Удовлетворенность услугами частной медицины даже ниже, чем государственной, так как у их клиентов изначально завышенные ожидания. Такое мнение высказал вчера министр здравоохранения РТ Адель Вафин, впервые общаясь с предпринимателями в рамках проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор». Также корреспондент «БИЗНЕС Online» услышал жалобы на челнинских чиновников от медицины, зажимающих бизнес, и о планах провести антикоррупционную коллегию.
НИКОГДА ТАКОГО НЕ БЫЛО И ВОТ ОПЯТЬ
Несмотря на то, что проект «Бизнес и власть: откровенный разговор» существует уже почти два года, для министра здравоохранения РТ Аделя Вафина опыт общения в таком формате оказался первым. Видимо, поэтому накануне в конференц-зале отеля «Рамада» был аншлаг: пообщаться с министром пришла почти сотня предпринимателей, работающих в сфере медицинских услуг.
Момент для мероприятия оказался не самым благоприятным для Вафина. В понедельник, выступая на заседании комиссии по координации работы по противодействию коррупции в РТ, президент республики Рустам Минниханов заявил о двукратном увеличении числа выявленных фактов бытовой коррупции в сфере здравоохранения, образования и социального обеспечения. Так что на подходе к журналистам, который по традиции начинает очередную встречу, министру здравоохранения пришлось объясняться по этому поводу. Отвечая на вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online», Вафин подтвердил, что ему и министру образования РТ Энгелю Фаттахову дано задание провести коллегию с привлечением антикоррупционного управления и правоохранительных органов, сделать анализ ситуации и выработать мероприятия по снижению уровня коррупции.
По словам министра, все последние годы шла тенденция к снижению коррупции в здравоохранении, а исследования, проведенные федеральным минздравом, показывали, что в Татарстане растет удовлетворенность населения оказанием стационарной помощи. По этому показателю республика находится на 10-м месте среди всех субъектов РФ и на 2-м месте в ПФО. Однако министр признал наличие проблем в первичном звене (ФАПы, станции медицинской помощи — прим. ред.). «По показателям удовлетворенности качества услуг в первичном звене мы занимаем 6 - 7-е место в ПФО. Именно первичное звено является таким сдерживающим фактором, требующим совершенствования», — отметил он. По словам Вафина, некоторые решения его ведомством уже приняты. «Мы пилотируем в трех территориях новый татарстанский стандарт „Дружелюбная поликлиника“, разработанный на основе московского опыта с привлечением ведущих экспертов, и я думаю, что реализация этого проекта в ближайшие два года позволит нам кардинально изменить ситуацию в первичном звене и повысит удовлетворенность медицинской помощью», — заключил республиканский министр.
«ТЕХНОЛОГИИ ИМПОРТНЫЕ, ОБОРУДОВАНИЕ ДОРОГОЕ, А КРЕДИТЫ НАДО ОПЛАЧИВАТЬ»
Затем очередь задавать вопросы министру дошла и до представителей частного медицинского бизнеса. Предваряя возможный негатив, Вафин сразу подчеркнул, что прекрасно понимает, как тяжело сейчас открыть и развивать свое дело. «Ваш бизнес предполагает привлечение высококвалифицированных кадров и удержание их. Это непростая задача, поскольку технологии сегодня в большинстве своем импортные, оборудование дорогое, а кредиты надо оплачивать», — отметил Вафин, пожелав участникам дискуссии успеха, «чтобы бизнес рос, чтобы ваши пациенты были довольны качеством вашей работы».
Табрис Хадеев
Несмотря на примирительный тон министра, вопросы медиков были довольно остры, но при этом вполне корректны. Заслуженный врач РТ, директор ООО «Альбадент» (сеть стоматологических клиник) Табрис Хадеев пожаловался на то, что объемы государственного задания в рамках программы обязательного медицинского страхования (ОМС) на 2016 год были доведены до частников не в декабре, как обычно, а намного позже. «В этом году нам сократили объемы работ в 2,7 раза, о чем мы узнали только в марте. Мы готовились к оказанию услуг в полном объеме, сделали инвестиции, купили дорогостоящий рентгеновский аппарат и другое оборудование — как мы сможем окупить его? И потом, я не понимаю, почему почти в три раза упали объемы госзадания именно у нас, в других клиниках такого не произошло», — спросил Хадеев министра.
