Час страха пережили накануне жители Нижнекамска: видео со столбом пламени в промзоне ТАИФ-НК мгновенно облетело соцсети. В итоге четверо пострадавших были доставлены в Челны. По данным «БИЗНЕС Online», произошедшее могло стать результатом спешки, объект стоимостью $1,8 млрд. должны были вот-вот сдать. Похоже, в холдинге не сделали выводов ни из пожара на заводе бензинов в 2014 году, ни из недавнего случая на НКНХ, когда на производстве заживо сгорели две женщины.
«РАЗГЕРМЕТИЗАЦИЯ ВОЗДУШНОГО ХОЛОДИЛЬНИКА»
Весь Нижнекамск накануне всполошило сообщение в соцсетях о пожаре в промзоне. Появлению огня предшествовал мощный взрыв, который слышали абсолютно все работники ТАИФ-НК даже сквозь плотно закрытые окна. Как выяснилось, в компрессорной одного из цехов строящегося комплекса глубокой переработки тяжелых остатков (КГПТО), который расположен примерно в 12 км от Нижнекамска, произошло возгорание водорода или его соединений. Начальник пресс-службы ГУ МЧС России по РТ Андрей Родыгин сообщил, что на комплексе происходит факельное горение.
На видео, которые активно стали выкладывать пользователи соцсетей, можно было наблюдать огромное зарево (высота пламени, по некоторым данным, достигала 30 м) и снующих туда-сюда работников в спецодежде с надписями Gemont. Именно с этой компанией турецкого происхождения ТАИФ-НК заключил контракт на строительство КГПТО и коммуникаций к нему, монтаж оборудования и трубопроводов.
Как уточнил Родыгин, на тушении огня были задействованы 30 единиц пожарной и спецтехники Нижнекамского пожарно-спасательного гарнизона. Площадь пожара составила 50 кв. метров. Уже через час после возгорания, в 16:20, пожар был локализован, а в 16:55 ликвидировано открытое горение. «Всем силам гарнизона по третьему номеру дан отбой. Проводится осмотр территории, работает дознание государственного пожарного надзора», — сообщило вскоре МЧС РТ.
Как поделился с «БИЗНЕС Online» начальник управления МЧС РТ по Нижнекамскому району Константин Слободюк, на месте происшествия вместе с федеральным отрядом работала также оперативная группа управления. По версии Слободюка, возгорание могло произойти во время пусконаладочных работ на новом объекте, который сейчас активно готовится к сдаче в эксплуатацию. Он заверил сразу же: угрозы распространения пожара не было, как и не было угрозы населению города и окружающей среде.
Позже предполагаемую версию пожара подтвердил и Родыгин. В разговоре с «БИЗНЕС Online» он уточнил: на комплексе действительно шли пусконаладочные работы, и, «видимо, что-то пошло не так». Однако водородные соединения, по его словам, опасности для населения не представляют. Пока что основная версия причин возгорания звучит так: «Разгерметизация воздушного холодильника при проведении работ по опрессовке на установке гидрокрекинга».
«ОЖОГ ЛИЦА И РУК СРЕДНЕЙ ТЯЖЕСТИ»
К сожалению, пожар не обошелся без трагических последствий. Как сообщила вчера «БИЗНЕС Online» руководитель управления здравоохранения по Нижнекамскому району Венера Рахимова, пострадали три человека. Все они получили ожоги порядка 30% тела и были доставлены в тяжелом состоянии в ожоговый центр БСМП Набережных Челнов. Причем состояние одного из них вызывало серьезные опасения врачей: мужчина получил еще и ожоги дыхательных путей.
Интересно, что генконсульство Турции в Казани сразу же сделало запрос в управление здравоохранения Нижнекамска, где пояснили: все пострадавшие при пожаре — граждане России.
Ближе к вечеру на сайте минздрава РТ появилось более подробное сообщение, но уже о четырех пострадавших: «Трое пострадавших с ожогами лица, рук доставлены в ожоговый центр БСМП города Набережные Челны. К работе в режиме видеосвязи подключены специалисты ожогового центра РКБ. Состояние пациентов оценивается как стабильное. Еще один пострадавший госпитализирован в Нижнекамскую центральную многопрофильную больницу с подозрением на сотрясение головного мозга в состоянии средней степени тяжести. Помощь пострадавшим оказывается в полном объеме. На месте пожара помощь оказывали три бригады скорой помощи». К слову, это были те самые бригады, которые круглосуточно дежурят на промзоне как раз на такой пожарный случай.
Позже издание life.ru опубликовало список пострадавших:
1. Ришат В. 1968 г. р. (перелом).
2. Александр З. 1988 г. р. (в тяжелом состоянии, термический ожог 30% тела).
3. Денис А. 1989 г. р. (ожог лица и рук средней тяжести).
4. Равиль А. 1988 г. р. (ожог лица и рук средней тяжести).
К слову, фотография одного из пострадавших, правда, пятилетней давности нашлась в соцсети. Кстати, в «Твиттере» молодого человека можно найти несколько ссылок на новости о пожарах в нефтехимическом комплексе Нижнекамска, как будто его сердце чувствовало беду.
Повальной эвакуации и переклички работников ТАИФ-НК, которую пророчили соцсети, не было. Технологический процесс на предприятии продолжался вчера в штатном режиме. Разрушений, как утверждают источники на предприятии, нет. Но произошедшее вполне могло стать итогом спешки, которая наблюдается по окончании любого строительства. В данном случае объект должны сдать как раз в четвертом квартале этого года.
Кстати, сама компания во время ЧП, взбудоражившего весь город, традиционно хранила гробовое молчание. Лишь поздно вечером на сайте компании появилась новость под заголовком «Во избежание распространения недостоверной информации компания „ТАИФ-НК“ сообщает». Никакой новой информации по сравнению с тем, что уже сообщили МЧС и медики, в ней так и не содержится.
«ВСЕ КАТЯТ БОЧКУ НА ТУРОК, НО ПРИНИМАЮТ ЖЕ РАБОТЫ НАШИ СПЕЦЫ»
Последствия пожара более эмоционально, нежели специалисты экстренных служб, описывали пользователи соцсетей. Большинство комментаторов под опубликованным постом интересовались масштабом катастрофы и количеством пострадавших. Но были и те, кто уже обладал какой-то информацией о причинах взрыва. В частности, пользователь Ильдар Мингазов написал, что «на 6-й секции пропускала задвижка, и вместо того, чтобы сделать аварийный сброс, рабочие решили подтянуть, увы, не получилось».
Другой пользователь, Сергей Гонгало, отметил, что тоже был очевидцем взрыва. «Я в пятистах метрах от установки работал, так взрывной волной дало, что штукатурка попадала большими кусками. Не поверю, что нет жертв! Такой взрыв волной только своей что натворил! Бежать, надо бежать!» Пользователь Дамир Зарипов написал: «Я рядом на эстакаде работал, думал хана». А Адель Ильясов испытал ужас: «Это нечто на моих глазах произошло. Как бомба! Просто страшно!» Роман Иванов тоже проявляет свою осведомленность: «Нашей бригаде безумно повезло, мы несколько дней назад закончили работы в этой компрессорной...»
Некто Ильнар Лукманов написал, что «из ТАНЕКО пожарные машины полетели туда», «рабочих эвакуировали, идет перекличка». Пользователи соцсетей также сообщали: «От взрыва в сторону [исправительной колонии №4] улетел огромный кусок бетонного перекрытия и при падении снес часовую вышку с автоматчиком, пробил забор и запретку [запретную зону]. Сейчас там паника, осужденные бегут кто куда». Правда, позже пресс-служба исполкома Нижнекамска, а также начальник МЧС Слободюк опровергли эту информацию. Да и физически этого произойти не могло, так как от места происшествия до ИК-4 не менее 3 - 4 километров.
Венер Хусаинов отметил, что работал рядом с местом взрыва, и произошел мощный хлопок, после которого все начали бежать кто куда, даже перепрыгивали через забор. При этом один из пользователей написал, что во время взрыва на территории завода лично присутствовал замгенерального директора по капитальному строительству Илдус Сафин: «Сам лично пробегал мимо него...»
Разумеется, народ сразу стал искать глубинные причины произошедшего и выдвигать свои версии. Данил Силуанов: «В ТАИФ много по знакомству залетело. Технологи там, конечно, хорошие есть, но половина оболтусов, калек, не способных самостоятельно устроиться на работу. Мне бы было страшно работать там. И да, все катят бочку на турок, но принимают же работы наши спецы и подписывают разные акты. И там, наверное, по знакомству сидят».
При этом пользователь Влад Краснов, обращаясь к работникам ТАИФа, призывает «не трепаться», так как «служба безопасности уже всех проверяет и заставляет удалять фото и видеосообщения».
ХРОНИКА ПОЖАРОВ ТАИФА
Нынешний случай далеко не первый. В частности, крупный пожар на ТАИФ-НК случился в марте 2014 года. На заводе бензинов произошло возгорание на насосной установке, которая представляет собой отдельно стоящую колонну высотой 50 метров. Сообщалось, что причина может быть технологической — из-за разгерметизации клапанной установки, однако не исключался и человеческий фактор. Жертв не было, однако ущерб составил около 500 млн. рублей. Более того, в результате аварии на заводе было временно остановлено производство автомобильных бензинов.
Руководство ТАИФ-НК тогда подверглось критике со стороны Ростехнадзора. Созданная комиссия по расследованию ЧП установила, что основной причиной аварии стало грубое несоблюдение требований промышленной безопасности практически на всех этапах, начиная от ремонтных работ до эксплуатации. Все эти нарушения были системными, то есть налицо плохая организация контроля. При этом эксперты сделали вывод, что аналогичные проблемы могут возникнуть и на других устройствах ТАИФ-НК. К тому же часть улик тогда оказалась оперативно уничтоженной руководством цеха.
Кроме того, в мае 2016 года на территории цеха завода ПАО «Нижнекамскнефтехим» также произошло возгорание нефтепродукта — изопентана. Работницы, 51-летняя машинист Светлана Аминева и 38-летняя аппаратчица Наталья Услугина, которые в этот момент проходили мимо установки, получили ожоги 90% тела. Вскоре обе скончались в реанимации. Тогда нижнекамское управление СК РФ возбудило уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 217 УК РФ («Нарушение правил безопасности на взрывоопасных объектах»). Дело было передано в суд. Но выводы из трагедии, как видим, не сделаны.
Повлечет ли нынешний, столь яркий рецидив более серьезную проверку со стороны контролирующих органов, пока неизвестно.
Генподрядчиком строительства КГПТО выступает ООО «Гемонт», единственным учредителем которого является Садык Акман (на фото)
В КОМПЛЕКС ВЛОЖИЛИ $1,8 МИЛЛИАРДА
Строительство КГПТО стартовало еще в ноябре 2012 года с участием президента РТ Рустама Минниханова. Тогда в основание комплекса была заложена капсула с посланием потомкам. Этот проект, пожалуй, самый амбициозный из ныне реализуемых ТАИФ-НК. Его стоимость оценивается в $1,8 миллиарда.
В реализации проекта компания существенно продвинулась лишь в 2014 году, заключив контракт, как уже было сказано, с ООО «Гемонт», который ныне выступает в качестве генподрядчика. Эта фирма была зарегистрирована в Казани за год до контракта с ТАИФом. Единственным учредителем общества с уставным капиталом 25 млн. рублей является Садык Акман — он же учредил в Казани и транспортную компанию «ГМТ Лог» и ООО для финансовых операций «ГМТ Инвест». Гендиректором во всех трех обществах значится соотечественник Акмана Акташ Мухиттин. Акман представляет в Татарстане компанию с 25-летней историей — Gemont Endustri Tesisleri İmalat ve Montaj A.Ş., занятую изготовлением и монтажом стальных конструкций и разных видов оборудования. Штаб-квартира компании располагается в турецком Коджаэли, общий штат насчитывает до 10 тыс. сотрудников.
На комплексе КГПТО будет впервые в мире применена в промышленном масштабе технология Veba Combi Cracking (VCC). Мощность установки позволит перерабатывать в год 2,7 млн. т гудрона и до 1 млн. т вакуумного газойля. С помощью КГПТО ТАИФ-НК нарастит глубину переработки углеводородного сырья минимум до 95%. Новая установка позволит не только превращать в светлые нефтепродукты все тяжелые остатки производства, но и увеличить изготовление прямогонного бензина, а также дизельного топлива стандарта «Евро-5». Ожидаемая чистая прибыль от проекта должна составить 13 - 13,5 млрд. рублей в год. Таким образом, срок окупаемости КГПТО — около 5 лет. С вводом его в эксплуатацию прибыль всего ТАИФ-НК должна увеличиться в 1,7 - 2 раза, будет создано более 700 новых рабочих мест.
Ходом строительства КГПТО Минниханов интересуется постоянно и на многих крупных мероприятиях, касающихся нефтехимии и нефтепереработки, напоминает о данном проекте. Так, например, в октябре 2015 года он встречался с Акманом. Владелец «Гемонта» доложил тогда, что за год было выполнено 52% от общего объема работ. «Сегодня все работы на строительной площадке идут согласно установленным срокам и требованиям заказчика», — констатировал Минниханов, добавив, что объект в Нижнекамске может стать отправной точкой в долгосрочном сотрудничестве Татарстана с компанией «Гемонт». А в ноябре того же года президент совершил рабочую поездку в Нижнекамск. В ее ходе он лично посетил строительную площадку КГПТО.
Однако и у «Гемонта» не все шло гладко. Так, в феврале турки-строители устроили на объекте забастовку. Видеозапись митинга рабочих «Гемонта» попала в распоряжение «БИЗНЕС Online». В кадре видно, как колонна не менее чем из 200 человек в унифицированной одежде со свистом и скандированием движется по площадке ТАИФ-НК на фоне каркасов строящихся объектов. Происходящее комментирует владелец телефона, на который снималось видео: в разговоре с кем-то, кто тоже остался за кадром, он говорит: «Турки забастовку устроили — деньги не платят. Вот молодцы!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 113
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.