Сегодня инициативу патриарха Кирилла лишить аборты госфинансирования поддержала детский омбудсмен Анна Кузнецова. Идея полностью отказаться от практики абортов находит все больше сторонников. В противоположном лагере оказались Валентина Матвиенко и Владимир Жириновский. О том, надо ли РФ возвращаться к сталинской практике законодательного запрета на прерывание беременности, рассуждают эксперты «БИЗНЕС Online».
Инициатива патриарха Кирилла о постепенном отказе от практики абортов в нашей стране нашла поддержку и понимание у детского омбудсмена Анны Кузнецовой
«ВЫСТУПАЕМ ЗА ПРЕКРАЩЕНИЕ ПРАКТИКИ ЛЕГАЛЬНОГО УБИЙСТВА ДЕТЕЙ ДО РОЖДЕНИЯ»
Сегодня высказанная накануне инициатива патриарха Кирилла о постепенном отказе от практики абортов в нашей стране нашла поддержку и понимание у детского омбудсмена Анны Кузнецовой. Поддержка была настолько полной, что уполномоченная по правам ребенка при президенте РФ заявила, что против абортов выступает «весь цивилизованный мир». Впрочем, пока что этот «цивилизованный мир» вмещает в себя, кроме самого патриарха РПЦ, новоиспеченного депутата Госдумы Виталия Милонова, верховного муфтия РФ Талгата Таджуддина, а также православную общественность, подписавшую открытое обращение за полный запрет абортов в России (подписи собирают общественные движения «За жизнь» и «Православные добровольцы»). Что касается всей остальной ойкумены, то она замерла в ожидании развития событий: либералы уже готовы возопить к небу, точнее к Западу, об очередном нарушении прав человека в РФ, патриоты аплодируют, а еще не собравшаяся на свое первое заседание новая Госдума прикидывает, найдет ли поддержку в Кремле соответствующий законопроект, который на белой гербовой бумаге пока что никто не написал.
«Мы, граждане Российской Федерации, выступаем за прекращение существующей в нашей стране практики легального убийства детей до рождения и требуем внесения в законодательство изменений, направленных на признание за зачатым ребенком статуса человеческого существа, жизнь, здоровье и благополучие которого должны быть защищены законом», — говорится в обращении движения «За жизнь», которое и выступает застрельщиком запрета абортов. При этом авторы петиции всячески подчеркивают, что ее текст согласован с Патриаршей комиссией по вопросам семьи, защиты материнства и детства. Следовательно, это не позиция отдельных православных активистов — это позиция всей русской православной церкви.
Юридически грамотные активисты составили свое послание так, что его текст одним легким движением руки превращается... нет, не в «элегантные шорты», а в готовый законопроект. Авторы обращения выступают «за признание за зачатым ребенком статуса человеческого существа, жизнь, здоровье и благополучие которого должны быть защищены законом; запрет хирургических и медикаментозных прерываний беременности, противозачаточных средств с абортивным действием, вспомогательных репродуктивных технологий, неотъемлемой составляющей которых является унижение человеческого достоинства и убийство детей, находящихся на начальных этапах эмбрионального развития».
Верховный муфтий России Талгат Таджуддин практически сразу же поддержал православную церковь в этом вопросе
В настоящее время обращение собрало уже более 500 тыс. подписей, рассказал журналистам Александр Волков, пресс-секретарь патриарха Московского и всея Руси Кирилла. «Это не электронная петиция, и в обращении человек оставляет свои данные, в том числе о месте жительства. Думаю, когда получится собрать около 1 миллиона подписей, обращение будет направлено в Госдуму и другие компетентные органы власти», — поделился планами Волков.
Несмотря на то, что позиция православных активистов очевидна (они хотят искоренить аборты в принципе), патриарший пресс-секретарь подчеркивает, что речь пока что идет о выводе «практики легального убийства детей» из сферы государственного финансирования, то есть из системы обязательного медицинского страхования (ОМС). При этом никто и не скрывает, что это лишь первый шаг на пути, который должен завершиться одним прекрасным днем, когда Дума единодушно нажмет кнопки для голосования и робкая инициатива станет непререкаемым законом.
