Качество татарской эстрады административным ресурсом улучшить невозможно, считает питерский музыкант, лидер группы «Логика хаоса» Радик Великов. Песни, которые мы любим с детства, написаны кровью внутри, а сейчас мы всего лишь переживаем то, что уже было пережито. Кроме того, в своем материале для «БИЗНЕС Online» он указывает на главную проблему современной музыки — из нее напрочь исчез дух протеста.
«ОСНОВНАЯ ПРИЧИНА ПЛАЧЕВНОГО СОСТОЯНИЯ ТАТАРСКОЙ ЭСТРАДЫ...»
Татарскую эстраду сегодня критикует разве что не ленивый. У меня на этот счет есть свое мнение. Понятно, что критика просто так не появляется. Опять же, смотря кто критикует. Ни для кого не секрет, что мы берем очень многое с Запада. Сама русская, или российская, культура достаточно долго адаптировалась к западному, чтобы это звучало естественно, как свое. Начиная с рок-н-ролла, попсы, все перекопировали какие-то успешные западные группы, которые уже сделали открытия в музыке. А мы, татары, получается, не делаем открытий, мы больше подражаем уже сказанному, звучим неким эхом, которое убывает. Кто-то на Западе ляпнул, открыл какое-то свое направление в музыке — и мы начинаем каким-то повтором угасать. Во многих культурах, не только татарской, происходит это угасание. Звука стало больше, групп стало больше, а самого начального обращения к людям — меньше.
Особенно остро это ощущается в татарской культуре. Мне как татарину самому по душе больше этническая музыка, т. е. фольклор. Я помню, как бабушка пела мне перед сном татарские песни, естественно, а капелла, у меня мурашки по коже шли. И мне нравилось засыпать под эти песни, слушать их. Это оригинальные песни, они не пришли от кого-то откуда-то. Сразу чувствуется, что человек, который эту песню создавал, переживал эти чувства, это состояние. А мы сейчас переживаем уже пережитое. На самом деле на все это грустно смотреть, несмотря на качество звука, исполнения и манеры поведения. Грустно...
Что с этим делать? Последний скандал с клипом певицы на фоне мечети показал, что мы опустились не только в исполнительской манере, но и в моральном плане дальше некуда. Выход из этой ситуации есть. Выход всегда есть! Если пересмотреть значение творчества, т. е. посмотреть более трезво на эту профессию, если ее можно так назвать, на творческое призвание вообще, то само творчество захламилось разного вида побуждениями артиста — кто и что хочет. Кто-то хочет быть просто популярным, чтобы его лицо знали люди, и ему этого достаточно, для кого-то важнее деньги. Не хватает идейных основ, которые побуждали бы на творчество.
Потому что всего стало много, выбора стало много, исчез внутренний протест чему-то. Все те протесты, которые стоят перед нами, которые все видят вокруг, неинтересны — политика всем надоела уже, про нее петь неинтересно, про любовь уже все замызгали, все вариации отношений между мужчиной и женщиной перебрали. Т. е. люди не погружаются в тему или боятся какого-то непонимания, поэтому инертность стандарта стала настолько большой, что каждый боится сказать что-то свое, боится, что его система не примет и он не получит всего того, о чем мечтает: славы, удачи, успеха.
Этот мусор вокруг стал настолько большим, что уже изначально немного отчаивает музыкантов. Они уже не парятся и присоединяются к общему мусорному кóму. А для публики, которая некомпетентна в искусстве, кажется, что все музыканты вокруг посходили с ума. Да, некоторые возразят, что публика сама виновата, ведь спрос рождает предложение. А куда ей деваться? Если я продаю в тайге сосиски из моркови и картошки, люди будут приходить и покупать, потому что больше нечего выбирать. Это выбор из меньших зол. Людям всегда хочется где-то встретиться — на празднике, на каком-то мероприятии, неважно, в честь чего, это как некий обряд человечества, который сохранился с древних времен. А музыканты дают повод для того, чтобы люди сознательно могли увидеть картину на сцене, когда несколько людей, несколько вселенных делают что-то одно. Это их всех и приводит на концерты, сама суть данных мероприятий в этом и заключается. С одной стороны, люди любят собираться, с другой — они собираются сами на себя. Как будто бы! Потому что сколько раз я был на абсолютно разных концертах, вроде бы все звучит, а все равно все порознь. Нет уже того единения, которое было хотя бы в 1970-х годах.
«СКОЛЬКО ТЫ НЕ ВКЛАДЫВАЙ В АРТИСТА ДЕНЕГ, КРОМЕ КАК ПОПСОЙ ТЫ ЕГО НИЧЕМ НЕ СДЕЛАЕШЬ»
Я немного следил за тем, как развивается современная культура в Татарстане в целом. Да, конечно, заметно, как некоторые молодые ребята пытаются копировать не то что западные, а уже скопированные российские стандарты, адаптировать мальчиковые команды в духе Backstreet Boys под свое. Вроде бы хотелось идти в ногу со временем, но люди смотрят на другие культуры иронично. Ну смешно. Это то же самое, как негр с балалайкой. Интересно, но, может быть, организовано в рамках какого-то номера, а из этого сделали целую субкультуру. Это выглядит немножко нелепо.
Что касается фестиваля «Узгэреш жиле», то ничего конкретного сказать не могу, потому что мало что о нем знаю. Но я видел подобные фестивали и наблюдаю их атмосферу — на протяжении последних пяти лет все одно и то же, это угнетает. Но то, что в данный процесс начало вмешиваться руководство и появились предложения по введению худсовета... Пусть это делается, так или иначе, но в сфере своих возможностей. Сколько ты ни вкладывай денег в артиста, кроме как попсой ты его ничем не сделаешь. Потому что песни, которые мы любим с детства, написаны кровью внутри, а критики здесь ничего не смогут сделать никогда. Как можно за деньги сделать радостное или грустное состояние души?
Артист должен давать качество, но именно понятие «качество», как бы это банально ни звучало, невозможно купить или создать за счет политики или денег. Да хоть сколько угодно площадок давайте, люди будут угнетаться все больше и больше. Такая картина: вроде стараются все, а получается хуже и хуже. В психологическом плане. В этом смысле, а не в том, что нам выключают свет и не разрешают играть, сажают по тюрьмам за наши песни, например.
Основная причина, на мой взгляд, заключается в том, что нет внутреннего протеста. Не обязательно протеста против правительства или что-то в таком духе. Совершенно не обязательно! Своего духовного протеста нет. Вот этот самый протест человек искусства должен находить для себя сам. Против чего угодно! Протестовать против того, что его не устраивает в жизни, выражать это, а мы, наоборот, стали больше петь о том, что нас устраивает. Этого стало очень много.
Например, моя задача в музыке — передать человеку способность не бояться, вообще не бояться. Я в своей музыке поднимаю такую тему, о которой люди даже думать стесняются или вообще не хотят, а я стараюсь обуздать этот страх в ноты. Вся суть искусства — побороть свой страх и передать данную борьбу человеку, который будет это слушать.
Радик Великов
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.