Вафин перевел стрелки на федеральное правительство, которое приняло постановление лишь в конце декабря. «Были внедрены новые технологии расчета, и нам необходимо было в достаточно короткий срок пересчитать объемы. Мы рассчитываем, что в этом году таких значимых изменений не будет и постановление будет принято раньше. Соответственно, и мы доведем плановые объемы до вас раньше», — пояснил министр. Он также пообещал по итогам 9 месяцев провести анализ и постараться добавить объемы тем, кому ранее объемы были обещаны. «Чтобы они могли свои инвестиционные программы выполнять», — пояснил Вафин.
«МИНЗДРАВ ОБЕЩАЛ, МИНЗДРАВ ВЫПОЛНИТ СВОИ ОБЯЗАТЕЛЬСТВА. НО В 2017 ГОДУ»
С похожей претензией к министру обратился и Александр Расческов, главный врач клиники «Глазная хирургия Расческов».
Александр Расческов
— Мы по программе государственно-частного партнерства открыли два медицинских центра в отдаленных районах Татарстана, где раньше офтальмологическая помощь вообще не была представлена. Мы надеялись на помощь минздрава, и вы нам эту помощь обещали. Мы вошли в систему ОМС, но объемов нам так и не дали. Мы купили новейшее оборудование, поставили лучшие технологии. Но теперь нам придется закрываться — сами понимаете, рентабельность там очень низкая, и платежеспособность населения низкая. Проект будет развиваться, если будет взаимный интерес и диалог с государством.
— Это проект уникальный не только для Татарстана, но и для всей России: в глубинке открыть современные центры. Поэтому минздрав обещал, минздрав выполнит свои обязательства. В 2017 году мы объемы по ОМС обязательно дадим.
— То есть в текущем году им не ждать помощи? — уточнил уполномоченный при президенте РТ по защите прав предпринимателей Тимур Нагуманов, постоянный ведущий проекта «Бизнес и власть: откровенный разговор».
— Есть определенный законодательством порядок, и мы будем двигаться в соответствии с ним, — развел руками Вафин.
«ТАК КАК ОНИ МОНОПОЛИСТЫ, РАЗВИВАЕТСЯ КОРРУПЦИЯ, ПОПАСТЬ ТУДА С КАЖДЫМ РАЗОМ СТАНОВИТСЯ ВСЕ ТРУДНЕЕ»
Максим Боев
Тему государственно-частного партнерства продолжил генеральный директор НПК «Индиго» Максим Боев. Он рассказал, что его компания занимается разработкой и производством моющих и дезинфицирующих средств, основным потребителем которых являются медицинские учреждения. «Для нашей отрасли самый насущный вопрос — это создание испытательного центра в Татарстане. Сейчас в России имеется только один такой центр — в Москве. Причем сроки проведения испытаний затягиваются на полтора года. Так как они монополисты, развивается коррупция, попасть туда с каждым разом становится все труднее. Тем временем в стране около 35 крупных компаний, которые тратят порядка 15 миллионов рублей в год на создание и регистрацию новых моющих и дезинфицирующих средств», — обрисовал он проблему. По мнению Боева, в Татарстане есть все для создания испытательного центра: есть лаборатории, есть штаммы микробов, есть профильные вузы. Нужно лишь волевое решение власти республики по созданию такого центра. Боев выразил готовность инвестировать в создание центра и пообещал обеспечить будущий центр заказами от всех российских производителей.
«ОН ПОД УГРОЗОЙ УВОЛЬНЕНИЯ ЗАПРЕТИЛ СВОИМ СОТРУДНИКАМ РАБОТАТЬ В НАШЕЙ ЧАСТНОЙ СКОРОЙ ПОМОЩИ»
Предложение руководителя НПК «Индиго» было встречено с энтузиазмом. «Это очень хорошее предложение, в республике действительно есть необходимый потенциал, к тому же есть планы по наращиванию производства таких средств в Татарстане — в технопарке „Чистополь“ и на базе „Таттехмедфарма“», — рассказал министр. Он предложил рассмотреть этот вопрос на координационном совете и сформировать «дорожную карту», но предупредил, что вопрос требует согласования на федеральном уровне. «Есть планы по строительству современной лаборатории, которая будет обслуживать наш регион, и надо уже сейчас готовить почву, чтобы эта лаборатория была построена в Татарстане».
Тимур Гизатуллин из компании «Ваш доктор» пожаловался на главного врача станции скорой медицинской помощи города Набережные Челны — по всей видимости, Сергея Крылова. «Он под угрозой увольнения запретил своим сотрудникам работать по совместительству в нашей частной скорой помощи», — рассказал Гизатуллин. По его словам, у частной скорой помощи нет других возможностей, кроме привлечения сотрудников государственной скорой помощи, так как они обладают необходимыми сертификатами. «Главный врач станции скорой помощи заявил нам прямо, что не позволит нам работать в Набережных Челнах», — продолжил свои обвинения Гизатуллин.
