Организаторы собираются проводить это шоу пять лет подряд. Это пока деньги, которые унесло ветром Организаторы собираются проводить это шоу пять лет подряд. Это пока деньги, которые унесло ветром

АРТИСТОВ У НАС МНОГО, У ТАТАР КАЖДЫЙ ВТОРОЙ ПОЕТ, А ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ АРАНЖИРОВЩИКОВ НЕТ

Фестиваль «Үзгәреш җиле» («Ветер перемен») был задуман для того, чтобы развивать татарскую эстраду. Благая идея по задумке. Но татарскую эстраду, на мой взгляд, таким образом развивать сложно. Мне кажется, что в Казани в первую очередь нужно бы построить студию европейского, мирового уровня и пригласить хороших, профессиональных специалистов, чтобы они научили наших музыкантов тому, как нужно аранжировать, как записывать песни и т. д. В таком случае вся наша эстрада действительно смогла бы подняться до мирового уровня: наши записи, аранжировки, инструменталки, те же самые джазовые вещи. У нас не хватает специалистов. Артистов у нас много, у татар каждый второй поет, а профессиональных аранжировщиков нет. Все наши аранжировщики — самоучки, все сами по себе. Многие из них даже нот не знают!

Но ставку в этот раз сделали на варягов. Москвичи приехали, поиграли и уехали. А мы, получается, остались ни с чем. Если у нас нет дирижеров, аранжировщиков, оркестровщиков, тогда приехали бы, научили наших, как надо все правильно сделать. Этого не было, и, честно скажу, что многие наши музыканты в итоге обиделись.

Недавно Первый канал показал документальный фильм «Голоса на миллион» о российской оперной молодежи, где участвовала и Альбина Шагимуратова. И документальный фильм завершился татарской песней «Әллүки» в ее исполнении. Она мировая звезда! Это говорит о том, что у нас есть таланты. Альбина — простая казанская девушка. Поэтому, повторюсь, нам нужны хорошие специалисты, аранжировщики, которые научат нас делать эти вещи на мировом уровне, при этом сохранив нашу самобытность, наш моң.

В этом плане нам часто ставят в пример казахов. Но ведь казахи так и сделали: они отправили своих ребят учиться в Германию, в Америку и другие страны, где те набрались опыта и при этом не потеряли свое, национальное. А у нас нет ничего своего. Нам привезли в некотором смысле хот-дог, и в нем ничего особенного нет.

Ставку в этот раз сделали на варягов. Москвичи приехали, поиграли и уехали. А мы, получается, остались ни с чем «Ставку в этот раз сделали на варягов. Москвичи приехали, поиграли и уехали. А мы, получается, остались ни с чем»

ДЖАЗОВЫЕ АРАНЖИРОВКИ ТАТАРСКИХ ПЕСЕН — ЭТО НЕ НОВО. МЫ ЭТО ПРОШЛИ УЖЕ ДАВНЫМ-ДАВНО И ГОРАЗДО ВКУСНЕЕ

Безусловно, денег, которые потратили на проведение одного фестиваля, на то, чтобы построить хорошую студию, не хватит. Но ведь организаторы собираются проводить это шоу пять лет подряд. Это пока деньги, которые унесло ветром. Они как пришли, так и ушли, никто их даже потрогать не успел — это, мне кажется, неправильно. А та же студия, вложись мы в нее, останется у нас! Пишу этот текст для того, чтобы организаторы могли бы увидеть другие альтернативы того, как можно развивать татарский шоу-бизнес и музыкальную культуру.

И еще более неправильно отдавать такую огромную сумму бюджетных денег в одни руки. Они там сами решили, кто будет выступать. Среди участников были и люди, которые вообще не смогли нормально спеть. И педагоги те же самые, которые до этого штамповали эстрадных исполнителей! Хочется спросить: почему, например, уважаемая Венера Ганеева до этого фестиваля в рамках своих служебных обязанностей в Академии культуры не научила своих студентов петь? А тут им огромные деньги выделили, и, получается, они их этому научили? Согласитесь, есть в этом какая- то ирония...

Среди участников были и те, которые вообще не смогли нормально спеть. И педагоги те же самые, которые до этого штамповали эстрадных исполнителей! «Среди участников были и люди, которые вообще не смогли нормально спеть. И педагоги те же самые, которые до этого штамповали эстрадных исполнителей!»

