Добычу 100-миллионной тонны нефти малыми нефтяными компаниями пышно отпраздновали в эти выходные в Альметьевске. В ходе торжества люди, стоявшие у истоков создания 33 частных компаний, контролирующих четверть запасов черного золота в республике, объясняли, что иного выхода в тех условиях не было, а президент РТ Рустам Минниханов и вовсе намекнул, что потенциал этого сектора не раскрыт, ведь в США на долю МСБ приходится почти половина нефтедобычи.
Цвет нефтяной промышленности Татарстана собрался в Альметьевске, чтобы отметить добычу 100-миллионной тонны нефти малыми нефтяными компаниями РТ
100 МИЛИОНОВ ТОНН ЗА 19 ЛЕТ
Цвет нефтяной промышленности Татарстана собрался в прошедшую субботу в Альметьевске, чтобы отметить знаменательное для отрасли событие — добычу 100-миллионной тонны нефти малыми нефтяными компаниями (МНК) республики. Для достижения этой символической в каком-то смысле планки нефтяникам понадобилось 19 лет. Напомним, добычу 3-миллиардной тонны нефти из недр Татарстана в целом отмечали в 2007 году, но тогда отсчет шел с 1943 года. Сегодня в республике работают 33 МНК. Очевидно, что по этому показателю Татарстан опять оказался впереди России всей. Причем на их долю приходится 34% добычи, осуществляемой всеми МНК в масштабах страны. 13 млн. т из добытой сотни приходится на территориальное производственное предприятие «ТатРИТЭКнефть» — научно-технический полигон «Лукойла», как именуют себя сами ритэковцы. Затем, с показателем 8,7 млн. т, идет АО «Татех». 7 млн. т добыло ЗАО «Кара Алтын»; 6,9 млн. т — АО «Татнефтеотдача», «СМП-Нефтегаз» получил из недр 6,6 млн. т; ОАО «Татойлгаз» — 6 млн.т и далее по убывающей. Самая маленькая в Татарстане нефтяная компания носит название ННК с показателем 20 тыс. т черного золота.
Но вернемся непосредственно к празднику. И генералы МНК, и гости мероприятия, среди которых можно было встретить многих глав районов, на территории которых ведут свою деятельность МНК, пребывали в весьма приподнятом настроении — поздравляли друг друга с большим праздником, шутили и не скупились на комплименты. Одним словом, атмосфера веселья проникла в души и сознание всех, кто был приглашен в ДК «Нефтьче», где и состоялось торжественное заседание.
Впечатлила «нефтяная тусовка» и журналистов. Один из них, увидев огромное количество припаркованных возле дворца культуры «лексусов» и «тойот», которым по традиции отдают свое предпочтение нефтебароны, пошутил: «Похоже, что совокупный доход собравшихся сегодня в зале нефтяников превышает бюджет Альметьевского района». Жаловаться и правда не приходится. Чуть позже, когда с докладом перед приглашенными выступал гендиректор ЗАО «Нефтеконсорциум» Фанис Валиев, а затем и президент республики, было объявлено, что за время работы МНК в бюджеты всех уровней было перечислено 600 млрд. рублей, а в консолидированный бюджет РТ попало 70 млрд. рублей. И это не считая взносов в Госжилфонд РТ и в проекты возрождения историко-архитектурных памятников в Болгаре и Свияжске.
МНК являются надежной опорой бюджета, каждый год перечисляя около 70 млрд. рублей во все его уровни
Поздравить нефтяников с очередной их вехой приехал и президент Татарстана Рустам Минниханов. Вместе с ним в президиум энергичным шагом поднялись госсоветник РТ Минтимер Шаймиев, спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов, глава Альметьевского района Айрат Хайруллин. В президиум усадили также заместителя руководителя Ростехнадзора РФ Светлану Родионову и тех, кого можно назвать отцами-основателями МНК: Шафагата Тахаутдинова — ныне помощника президента РТ по вопросам нефтяной промышленности, Рената Муслимова — консультанта президента РТ по вопросам разработки нефтяных и нефтегазовых месторождений, Фаниса Валиева — гендиректора ЗАО «Нефтеконсорциум», координирующего деятельность всех МНК республики, и Валерия Грайфера — председателя совета директоров «Лукойла», 20 лет проработавшего на различных должностях в «Татнефти.»
«МЫ НЕ ПОШЛИ НА ТО, ЧТОБЫ ЗАКРЫТЬ НЕРЕНТАБЕЛЬНЫЕ СКВАЖИНЫ. ПОПРОБУЙТЕ-КА НЕФТЯНИКА ЛИШИТЬ РАБОТЫ!»
