Патриарх Кирилл: «Робототехнику нужно создавать человеческим умом и предназначать для правильных целей» Патриарх Кирилл: «Робототехнику нужно создавать человеческим умом и предназначать для правильных целей» Фото: ©Сергей Пятаков, РИА «Новости»

ПАТРИАРХ КИРИЛЛ О КАЗАНСКОЙ ЕВЕ: «НЕ РОБОТУ ЗАНИМАТЬСЯ ЛИЧНОСТЬЮ ЧЕЛОВЕКА»

В дискуссию превратился вчерашний диалог патриарха Московского и всея Руси Кирилла с казанской Евой. Робот-учитель, представленный в рамках выставки на площадке международного студенческого форума, привлек внимание предстоятеля и неожиданно сподвиг его на критику.

«Робототехнику нужно создавать человеческим умом и предназначать для правильных целей. Не знаю, насколько правильно, чтобы роботы могли заниматься образованием... Они, конечно, могут передавать информацию, но я убежден, что робот не может заниматься воспитанием человеческой личности», — сказал патриарх Кирилл. По его словам, главная претензия к школе сегодня заключается в том, что она передает детям знания, но не формирует их личность. «Бог с ними, с роботами, пусть они делают свое дело, а воспитание нужно оставить за нашими педагогами», — заключил предстоятель РПЦ.

Напомним, первый в России робот-учитель начал работать в Казани — машина преподает ученикам лицея информатику. Первый урок Ева провела 5 октября. Киберпреподаватель создан по образу и подобию персонажа мультфильма WALL-E по имени Ева и в честь него же назван. Известно, что робот управляется через беспроводной интернет. Предполагалось, что он начнет самостоятельно вести занятия в лицее к Новому году. В беседе с ТАСС директор IT-лицея Тимербулат Самерханов сообщил, что первый свой урок по информатике Ева провела в паре с учителем, «при этом робот шутил и отвечал на вопросы лицеистов». Он также уточнил, что в перспективе специализация робота будет неограниченной. По его словам, в скором времени Ева также станет обучать лицеистов истории. Уроки робот будет вести для учащихся с 7-го по 11-й классы. «С помощью робота можно в новой, интересной форме преподносить материал. За этим будущее», — отметил Самерханов, впрочем, добавив, что человека робот не заменит, но это великолепный инструмент, ассистирующий учителю и работающий на мотивацию ребенка.

По информации пресс-службы КФУ, робот-учитель был создан на базе информационно-сервисного робота EVA, разработанного российской компанией «Андроидная техника». Программированием робота занимаются сотрудники КФУ. Он может перемещаться по классу, распознавать лица и речь, отвечать на вопросы учеников, поддерживать диалог. В интернете можно найти сайт компании «Андроидная техника», где сообщается, что она ведет деятельность с 2005 года и занимается разработкой и производством человекоподобной робототехники. «Главная задача, решаемая компанией, — интеграция робототехнических систем в жизненный уклад человека», — сообщается в разделе «О предприятии». К приоритетным направлениям деятельности НПО «Андроидная Техника» относит разработку, производство и продвижение человекоподобной робототехники на российский и международный рынки; разработку и производство робототехнических систем для министерств и ведомств РФ; разработку программного обеспечения и систем управления РТС.

Что теперь будет с Евой? Спишут ли ее в архив (наверное, ей, как говаривал биоробот Вертер из фильма «Гостья из будущего», будет что вспомнить на свалке) или пожмут плечами и поставят у классной доски? Получить комментарий директора IT-лицея «БИЗНЕС Online» не удалось — он был занят на уроках. Завуч по учебной работе появится на рабочем месте в понедельник, сообщили в приемной лицея. Все номера компании «Андроидная техника», указанные на сайте, оказались заблокированы. В пресс-службе КФУ на запрос «БИЗНЕС Online» ответить не успели.

