«Питерским» назвал Герман Греф открывшийся сегодня XV Международный инвестиционный форум Сочи-2016 Темой традиционного для подобных событий делового завтрака Сбербанка стал бюджетный пирог и то, как правильно его разрезать Фото: ©Максим Блинов, РИА «Новости»

ПРОГНОЗЫ СИЛУАНОВА: БЮДЖЕТНЫЙ ПИРОГ САЖАЕТ СТРАНУ НА ДИЕТУ

«Питерским» назвал Герман Греф открывшийся сегодня XV международный инвестиционный форум Сочи-2016. Подкачала погода — на юге пасмурно, объяснил он оговорку. Темой традиционного для подобных событий делового завтрака Сбербанка стал бюджетный пирог и то, как правильно его разрезать. Это ключевой вопрос для регионов, именно поэтому в зале оказались руководители 40 субъектов Федерации, в том числе и президент РТ Рустам Минниханов.

Для начала Греф, как обычно, дал вводную: нефтегазовые доходы наполняют российский бюджет на 44%. И именно через бюджет действует ключевой канал взаимоотношений государства и населения. Мировая экономика вступила в полосу низких цен на нефть (по оценкам экономиста Евсея Гурвича, 15-летний период высоких цен сменился 15-летием низких). И если экономика страны близка к адаптации, то бюджет — нет. Дефицит свыше 3% ВВП требует источников закрытия дыры. В резервном фонде к концу 2017 года останется 300 - 400 млрд. рублей, фонд национального благосостояния также распечатан. Вдобавок расходы из этих фондов, по сути, это эмиссия, что провоцирует разгон инфляции. Что делать?

«Действительно, пирог стал более диетическим, — оценил состояние бюджета министр финансов РФ Антон Силуанов. — Это и хорошо, потому что мы всех стимулируем на то, чтобы сделать его лучше и качественнее».

Нажмите, чтобы увеличить

Каким должен быть бюджет? Стимулирующим, готовым вкладываться в развитие, или консолидационным, сгребающим доходы и трясущимся над каждой копейкой, как Кощей над златом? Силуанов напомнил, что в результате падения нефтегазовых доходов «надо по одежке ножки протягивать». Без консолидации бюджета не обойтись, иначе — дефицит и разбалансированность, которая означает рост налогов для его балансировки. Если в этом году дефицит — 3,5 - 3,6%, то на будущий год правительство намерено снизить его до 3,2%, и к 2019 году довести до 1%, заявил Силуанов. «Мы сокращаем дефицит и даем возможность Центробанку снижать ставки, а значит, рост будет идти не за счет бюджетных расходов, а за счет доступности кредитов, стимулирования внутреннего спроса, когда бизнес сможет взять кредиты и открывать новые бизнесы. Это обычные механизмы воспроизводства и это основная задача на трехлетку», — сказал он.

Греф тут же спросил, будет ли расти фискальная нагрузка. Силуанов ответил, что налоги расти не будут. Основная их задача — повышение собираемости. За счет улучшения администрирования налоговики хорошо сработали по НДС, лучше стали собираться алкогольные акцизы (рост на 30%). Предстоит улучшить администрирование страховых взносов и налогов. А также — привет бывшему главному таможеннику Бельянинову — улучшение таможенных сборов. «Именно через повышение администрирования, выполнение законодательства в сфере налогов всеми участниками деятельности, — подчеркнул Силуанов. — Мы будем работать по повышению доходов. Каких-то серьезных изменений по сравнению с текущим уровнем изъятия налогов не планируется».

РЕЦЕПТЫ КУДРИНА

Глава центра стратегических разработок Алексей Кудрин в сложившейся ситуации даже пожалел Силуанова. Как сделать так, чтобы скудный бюджет работал на экономический рост? Ведь бюджет с падением цен на нефть сократился на 4% ВВП — это все равно что совокупные расходы на образование и здравоохранение, заметил бывший министр финансов РФ. А с 2007 года в стране росли только социальные и оборонные расходы, которые Кудрин считает непродуктивными для роста экономики

Для роста экономики надо повышать продуктивные расходы, к ним Кудрин относит расходы на образование, здравоохранение и развитие инфраструктуры. За 3 - 5 лет их надо поднять хотя бы на 1% ВВП, но за счет чего? Не за счет роста налогов, а за счет изменения структуры бюджета. 90% соцрасходов — компенсация «дыры» пенсионного фонда. «Нам надо поднимать пенсионный возраст и делать расходы адресными, — считает Кудрин. — И мне хотелось бы поддержать губернаторов — они чувствуют все это на себе. С 2014 по 2019 годы в реальном выражении расходы всех бюджетов упадут на 19 - 20 процентов. Мы меньше будем тратить, меньше покупать оборудования, меньше строить. Должен сказать: это для всех вызов. Но если дать губернаторам больше свободы, не связывать другими обязательствами, не спускать обязательства, которые не имеют достаточного финансирования, — им придется взять на себя главную нагрузку и провести эти реформы».

