Венера Сорокина

СТАНДАРТОВ ЗАЩИТЫ БИЗНЕСА НЕТ

– Венера Нагимовна, ваша компания выступила инициатором создания рабочей группы по защите интеллектуальных прав бизнеса в совете по предпринимательству при президенте РТ. С чем связано решение о создании группы? Настолько актуальная проблема?

– Компания «Сорокины и Партнеры» занимается вопросами интеллектуальной защиты, и о проблемах в этой сфере мы знаем не понаслышке. В Татарстане действует программа «Развитие интеллектуальной собственности на 2013 - 2020 годы», направленная на поддержку бизнеса, создающего уникальную, инновационную продукцию. А охрана интеллектуальной собственности – одно из ключевых аспектов инновационной деятельности. Но, к сожалению, многие предприниматели в этих сферах нередко сталкиваются с ситуацией, когда их права нарушаются. Речь идет о недобросовестной конкуренции. Вот представьте: человек взял без спросу чужую вещь. Это воровство? Без сомнения. А если он использует чужой бренд, товарный знак или изобретение? По сути, такое же воровство, только нематериальной природы. А для этого, поверьте, существует множество лазеек. Ведь как нередко происходит на практике: бизнес патентует, регистрирует интеллектуальную собственность, а потом сталкивается с тем, что кто-то ею воспользовался. И что в таком случае делать – он не знает. Поэтому мы и создали группу из профессиональных юристов, чтобы помочь бизнесу, разъяснить, какие следует предпринимать меры для защиты своей интеллектуальной собственности.

– Но в России существует специализированный суд по интеллектуальным правам. Наверное, каждый обладатель интеллектуального права может обратиться за защитой своих интересов в этот суд?

– Конечно, право на защиту своих интересов в суде есть у каждого. Но здесь существует несколько нюансов, о которых, к сожалению, предприниматели узнают уже после того, как обратились в суд. Принцип гражданского судопроизводства состоит в том, что каждая сторона должна доказывать свою позицию самостоятельно. То есть вам необходимо основательно подготовиться, чтобы доказать в суде свою правоту. Мне известно немало примеров, когда в удовлетворении иска было отказано только потому, что истец не представил достаточных доказательств. К примеру, просто не смог зафиксировать факт нарушения. А это – ключевой момент.

– А какие доказательства требуются суду?

– Во-первых, необходимо доказать, что у вас есть право на интеллектуальную собственность. Во-вторых, то, что оно нарушено, в-третьих, что вы в результате понесли убытки. Все это вы должны обосновать в суде. При этом, отмечу, каждый случай строго индивидуален, и стандартов защиты интересов бизнеса в этом вопросе не существует. Поэтому мы рекомендуем обращаться к специалистам по защите интеллектуальной собственности, которые смогут подсказать, какие конкретные шаги следует предпринять, какую доказательную базу собрать, они же помогут подготовить документы в суд.

НАРУШЕНИЕ В ИНТЕРНЕТЕ? ИДИТЕ К НОТАРИУСУ

– В каких областях чаще всего нарушаются интеллектуальные права?

– Судебная практика показывает, что чаще всего – это использование чужого товарного знака, бренда. И тому есть объяснение: легче всего нарисовать логотип и продавать под чужой раскрученной маркой товар, получая большие доходы. Гораздо сложнее наладить производство, используя чье-то изобретение. Хотя и такие примеры тоже есть.

– Можете привести пример?

– В моей практике были такие случаи. Приведу один пример. Группа сотрудников одной из крупных компаний Татарстана как частные лица запатентовала изобретение, однако компания его присвоила. Но сотрудники смогли доказать, что это их изобретение, и отсудить у компании крупную сумму компенсации.

– Вы отметили, что ключевой момент для суда – зафиксированный факт нарушения интеллектуальной собственности. А как его зафиксировать?