ТЕХНОЛОГИИ И РЕЛИГИЯ РУКА ОБ РУКУ

Сам форум прошел во второй раз и оказался неожиданной гремучей смесью технологий и религии. Собрал он более 10 тыс. студентов. Пространство павильона, как уточняется на официальном сайте московского патриарха, было разделено на две ключевые площадки: конференц-зал вместимостью 5 тыс. человек и выставочную зону, где демонстрировались достижения российской молодежи. Во второй были представлены более 40 стендов крупнейших вузов и высокотехнологичных российских компаний, 3 открытых лектория и спортивно-игровая зона. Главной особенностью экспозиции назвали ее интерактивность.

Лекции и выступления на форуме стартовали в полдень с разговоров «по душам» (лекция протоиерея Андрея Ткачева, клирика храма Воскресения Словущего на Успенском Вражке, так и называлась — «Поговорим по душам, или Что такое православная семья»). Далее последовала лекция протоиерея Максима Первозванского, главного редактора православного молодежного журнала «Наследник», который рассказал молодежи, как отличить любовь от влюбленности и что нужно знать об избраннике до брака. Аудитория форума также узнала о том, что такое героизм в православии, и о патриотизме как новом «бренде» молодежи в версии руководителя ФГБУ «Роспатриотцентр» Ксении Разуваевой.

Как подмечает «Коммерсантъ», патриархия применила язык, понятный молодежной аудитории: духовные скрепы преподносятся как часть научного прогресса, а проповедь отныне можно вести и с помощью хип-хопа. Религиозные темы соседствовали на форуме с весьма светскими и продвинутыми, да и сама обстановка была похожа на ту, что царит в «Сколково». Депутат Петр Толстой и бизнесмен Игорь Ашманов рассказывали об информационных войнах, которые якобы ведутся против России, выступали также художник Павел Пепперштейн, журналист Филипп Дзядко и один из создателей проекта «Диссернет» Михаил Гельфанд.

Главным события форума стало, конечно, общение гостей со Святейшим патриархом Московским и всея Руси Кириллом. На сайте патриарха сообщается, что он обратился к участникам форума с первосвятительским словом, ответил на вопросы из зала и на поступившие из российских регионов и из-за рубежа в кол-центр по телефону и по видеосвязи, а в завершение встречи пожелал «всем ее участникам помощи Божией на жизненном пути». Патриарх Кирилл осмотрел стенды вузов, спортивную зону с современными тренажерами, мультимедийным тиром и «инновационными средствами передвижения» — сегвеем, электровелосипедом, электросамокатом, как сообщает сайт московского патриарха. В числе прочих стендов патриарх Кирилл посетил и стенд «Робототехника». Кажется, что встреча с роботом Федором, созданным для работы в космосе (манипулятор, управляемый оператором), не произвела на него особенно сильного впечатления. Как пишет «Ъ», патриарх и робот долго смотрели друг другу в глаза, после чего Федор воздел руки вверх, к небесам, и протянул главе церкви раскрытую металлическую ладонь, но Его Святейшество предпочел скрестить руки на посохе, хотя едва не пожал протянутую длань.

А вот с Евой не задалось — уж слишком чувствительной оказалась тема, затронутая казанскими конструкторами. Тема человеческой души, сознания, воспитания личности, тема взросления человека. Поднимается она давно — достаточно вспомнить знаменитую песню из «Приключений Электроника» на слова Юрия Энтина: «До чего дошел прогресс! Труд физический исчез. Да и умственный заменит механический процесс!»

«ОПАСНО ПОДМЕНЯТЬ УСТРОЙСТВАМИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ТЕПЛО И ТУ ИСКРУ, ЧТО СКРЫТА В ТАЙНЕ СОЗНАНИЯ»

Заменит ли работу ума механический процесс? Эксперты прокомментировали газете «БИЗНЕС Online», стоит ли допускать к обучению роботов.