Вафин отметил, что законы не запрещают сотрудникам скорой помощи подрабатывать в частных структурах, и обещал разобраться в ситуации, запросив объяснений у главного врача.
— Действительно, в рамках законодательства таких ограничений быть не может. Это просто проявление нездоровой конкуренции, — подтвердил Нагуманов и многозначительно добавил. — Это интересный факт.
«МЫ ХОТИМ ЧУВСТВОВАТЬ СЕБЯ ЧАСТЬЮ НАШЕЙ БОЛЬШОЙ АРМИИ МЕДИЦИНСКИХ РАБОТНИКОВ»
Директор ООО «РТС» (клиника «Любимый доктор») Кадрия Галеева призвала Вафина наладить более тесное информационное сотрудничество минздрава РТ с представителями частного бизнеса. «Мы хотим чувствовать себя частью нашей большой армии медицинских работников», — сказала она.
— Что бы вам хотелось? — попросил уточнить Нагуманов.
— Мы нуждаемся в электронных рассылках приказов минздрава, получении каких-то интересных новостей, — пояснила Галеева, вызвав аплодисменты коллег, собравшихся в зале.
Кадрия Галеева
— Я впервые за последнее время сталкиваюсь с тем, что аудитория приветствует электронную рассылку. Обычно все от нее отказываются, — усмехнулся бизнес-омбудсмен.
— Наша отрасль всегда была слаженная и достаточно дисциплинированная, — вступился за предпринимателей Вафин. — Поэтому хотя люди и ушли в частную медицину, потребность осталась. Вы правы, мы должны работать как одна большая команда. А те, кто работает в системе ОМС, вообще должны работать в единой государственной информационной системе здравоохранения.
Министр предложил частным медикам вступить в ассоциацию медицинских работников РТ. «Ее функции и полномочия будут расширяться, но все зависит от того, сколько там будет членов. Сегодня только врачей в ассоциации более 4 тысяч, а средних медицинских работников 12 тысяч. Вступайте в ассоциацию, — агитировал Вафин. — Там будет формат общения на уровне правления ассоциации и возможность выхода на руководство министерства здравоохранения РТ».
Он также пообещал приглашать руководителей частных клиник участвовать в работе коллегии министерства. «Сегодня ни одна коллегия не обходится без постановки задач, в том числе и частному здравоохранению. И все решения коллегии должны до вас доводиться. Но вы должны быть организованы. Я предлагаю информационный обмен проводить на уровне ассоциации. Давайте работать через профессиональное сообщество, которое объединяет всех медработников республики!» — продолжил агитацию министр.
«ОН СКАЗАЛ, ЧТОБЫ НА ПЛАНЕРКАХ ПОСТОРОННИХ ЛИЦ НЕ БЫЛО»
Впрочем, тема оказалась не такая однозначная. Александр Зотов из семейной клиники «Тонар», представляющий ассоциацию частной медицины Набережных Челнов, пожаловался на назначенного в декабре 2015 года нового руководителя управления здравоохранения города Олега Сабаева. «С 2009 года в Набережных Челнах каждый вторник представители частной медицины приходили на планерки с главными врачами, и мы все шесть лет работали вместе. Но с приходом нового руководителя управления здравоохранения эта практика была запрещена. Он сказал, чтобы на планерках посторонних лиц не было. Я считаю, что это неправильно. Частная медицина должна присутствовать на всех планерках, а не раз в год на мероприятиях — это несерьезный разговор. Мы не по разную сторону баррикад, а вместе!» — сказал Зотов. Его слова также были встречены аплодисментами.
— Вы сделали правильно, нашли удачный формат, позволяющий оперативно взаимодействовать, но на каком-то этапе... Хорошо, я подскажу ему, — сказал Вафин, назвав Набережные Челны «креативной столицей» Татарстана.
«МЫ ГОТОВЫ ЗАНИМАТЬСЯ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬЮ, ЕСЛИ ВЫ БУДЕТЕ НАС ПОДДЕРЖИВАТЬ НА ДРУГИХ ОБЪЕКТАХ»
Директор мебельной компании «Сервис стиль» Лениза Ризванова напомнила Вафину об удачном сотрудничестве по оснащению мебелью РКБ, БСМП, центра ядерной медицины. «К сожалению, наше сотрудничество немножко прервалось. Помните, вы попросили, а мы помогли детскому отделению психиатрической больницы на Бутлерова. И я хотела бы продолжить наше сотрудничество. Мы готовы и дальше помогать, заниматься благотворительностью, если вы будете нас поддерживать на других объектах», — предложение Ризвановой было встречено удивленным гулом зала.
