Добро должно быть не только с кулаками, но и с умом, видимо, подумали в мэрии Казани, и, как сегодня стало известно, решили провести 30 ноября и 1 декабря в Казанской ратуше I открытый форум «Добрая Казань». На нем большие и маленькие благотворительные организации со всей страны будут учиться делать добро людям, оттачивать свое искусство краудфаундинга и бороться с мошенниками.
В мэрии Казани решили провести 30 ноября и 1 декабря в Ратуше I открытый форум «Добрая Казань»
«БЕСПЛАТНОЕ ОБЩЕНИЕ С ОПЫТНЫМИ БЛАГОТВОРИТЕЛЯМИ БУДЕТ БЕСЦЕННЫМ!»
Проект «Добрая Казань» — один из 12 предвыборных приоритетов городского развития. Об этом сегодня на деловом понедельнике напомнил первый заместитель руководителя исполнительного комитета Дамир Фаттахов. В рамках проекта 30 ноября и 1 декабря в Казанской ратуше состоится первый открытый форум «Добрая Казань», который организован с участием партнера — проекта «Добро Mail.Ru».
«Форум позволит консолидировать все целевые группы, без которых невозможно развитие благотворительности», — сказал Фаттахов. Помимо самих благотворительных фондов и организаций, в нем примут участие бизнес-компании, общественные деятели, меценаты, представители СМИ, образования, госорганов. Общее число участников назвать пока сложно, потому что регистрация на форум сегодня только стартовала на сайте dobroforum.kzn.ru. Однако свое участие в форуме уже подтвердили глава крупнейшего благотворительного фонда Русфонд Лев Амбиндер, директор агентства социальной информации, член ОП РФ Елена Тополева, ректор российского государственного социального университета Наталья Починок, а также президент благотворительного фонда «Система» Елена Чернышкова.
В первый день форума участникам предстоит вопросы сотрудничества бизнеса и благотворительных фондов, факторов воспитания благотворительности в системе образования, затронут и роль СМИ в этих процессах. Также планируется обсудить тему волонтерства как технологии благотворительной деятельности с обсуждением мотивации и поддержки.
Во второй день благотворители поднимут вопросы краудфандинга (сотрудничество людей, которые добровольно объединяют свои деньги или ресурсы, чтобы поддержать усилия других людей — прим. ред.), обсудят PR-сопровождение и взаимодействие со СМИ в деятельности благотворительных фондов. В числе вопросов также грантовые возможности, сторителлинг (метод влияния на аудиторию путем рассказывания истории с реальными или выдуманными персонажами — прим. ред.), финансовое планирование для НКО, SMM в работе фондов, подготовка к успешному прохождению аудита. Параллельно на двух площадках будут проходить мастер-классы ведущих российских специалистов по финансово-организационной деятельности и продвижению социальных проектов. «Именно об этом просили благотворительные фонды в рамках первого заседания городского совета по благотворительности», — отметил Фаттахов.
«По итогам дискуссионных площадок мы планируем рассмотреть концепцию долгосрочного развития проекта „Добрая Казань“ до 2020 года, чтобы по итогам форума сформировался план дальнейших действий по развитию культуры благотворительности», — сказал Фаттахов и озвучил народную мудрость о том, что по капле и море собирается.
Проект «Добро Mail.Ru» (dobro.mail.ru) выступил соорганизатором предстоящего форума в Казани
«Хорошо, чтобы так все и было, — ответил на все услышанное мэр Казани Ильсур Метшин. — Дальняя дорога начинается с первого шага. К нам обращались с просьбой о неком всеобуче, площадке для обучения. Казалось бы, здесь не должно быть какой-то заорганизованности, но в мегаполисе и эта работа нуждается в организации, системности, правилах и поддержке. Участие бесплатно, а знания, которые там получат, важны и нужны. Общение с опытными людьми будет бесценным».
Дамир Фаттахов: «Форум позволит консолидировать все целевые группы, без которых невозможно развитие благотворительности» / Фото: metshin.ru
«А МОЖНО ЛИ ЭТИМ ФОНДАМ ДОВЕРЯТЬ, А НЕ АФЕРИСТ ЛИ ЭТО?»
Как рассказал «БИЗНЕС Online» Фаттахов, идея провести форум появилась на круглом столе, который прошел в начале года с участием мэра Казани Метшина. После той встречи мэрией Казани было заключено соглашение с проектом «Добро Mail.Ru» (dobro.mail.ru). Кроме того, эта площадка выступила соорганизатором предстоящего форума в Казани.