Рустам Батров — первый заместитель председателя духовного управления мусульман РТ:

— Я считаю, что робот не может в полной мере заменить человека. Машина может дать какие-то знания, быть вспомогательным инструментом, но в полноценном виде никакая учебная программа не заменит учителя.

Робот не может заменить личный контакт между учителем и учеником, творческое начало, которое присутствует в человеке. Безусловно, и когнитивные процессы поддаются определенной типизации, но есть нечто, что невозможно облечь в некую формулу. Только живой учитель может среагировать, если мы начинаем отвлекаться, скучать, если видит непонимание в наших глазах. Иногда учитель чувствует ученика, понимает, что нужно дать ему, иногда отходит от программы, задает неожиданные вопросы, помещает в какую-то ситуацию, исходя из индивидуальных потребностей обучаемого, исходя из внутреннего чувства. Это необъяснимые вещи. Многие процессы можно стандартизировать — тесты и так далее. Но когда речь идет о фундаментальной науке, творческих дисциплинах, живой учитель незаменим. Как было и в академии Сократа: обучение — это взаимосвязь между учителем и учеником, носителем человеческого опыта и тем, кому он это передает.

Это давний философский вопрос: что есть человек? Биологическая машина, которую можно воспроизвести? Или, как полагают верующие, в человеке есть божья искорка, нечто такое, что составляет тайну, бесконечный потенциал, творческое начало, которое в нем заключено, которое движет человеком? Предполагая, что мы можем заменить машиной живого человека, мы должны принять точку зрения, согласно которой сам человек — это машина, развившаяся стихийно в природных условиях. Но мне кажется, что это антигуманизм. И это не просто чисто этическое соображение — насколько я знаю, до сих пор феномен сознания наука не объяснила, до сих пор это тайна тайн. Многие психические процессы, их функционирование объясняют, но само ядро, саму сердцевину человека до сих пор не могут объяснить и, соответственно, воссоздать. По моему мнению, человек — это не сумма каких-то процессов. В нем есть то, что не детерминируется абсолютно никакими психофизическими реакциями на уровне тела и мозга. Поэтому я верю в человека, в то, что в нем есть божественное дуновение. Если пользоваться языком Корана — в то, что невозможно воссоздать, что составляет тайну жизни, тайну самого человека, что делает его великим, наместником Бога на земле.

Евгений Ачкасов — завкафедрой спортивной медицины и медицинской реабилитации первого МГМУ им. Сеченова, доктор медицины, профессор:

— Очень правильно поднята тема нарушения человеческой коммуникации между людьми. И это самое страшное. Мы все общаемся сейчас через интернет, через технические средства связи, через телефоны. И постепенно через этот прогресс люди перестают коммуницировать между собой лично, перестают общаться при встречах. Но это еще на грани допустимого, прогресс ведь остановить нельзя. Но когда доходит до того, что человек становится ненужным в образовательном процессе, это становится проблемой. Был у нас такой министр здравоохранения — Петровский Борис Васильевич, так он говорил, что никакое техническое новшество или устройство не заменит доброго слова, знаний и рук врача. И действительно, это очень опасно, когда мы приборами, устройствами подменяем человека, да еще и в образовании. Компьютеры, дистанционные технологии — все это хорошо, но они ни в коем случае не заменяют очного преподавания, общения с учителем.

Я с очень большой опаской отношусь к переходу образования только на дистанционные формы. Сейчас это очень модно, но я считаю, что любое дистанционное образование должно сочетаться с очным. Обязательно должно быть общение с лектором, с человеком! Когда идет речь о том, что человек не нужен, а занятия будет вести робот, в котором заложены какие-то программы, — это очень опасно. Тем более когда речь идет о школьниках, о детях, у которых есть особенности психики. Они должны общаться, должны видеть авторитет учителя. Учитель их мотивирует на сам процесс учения, освоения материала. Поэтому я категорически против перехода на форму обучения, где робот заменяет человека. Робот может использоваться только как дополнительное средство.