Первым слово для приветствия предоставили Шаймиеву. Выйдя к трибуне, он по-отечески поздравил собравшихся со знаменательным событием и практически сразу погрузился в исторический экскурс, подробно рассказав, в каких нелегких обстоятельствах принималось решение о создании в республике МНК. В 90-е годы правительство республики было серьезно озабочено тяжелейшей ситуацией, которая складывалась в нефтяной отрасли. В 1976 году в Татарстане добывалось 103,7 млн. т нефти, но через 19 лет, к 1995 году, республика упала по добыче до 23,8 млн. тонн. Падение произошло в 4,5 раза. То же самое наблюдалось и в целом по стране. Если СССР добывал в год 624 млн. т, то Россия стала добывать 570 млн., а потом добыча упала до 300 млн. тонн. Доходило до того, что государству приходилось выделять средства на геолого-разведочные работы.
Первым слово для приветствия предоставили Шаймиеву
«Тогда Ринат Галеев (гендиректор «Татнефти» с 1990 по 1999 годы — прим. ред.), Шафагат Тахаутдинов (тогда главный инженер «Татнефти») и Ренат Муслимов ( тогда главный геолог «Татнефти») пришли ко мне, и мы стали обсуждать эти вопросы, — поделился воспоминаниями Шаймиев. — Ринат Гимаделисламович тогда сказал: «Мы, Минтимер Шарипович, по нынешним правилам способны добывать в республике только 14,5 миллионов тонн нефти. У нас тогда, если не ошибаюсь, было около 24 тысяч скважин. Из них 5,5 тысяч были нерентабельными. Дебет на них был меньше тонны в сутки. Вопрос стоял так: будем мы качать нефть на нерентабельных скважинах или нет?! Цена нефти была от 9 до 12 долларов за баррель! Вот такая была ситуация! А что делать? Мы тогда приняли решение дать нефтянке три вида налоговых льгот для трудноизвлекаемых запасов. И эти открытые еще 30 - 40 лет назад мелкие месторождения стали передавать специально создаваемым для этого малым нефтяным компаниям. Республике это не было дозволено делать, но мы особо и не спрашивали, страна тогда на распутье была. Вы знаете прекрасно, какие решения тогда в республике принимались. Мы не пошли на то, чтобы закрыть нерентабельные скважины. У нас, слава Богу, хватило ума этого не делать! Попробуйте-ка нефтяника лишить работы!»
Сделав многозначительную паузу, Шаймиев заявил, что если бы в феврале 1997 года не было указа «О мерах по увеличению нефтедобычи в республике», то сейчас Татарстан добывал бы в лучшем случае около 20 млн. т нефти в год. «Время само доказало, что мы правильно сделали, создав МНК. Таким образом мы сохранили нефтяную отрасль», — сказал Шаймиев. При этом госсоветник вспомнил, что специально давал согласие, чтобы начальники НГДУ «Татнефти», которым и было поручено курировать создание МНК, лично имели бы в них долю. Однако Тахаутдинов, вставший к тому времени у руля «Татнефти», на это не согласился, пообещав тем не менее помогать МНК (о том, какие ННК принадлежат самому Тахаутдинову и нефтяникам, а какие — семье Шаймиева, «БИЗНЕС Online» подробно рассказывал ранее). Уже в первый год деятельности «малыми нефтяниками» суммарно было добыто 750 тыс. т нефти, а сейчас они добывают уже более 7 млн. тонн.
«100 миллионов тонн — это праздник, который вы сотворили, и никто другой. И вы сегодня не только нефть добываете, вы еще несете и огромную социальную нагрузку в регионах своего присутствия. Сегодня малые нефтяные компании делают большие дела! В том, что республика сегодня так работает, так созидает, есть ваш огромный вклад! Спасибо вам, и так держать!» — завершил свою речь госсоветник РТ под бурные и продолжительные аплодисменты в зале.
«В «ТАТНЕФТИ» ПО 5 - 6 МЕСЯЦЕВ ЛЮДИ ЗАРПЛАТУ НЕ ПОЛУЧАЛИ!»
Затем слово предоставили консультанту президента РТ по недрам, патриарху нефтегеологии Татарстана — академику АН РТ, профессору КФУ Муслимову. Чуть раньше сам Шаймиев охарактеризовал профессора весьма сочно: «Наш вечный, наш выдающийся геолог и легенда нефтяной отрасли страны». Его выступления всегда вызывают живой интерес, так как он привык всегда рубить правду-матку, не оглядываясь на чины и погоны. Вот и в этот раз, выйдя к трибуне, консультант Минниханова рассказал, что в 90-е годы творилось в самой «Татнефти».
