообще в этом регионе», — отмечает Пименова. Внутрироссийские же направления пока сохраняют свои позиции — ни уменьшения, ни увеличения поездок по России по сравнению с прошлым годом в «Итиль-тур» не отмечают «В январе-феврале, апреле-марте были популярны экскурсионные туры в Санкт-Петербург, Москву в Карелию. А летом — в Краснодарский край, в Крым. Осенью повторяется спрос на Питер, Москву», — говорит Пименова.

Впрочем, другие туроператоры говорят, что Турция расходится как горячие пирожки. По оценкам Рустема Тарзиманова, директора по продажам «Салават Lufthansa City Center», спрос на отдых в Турции был довольно неплохой и поставленные заранее рейсы были забронированы. «Конечно, это не тот объем, который был ранее, но наши граждане любят Турцию, и с точки зрения бюджета это самый оптимальный вариант, — говорит Тарзиманов. — Греция, Кипр — дорого, в Болгарии дороже сервис и хуже море. Даже удивительно, что в нашей компании был такой неплохой спрос в Турцию». Если говорить о популярных направлениях среди туристов нашей компании, летом это были Греция, Кипр, Крым и Турция.

Туристы стали опасливо относиться и к Тунису, где не раз и не два за последнее время происходили теракты, отмечает представитель BSI Grou Эдуард Замалиев. Он не совсем согласен с оценками ВЦИОМа: не учитывается мнение самостоятельного туриста, а на дачах отдыхают в основном те, кто не привык менять обстановку. Те же, кто не может жить без смены впечатлений, ездят недалеко, применительно к Татарстану это, например, Соль-Илецк. А Казань, по словам Замалиева, в этом году вообще стала почти курортом — так сложились погодные условия. «Я разговаривал с москвичами, которые приезжали в Казань. Наш город в Москве очень популярен, Казань всем очень нравится. Если это лето в районе Москвы и Подмосковья было дождливое, то в Казани — безоблачное и жаркое, и наши погодные условия не уступали, скажем так, морским курортам. Единственное, было сказано, что воды у нас очень мало, а так туристов очень много было», — говорит он. Очень хорошие были показатели и по странам СНГ — хорошо продавались Армения, Грузия, Узбекистан. Подрос спрос даже на Азербайджан, хотя и не столь сильно. Из заграничных эксклюзивных направлений Замалиев отмечает интерес к Великобритании, Швейцарии. «А вот Франция спад показала, — добавил он. — Не сказать, что больше всего ездят, но есть увеличение спроса на такие экзотические маршруты, как Япония, Новая Зеландия, Исландия».

президент России Владимир Путин поручил правительству ввести в России курортный сбор Президент России Владимир Путин поручил правительству ввести в России курортный сбор Фото: kremlin.ru

КУРОРТНЫЙ СБОР ОТ ВЛАДИМИРА ПУТИНА КОСНЕТСЯ И ТАТАРСТАНА, СЧИТАЮТ В ГОСКОМИТЕТЕ ПО ТУРИЗМУ

На фоне популярности российских направлений власти страны ищут способы заработать на внимании населения к внутреннему туризму. Так, президент России Владимир Путин поручил правительству ввести в России курортный сбор. Изменения в отрасли будут внесены до 1 марта 2017 года. Власти Крыма уже озвучили размер курортного сбора для отдыхающих — 50 рублей (разово), хотя ранее просили 300 рублей с человека. Но в перечне поручений нет указаний, что меры по повышению привлекательности курортов касаются только Крыма и Краснодарского края — поручение дано премьер-министру Дмитрию Медведеву, а также главам регионов, и теперь в правительстве будут прорабатывать этот вопрос.

Какой будет плата с российского туриста, пока окончательно неизвестно. Но на заседании президиума Госсовета Путин подчеркнул, что вводить подобные платежи нужно аккуратно, «не задирая платежи, незаметно для отдыхающих». Курортный сбор, возможно, коснется и Татарстана. Это подтвердил в разговоре с «БИЗНЕС Online» и председатель госкомитета РТ по туризму Сергей Иванов. «О какой сумме может идти речь, пока сказать не могу — оценка не проводилась, — пояснил он. — До конца еще не проработан механизм взимания сбора, его размер и какие-то возможные льготные категории, которые, может быть, будут освобождены от сбора. Все это будет понятно после принятия соответствующего закона и постановления правительства».

Сергей Иванов подтвердил, что курортный сбор, возможно, коснется и Татарстана Сергей Иванов подтвердил, что курортный сбор, возможно, коснется и Татарстана Фото: «БИЗНЕС Online»

В мире практика взимания курортного сбора существует, и это нормально, считает Иванов: «Если президент страны говорит, что сбор нужен, значит, он нужен. В мире нет единого стандарта — где-то есть курортный сбор, а где-то нет. Где-то введен, допустим, туристический сбор. Он необязательно должен быть „курортным“. И та и другая модель возможна. Если у нас выбрана модель со сбором, значит, будем развиваться так».

По словам исполнительного директора АТОР Ломидзе, курортный сбор может поддержать инфраструктуру: «У нас прогнозы по экономическому развитию не самые радужные, поэтому введение курортных сборов в этой части обосновано. Сколько будет составлять сбор? Люди сейчас крайне чувствительны к цене, если недельный отдых подорожает на тысячу рублей на человека, то это приведет к некоторому снижению спроса. Турист платит сбор в объекте размещения, но 80% внутренних туристов самостоятельны. И довольно существенная доля размещается в частном секторе, который нигде не учтен. Административная нагрузка падает на цивилизованный бизнес и может привести к оттоку из этих объектов. Найти здесь гармонию предстоит инициаторам курортного сбора».