Следует признать, что патриарх Кирилл всегда был последовательным противником абортов, что нетрудно проследить по его многочисленным интервью и выступлениям в той же Госдуме или Совете Федерации. Это и неудивительно: для верующего человека нет вариантов, как ему относиться к убийству нерожденного ребенка или, скажем, к однополым бракам. Вся пестрая конструкция так называемых прав человека разрушается при малейшем соприкосновении с текстами священных книг, будь то христианство или ислам. Поэтому неудивительно, что верховный муфтий России Таджуддин практически сразу же поддержал православную церковь в этом вопросе. «Это убийство детей, я об этом же в праздничной проповеди на Курбан-байрам говорил», — напомнил Таджуддин журналистам, одновременно выразив готовность вслед за патриархом РПЦ подписать петицию, ратующую за запрет абортов. Верховный муфтий видит лишь единственное исключение из правила: если существует угроза жизни и здоровью женщины. В этом случае ислам допускает прерывание беременности по медицинским показаниям.
В настоящее время внутри РПЦ уже действуют программы по оказанию помощи женщинам, которые отказываются от абортов. Это, в частности, «приюты» для мам, которые оказались в трудном положении. Одинокие женщины с новорожденными детьми бесплатно живут в таких «приютах» на протяжении нескольких месяцев, свободные в своем выборе: оставить ребенка православным опекунам или однажды уйти вместе с ним, выйдя замуж или как-то иначе обретя почву под ногами. Таких церковных кризисных центров в России уже 29, по итогам минувшего года в них получили помощь свыше 5,5 тыс. матерей.
Однако есть и обличенные властью, кто выступил против инициативы. «ЛДПР не будет голосовать за запрет абортов...Мы будем категорически против этого закона, мы не поддержим... Если женщина хочет отказаться, мы ее не переубедим. Если мы запретим аборты, аборты будут подпольные, зарабатывать будет медицинская мафия», — заявил Владимир Жириновский. Также не поддержала патриарха и глава Совета Федерации Валентина Матвиенко: «Если уж женщина, несмотря ни на какие усилия, приняла такое решение, то мы должны создать условия — и медицинские, и финансовые — для доступности этой операции... Разные экстремистские предложения могут привести к пагубным последствиям. Поэтому я против резких движений в этой сфере».
«ОБЩЕСТВЕННАЯ ДИСКУССИЯ КРУТИТСЯ ВОКРУГ ОДНОГО: СКОЛЬКО ДЕТЕЙ НАМ ЛУЧШЕ УБИТЬ?»
Россия разрешила аборты еще в 1920 году, став РСФСР. Таким образом, аборты — это завоевание большевистской революции, перещеголявшей в этом отношении не только революционную Францию, но и весь остальной мир. В Европе и США право женщины на легальный аборт было признано лишь в 1960-70-х годах (в Англии — в 1967-м, в США — в 1973-м, во Франции — в 1975-м и т. д.). Освобожденная от капиталистических оков советская женщина, вооруженная доктриной «свободной любви» ленинской соратницы Александры Коллонтай, настолько разучилась обременять себя детьми, что в 1936 году Иосиф Сталин вернул жесткий запрет на аборты в законодательное поле. Это дало Советскому Союзу кратковременный всплеск рождаемости перед близкой войной, однако криминализовало аборты, отдав их на поруки всевозможным «бабкам» и «знахарям». В результате, как и следовало ожидать, возросла женская смертность и даже случаи детоубийства уже рожденных детей. Однако после Великой Отечественной запрет на аборты снова пришелся кстати: потеряв ориентировочно 27 млн. в самой страшной войне ХХ столетия, страна очень быстро восстановила свои человеческие ресурсы. Вновь разрешил аборты в СССР Никита Хрущев, последовательный ленинец, боровшийся в этом качестве и с легализованной Сталиным РПЦ. В результате свободное поколение шестидесятников поставило отечественный рекорд по прерванным беременностям — 5,6 млн. в год. Пугающая статистика стала снижаться лишь с общим падением рождаемости в позднем Советском Союзе и распространением контрацепции.