Именно на регионы спустили реализацию «майских указов» Владимира Путина. В результате в ближайшие три года, по оценкам Кудрина, затраты субъектов РФ на фонд оплаты труда должен вырасти на 500 - 800 млрд. рублей. Конечно, можно приветствовать расходы на зарплату врачей и учителей, но при нерастущих доходах бюджета это будет компенсировано снижением финансирования лекарств, ремонта больниц и школ и т. д. Кроме того, опасный момент — перекос с реальным сектором, где зарплата расти не будет. «Я бы отложил исполнение «майских указов», чтобы растянуть их по времени, — дал Кудрин свой совет. — Эти цели надо поставить на более долгосрочный период с учетом того, что экономика падала, рост доходов не будет быстрым. Надо наращивать зарплаты адекватно росту доходов».

«А НАСЕЛЕНИЕ ВАМ НЕ ЖАЛКО?»

Довольно-таки резко по поводу того, что происходит с бюджетом, высказался глава бюджетного комитета Госдумы РФ VI созыва Андрей Макаров. «Если вы недовложили в этот пирог, когда вы его готовили, сахара и муки, не то что резать, а есть не захочется! — описал он ситуацию. — И вопрос не в том, что делить, а как его испечь». К вопросу же — жалко ли в этой ситуации Силуанова — Макаров добавил, что жалко и губернаторов. «Я бы добавил еще: а население жалко?» — заметил Макаров.

Он заявил, что целый ряд существующих расходов в бюджете просто неэффективен. Начал с федеральной адресной инвестиционной программы: «Это реально триллион рублей, из которого мы как минимум половину ежегодно зарываем в землю!» И добавил к этому ежегодную дебиторскую задолженность в 3,5 трлн. рублей. «Это те деньги, которые министерства и ведомства, чтобы не отдавать деньги обратно, зарывают в землю. Всеми правдами и неправдами перебрасывают на следующий год», — считает Макаров.

Сколько в России было структурных реформ и институтов развития? «Сбиваемся со счета — пальцев рук и ног не хватает! Давайте возьмем особые экономические зоны... Сколько денег, сколько доходов получили ОЭЗ от размещения в банках государственных средств? Более 30 миллиардов рублей, неплохой процент! Так зачем создавать рабочие места, если можно хранить деньги на депозите?..» — сокрушался парламентарий. Примерно в том же духе он высказался и о предприятиях: они на 53,7% вырастили свою прибыль в этих ужасных условиях. И при этом на счетах в банках у них — 21 трлн. рублей, еще 12 на депозитах — и это «нулевые» деньги, они не вкладывают их в производство. Теперь появилась новая игрушка — территории опережающего развития... и скоро, по прогнозу Макарова, в ТОРах будет вся страна: «Ну и кого они будут опережать?»

«Проблема не в отсутствии денег, проблема в климате!» — подвел он черту. И на этом фоне растут долги регионов, потому что они вынуждены проедать, пускать на зарплаты те средства, которые у них есть.

«ДАЙТЕ СВОБОДУ РЕГИОНАМ — ЭТО КЛЮЧЕВОЕ»

В целом в ходе форума красной нитью проходила мысль о том, что пора уже «отпустить» регионы. «Про регионы обычно говорить не любят, — заметила эксперт по проблемам регионов, директор региональной программы Независимого института социальной политики Наталья Зубаревич. — Ситуация — ужас, но не ужас-ужас-ужас». Уже сейчас долги регионов — 2,3 трлн. рублей, в перспективе — рост соцрасходов на 500 - 800 млрд. рублей.

Пришло время «маленько отпустить вожжи», заявила Зубаревич. Когда денег было много, центр хотел все контролировать, но сейчас контролировать остается все меньше и меньше. При этом строем регионы не ходят, они разные, и там разные процессы. Кто-то сохранил стимулирующий бюджет, кто-то не может держаться самостоятельно в принципе: «Упрусь в стенку, федералы помогут, никуда не денутся». Зубаревич полагает, что хватит грузить регионы и пора ликвидировать разблюдовку федеральных субсидий по мелочным федеральным программам.

