РУССКИЙ РОК НА КОНЕЦ 90-Х ПРЕДСТАВЛЯЛ ИЗ СЕБЯ ДОВОЛЬНО ДЕПРЕССИВНОЕ ЯВЛЕНИЕ

«Наше радио» стало 30-й станцией в казанском FM-диапазоне. И наверное, одной из самых долгожданных, поскольку после закрытия Maximum в столице РТ не было узко сегментированной станции, ориентированной на рок-музыку. 96.8 FM принадлежит самой станции: еще в 2014 году «Наше радио» выиграло конкурс Роскомнадзора на получение радиочастоты в Казани. Тогда, напомним, разыгрывалась и частота 98.0 FM, она в итоге досталась издательскому дому «Комсомольская правда». Разгорелся скандал — дескать, обе частоты достались московским игрокам, а местные участники, предложившие концепцию вещания, в том числе на татарском языке, остались не у дел (в конкурсе участвовали два татароязычных проекта — «Курай» и «Дастан FM»).

«Наше радио» входит в «Мультимедиа-холдинг» вместе с такими станциями, как «Радио Джаз», Вest FM, Rock FM и интернет-радиостанцией Ultra. Это первая частота холдинга в столице Татарстана. Владелец холдинга — член Совета Федерациии Виталий Богданов. Президент — Александр Школьник, который в медиасреде известен как создатель агентства «Юнпресс» и Лиги юных журналистов России. В партнеры москвичи взяли холдинг «Русмедиа», который уже ретранслирует в Казани «Серебряный дождь» и делает одну из немногих оставшихся местных станций «Миллениум». Формат «Нашего радио» для Казани уникальный и единственный в своем роде, — говорит Светлана Валеева, генеральный директор холдинга «Русмедиа». — Рок-станций в Казани нет, а аудитория уже давно созрела! Радиостанцию ждали давно, и потенциальная емкость аудитории очень большая. «Наше радио» уже заочно многие любят и очень ждали, слушая его через интернет! Мы рассчитываем на очень хорошую и увесистую долю рынка, и это, на мой взгляд, ожидаемо и предсказуемо». По словам собеседника, холдинг будет принимать самое активное участие в развитии радиостанции в Казани как партнер, в том числе планируется и местное вещание.

Формат «Нашего радио» состоит из песен отечественного рока. Вещание «Нашего» в Москве началось с песни группы «Кино» «В наших глазах». Видимо, поэтому вот уже 18 лет уже несуществующий коллектив находится в жесткой ротации и в день можно услышать «Кино» несколько раз. В свое время знаменитый «Квартет И» начинал свое восхождение с «Нашего радио», выпуская в эфир юмористические «Мексиканские негодяи», «Шизгарики», «Кругом наши» и многое другое. По словам Михаила Козырева, одного из создателей радиостанции, повещав несколько месяцев, он понял, что русский рок на конец 90-х представлял из себя довольно депрессивное явление по содержанию и что вещать это 24 часа в сутки — не жалеть своего слушателя. И тогда появилась идея делать трибьюты различных групп, чтобы как-то разнообразить эфир. Одним из самых удачных оказались «Кинопробы», которые дали вторую жизнь многим песням группы «Кино». Взять хотя бы ту же «Видели ночь» в исполнении Zdob şi Zdub. А некоторые представители молодого поколения всерьез полагают, что песню «Кукушка» сочинила Земфира... Из татарстанских коллективов в ротацию на «Нашем» входят казанские «Мураками» и группа «Анимация» из Чистополя.

Одним из главных достижений радиостанции стал фестиваль «Нашествие» — довольно экстремальное приключение, не зря появился негласный слоган «Я пережил „Нашествие“». В Казани «Наше радио» известно по хит-параду «Чартова дюжина» который в начале нулевых транслировало почившее в бозе казанское радио «Пассаж». Москвичи неоднократно подавали заявку на право вещать в столице Татарстана, однако повезло им только в 2014 году.