Сегодня количество абортов в России оценивается по разному: от 1 млн. (официально зарегистрированных случаев) до 5 млн. в год (точка зрения сенатора Елены Мизулиной). Таким образом, при наметившемся в путинские тучные годы демографическом росте аборты ежегодно вычитают из населения РФ не менее миллиона граждан.
В случае если петиция, подписанная патриархом Кириллом и верховным муфтием РФ Таджуддином, дойдет до Госдумы (а сомневаться в этом практически не приходится), уже понятно, кто может стать ее проводником. Тот же скандально известный питерский депутат Милонов, успешно избравшийся в седьмую ГД, уже выразил свою поддержку патриарху Московскому и всея Руси.
«Бесплатные медицинские услуги оказываются для того, чтобы победить какую-то болезнь. Но беременность не является болезнью, ее не надо побеждать, поэтому аборты противоречат концепции обязательного медицинского страхования, — изложил свою позицию журналистам народный избранник. — Мы не хотим убийств за государственный счет, поэтому желающие смогут губить своих детей за свои деньги. Мы не хотим, чтобы за наши деньги какая-нибудь гулящая или гулящий задумывались о последствиях своего блуда».
Милонов категорически не согласен, что законодательный запрет абортов приведет к всплеску женской смертности и расцвету криминальной медицины. Спорить, по его словам, следует о другом. «Общественная дискуссия крутится вокруг одного: сколько детей нам лучше убить, чтобы нам было комфортнее жить? — говорит депутат. — Речь идет о спасении жизни детей, которые уже начали жить в утробе матери. Нет ничего, что можно положить на чашу весов в противовес. Мы же не хотим убивать живых детей, чтобы ликвидировать очереди в детские сады? Мы прокормим новых детей страны, лишь бы люди не делали абортов».
На этом фоне стало известно, что Кремль одобрил законопроект Мизулиной о запрете бэби-боксов, называемых также «окнами жизни» (специально оборудованные места в медучреждениях, где родители могут анонимно оставлять детей — прим. ред.). Об этом сенатор сама сообщила на своем сайте. Согласно сайту, российское правительство считает, что целесообразность принятия законопроекта обусловлена необходимостью выполнять Конвенцию о правах ребенка, а создание бэби-боксов противоречит статьям 6 - 9 и 19 данного документа. Напомним, что соответствующий законопроект был внесен на рассмотрение Госдумы шестого созыва еще 1 июня. Он предусматривает запрет на создание бэби-боксов, при этом нарушителей закона предлагается штрафовать на сумму от 1 до 5 млн. рублей.
«ПУСТЬ НИКТО НЕ ГОВОРИТ, ЧТО ЗАПРЕТИТЬ АБОРТЫ — ЗНАЧИТ ПЛОДИТЬ НИЩЕТУ. ПОСЛЕ ВОЙНЫ РОЖАЛИ ДЕТЕЙ, И НИЧЕГО»
«БИЗНЕС Online» попросил своих экспертов оценить перспективы возможного запрета абортов в РФ. Как может измениться демографическая ситуация России в случае постепенного отказа от практики прерывания беременности? Может ли быть введена уголовная или административная ответственность за произведенные втайне аборты?
Феофан — митрополит Казанский и Татарстанский:
— Святейший патриарх Кирилл выступил в поддержку запрета абортов. Здесь нет ничего, нарушающего права женщин или какие-либо иные права! Потому что сохраняется самое главное право — право на жизнь. Кто бы что ни говорил, но невозможно опровергнуть главное: аборты — это убийство ребенка в материнском чреве. И мы должны об этом четко и недвусмысленно заявить. Еще раз повторяю — сохраняется самое главное — право человека на рождение в этот мир. Это защита жизни.
Если говорить прагматичном плане, то что же мы все время повторяем: демография, демография, продолжая убивать наших детей... С одной стороны, вроде бы поощряем деторождение и многодетные семьи, а с другой — десятью руками уничтожаем наших детей, наших будущих граждан. Поэтому святейший патриарх совершенно последователен. Здесь нет ничего нового. Я помню, как в позапрошлом году в Государственной Думе патриарх Кирилл уже поднимал этот вопрос перед законодателями. Я его полностью поддерживаю. И у нас в Татарстане поддерживают инициативу запрета абортов. Поддерживают эту инициативу не только православные, но и абсолютно все верующие люди. Потому что для верующего человека аборты — это грех, это недопустимо.
