Сегодня депутат Госдумы от РТ Александр Сидякин в Казани около часа отвечал на вопросы обманутых дольщиков. Он рассказал о нестыковках с минстроем РФ (где-то потеряли 90 тыс. дольщиков), анонсировал мегареестр потерпевших и отверг предложение клиентов «Фона» о законодательном запрете доплат. Александр Хинштейн рассказал «БИЗНЕС Online», на чем придется сосредоточиться его сменщику.
Сегодня Александр Сидякин явил себя миру в новом качестве – негласного омбудсмена по правам дольщиков
«ВСЕ ЛУЧШЕЕ, ЧТО САША НАРАБОТАЛ, МЫ БУДЕМ ДЕЛАТЬ ПО ЕГО КАНОНАМ»
Сегодня депутат Госдумы от Татарстана Александр Сидякин явил себя миру в новом качестве. После того как Александр Хинштейн перешел в Росгвардию советником директора по идеологии, в «Единой России» освободилось место руководителя рабочей группы по защите прав дольщиков. Ровно неделю назад, 17 ноября, Сидякин официально принял бразды правления. А сегодня, сидя в конференц-зале казанского отделения, около часа в режиме онлайн отвечал на присланные в партию вопросы дольщиков и вообще прокомментировал, как он намерен бороться с этой «чумой XXI века». Если в сухом остатке — новых способов нет. Но есть планы, которыми Сидякин и поделился.
Но для начала сказал несколько теплых слов о своем предшественнике. По его словам, это был проект Хинштейна: тот сам запустил его в далеком 2006 году, на волне первых обманутых дольщиков, и с тех пор сделал очень много. «Десятки тысяч человек получили новые квартиры благодаря его действиям. Я постараюсь доверие, которые было оказано мне партией, не подорвать. Все лучшее, что Саша наработал, мы будем делать по его канонам», — рассказал депутат газете «БИЗНЕС Online».
Сам Хинштейн защищал права дольщиков на протяжении 10 лет и сумел на этой теме заработать политический капитал. Даже говорили, что новомодное явление — каждой соцгруппе определять омбудсмена — в данном случае не вызовет вопросов: кандидатура очевидна. «Во-первых, с Александром Геннадьевичем мы обсуждали всю эту ситуацию еще до формализации решения. Во-вторых, до и после этого решения мы с ним достаточно подробно обсудили все вопросы по имеющейся проблематике. Александр Геннадьевич входит в курс дел. Думаю, что он в принципе уже способен начинать работу», — прокомментировал Хинштейн «БИЗНЕС Online» выбор своего сменщика.
Сидякин предусмотрительно отметил, что не успел целиком погрузиться в тему, но пообещал, что все впереди. Надеемся, впереди все лучшее. Так, в ближайшее время планируется запустить специализированный сайт. Планируется публиковать нормативные акты, методички для дольщиков, как поступать в различных ситуациях, что нужно проверить при заключении договора и куда бежать, если покупатель квартиры заподозрил в застройщике что-то неладное. «Будет информативный сайт, очень информативный. Такой юридический консультант вместе с организационным», — рассказал депутат. Сейчас ищут подходящее доменное имя.
Но самой главной ценностью, по словам Сидякина, должен стать новый реестр. Судя по всему, предстоит титаническая работа — в реестр будут включены все проблемные объекты с описанием ситуации. «У нас есть официальный реестр, который ведет минстрой России, и они считают, что у нас 32 тысячи дольщиков. По нашим данным, самым проверенным, это не менее 122 тысяч. То есть у нас расхождение с минстроем почти на 90 тысяч человек. Это проблемные объекты, которые регионы не хотят показывать как проблемные, потому что региону удобнее отчитаться — я не имею в виду сейчас нашу республику, — что проблема с дольщиками решена», — рассказал Сидякин на онлайн-конференции. Губернаторы и главы районов не всегда предоставляют объективную информацию о количестве дольщиков, заявляет депутат. «Они говорят: мы их признаем или не признаем. Как можно признавать или не признавать дольщиков? Это же ерунда какая-то. Если объект не сдан в установленные договором сроки, он считается проблемным. И люди, которые не получили по этому договору квартиры, считаются дольщиками», — резюмировал депутат.
Кстати, ранее депутат от РТ курировал в Думе тему ЖКХ и отказываться от этой нагрузки не планирует. «Все, что касается стройки, ЖКХ, благоустройства городов, — все это будет моими вопросами, — сказал Сидякин. — Вопросы дольщиков будут идти дополнительно в масштабах всей страны, в том числе и в Татарстане».