ЖИТНИЦА ДЛЯ ПОПСЫ И ДЛЯ ШАНСОНА

С приходом нового формата в Казань многие организаторы концертов надеются, что количество зрителей может значительно увеличиться и в столицу РТ можно будет привозить большее количество групп. «„Наше радио“ — единственная радиостанция в стране, которая так или иначе поддерживает музыкантов, играющих живую музыку, — рассказал „БИЗНЕС Online“ лидер группы „Анимация“ Константин Кулясов. — Причем неважно, молодых или не очень. Другой площадки у нас просто нет. И потеря данной площадки приводит к тому, что музыканты перестают развиваться. Это житница и для попсы, и для шансона, поскольку все музыканты, как правило, когда-то играли рок. И появление ее в Казани приведет к тому, что будет хороший творческий рост в музыкальной среде». Про словам Кулясова, коллектив довольно много катается по стране, и в тех городах, где вещает «Наше радио», на концерты приходит в пять раз больше людей.

С Кулясовым согласен и Дмитрий Зеленый — арт-директор Rockstar Bar и организатор концертов: «Мы давно сталкивались с такой ситуацией, когда, к примеру делаем концерт группы „Тараканы“ в Казани и продаем 250 билетов. На следующий день „Тараканы“ едут в Ижевск, в котором населения в два раза меньше, чем в столице Татарстана, но там продано 700 билетов. Дело не в рекламной кампании, а в том, что там есть „Наше радио“, в ротации которого находятся Дмитрий Спирин и его компания, поэтому со сборами в столице Удмуртии все хорошо. В Казани вообще все плохо с концертами последние пару лет. Люди почему-то не ходят». По словам Зеленого, многие коллективы крутят только на «Нашем». По телевизору их особо не показывают — можно увидеть только на рок-фестивалях, которых в Татарстане в последнее время не проводится. «Мне кажется, что благодаря „Нашему радио“ люди больше будут знать какие-то имена и ходить побольше на концерты», — предполагает арт-директор Rockstar Bar.

Андрей Шумарин, привозивший в этом году в Казань группу «Ленинград», тоже положительно оценивает появление нового игрока на рынке, отметив, что у рок-мероприятий появится больше информационной поддержки.

Одним из главных достижений радиостанции стал фестиваль «Нашествие», который проходит под открытым небом в течении трех дней в последнее время в тверской области Одним из главных достижений радиостанции стал фестиваль «Нашествие», который проходит под открытым небом в течение трех дней в последнее время в Тверской области Фото: Олег Платонов

«ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАДИОСТАНЦИИ НЕ ДОЛЖНЫ ПРИСУТСТВОВАТЬ НА РЫНКЕ КАК ПРОДАВЦЫ КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ»

В ближайшее время Казань ждет появление еще как минимум двух станций. На частоте 97.2 FM должно зазвучать радио «Книга», которое принадлежит продюсерской компании Николая Растаргуева, конкурс они выиграли летом этого года, а также на 98.0 FM появится радио «Комсомольская правда». Плюс ко всему радио «Вести» обзавелось в столице Татарстана собственной частотой 94.3 FM, сейчас они вещают через казанских партнеров. А это значит, что на частоте 93.1 FM может появиться новая станция. Подобная рокировка уже проводилась в Казани с радио «Маяк», который переехал на собственную частоту 93.9 FM, а на старом месте, на частоте 101.3, открылось «Новое радио».

«БИЗНЕС Online» предложил экспертам оценить, что даст появление нового формата от «Нашего радио» в казанском FM-диапазоне, не опоздало ли оно с выходом на казанский рынок и какого формата в столице Татарстана до сих пор не хватает, несмотря на наличие в нем 30 разноплановых радиостанций.