Конечно, у идеи запрета абортов найдутся противники, которые будут называть это мракобесием и другими не очень приятными словами. Но посмотрите — в Восточной Европе, в католической Польше выступают с еще более жестким требованием запретить аборты. Что же, в Польше можно, а нам — нет? Потому что там католическая церковь? А у нас — православная церковь, и это наши традиционные ценности. Я много раз приводил подсчеты ученых на заре XX века: в России к концу минувшего столетия население должно было составлять около 600 миллионов человек! И пусть никто не говорит, что запретить аборты — значит плодить нищету. После войны рожали детей, и ничего. А сейчас что мешает? Или нам слушать лжепроповедников, предлагающих вводить однополые браки? А дальше — извращение природы и вырождение рода человеческого. Поэтому, когда разум начинает преобладать над пороками, это не так уж плохо. Конечно же, бывают всякие случаи. Действительно, когда по медицинским показаниям просто необходимо делать аборт, когда под угрозой жизнь женщины — это другая ситуация. Но таких ситуаций не может быть более миллиона в год! Подумайте! Мы говорим о трагедиях: где-то теракт, где-то самолет упал. А у нас миллион людей — в год. И очень часто этого неродившегося ребенка убивают тогда, когда он уже полностью сформирован как человек.
Я как священнослужитель очень часто общаюсь с людьми, которые спрашивают: а как мне быть? Гинекологи и врачи настойчиво подталкивают некоторые семьи к аборту, боясь, что у них статистика будет плохая, просто толкают к аборту. И некоторые делают это умышленно, запугивая пациенток. Поэтому в некоторых случаях, я считаю, нужно привлекать за это к ответственности. Медики должны нести ответственность за жизнь ребенка, главная задача врача — борьба за жизнь. А здесь что? Когда вот так насильственно толкают на аборт, через запугивание, через искажение реальной информации, нужно привлекать виновных к административной или даже к уголовной ответственности.
Рушан хазрат Аббясов — заместитель председателя совета муфтиев России:
— В первую очередь мы должны говорить о духовно-нравственном потенциале, который заложен в нашем обществе. Безусловно, то, что сегодня общество ждет от религиозных организаций, — это больше уделять внимания вопросам именно нравственного характера. А если душа будет здорова, то и тело будет здоровым, и общество будет здоровым. Поэтому сегодня важно донести до общества морально-нравственные идеалы, которые заложены в священных писаниях наших традиционных, аврамических религий. Мы понимаем, что какие-то запреты по-разному могут восприниматься в нашем обществе. И то, что сегодня русская православная церковь этот вопрос подняла, это тоже очень полезно. Мы должны понимать, что в наших традиционных религиях есть понятие запрета на аборт, это является греховным. Но здесь надо рассматривать все аспекты, и не так категорично, потому что бывают ситуации, когда аборт бывает вынужденной мерой. С точки зрения ислама аборт разрешен в исключительной ситуации, когда это угрожает жизни матери. Тогда по медицинским показаниям и в качестве исключения разрешается делать аборт.
Но самое главное, о чем нужно сегодня говорить, — это воспитание нашего общества. Потому что можно исключить аборт из системы ОМС, но люди все равно будут находить какие-то другие пути. Поэтому в большей части мы должны думать об аспекте воспитательного характера. Я думаю, что эта инициатива не просто так вынесена на обсуждение. Сейчас важно обсудить этот вопрос и в разных кругах, и с разными специалистами, и правительству, и нашим законодательным органам принять какие-то поправки с учетом мнения всех представителей общества. И в этом плане мы, религиозные организации, чтя наши духовные ценности, также постараемся донести до общества всю пагубность абортов.