Впрочем, кто-то из отельеров не слышал о такой практике в городах, удаленных от манящих туриста морских просторов. «Я, честно говоря, о такой практике в мире не слышал, но я и не задавался целью найти подобную информацию. Все-таки наш отель находится в городе, где нет туризма как отдыха. Есть бизнес-туризм — люди приезжают в регион Закамье для того, чтобы работать. Но если бы нам сейчас сказали, что будет некий курортный сбор, то в первую очередь нас бы интересовало, кто эти деньги будет собирать, второе — на что они будут тратиться, и третье — как это будет контролироваться, — рассказал „БИЗНЕС Online“ директор бизнес-отеля „Татарстан“ (Набережные Челны) Валентин Голубев. — Ну а в общем, я к этому нововведению отношусь положительно. Вопрос стоит только по сумме сбора». По мнению Голубева, самое главное, «чтобы эти деньги пошли именно на те нужды, которые декларируются». «И ключевой, наверное, фактор: через год, если я приеду туда, я должен видеть, что произошли изменения. Иначе у меня не будет доверия к этому процессу», — отмечает он.

Курортный или туристический сбор за границей — нормальная практика, отмечает владелец сети хостелов в Казани Тимур Дугин. «Когда я в первый раз был в Нью-Йорке, то заплатил обязательные 2 доллара. Причем там этот сбор устанавливается не на уровне страны, а на уровне муниципалитетов. В Нью-Йорке он есть, а каком-нибудь другом городе его может не быть», — говорит он. В России же такой сбор будет лишним. В низком ценовом сегменте в последнее время сложно найти клиента — люди очень восприимчивы к цене. «Снижаешь цену с 600 до 500 рублей — и к тебе сразу же идет гораздо больше людей. Хостел — это низкий ценовой сегмент, и как они будут нас ранжировать — непонятно. С моих постояльцев будут брать столько же, как с посетителей дорогих отелей?» — удивляется Дугин. Ведь при стоимости места в 500 рублей сторублевый сбор — это 20% стоимости!

У Татарстана собственный бренд Visit Tatarstan официально есть уже с марта этого года У Татарстана собственный бренд Visit Tatarstan официально есть уже с марта этого года Фото: tourism.tatarstan.ru

ТУРИСТСКИЙ БРЕНД РОССИИ — ВСЛЕД ЗА ТАТАРСТАНОМ

Одновременно Ростуризм при поддержке министерства культуры РФ и ассоциации брендинговых компаний России задумался о том, что стране необходим свой собственный туристский бренд. Отметим, что у Татарстана собственный бренд Visit Tatarstan официально есть уже с марта этого года.

Над созданием российского бренда в режиме трехдневного воркшопа работают на этой неделе 45 экспертов, копирайтеров и дизайнеров из 30 брендинговых агентств и дизайн-студий, сообщил «Интерфакс». В числе конкурсантов такие известные отечественные компании, как DepotWPF, студия Артемия Лебедева, Mildberry, DDVB, Brandson, Brandtime, Realpro, Coruna, «Артоника», «Пленум», Getbrand, Front:Design и другие. Глава Ростуризма Олег Сафонов надеется, что бренд будет создан уже в декабре этого года.

Собственный туристский бренд Татарстана — Visit Tatarstan со слоганом «1001 удовольствие» — был презентован в марте этого года, а в настоящее время ведется активная внутренняя работа по применению бренда в отрасли. Бренд уже успел получить признание — на днях пресс-служба госкомитета РТ по туризму сообщила, что Visit Tatarstan стал победителем международного конкурса «Туристский бренд: лучшие практики 2016» в номинации «Туристский бренд дестинации/кластера» по категории «Профессиональный проект (действующий туристский бренд)». Награждение состоялось в рамках 22-й международной туристской выставки «Отдых.Leisure».

В разговоре с «БИЗНЕС Online» генеральный директор АНО «Центр развития туризма Республики Татарстан» Оксана Саргина выразила надежду, что с учетом привлеченных специалистов, большой ассоциации брендинговых компаний российский бренд получится хорошим. «В разработке участвует в том числе компания Instid, которая разрабатывала татарстанский бренд. Видя такой состав, мы, конечно, надеемся, что получится очень хороший и качественный продукт, большая идеологическая концепция и продвижение большой туристской территории России за рубежом, — рассказала она. — Надеемся на прекрасный результат и будем всячески стараться объединять наш бренд с российским».

На вопрос, довольна ли директор центра внедрением татарстанского бренда, Саргина ответила утвердительно и продемонстрировала смартфон в чехле, выполненном в фирменном стиле визуализации бренда. «Сейчас активная внутренняя операционная работа. Работаем с производителями. Готовим большую систему аккредитации — будем аккредитовывать и туроператоров, и гостиницы, и рестораны. Будут выбраны носители бренда, те, кто получат специальные значки, и так далее, — сообщила Саргина. — Идем по плану задач, которые были поставлены весной на презентации бренда. Думаю, результат будет уже в декабре, мы покажем что-то интересное».