«У наших фондов разный уровень подготовки. Кто-то не нуждается в помощи, у них сильные учредители, у них сильная юридическая служба, они знают, как заявляться в гранты, как правильно заключать договоры, принимать деньги. А есть огромное количество небольших фондов, которые этот этап еще не прошли. Они обратились с просьбой на одной площадке пообщаться с опытными российскими экспертами, бизнесменами, а также и со СМИ. Фонды часто говорят, что вот, мы много делаем, а СМИ почему-то не освещают нашу работу», — рассказал Фаттахов.
По его словам, целью форума является сделать так, чтобы «желание помогать, делать добрые дела воли вошло в привычку и стало потребностью у подрастающего поколения» и в целом «развить культуру благотворительности».
«Зачастую люди и хотят помочь, но не знают, куда обратиться, они сомневаются, дойдут ли их средства до конкретного получателя, а можно ли этим фондам доверять, а не аферист ли это? Наша задача сделать эту сферу максимально прозрачной и удобной», — говорил замруководителя исполкома Казани.
Для Казани это первый подобный форум, хотя в России такой опыт, разумеется, есть. В мэрии рассчитывают, что «Добрая Казань» станет ежегодной площадкой для благотворителей.
«НАМ БЫ ХОТЕЛОСЬ, ЧТОБЫ НЕУЧАСТИЕ В БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ СТАЛО БЫ НЕ НОРМОЙ»
Отвечая на прямой вопрос «БИЗНЕС Online» о своем личном опыте благотворительности, Фаттахов рассказал, что регулярно оказывает помощь по личным обращениям через соцсети, а на свой последний день рождения вместо подарков попросил друзей оказать помощь нуждающимся на площадке «Добро Mail.Ru». Эта идея возникла после того, пояснил он, как мэр города аналогичным образом отметил свой юбилей: тогда все, кто хотел ему сделать подарок, по его просьбе исполняли мечты семей, воспитывающих детей-инвалидов. Новым примером благотворительной акции Фаттахов назвал казанский проект «Дневник добрых дел». Такие дневники получили все школьники 1 сентября. «Простое вроде бы решение, но детишки стали подходить к родителям, спрашивать: мама, папа, чем вам помочь, не помыть ли посуду? И это было искренне. Да, есть мотивация, что поставят значок в „Дневнике добрых дел“, но возникает привычка, которая со временем станет потребностью», — говорит Фаттахов.
Елена Тополева, директор агентства социальной информации, член Общественной палаты РФ, рассказала «БИЗНЕС Online», что уникальностью форума станет то, что тематически форум будет посвящен развитию культуры благотворительности.
«Благотворительность не стала пока чем-то обычным, частью каждодневной жизни любого человека. Нам бы хотелось, чтобы было так, что неучастие в благотворительности стало бы не нормой. Для того чтобы прийти к этому, нам нужно понять, как воспитывать культуру благотворительности с молодых ногтей, с детского сада, в школе, вузе и так далее», — говорит Тополева.
По ее словам, участники форума будут думать, как развивать благотворительность конкретно в Казани, а также что нужно сделать для этого на федеральном уровне. «У нас долго был стереотип, что благотворительность должна быть тихой, анонимной и что если ты сделал что-то хорошее и не рассказал, что это уже якобы не благотворительность. Это не так, это никакой не PR. Благотворительность не должна быть тихой и молчаливой, этим нужно делиться, это очень важно для вовлечения других людей», — считает директор агентства социальной информации.
Она заметила, что самим благотворительным организациям собраться бывает сложно и такая поддержка со стороны власти, какая есть в Казани, безусловно, приветствуется. Хотя Тополева подчеркивает, что государство не должно грубо вмешиваться в дела благотворителей.
По словам Татьяны Семченко, занимающейся проектной деятельностью для благотворительных организаций в городском ресурсном центре (при ТИСБИ), форум будет полезен некоммерческим организациям. «Семинары будут разноплановыми, в том числе и по финансовой устойчивости благотворительных некоммерческих организаций, будет фандрайзинг — поиск средств на деятельность. Большой блок посвящен работе со СМИ, каким образом НКО себя подавать в информационном пространстве. Форум даст информационный ресурс и направление для развития благотворительных организаций. Можно пообщаться друг с другом, это тоже очень важно. На самом деле мало таких площадок, где коллеги из благотворительной области могут собраться и пообсуждать общие проблемы».