«Мы же не хотим убивать живых детей, чтобы ликвидировать очереди в детские сады? Мы прокормим новых детей страны, лишь бы люди не делали аборты»
«ОН УЖЕ 7 ЛЕТ ЯВЛЯЕТСЯ ПАТРИАРХОМ, И ЗА ЭТО ВРЕМЯ УБИТЫ МИЛЛИОНЫ ДЕТЕЙ»
Александр Минкин — журналист «Московского комсомольца»:
— Если бы не безобразное состояние общества, которое не любит детей, которое бросает их в помойки, сдает их в детские дома, я был бы категорическим противником абортов. Но мысль о том, что баба, которой запретили сделать аборт, ребенка просто выбросит на улице или же его замучает, мешает мне быть таким категоричным. Это очень болезненный вопрос, и я был бы рад, если бы меня избавили от его решения. Весь мир толком не знает, в чем заключается это решение. Однако в благополучных странах или даже в неблагополучных, скажем, в Грузии или Армении, нет детских домов, а у нас есть. Мы бросаем своих детей, лечить — не лечим, лекарств не даем. Но вы уж там, пожалуйста, всех рожайте! Надо, чтобы государство вело себя прилично, тогда и люди будут вести себя прилично.
Марсель Шамсутдинов — и. о. председателя партии «Парнас» в Татарстане:
— Я думаю, что это не дело патриарха — предлагать запретить аборты. Женщины должны сами решать, делать им аборт или нет. А так как они сами или их мужья платят взносы на медицинское страхование, то и им и распоряжаться этими деньгами, а не патриарху. А он пусть занимается церковными вопросами. Хотя он и имеет право на свое мнение.
Светлана Пославская — президент общественной организации «Право на жизнь», член правления общественной организации «Приглашение к жизни»:
— Я не считаю, что патриарх категорично заявил именно о запрете абортов — я таких документов с его подписью не видела. А то, что церковь не приемлет аборты, — это не новость, и я полностью с этим согласна. Было бы странно, если бы церковь говорила что-либо другое. Чего нужно ожидать в высказываниях по отношению к абортам, если церковь призывает к лучшему в человеке, обращает нас к нравственному пути развития? И с нравственной точки зрения этот путь начинается с момента зачатия. А вот почему человечество делает аборты, прерывая эту человеческую жизнь, — это, наверное, совершенно другой вопрос.
Однозначного, полного и окончательного ответа на этот вопрос,имеет ли женщина право на аборт, пока не придумали. Нет идеального решения. Мы к этому только идем. Идем постепенно. Было предложение патриарха отменить право бесплатного аборта. Я считаю это одним из логичных шагов по пути развития человечества и более осознанного отношения к этому вопросу. Но, ставя женщину при этом в трудную ситуацию, когда она рожает ребенка одна, ответственное государство должно оказать ей материальную помощь и поддержку. И, кстати, все упускают второй момент — женщина же не сама по себе рожает, есть мужчина, который участвует в процессе зачатия. Наверное, надо поднимать вопрос об ответственности к рождению ребенка, и мужчина в этом тоже должен принимать участие. Этот момент пока как-то упускается.
Алена Стерлигова — жена православного бизнесмена Германа Стерлигова (многодетная мать):
— Рассуждения на эту тему показывают, на каком уровне развития находится наше общество. Мы рассуждаем: можно убивать ребенка или нельзя? Это чудовищно! Ребенка или можно убивать, или ребенка нельзя убивать никогда, ни в каких случаях. А по поводу того, что это заявление сделал патриарх, то, извините, пожалуйста, он уже 7 лет является патриархом, и за это время убиты миллионы детей. И что это он сейчас вдруг вспомнил про то, что не надо убивать детей?
Кроме этого, нужно посмотреть законы, которые принимаются в этом году, а в этом году принят закон о детской трансплантологии. То есть дети, которые рождаются, будут на органы идти. Посмотрите указ патриарха на соборе 2004 года, где была громадная реклама трансплантологии. Он обращался к своим прихожанам: давайте, будьте донорами, чтобы люди соглашались на эти законы. И это сегодня принято: с одной стороны — детская трансплантология, а органы берутся только у живых людей, а с другой — патриарх вдруг заговорил о том, чтобы запретить аборты, поэтому надо не приписывать это только патриарху. А аборты надо обязательно запрещать, потому что это убийство. У нас убивается четыре миллиона в год детей. Это громадные человеческие жертвы.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 315
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.