Лениза Ризванова
— Вопрос, не требующий комментария, — прокомментировал не менее удивленный Нагуманов и добавил, упреждая ответ министра. — Хорошо, что Александра Груничева (руководитель УФАС по РТ — прим. ред.) здесь нет. Но имейте в виду, что здесь в зале есть журналисты.
— Много производителей у нас делают мебель высокого качества под наши требования. Они понятны и стандартизованы. Закупки происходят через систему госконтрактов, и выигрывают те поставщики, которые предлагают самую низкую цену при соблюдении наших требований по качеству и эстетике. Заказчиком закупки выступает ГКУ «Главное инвестиционно-строительное управление РТ», а мы лишь эксплуатируем и выставляем требования, — аккуратно перевел стрелки Вафин.
«МЫ ЧТО, ДОЛЖНЫ РЕЙДЫ ПО КВАРТИРАМ ПРОВОДИТЬ?»
Затем министру было задано несколько вопросов, касающихся недобросовестной конкуренции. Так, Ольга Рахимуллина из медицинского косметологического центра «Анта-мед» пожаловалась на то, что врачи «толпами» уходят из частных хорошо оснащенных косметологических клиник, предпочитая работать на себя, находя клиентов через социальные сети. Цены на такие услуги значительно ниже, так как, по словам Рахимуллиной, «надомники» используют несертифицированные или запрещенные препараты. В результате доходы клиник падают, бюджет государства тоже недополучает налогов от работающих на дому специалистов. Но самое главное — люди стали получать осложнения в результате таких «подпольных» косметологических операций. «Как ни странно, легальный бизнес проигрывает нелегальному», — отметила Рахимуллина, призвав власти как-то спасти деятельность косметологических клиник, которые вложили огромные средства в свое оснащение, а теперь терпят убытки.
Ольга Рахимуллина
— Главное в этом деле — ваша активная позиция по каждому факту. Надо побольше говорить о случаях осложнений, надо освещать в СМИ. Надо формировать общественное мнение. Люди должны знать, что любая медицинская манипуляция может кончиться трагически. Любая инъекция может развиться в анафилактическую реакцию. В больницах-то не каждого можем спасти... — начал отвечать министр.
— Это все понятно, но чем власти могут нам помочь? — не устроил ответ Рахимуллину.
— Мы что, должны рейды по квартирам проводить? — не выдержал бизнес-омбудсмен. — Надо идти от факта оказания некачественной услуги. С этим по всей строгости должны разбираться правоохранительные органы.
— Нужны прецеденты, — согласился министр.
«У ВАШИХ КЛИЕНТОВ ИЗНАЧАЛЬНО ЗАВЫШЕННЫЕ ОЖИДАНИЯ»
Великолепный пас в конце дискуссии министру подал Вадим Федоров, руководитель набережночелнинской стоматологической клиники Alba Avis. Он попросил защиты от потребительского экстремизма, пояснив, что сталкивается со случаями, когда юридически подкованные клиенты, используя свои хронические заболевания, пытаются отсудить деньги у врачей. «Есть ли какие-то методы противодействия этой практике?» — спросил он.
Вадим Федоров
Это дало повод министру здравоохранения РТ вновь призвать частных врачей вступать в ассоциацию медицинских работников. «Одним из понятных преимуществ членства в ассоциации является страхование последствий врачебной ошибки, что позволяет в досудебном порядке покрыть часть требований потребителя. С другой стороны, в ассоциации есть юридическая служба, которая участвует в процессах по защите медицинских работников. Поэтому надо вступать в ассоциацию. Медицинскому сообществу надо нарабатывать юридическую практику защиты», — сказал Вафин.
При этом он подчеркнул, что опасность потребительского экстремизма в первую очередь грозит частным клиникам. «По статистике удовлетворенность услугами частной медицины даже ниже, чем государственной. У ваших клиентов изначально завышенные ожидания. Они платят деньги и требуют идеального обслуживания. Так что для вас эта проблема особенно актуальна», — отметил министр, предложив руководителям частных клиник под эгидой ассоциации медработников РТ провести конференцию, на которой выработать единые подходы к проблеме потребительского экстремизма. «У нас 16 тысяч врачей работают в Татарстане, из них 4 тысячи — в частной медицине. Давайте объединяться! Мы готовы на конференции выслушать вашу позицию по этому вопросу. Пока вы разрознены, трудно решать ежедневно возникающие проблемы», — подчеркнул Вафин.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 213
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.