НКО — это в основном все-таки энтузиасты и зачастую они не имеют специального образования. А в той же бухгалтерии НКО (собеседница «БИЗНЕС Online» курирует клуб бухгалтеров НКО) масса специфики. Вдобавок вокруг — масса аферистов, стоящих с коробами на улицах ради сбора денег. Далеко ходить не надо — их можно встретить хоть на Баумана. И это — одна из причин, по которым теряется доверие. «Я считаю, что можно создать такую атмосферу или моду на добрые дела, что сейчас действительно происходит в обществе. Мы это наблюдаем во многих регионах. Благотворители проводят интересные городские акции, через которые люди вовлекаются в атмосферу благотворительности. Без креатива сегодня привлечь внимание невозможно. Нужно сначала завладеть вниманием, а потом давить на нравственные точки. На самом деле в России очень много благородных людей, В Татарстане много благотворительных фондов, которые работают на протяжении долгого времени. Возможно, они не кричат о себе, но спокойно приносят пользу, спасая детские и взрослые жизни», — говорит Семченко.
Гендиректор благотворительного фонда «Закят» ДУМ РТ Ирек хазрат Зиганшин поддерживает проведение форума. По его мнению, мероприятие будет полезно тем, что позволит, во-первых, выявить наиболее крупные, эффективные и добросовестные фонды. Во-вторых, мастер-классы, семинары и тренинги от ведущих экспертов в этой сфере представляют для нас огромный интерес. «Наш фонд „Закят“ следит за современными механизмами привлечения средств и их распределения и старается их применять, — заметил он. — В-третьих, НКО получат возможность выступить и донести до власти и общественности не только самые актуальные проблемы благотворительности (несовершенство законодательной и налоговой системы, закрытость госучреждений для сотрудничества), но и заявить о своих профессиональных возможностях. Порой там, где не справляется государство, помогают фонды, волонтеры и неравнодушные граждане. «Например, благотворительному фонду „Закят“, осуществляющему свою деятельность под методическим руководством духовного управления мусульман РТ, уже 18 лет, только в 2016 году удалось привлечь свыше 5 миллионов рублей. За 11 неполных месяцев 2016 года оплачено лечение 36 тяжелобольных детей. Это свидетельствует об уровне доверия благотворителей к нашему фонду. Нами в 2016 году оказана продовольственная помощь сотням малоимущих и многодетных семей Казани и Татарстана. Мы еженедельно проводим благотворительные обеды для всех желающих, бесплатно раздаем одежду для неимущих, обеспечиваем мясом назир-курбана и продуктовыми наборами многодетные семьи и одиноких пенсионеров. Мы ежемесячно публикуем отчеты о расходовании средств на сайте и консультируемся с учреждениями социальных служб и здравоохранения. Все это позволяет не только аккумулировать средства, но и четко контролировать то, как они используются», — сказал Зиганшин. А благотворительность, как известно, занимает одно из центральных мест в исламской системе ценностей.
Александра Бабкина подчеркнула, что форум в Казани будет направлен именно на некоммерческие организации, работающие в Казани и в Татарстане
ПОЧЕМУ ЖЕРТВОВАТЬ ПОДАРКИ В ДЕТСКИЙ ДОМ — ЭТО ВРЕДНО?
Руководитель сервиса «Добро Mail.Ru» Александра Бабкина подчеркнула, что форум в Казани будет направлен именно на некоммерческие организации, работающие в Казани и в Татарстане. «Благотворительным организациям в регионах часто не хватает, с одной стороны, профессиональных знаний и навыков, а с другой — у них чуть меньше ресурсов, чем в Москве или Санкт-Петербурге. И такие форумы позволяют получить практические знания и навыки благотворительным организациям, чтобы они работали активнее и эффективнее», — говорит Бабкина.
Также форум позволит благотворителям наладить диалог с представителями бизнеса и СМИ, говорит Бабкина. «Роль СМИ в развитии благотворительности поистине огромна», — говорит она. В числе проблем, с которыми сталкиваются благотворительные организации в регионах, Бабкина отмечает непростроенные взаимоотношения со СМИ, неважные коммуникации с бизнесменами и ошибки при работе с соцсетями.
Задаем вопрос: а для чего вообще нужны благотворительные организации, есть же бюджет? «Ни один бюджет ни в одной стране мира не может полностью покрыть нужды в лечении и реабилитации всех граждан, поэтому роль гражданского общества огромная. В некоторых случаях ждать помощи от государства долго, а времени у заболевшего человека мало», — говорит Бабкина.
Задаем еще один каверзный вопрос: а для чего вообще нужно учить людей делать добро, может быть, люди сами должны решать, на что и как они хотят пожертвовать свои средства? Оказалось, не все так просто. К примеру, Бабкина утверждает, что дарить подарки или ненужные вещи детям из детских домов не только не полезно, а даже вредно.
«Это самая ужасная практика, которая только существует! Ребенок получает от 4 до 20 подарков каждый год, но это не самое страшное. Дело в том, что для ребенка это становится единственной моделью взаимодействия с внешним миром. Кто-то что-то прислал и исчез», — утверждает руководитель сервиса «Добро Mail.Ru».