– Способов несколько: фотография, чек, свидетельские показания… К примеру, если вы в магазине обнаружили товар с вашим логотипом, необходимо предъявить чек на его покупку и фотографию самого товара. Желательно сделать видеозапись при покупке товара. В свое время я разрабатывала регламент по защите интеллектуальной собственности для одной известной сети автозаправочных станций. Руководство компании сетовало, что конкуренты используют цветовую гамму и дизайн бренда сети АЗС и под этой вывеской, только с другим названием, продают топливо. А люди реагируют, так как у них возникает общая ассоциация с известной сетью! В таком случае необходимо также получить чек и сделать фото на фоне вывески заправки. Советы, на первый взгляд, банальные, но поверьте, действенные.

– А вообще, часто используются ассоциации при копировании брендов?

– Сплошь и рядом. Я вижу это постоянно: использование цветовой гаммы, графического изображения, причем до откровенного сходства. Практически все нарушения основаны именно на ассоциативном восприятии.

– А как доказать нарушение права, если объект интеллектуальной собственности размещен в интернете? Сделать скриншот?

– Если вы сделаете просто скриншот, то суд может не принять его в качестве доказательства: а вдруг вы сами создали эту страничку? Поэтому необходимо закрепить данный факт у нотариуса и сделать это нужно до обращения в суд. Механизм здесь простой: передаете нотариусу адресную строку либо указываете путь в поисковике, как перейти на искомую страницу. Нотариус в вашем присутствии заходит на сайт, делает скриншот. Все действия закрепляются документально, вам выдается подписанный нотариусом акт. Это на 100 процентов надежный документ.

– Есть ли возможность решить вопросы с недобросовестными конкурентами в досудебном порядке?

– Защита интеллектуальной собственности, как правило, предусматривает претензионную стадию: прежде чем обращаться в суд, необходимо выставить претензию нарушителю. И если доказательства собраны грамотно, чаще всего он понимает, что дешевле прекратить нарушение. В принципе, досудебное регулирование выгодно и правообладателю, потому что в данном случае на кону стоит его репутация, ведь неизвестно, какой товар производят под его брендом. Поэтому такие вопросы лучше решать как можно быстрее.

РЕГИСТРАЦИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ – ОГРОМНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

– Ваша компания специализируется только на вопросах интеллектуального права?

– Мы ведем дела и по спорам хозяйствующих субъектов. Но наш конек – именно интеллектуальное право. Помимо этого, фирма «Сорокины и Партнеры» занимается патентованием, регистрацией товарных знаков. Дело в том, что для того, чтобы защищать интеллектуальную собственность, надо досконально знать, по каким правилам она регистрируется. А это огромная ответственность, ведь от того, как мы подготовим документы для регистрации, зависит судьба брендов и изобретений.

– Очевидно, что в области интеллектуального права требуются профессионалы. А в вашей компании работают исключительно опытные юристы?

– Я сама работаю с 1995 года, причем без перерыва, более 20 лет занимаюсь юридической практикой. В фирме «Сорокины и Партнеры» работают юристы с разным опытом: есть специалисты с таким же стажем, как и у меня, есть и молодые юристы. Знаете, профессионалов по нашей специализации немного, и они на вес золота. Поэтому мы готовим их сами.

– Венера Нагимовна, напоследок какие можете дать советы предпринимателям – владельцам интеллектуальной собственности?

– Первое: обязательно регистрируйте свой бренд, товарный знак, патентуйте изобретение. Второе: если вами обнаружен факт нарушения, зафиксируйте его. Но мало зафиксировать, нужен еще ряд доказательств, что нарушение было именно в этом месте и в это время. Далее необходимо направить претензию нарушителю, и если она проигнорирована, обращаться в суд. Если вы соберете качественную доказательную базу, суд встанет на вашу сторону. Но все же я бы рекомендовала не предпринимать никаких действий без консультации со специалистами. Потому что каждый объект интеллектуальной собственности специфичен и требует индивидуального подхода. И здесь уже вы сами должны для себя определить: насколько для вас важно защитить свой бизнес от недобросовестных конкурентов.