«Времена были очень трудными, — начал повествование Муслимов. — Самое плохое было то, что даже добытую нефть было очень трудно реализовать. В условиях бартера в «Татнефти» по 5 - 6 месяцев люди зарплату не получали — и это в коллективе, который насчитывал 60 тысяч человек! Меня постоянно свербил вопрос: что же делать в этой ситуации? В свое время, когда «Татнефть» добывала по 100 миллионов тонн нефти в год, моей основной задачей как главного геолога было доказать, что мы не можем так много добывать. И я всю энергию направлял на это. Во-о-о-т такие тома писал в Москву, — развел руками с улыбкой на лице Муслимов. — И мы доказали, Минтимер Шарипович! В 1990 году аж 14,5 миллионов тонн только получилось! Я даже сам удивился, как мы сумели это сделать! Но когда я понял, что такими темпами падать больше нельзя, потому что наш мощный коллектив при таких объемах добычи просто не сможет нормально жить, я пришел к гендиректору Ринату Гимаделисламовичу Галееву и объяснил, что надо мобилизовать наших людей и остановить падение, а дальше начать обеспечивать рост. Он согласился, и 5 мая 1993 года мы собрали основной костяк управленцев, вплоть до заведующих промыслами, и озвучили нашу новую стратегию: хватит падать, нужно вылезать из этой ситуации».
Затем слово предоставили консультанту президента РТ по недрам, патриарху нефтегеологии Татарстана Ренату Муслимову (слева)
Нефтянка, по выражению Муслимова, дико инерционная отрасль. Поэтому два года падение добычи не только не могли остановить, но оно даже увеличивалось. И только через 2,5 года показатели вышли на символический рост. А саму парадигму меняли в течение пяти лет. Налоговые льготы, по словам академика, больше никто в стране не дал, кроме Оренбурга и Татарстана. Ими очень хорошо воспользовались МНК, но все равно расти по добыче, как хотели, не получалось. В итоге пришли к выводу, что без ввода новых месторождений дело не пойдет. «У нас к тому времени уже накопилось 67 неосвоенных месторождений, которые были открыты 20, 30 или 40 лет назад. И тогда родилась идея создавать новые компании, чтобы они начинали вводить эти месторождения. „Татнефть“ в одиночку все равно с этим не справилась бы. Мальцев (Николай Мальцев — министр нефтяной промышленности СССР с 1977 по 1985 годы — прим. ред.) давил на Булгакова (Ришад Булгаков — экс главный инженер и заместитель гендиректора „Татнефти“, с 1983 по 1989 годы работал замначальника отдела нефтяной и газовой промышленности госплана СССР), Булгаков давил на меня: „Вводи новые месторождения“. Я все-таки как-то смог убедить их, что если мы все деньги кинем на новые месторождения, то потеряем все на Ромашкино и рухнем с добычей», — горячо рассказывал Муслимов.
Тут вдруг профессор осекся и вспомнил, что велела сказать на торжестве его супруга: «Ты, говорит, скажи, что самый первый офис малых нефтяных компаний был у нас на кухне. Вы сидели там до 11 ночи, обсуждали проблемы, а я вас снабжала чаем. Много было людей, которые не верили в это, которые не верили даже в „Татнефть“, не покупали ее акций. Вот какое время было! Потом появился указ президента — и все пошло! Самое главное, что были созданы компании, которые, приняв лучшие традиции „Татнефти“, пошли в своем развитии дальше». Тут Муслимов отметил упомянутый уже «РИТЭК» и «Шешма-Ойл», преуспевшие в применении новых технологий добычи.
Среди выступавших был, конечно, и гендиректор «Татнефти» Наиль Маганов
Но сегодня, заверил докладчик, перед МНК стоят новые вызовы. Чтобы нефтяники чувствовали себя хорошо до конца этого столетия, им нужно удвоить бурение разведочных скважин с 7 тыс. до 14. И, конечно же, применять прорывные технологии, гидроразрыв и методы, не требующие больших капиталовложений. И самое главное — использовать технологии горизонтально направленного бурения, как это уже сделала «Татнефть» на коробковском участке Бавлинского месторождения.