ХИНШТЕЙН НИЧЕГО НЕ ОСТАВИЛ СИДЯКИНУ «В ЗАГАШНИКЕ»
В разговоре с «БИЗНЕС Online» Сидякин пообещал, что работа по дольщикам станет «более экстравертной». «Потому что у „Единой России“ получилось 203 одномандатника — это ресурс, которого не было в предыдущие созывы, это депутаты, которые должны решать проблемы дольщиков на конкретной территории, от которой они избраны. Я, конечно, татарстанскими дольщиками буду сам заниматься персонально. Но есть и Удмуртия, и Магадан, и другие регионы — везде есть дольщики, даже не наездишься», — признал он.
В Татарстане, по словам депутата, сегодня насчитывается 16 проблемных объектов и 2891 дольщик. Некоторые — довольно статусные. «Я знаю, что некоторые наши министры тоже являются обманутыми дольщиками. Люди, которые занимают высокие посты в нашем руководстве, с этой проблемой столкнулись», — рассказал он. Кто из министров является обманутым дольщиком, депутат уточнять не стал. Но то, что статусные страдальцы есть, факт: достаточно вспомнить Курбана Бердыева.
За время конференции депутат получал разные предложения: к примеру, дольщики «Фона» обратились к нему с коллективной инициативой о... законодательном запрете доплат. Сидякин на это осторожно заметил, что ситуации бывают разные (часть дольщиков «Фона», например, согласилась на доплаты): «Когда оплата стопроцентная проведена по рыночной стоимости, конечно, мы можем это запретить. Но есть же заманухи так называемые, когда дольщики покупали изначально с заниженной стоимостью. И, конечно, если мы выводим ситуацию на другой субъект предпринимательской деятельности, то разницу между рыночной и заниженной стоимостью мы можем обсуждать».
Сидякин раскрыл, что до конца года в Татарстане планируется завершить возведение еще двух долгостроев, однако паролей и явок сдавать не стал. Впрочем, как минимум один будет в Челнах: это на деловом понедельнике обещал мэр автограда Наиль Магдеев, намекнув попутно на каскад хитрых схем, благодаря которым «вытягивают» объекты. Кроме того, никаких новых рецептов по решению вопроса от обманутых дольщиков Сидякин не предложил (если они, конечно, вообще нужны), предлагая использовать зарекомендовавшие себя схемы. «В разрешение проблем я еще не погружен, но уверяю вас: все, что возможно в части выделения земли, в части подключения объектов к сетям, мы все это сделаем. И будем все проблемы, которые по домам разбиты, разрешать так же, как делалось всегда. Либо передавать какому-то другому застройщику для достройки, либо просто мотивировать землей,и так далее. Либо просто — в случае с „Фоном“ это пока еще не банкрот — надо пытаться стимулировать его на выполнение своих обязательств по существующему договору», — подытожил он.
В заключение Сидякин напомнил, что с 1 января 2017 года вступит в силу новый закон о создании национального страхового фонда (прозванный в народе «путинским фондом»). Он придет на смену обществу взаимного страхования и заменит все другие схемы, которые есть на рынке. Появление фонда должно упростить работу с дольщиками в дальнейшем, чтобы недостроенные дома не превращались в памятники жадности застройщикам.
Именно налаживание работы этого фонда и станет главной задачей для Сидякина, поделился в разговоре с «БИЗНЕС Online» сам Хинштейн. «Идея эта абсолютно правильная. Выдвинуто это было президентом на Госсовете. Полагаю, что коллегам предстоит плотно вместе с ответственным органом в лице минстроя РФ все эти вещи проработать. Там большой объем работ, который требует своего решения, потому что одна из главных задач — обеспечение стабильности в рамках существования системы долевого участия. Необходимо улучшить существующую систему организации, чтобы у людей была абсолютная уверенность в том, что их деньги ни в коем случае не пропадут. Здесь предстоит очень большая работа, где надо будет отточить все детали будущих законодательных изменений», — рассказал Хинштейн. Он пояснил, что большинство инициатив, которые у них были в работе, они успели реализовать и чего-то оставшегося «в загашнике» и требующего своего принятия нет.
Напомним, создание компенсационного фонда долевого строительства было утверждено в весеннюю сессию в рамках поправок в ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости». В июле 2016 года министр строительства РФ Михаил Мень объявил, что с 1 января 2017 года вместо обязательного страхования ответственности застройщики будут делать отчисления в государственный компенсационный фонд помощи дольщикам. Деньги будут собирать с девелоперов: от каждого проекта по 1% им необходимо будет перечислить в фонд (вместо имеющегося сейчас страхования). Цифра эта была выбрана не случайно. «После того как мы усилили требования к страховым компаниям, примерно такой тариф на рынке сегодня по страхованию ДДУ существует», — прокомментировал тогда инициативу Мень. Объем фонда может составить 30 - 35 млрд. рублей в год, спрогнозировал он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 39
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.