«Мы федерация, несмотря ни на какую вертикаль. Так, может, в этом и есть выход? Формат мягкой адаптации к ухудшающимся условиям, когда одни выруливают сами, а другим надо помочь? Не надо грузить регионы дополнительными обязательствами! Надо отодвигать исполнение „майских указов“ — бюджеты регионов рухнут! Второе: может быть, мы не будем вот так вот регламентировать — вот это тебе на осеменение КРС, а это вот на раскорчевку винограников? Может быть, эти субсидии федерального центра пора укрупнять? Потому что это — знак решительного недоверия к региональным командам».

Конечно, предпосылки недоверия региональным командам есть, да еще какие — вспомним «губернаторские дела», которые возбуждены в последнее время. Но другого выхода нет. «Дайте свободу — вот это сейчас ключевое слово!» — резюмировала Зубаревич.

«ЧЕМ БОЛЬШЕ ГОВОРИШЬ, ТЕМ ХУЖЕ ДЛЯ СЕБЯ. НО КОЛЬ УЖ ВЫ ТАК ХОТИТЕ...»

Наконец Греф дал слово регионам. Губернатор Орловской области Вадим Потомский раскритиковал мнение по поводу неэффективности политики особых экономических зон. Ситуация везде разная, кто-то добился результата, кто-то нет. «Да, потратили 120 миллиардов рублей, не создано то количество рабочих мест, которое ожидалось, — согласился он. — Но есть регионы, которые построили инфраструктуру за счет своих средств. Но есть Татарстан — езжайте к ним, посмотрите, это великолепно, это лучшие показатели, это по-европейски!»

«Рустам Нургалиевич, уже дважды прозвучал Татарстан, некоторые говорят: надо вас изучать, некоторые вам завидуют, объясняют ваши успехи — у вас есть немножко нефти и промышленности. Интересна ваша точка зрения», — пригласил Греф высказаться президента РТ.

«Чем больше говоришь, тем хуже для себя. Но коль уж вы так хотите», — философски согласился Миниханов. Он рассказал, что сейчас в ОЭЗ «Алабуга» 48 резидентов и еще 5 будет в ближайшее время, а на днях еще 2 завода планируется открыть. Из заявленных инвестиций в 160 млрд. 100 уже вложены, и основная часть — «когда доллар был немножко другой». К 2019 году федеральный бюджет вернет все инвестиции, которые были вложены, заверил он. Создание ТОСЭР в Набережных Челнах тоже, по мнению Минниханова, будет полезно: если кроме КАМАЗа там не будет других производств, в каждый кризис ситуация будет повторяться...

Что касается бюджета, то важны понятные правила игры. «Если взять Татарстан, то с 2011 года по сегодняшний день налоговая часть у нас на 10 миллиардов уменьшилась за счет льгот, других решений. И на 18 миллиардов увеличились те расходы, которые мы вынуждены были принять... Есть угроза 1 процент отдать, плюс еще налоги на нефтегазовый сектор, это для нас 6 миллиардов. Мы растем на 10 миллиардов в год... и если бы таких решений не было, было бы немножко лучше», — заявил Минниханов. Хотя дипломатично и согласился, что, наверное, такие решения нужны.

Он заявил, что темпы роста промпроизводства в Татарстане есть — это 4% за последние месяцы. Если не развиваться, не думать о развитии бизнеса, то ничего и не будет, сказал Минниханов. Все программы, которые созданы федеральным центром, работают в Татарстане — и президент анонсировал заявку на 19 млрд. рублей к федеральной корпорации развития МСП Александра Бравермана.

Итак, ключевые моменты будущей бюджетной стратегии ясны. Налоги расти не будут (слово Силуанова!), но будут закручивать гайки по их выбиванию. Вместе с тем регионы все громче просят отказаться от групп консолидированных налогоплательщиков и единой суммы на сельхозсубсидии без федеральной разблюдовки — что на коровники, что на пашню, а что на молоко. Нужно поощрение роста для регионов плюс контроль эффективности госрасходов. Важнейший вопрос — личная ответственность на всех уровнях. А в целом регионы хотят больше свободы, больше федерализма и больше денег, которые они смогут оставить у себя.