Виталий Милонов — депутат Госдумы РФ:

— Если идти по этому пути, то, прикрываясь благовидным предлогом улучшения качества, можно и учеников выращивать, как кур на птицефермах. Там же вообще людей нет, там все роботы делают. Тогда и с детьми так можно. Только потом не надо удивляться, кто из этих детей вырастет. Мы в нашей стране всегда гордились такой профессией, как учитель, превозносили ее, отмечали, что в данной сфере не может работать человек жестокосердный, хладнокровный, что это призвание, талант, а сейчас мы отдаем все это роботам. Конечно, можно опуститься и до такого жуткого уровня.

Если мы изучаем робота на уроках робототехники, то это замечательно. Но если робот становится преподавателем, то мы полностью исключаем человеческий фактор, некую человечность из процесса образования. Тогда давайте не учить детей, а покупать дешевые китайские телефоны, закачивать в них информацию — и они своими процессорами будут эту информацию обрабатывать. Гуманизм, человечность, все то, что отличает нас от роботов, является душой. Так что если мы не хотим иметь бездушное общество, то учитель должен быть человеком, а не роботом.

«МЫ РАЗРЕШИЛИ ЭЛЕКТРОННЫЕ КНИГИ — ЧЕМ РОБОТ ХУЖЕ? НО МЫ ТЕМ САМЫМ «РАСЧЕЛОВЕЧИВАЕМ» ОБЩЕСТВО»

Александр Климчик — руководитель Лаборатории интеллектуальных робототехнических систем Университета Иннополис:

— Нет ничего плохого в том, чтобы допустить роботов в образование: мы же разрешили электронные книги, чем робот хуже? Здесь скорее вопрос в другом: робот сможет отработать заранее записанную программу, найдет ответ в интернете на сложный вопрос ученика, но не сможет успокоить класс. Я считаю, что наши дети, конечно, не все еще готовы, чтобы с ними общался робот вместо учителя. Для общей массы учеников это будет интересно только одно-два занятия.

Перед промышленным роботом и роботом для взаимодействия с человеком стоят разные задачи. Эти роботы строятся на разной элементной базе и с трудом могут выполнять задачи, предназначенные друг для друга. Роботы сегодня используются повсеместно: они сопровождают людей, информируют, ассистируют при сложных операциях, выполняют сложные задачи на производстве и многое другое. Невозможно представить область, где сейчас нет роботов, но это не значит, что если мы придем в магазин, то с нами будет общаться андроид. Хотя есть магазины, где эти технологии уже используются. Роботы чаще появляются в различных сферах, но время тотальной роботизации еще не настало.

Галина Александрова — кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии личности Института психологии и образования КФУ:

— Честно говоря, я первый раз от вас слышу, что проводится такой эксперимент. Что тут можно сказать? Процесс взаимодействия учителя и ученика по определениям педагогики как науки предполагает обучение и воспитание. И естественно, это два процесса неразрывны. Что касается воспитания, то оно возможно только в отношениях «человек — человек». Будет ли в аспекте воспитания работать схема «техническое устройство — человек» — спорный вопрос, мягко говоря, поскольку воспитание предполагает формирование человека как личности, развития у него индивидуальных черт, общей мировоззренческой сферы. Мне кажется, что техническое устройство как субъект воспитания школьников, скорее всего, не будет эффективно.