Она говорит, что гораздо полезнее было бы отдать эти деньги одной из благотворительных организаций, создающих специальные программы, которые помогают сделать так, чтоб дети вообще не попадали в детский дом — через помощь семьям, попавшим в тяжелую жизненную ситуацию. Также есть программы, когда благотворители снимают фильмы о сиротах, чтобы их могли усыновить, говорит она. А если уже ребенок и попал в органы опеки, то дать ему хороший билет в жизнь — не просто подарить конфет и плюшевого мишку, а организовать образовательный проект, где ребенка научат элементарным вещам, дадут знания о жизни. «Часто дети в детских домах совершенно не приспособлены к жизни. Они не знают, что чтобы сделать картофельное пюре, нужно сначала купить картошку, ее почистить, сварить и растолочь, они думают, что она уже сразу готовая появляется или что сладкий чай просто выливается из чайника. Есть куча вещей, которым их нужно учить», — говорит Бабкина.
Альфия Валиева, директор благотворительного фонда «Ак Барс созидание», член ОП РТ оказалась в числе благотворителей, которые предложили идею проведения благотворительного Форума мэрии Казани. В беседе с «БИЗНЕС Online» она рассказала, что нужно повышать профессиональный уровень работников благотворительных организаций. Порой такие фонды создаются «в порыве души» или если человек сам столкнулся с какой-то кризисной ситуацией в жизни, но не обладает необходимыми компетенциями, говорит Валиева. Так вот, для того, чтобы каждый благотворитель не «изобретал колесо», и нужны подобные форумы. Как оказалось, важно знать и уметь не только собирать деньги, но и правильно их тратить — аферисты и тут не дремлют. «Есть люди, которые получили один раз помощь, увидели. И далее с одним и тем же обращением, как под копирку, идут в другие фонды, и там получают средства», — говорит Валиева. Он поясняет, что эти снижает число людей, действительно нуждающихся в помощи, которым могут помочь благотворительные организации. Крупные организации между собой созваниваются и проверяют таких профессиональных просителей, а небольшие частные фонды зачастую попадаются на их «удочку».
Вместе с тем, директор фонда «Ак Барс Созидание» говорит, что в последнее время идет рост числа людей, которые хотят делать пожертвования, причем, как правило, это люди с невысоким достатком. «Это говорит о том, что именно в трудное время, имеется в виду и экономическое положение, люди хотят оказать помощь, поддержать других, тех, кто находится в еще более тяжелом положении», — говорит Валиева.
В мэрии рассчитывают, что «Добрая Казань» станет ежегодной площадкой для благотворителей
КУЛЬТУРЕ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТИ НАУЧИТЬ МОЖНО
В АБНО «Новый век» пока не решили, примут ли участие в мероприятии. Для разных организаций этот форум может быть интересен по-своему, считает директор фонда и член Общественной палаты РТ Лилия Таишева.
«Если изменения в законодательстве, о которых мы еще не знаем, мы готовы посмотреть. Если нам что-то новое готовы рассказать разработчики законов — да, я готова принять участие в подобных мероприятиях. А если это площадка для тех, кто дает деньги и собирает их, то она актуальна для тех, кто работает в специальных областях благотворительности. Это инвалиды, защитники животных и экологии — на такие проекты донор всегда с удовольствием дает деньги. Наша сфера — работа с наркоманами, ВИЧ-инфицированными, мигрантами, и она не очень интересна для коммерческих структур. Мы никогда не получали от них денег. Для нас эта площадка для встреч так же малоперспективна», — заметила Таишева.
Эти темы считаются неудобными и некрасивыми, и в этом все дело. «Представьте, банк поддержал приют для детей, оставшихся без попечения родителей — и выглядит это в глазах окружения благосклонно. Другое дело, когда тот же спонсор заявляет, что дал деньги для ВИЧ-инфицированных или излечивающихся наркоманов! Это уже некрасивая и неудобная сфера», — пояснила она.
Частники готовы поддерживать различные проекты, если они понимают, куда эти средства пойдут. Проект должен быть четким и простым. Хоспис построен за счет в том числе активности обычных людей, которые буквально переводили деньги в стоимость одного кирпича на счет фонда. Многое зависит от того, насколько правильно позиционирует себя проект, насколько он вошел в каждый дом.
«Я думаю, что культуре благотворительности научить можно, — резюмирует собеседница „БИЗНЕС Online“. — У нас же России древние ее корни. Даже взять Казань — Шамовская больница была построена на благотворительные средства. А сколько лет прошло с того момента! Мы вернемся к истокам и сделаем шаг вперед, когда сможем поддерживать разные направления, которые востребованы в данный момент».
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.