Марат Ибляминов — совладелец местных филиалов радиостанций «Дорожное радио», «Европа Плюс» и радио «Тартиб»:

— Мне сложно сказать, насколько «Наше радио» будет успешным в Казани. Новые форматы в столицу Татарстана приходят и уходят, а основная первая десятка остается той же. Я всегда говорю: чем больше станций, тем больше выбор у конечного слушателя — есть возможность послушать ту или иную музыку. Прошли те времена, когда была одна универсальная станция, как, например, в Советском Союзе: с утра «Пионерская зорька», потом арии, классическая музыка, после 23:00 могли по заявкам слушателей поставить какое-нибудь откровение типа Boney M или Modern Talking. Сейxас же радиостанции становятся более нишевыми, они работают на определенный сегмент аудитории, занимают свою долю рынка. И разделение радиостанций происходит именно по музыкальному форматированию. Во всем мире наблюдается такая тенденция, она и для России не чужда.

В моем понимании Казани не хватает с учетом нашей национальной ментальности качественного хорошего детского татароязычного радио, которое имело бы воспитательную и образовательную функцию и которое должно финансироваться из источников государства. Также нашему городу не хватает радиостанции для деловых людей, где обсуждались всевозможные торги, фьючерсы, котировки акций, банковское дело. Казань в Поволжье является мощным финансовым центром. Ну и можно было бы добавить классическую музыку и что-нибудь для любителей джаза. Однако с точки зрения рекламы подобные станции не будут окупаться...

Вообще, государство должно брать на себя воспитательную и образовательную функции в радиовещании. Какая планка государством будет задана в телерадиовещании, к ней и будет тянуться население. Эту функцию информационного воспитания нельзя пускать на самотек. Процентов 25 радиостанций должны быть государственными, на них должна проводиться государственная информационная политика. Это не навязывание идей, за кого нужно пойти проголосовать на выборах, а именно воспитательная функция. Назидание классической музыки, сохранение традиций, языка, культуры. Но я жесткий сторонник того, чтобы госстанции, получающие госфинансирование, ни в коем случае не присутствовали на рынке как продавцы коммерческой рекламы. Они не должны этим заниматься априори, ибо госСМИ, имеющие господдержку, ведут себя не по рыночным законам, начинают демпинговать.

Алмаз Миргаязов — руководитель департамента радиовещания акционерного общества «Татмедиа»:

— В Казани представлено около 28 различных радиостанций разного формата, и «Наше радио» в той или иной степени будет дублировать уже существующие у нас форматы. Включение в шкалу еще одной радиостанции отнимет определенный кусок рекламного рынка и еще мельче раздробит рекламный «пирог». Нет такого понятия, как устаревшая станция или неустаревшая. Есть ликвидный или неликвидный формат. Все ликвидные форматы, на мой взгляд, уже представлены в Казани, а все дополнительные идут следующим эшелоном. Они в пуле какого-нибудь холдинга будут работать в качестве дополнительного ресурса, который привлечет бонусные очки, в том числе и коммерческие, но на то, что они будут трудиться в качестве первого и единственного источника, я бы надежды не таил.

Национальных станций, коих в нашей столице три, тоже достаточно. Там рекламный рынок тоже специфический, рекламодатели больше направлены на массовые радиостанции, на признанные бренды. Я проработал в национальном вещании около 15 лет, был директором «Татар радиосы» и знаю, о чем говорю. Там не больше 20 - 25 процентов всего рекламного радио рынка в Казани. Если он составляет около 20 миллионов, то на национальные станции приходится 3 - 4 миллиона. Сколько станций можно «воткнуть» на эти деньги, я не знаю..

Александр Сафин — совладелец бара «Соль», организатор концертов:

— Мне кажется, что «Наше радио» опоздало с выходом на казанский рынок. Если бы 10 лет назад — да, актуально. У нас в Казани нет рок-клубов и нормальных концертных площадок, где есть своя нужная атмосфера. Остался один «Маяковский», в котором концерты нерегулярно проходят сегодня. К нам приезжают только топ-команды. Вообще, в столице Татарстана рок-артисты собирают меньше, чем в менее крупных городах России. У нас рок-движение находится в стагнации. По моему мнению, такое понятие, как русский рок, потихоньку уходит со сцены, сегодня это не так актуально.