Что же касается обучения, то я считаю, что техническое устройство может выступать только как источник некоей информации. Но если сегодня IT-технологии дошли до того, что они предполагают возможность анализа обратной связи, то есть того, что говорит в ответ ученик, то у меня возникают вопросы. По первому образованию я математик, закончила ВМК КГУ, и мне очень интересно, что заложено в программу анализа этих ответных реакций. Здесь у меня тоже большие сомнения по поводу возможной эффективности. И по поводу нравственного аспекта у меня также большие сомнения. Для чего это нужно? У нас что, проблема с хорошими учителями, что возникла такая необходимость разработки технических устройств, заменяющих преподавателей? По-моему, лучше сосредоточить свое внимание и силы на том, чтобы как можно более качественно готовить педагогов-профессионалов, а не разрабатывать какие-то технические устройства, которые будут заменять людей в их взаимодействии. Мы тем самым расчеловечиваем общество, как мне кажется...

P. S. После публикации материала нашей газете удалось связаться с директором IT-лицея КФУ Тимербулатом Самерхановым. Как выяснилось, Ева не покидала пределов лицея, и патриарху Кириллу, по всей видимости, показывали совсем другого робота.

«Не могу сказать, что за робот был на выставке в Москве. Наша Ева все это время находилась в кабинете лицея, и мы с ней работали. Не знаю, как так получилось. Ева последние две недели в Москву не ездила. Может быть, на выставке был какой-то другой робот», — предположил Самерханов.

Кроме того, он подробно рассказал, как применяется робот на уроках: «Хочу довести до понимания всех людей: самостоятельно робот у нас уроки не ведет и ни в коем случае не заменяет моих высококлассных коллег, которые дают высокие результаты в олимпиадах, ЕГЭ и воспитании детей. Сейчас робот Ева используется в нашем лицее как ассистент учителя, учитель ведет урок, а робот помогает. Количество информации сегодня столь велико, что человек не может все усвоить и запомнить, а часть информации можно записать и зафиксировать в роботе. То есть робот может воспроизводить информацию на проектор. Например, есть голосовые помощники Siri и Google, реагирующие на поисковые запросы. Здесь аналогичная деятельность, то есть это все, что можно запрограммировать.

Кроме того, робот помогает в организации интересного формата урока-игры. Допустим, был первый урок по робототехнике. Сам робот катается на колесиках. Темой урока было создание биомеханических ног. Идея была в том, что робот сам просил детей сделать ему такие ноги.

В перспективе заменять учителей роботами, конечно, никто не собирается. Есть ведь еще и морально-этическая сторона. Я, конечно, согласен, что воспитанием детей должен заниматься человек. В то же время с точки зрения повышения мотивации, информативности будущее — за технологиями. Это, конечно, не означает, что нас всех заменят роботы, но мы можем ими пользоваться. Современная жизнь невозможна без технологий, и это нормально. Сейчас Ева задействована в подготовке к определенному проекту — пока не могу раскрыть к какому. Но в лицее есть много разных робототехнических наборов. Ева — лишь один из используемых нами элементов. Это не потолок.

Речи о том, что к новому году Ева будет вести уроки самостоятельно, нет. Мы хотим попробовать провести урок (вне учебы, как кружок или мероприятие), который от начала до конца проведет робот. В этом есть интерес. Стоит попробовать. Но, конечно, на наших основных уроках учителей никто заменять не будет.

Детям очень интересен робот. У нас IT-лицей, у нас есть идея, чтобы ученики участвовали в его программировании. Например, чтобы попросили его провести урок ко Дню космонавтики в апреле. В лицее учатся как те, кто будет программировать, так и те, кто будет собирать железо. Но, конечно, мы не разрешаем детям разбирать робота.

Это робот Инженерного института Казанского федерального университета. В институте есть кафедра робототехники, работающая с подобными вещами, за которыми будущее. Мы пока используем их робота в учебе, так как находимся в структуре университета. Фактически робот — это более совершенный компьютер, и в него можно загружать все необходимые учебные материалы.

Думаю, в будущем роботы не смогут полностью заменить учителей, но функция учителя уже сегодня отличается от той, что была раньше. В советское время учитель был единственным источником знаний. Сегодня есть электронные ресурсы, интернет. Образование и функция учителя будут меняться, но кто-то должен будет программировать роботов, направлять их».