Рафаэль Хакимов Рафаэль Хакимов: «Прошлое татар нельзя назвать только кочевым или полукочевым. Если взглянуть на корневое ядро татарского языка, то станет ясно, что тюрки изначально были земледельцами, ремесленниками и торговцами» / Фото: prav.tatarstan.ru

КОЧЕВНИКИ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ

Прошлое не мертво. Оно даже не прошлое.

Уильям Фолкнер

Существует высокомерное отношение к кочевникам как более низкой ступени развития, нежели земледельцы и тем более горожане. Считается, что эволюция человеческого общества поднимается от собирателей, охотников, номадов к земледельцам и в целом оседлому населению с привязкой к конкретной территории. Прошлое татар нельзя назвать только кочевым или полукочевым. Если взглянуть на корневое ядро татарского языка, то станет ясно, что тюрки изначально были земледельцами, ремесленниками и торговцами.

Сабантуй отмечается с незапамятных времен. «Сабан» означает плуг, он существует в древнетюркских языках в форме «сапан» от слова «сапмак» — рвать. Такие слова, как «будай» (пшеница), «арпа» (ячмень), «тары» (просо) чисто тюркского происхождения, они присутствуют во всех тюркских наречиях. Значит, предки тюрок были земледельцами. Слово «арык» является исконно тюркским. Значит, у тюрок с древнейших времен было поливное земледелие. «Ат» (лошадь), «сыер» (корова), «угыз» или «буга» (бык) также чисто тюркского происхождения. Такие слова, как «алтын» (золото), «кемеш» (серебро), «бакыр» (медь), «тимер» (железо), общие для всех тюрко-татарских наречий, значит, тюрки еще в период формирования самого языка использовали металл и были ремесленниками. Среди татар были и земледельцы, и металлурги, и охотники, и кочевники.

Какой из оседлых народов мог соединить Восток и Запад, создав такое понятие, как Евразия? Никто этого не мог сделать. Только кочевник благодаря особой сборке таких элементов, как конь, седло, стремя, сабля, легкий лук, юрта и арба (телега), мог освоить огромные пространства и заодно завезти штаны в Европу.

Государства, возникавшие вдоль рек, не могли создать империи. Только Великая Степь сумела соединить реки, леса, моря и отдельные княжества в единое целое. В этом было преимущество степи. Точно так же море могло соединить отдельные государства в империю, что и произошло вокруг Средиземного моря. Степь и море — два конкурента. Золотая Орда пыталась соединить степь и море. В Крыму и Причерноморье в то время были самые крупные порты мира. По словам путешественника Ибн Баттуты, Каффа (Феодосия) — чудная гавань, где он застал «до 200 судов военных и грузовых, малых и больших, это одна из известных гаваней мира». Несмотря на такой симбиоз и наличие множества городов, земледельцев, ремесленников, природа Золотой Орды в своей основе оставалась номадической.

Кочевая культура в силу образа жизни создает «машину войны». Весь народ, прежде всего мужское население, уже при рождении становится воином. Сама жизнь у кочевника есть подготовка к войне. Облавная охота выполняла функцию военных учений. Поэтому ее возглавлял сам великий хан, следивший за координацией действий воинских подразделений. Загнанных зверей отпускали, оставляя только то, что нужно было в данный момент для пропитания.

Европейские государства имели армии, будь то своя или наемная, у татар же армия и государство совпадали. Само государство было «машиной войны». Это не говорит об агрессивности татар. В Средние века все готовились к войне. «Si vis pacem, para bellum» («Хочешь мира — готовься к войне»), — гласит поговорка. Кстати, татары не отличались какой-то мифической жестокостью, которую им приписывают. Тогда жестокость в Европе была повседневностью, обыденностью. Отличались жестокостью, пожалуй, только викинги. У них это зашкаливало, стало национальной паранойей.

В отличие от европейских армий у татар армия после боевых действий не распускалась или не размещалась в казармах, она возвращалась к обычной жизни, которая, по сути, была подготовкой к следующей войне. При этом армия строилась не по сословиям, а по родам и кланам, продвижение по службе зависело не от родовитости, а от доблести. Любой мог возвыситься. Так, один из лучших полководцев Чингисхана Джебе попал к нему в плен и стал исправно служить и так дослужился до звания нойона (князь).

Номады не терпели препятствий, их преимущество было в скорости и мобильности. Для конницы нужно было открытое пространство, их манил горизонт. Европу символизируют крепости с мощными стенами и башнями, крепкими воротами и привязка к конкретной земле. В Золотой Орде у городов не было стен. Татары их терпеть не могли, полагая, что устанавливают мир и безопасность на все времена.