«В свое время я добился, чтобы эти 100 миллионов тонн отложений на коробковском участке убрали за баланс компании, чтобы они не портили нам картину и из-за этого нам не завышали добычу. Сегодня „Татнефть“ получила там прекрасный результат. Я сделал анализ: там вместо 4 миллионов тонн извлекаемых запасов будет 11 миллионов тонн. Вот вам результат! Надо создавать мини-проекты, и будет такой же колоссальный эффект», — констатировал Муслимов. При этом огромным подспорьем в деле повышения нефтеотдачи спикер назвал и уже введенный в строй нефтяной полигон, на котором 9 компаний на 18 месторождениях отрабатывают свои технологии. Запасы черного золота на полигоне после проведения соответствующих работ будут удвоены, а затем эти технологии можно будет тиражировать, уверен консультант Минниханова. Закругляя свою длинную речь, Муслимов отметил, что МНК сегодня готовы решать самые сложные задачи, а со временем даже смогут превратиться в лучшие мировые компании.
«СЧИТАЮ, ЧТО ПОТЕНЦИАЛ МАЛЫХ НЕФТЯНЫХ КОМПАНИЙ ТАТАРСТАНА ДО КОНЦА ЕЩЕ НЕ РАСКРЫТ»
Завершать поздравления вышел президент Татарстана. Минниханов отметил, что малый нефтяной сектор, несмотря на относительно небольшой размер бизнеса, показывает довольно хорошие результаты. Татарстан стал ярким примером соседства и эффективного взаимодействия крупной вертикально интегрированной нефтяной компании в лице «Татнефти» и большого количества МНК, доля нефтедобычи которых, напомним, составляет 34%. Всего же в стране, по словам Минниханова, насчитывается 127 МНК, но на их долю приходится всего лишь 20 млн. т нефти, или 3,8% всей нефтедобычи страны. Причем в 1996 году этот показатель был на уровне 10%. И тем не менее темпы, с которыми развиваются малые нефтяники Татарстана, довольно высоки. Доля МНК в извлекаемых запасах по Татарстану составляет сегодня около 20%, а их вклад в объем добычи по региону увеличился с 3% в 1997 году до 22% в 2015. И этот показатель ежегодно растет.
Рустам Минниханов отметил, что малый нефтяной сектор, несмотря на относительно небольшой размер бизнеса, показывает довольно хорошие результаты
Объем ежегодно добываемой малыми нефтяными компаниями нефти в Татарстане составил в прошлом году 7 млн. т и сопоставим с ее потреблением в таких странах, как Чехия, Дания, Венгрия или Финляндия. Само собой, МНК являются надежной опорой бюджета, каждый год перечисляя около 70 млрд. рублей во все его уровни, в том числе более 7 млрд. рублей приходит от МНК в консолидированный бюджет Татарстана. Создано более 8 тыс. рабочих мест. С 2010 года объем ежегодных инвестиций малых компаний увеличился вдвое — с 7 до 14 млрд. рублей, а объем отгруженной продукции — с 44 млрд. до 98 млрд. рублей. Все это, по словам Минниханова, может говорить о том, что МНК пришли работать на рынке всерьез и надолго. Сегодня специализация МНК — это работа с трудноизвлекаемыми запасами на выработанных и мелких месторождениях, углубленная геологоразведка, приращение и разработка запасов, нерентабельная для крупных компаний.
Интересно, что вместе с этим Минниханов привел в пример и опыт США, где на 18 тыс. МНК приходится 46% всей нефтедобычи и 94% всего объема разведанного и эксплуатационного бурения. Независимые компании сначала совершили сланцевую революцию в газовой промышленности, что позволило Америке с 2009 года стать мировым лидером в области газодобычи, а затем перенесли свой опыт в нефтедобычу сланцевых отложений. Доля малого бизнеса в объеме добычи сланцевой нефти в США, по словам Минниханова, составляет около 75%. Очевидно, эти цифры сидящие в зале нефтяники должны были трактовать как некий посыл к действию. Главный же вызов, который стоит перед нефтяной промышленностью Татарстана, по словам Минниханова, это ухудшение структуры запасов и снижение качества ресурсной базы. Но МНК уже доказали свою эффективность при работе на мелких, низкорентабельных и сложных месторождениях, а потому власти республики ориентируют нефтяников на рост добычи с максимальной переработкой внутри республики.
Из рук президента ордена, медали и благодарственные письма получили 45 сотрудников МНК
«Считаю, что потенциал малых нефтяных компаний Татарстана до конца еще не раскрыт. Начав в 1997 году с запасов в 200 миллионов тонн и добыв за прошедшие годы 100 миллионов тонн нефти, сегодня вы расширили свою ресурсную базу до 280 миллионов тонн. Ничего этого не было бы, если бы неоценимую помощь вам не оказывала «Татнефть», — завершил президент череду спичей, перейдя к награждению наиболее отличившихся работников. Из его рук ордена, медали и благодарственные письма получили 45 сотрудников МНК.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 133
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.