И еще. Лично мне не хватило полноты информации об этом мероприятии. Это наши деньги — наши налоги, а мы совершенно ничего не знали, до последнего публике ничего не открывали. Сначала организаторы «Үзгәреш җиле» объявили, что это будет конкурс. Но если это конкурс, то положение должно быть в открытом доступе, чтобы все это видели: может, мы тоже хотим участвовать? Они набрали 20-летних студентов или с академическими голосами, или вообще совсем без голоса. Ну, может, один-два исполнителя с голосом были, остальные — либо учащиеся консерватории, которые владеют академическим вокалом, либо еще студенты. Я бы не сказал, что они джазовые певцы и их можно научить петь эту музыку за один концерт. Как представление, может быть, оно и интересно, но никто там не соответствует должности. Вокалу должна была обучать Лилия Чугунова. Но если мы приглашаем гостей, ради Бога, но пусть они будут джазменами, вокалистами. Оркестр же не нужно учить джазу, они и так умеют его играть, а вот наших исполнителей нужно было научить адаптировать татарский моң под данное направление в музыке, а для этого нужно хотя бы как минимум месяц им заниматься. Никто джаз петь не умеет, а их сразу окунули в этот жанр, а они даже не знают, куда плыть и как плавать — карабкаются и выкарабкиваются, кто как может.

Из исполнителей я бы выделил Максуда Юлдашева. Потому что он в этом плавает, он поет мировые хиты, это его стихия «Из исполнителей я бы выделил Максуда Юлдашева, потому что он в этом плавает, он поет мировые хиты, это его стихия»

Мероприятия, проведенные за такие немалые бюджетные деньги, нужно максимально освещать, делать открытыми от начала до конца. Народ должен знать, куда потратили эти деньги, что с ними сделали. Пусть будут какие-то тематические передачи, которые будут обо всем этом рассказывать. На ТНВ провели ток-шоу, передачу «Таяну ноктасы» («Точка опоры»), там собрались 6 человек, и каждый защищал свою позицию, и у многих были вопросы по поводу целесообразности таких трат. И Ирек Шарипов, и Рифат Фаттахов сказали: «Это мы заказчики». У кого спросили? У вас спросили? У нас? У нас не спросили. В Казани не так много продюсерских центров — у Фаттахова не спросили, у Сарварова не спросили, у Марата Гараева тоже не спросили. Сами, как хотели, так и распределились финансами А теперь внушают, зомбируют нас, что все это было хорошо — свет был шикарный. Да любому человеку дайте столько денег, он тоже сделает нормальный свет. А сейчас кто-нибудь из участников сольный концерт на таком уровне даст? Не даст! У него нет таких денег. Он опять пойдет к самому дешевому аранжировщику, сделает себе дешевую фонограмму, арендует какой-нибудь дешевый зал, где за экран нужно платить отдельно, а это дорого. И все. Опять будет петь старые песни. Опять вернулись к тому, что было. А если бы научили, то хоть навыки бы остались. Есть интересные оркестровки, которые оркестр сделал для себя и их благополучно увез. Дальше сделают по две фонограммы, которые в феврале выдадут исполнителям. Сшили один костюм на два выхода — это тоже несерьезно.

И такие джазовые аранжировки татарских песен — это неново. Это мы прошли уже давным-давно, еще в 1950 - 60 годах, и гораздо «вкуснее». Это уже было, и репертуар оттуда. Даже не заставили написать или найти что-то новое: что играли раньше, тот же репертуар спели и сейчас.

Алина Шарипжанова хорошо выступила — ей не испортили фонограмму «Алина Шарипжанова хорошо выступила — ей не испортили фонограмму»

Из исполнителей я бы выделил Максуда Юлдашева, потому что он в этом плавает, он поет мировые хиты, это его стихия, он чувствовал себя как рыба в воде. Алина Шарипжанова хорошо выступила — ей не испортили фонограмму. Но она и в обычной жизни поет джазовые вещи, поэтому у нее получилось лучше, чем у остальных. Ильгиза Шайхразиева очень хвалили, но он вообще разносторонний парень — он и религиозные песни поет. Получается, что выступили хорошо те, у кого уже есть определенный опыт и навыки. Естественно, за месяц-два сделать из Марселя Вагизова, например, Майкла Джексона невозможно. В общем, благое дело, которое запущено с легкой руки нашего руководства, требует неравнодушного и профессионального подхода. Необходимо осмысление первого опыта, общественная дискуссия и подключение профессионального сообщества — только так, сообща, мы запустим действительно ветер перемен в мир татарской эстрады и шоу- бизнеса.

Рустам Сарваров