Номады в государственном устройстве (не в армии) предпочитали не вертикальные, а горизонтальные клановые структуры с авторитетным вождем во главе. Хотя Европа показала преимущество своей системы, философия номадизма не исчезла. Она в последние годы возрождается в самых передовых компаниях, переходящих от иерархических европейских к плоским структурам. Пионером в этом переходе выступил Microsoft. Другие успешные компании присматриваются к этому опыту и, по крайней мере, сочетают иерархические структуры с плоскими.

Номадизм как культура не нижняя ступень и не дикая форма, она существовала и сохранилась наряду с европейской цивилизацией как самостоятельное явление, чей потенциал далеко не исчерпан.

Сердце матери с сыном, а сына — в степи.

Татарская пословица

... «Объект получил название «Ханский дворец» / Фото из книги Р. Хакимова «Каково быть татарином?»

СКОЛЬКО МОЖНО КОПАТЬ?

Истина проходит через три стадии: сначала ее высмеивают, потом ей яростно сопротивляются и, наконец, принимают как очевидное.

Артур Шопенгауэр

В Болгаре и Свяжске Минтимер Шаймиев развернул грандиозные раскопки, археологов завозили со всей России. Помню, одно лето я подписал около 800 контрактов на временную работу. В стране нет столько археологов. Использовали студентов и волонтеров.

Перед масштабным возрождением Болгара мне пришлось поехать с инспекцией и посмотреть фронт работ. С мечетью все понятно, баня нуждается лишь в консервации, мавзолеи в порядке... Останавливаюсь у раскопа с непонятной конфигурацией. Спрашиваю у археолога, сидящего в раскопе:

— Что копаете?

— Трудно сказать.

— И что до сих пор не задавали себе вопроса, что именно копаете?

— Не хватает артефактов для научного обоснования.

— Сколько копаете?

— 15 лет.

— Что, еще нужно 15 лет, чтобы определиться?

Похоже, он основную часть своей научной жизни провел в одном раскопе, не задав себе вопроса, что именно копает. Его увлек сам процесс. Очень характерно для археологов не думать исторически, а все превратить в технологию раскопок. Они приобретают сложнейшие приборы, осваивают самые современные технологии, но при этом не думают, что надо копать и что именно они хотят найти.

Кроме остатков монументального сооружения, исследователями найдено множество ценных экземпляров
Фото: shaimiev.tatarstan.ru

Собрался консилиум из археологов, архитекторов, историков, и я начал задавать вопросы:

— Это сооружение, перед которым мы стоим, не мечеть.

Консилиум подтверждает:

— Очевидно. Нет минбара.

— Пойдем дальше. Сам вижу, что это не баня.

— Не баня.

— Может быть, жилой дом?

— Ничего подобного.

— Почему?

— Нет отопления.

Вроде бы зашли в тупик. Спрашиваю:

— Какие предметы нашли в раскопе?

Археолог с 15-летним стажем оживился:

— Нашли в фундаменте монеты чеканки 1239 года, прекрасную сирийскую стеклянную посуду...

Он не договорил, я его остановил:

— Стоп. Это представительский корпус. Знаете, что это такое?

Все умолкли в ожидании.

Для осуществления раскопок и последующей реставрации дворца был спроектирован навес общей площадью около 2 тыс. кв. метровФото: shaimiev.tatarstan.ru

— Это дворец Бату. Скажите, где хан принимал послов и важных гостей? Бывало, что в своем шатре. А зимой? У него должно было быть, если говорить современным языком, место для торжественных приемов. Это и есть его дворец. Монеты подтверждают, что именно Бату заложил это здание, он как раз начал чеканку собственной монеты в Болгаре в 1239 году.

Консилиум начал высказывать свои сомнения, но как-то вяло. Я попросил найти аналоги в других странах, где обосновались татары, ведь обычно строят по одному шаблону, так сказать, по типовому проекту. И действительно, через пару дней нашли еще два аналога в Азии. По углам такие же четыре башни, два этажа, такой же интерьер. У меня оставался вопрос по отоплению. Оказалось, согревали здание жаровни с углями. Картинка сложилась.

Рустам Минниханов и Минтимер Шаймиев во время посещения Ханского дворца в Болгаре
Фото: shaimiev.tatarstan.ru

У нас народ осторожный, включая Минтимера Шариповича — он человек вообще основательный. Это я могу высказываться безапелляционно. В итоге объект получил название «Ханский дворец». Это тоже подходит. Наши археологи посчитали, что для однозначного утверждения не хватает аргументов, мол, наука требует полноценного набора всех данных. Но в науке существует другой метод подтверждения — от противного, т. е. если никто не может опровергнуть, то это тоже доказательство. Наука не всегда состоит в том, чтобы 15 лет копать, потом, не задумываясь, копать еще 15 лет.

Отложенное дело засыпает снегом.

Татарская пословица

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции