«Я знаю, что мое имя дано в честь художника эпохи Возрождения Рафаэля», — рассказывает директор Института им. Марджани Рафаэль Хакимов. Он вспоминает о поездке на родину живописца в итальянский Урбино, где профессура местного университета восхищалась тому, что гости причастны к Казанскому университету, где учился величайший из величайших — Ульянов-Ленин, а ректором был великий Лобачевский.
Рафаэль Хакимов: «Я уважаю тех, кто дал детям коранические имена вроде Муса, Мухаммед, Юсуф, Айша и т. д. Но не меньше уважаю тех, кто назвал детей Альбертом, Маратом, Робертом, Рудольфом» / Фото: prav.tatarstan.ru
ИМЯ ТВОЕ
Татарлыкта татар угълы татармын,
Татар түгел димә — башың ватармын!
(Ты сын татарина и сам татарин,
Откажешься, смотри — башку продавим!)
Дәрдмәнд
Ты рождаешься со своим именем и умираешь с ним. Отказаться от своего имени смерти подобно. В первобытных племенах инициация подростков сопровождалась тяжелыми испытаниями, после чего им давали новое имя. Юноши верили, что они родились заново.
Когда татары вдруг меняют свои имена на якобы мусульманские, у меня это вызывает недоумение. Зачем отказываться от своих родителей? Как они могли пойти на такой шаг? Ты прервал нить времени и пытаешься соединить его с обществом, которое не из твоей семьи, твоего рода? Какие основания гордиться новым именем?..
Я уважаю тех, кто дал детям коранические имена вроде Муса, Мухаммед, Юсуф, Айша и т. д. Но не меньше уважаю тех, кто назвал детей Альбертом, Маратом, Робертом, Рудольфом. Под мусульманскими имеются в виду арабские имена. Чем они лучше европейских или татарских, или нейтральных? Исконно татарские имена забылись. Их можно вспоминать, а можно и забыть. Суть не в этом. Имя тебе дали родители, и ты принимаешь эстафету. Если тебе не понравилось собственное имя, ты можешь исправить его на своих детях...
Я знаю, что мое имя дано в честь художника эпохи Возрождения Рафаэля. Я поехал на родину Рафаэля в Урбино. Познакомился с мэром города. Он повел меня в музей Рафаэля, и там мне разрешили посидеть на кровати, где родился великий художник. С мэром мы смотрели город, где с XV века ничего не строилось. Он показывал окрестности со стен крепости и пояснял, что все вокруг скупили немцы. Я, в свою очередь, жаловался на свои проблемы.
Затем мы с мэром поехали в университет, который основан в 1506 году, там учатся 20 тыс. студентов, их больше, чем сам город. Тамошние профессоры восхищались тем, что я причастен к Казанскому университету, где учился величайший из величайших — Ульянов-Ленин, а ректором был великий Лобачевский. Поскольку в этом регионе всегда были сильны коммунисты, то их восторг понять можно. Один из коммунистов подошел ко мне и очень осторожно спросил: «Я извиняюсь, все это лишь слухи, тем не менее я хотел уточнить. Правда ли, что в России Ленина критикуют?» Я его успокоил, что в Казани все памятники стоят и мы Ленина очень уважаем. И вообще, мы его плохому не учили. Доучись Володя Ульянов, может, и революции бы не было. Коммунисты успокоились.
Урбино и для меня стал чем-то родным.
Чем же какое-то арабское имя лучше моего? Я сохранил преданность отцу и матери и горжусь этим. Мои родители не самые последние люди в нашей республике. Не понимаю тех, кто отказывается от собственного имени, данного отцом и матерью.
Сколько я себя помню, столько лет слышу от каких-то странных активистов, что мы не татары, а булгары. Якобы нам кто-то каким-то образом навязал гнуснейшее имя «татары».
Меня воспитывала моя бабушка, она вместо сказок читала историю святых. Но я от нее никогда не слышал о булгарах. Мы татары — и все тут. Я сам возил бабушку в Болгар. Тогда это воспринималось как малый хадж. Когда я привез ее к малому минарету, она сразу за калиткой упала на колени и долго молилась. После этого сказала, что теперь попадет в рай.
С отцом и двумя бабушками на Лебяжьем
Все, что мы видим в Болгаре, — это золотоордынский город, выстроенный при Бату. Все эти мечети, ханский дворец, бани, мавзолеи Болгарского заповедника появились вместе с укреплением ставки Бату. До него это была деревня, мало похожая на столицу. В этом плане гораздо солиднее выглядел Биляр, где процветала не только торговля, но и серьезное ремесленное производство. Все путеводители, сайты в интернете, информируя о Волжской Булгарии, показывают ставку Бату — первую столицу Золотой Орды. Это откровенная подтасовка, впрочем, как и вся доктрина булгаристов.
В Болгаре, к сожалению, ничего не осталось от булгарского периода кроме артефактов, извлеченных археологами из земли. Существование в прошлом Булгарского государства не повод менять наше самоназвание. Моей бабушке в голову не пришло бы отказываться от имени «татар». Такие вопросы в моей семье даже не обсуждались, мы татары — и точка.
Что за лесом лежит, ему видно, а что перед носом его — не видно.
Татарская пословица
КИЛМЕШӘК (ПРИШЛЫЕ)
Невежество — лучшая в мире наука: она дается без труда и не печалит душу.
Джордано Бруно
Булгаристы говорят, если мы татары, то, значит, пришлые на Волге, а, мол, булгары автохтонные. На самом деле, все народы откуда-то пришли, включая булгар, чьи корни уходят в глубины Азии, к хунну/гуннам. У собственно татар те же самые корни. И булгары, и татары выросли из одного корня. Одна часть хунну в 155 - 158 годах ушла на запад и обосновалась в Волго-Уральском регионе, а другая часть (восточная) осталась на территории современной Монголии и Внутренней Монголии Китая.
Вопрос даже не в этом. Только часть татар и булгар (западных гуннов) пришла из глубин Азии. Другая часть жила на Волге еще до появления булгар и татар. С этой точки зрения булгары тоже пришлые (килмешәк). До них там уже жили тюркские племена и говорили на том же языке, что и мы (точнее, на мишарском говоре).
Сохранилась татарская легенда о двух братья: Тюрок и Гази. События относятся примерно ко времени Второго Тюркского каганата (VII век) — булгар еще в помине не было. Братья поссорились, и Тюрок ушел на Волгу, где обнаружил близкие по языку и культуре племена. Он остался там, взял себе жену, которая родила двух сыновей. Их назвали Болгар и Буртас.
На Волге близкие к татарам племена, возможно, жили уже в скифское время. Правильно оценить историю нам мешает территориальная зажатость. Мы рассуждаем как закрепощенный на земле человек, на нас давит эффект сталинской прописки. А наши предки были в большей степени кочевниками. Их территория была от Великой китайской стены и Алтая вплоть до Причерноморья и Дуная. Они легко кочевали по всей этой территории. Кыпчаки (куманы), или по-русски половцы, жившие на Дунае, не просто родственное племя, они — одно из татарских племен. «Кодекс куманикус» (латино-кыпчаксикй словарь) гласит, что куманcкий язык есть tatar tele. Если не иметь в виду всю Великую Степь, то мы так и будем рассуждать в границах Татарстана, чего и хотел Сталин.
Появление самого народа и упоминание его имени в летописях — разные вещи. Упоминание указывает на его политический вес, а не появление в качестве этноса. Действительно, первое упоминание о татарах встречается довольно поздно в надписи в честь Кюль-Тегина (732 год), где речь идет о племенных союзах «отуз-татар» и «токуз-татар» в качестве врагов Кюль-Тегина. Тогда татары вместе с киргизами поддержали токуз-огузов, воевавших с тюрками (тюркютами). В 723 - 724 годах токуз-татары вместе с токуз-огузами восстают против Элетмиш Бильге-кагана, но, видимо, безуспешно, поскольку есть свидетельство, что Бильге-каган (около 742 года) «опять подчинил и восьмиплеменных татар». В период создания Тюркского каганата татары уже играли существенную роль во взаимоотношениях тюрок с китайцами и проявляли относительную независимость. Они уже были полноценным народом с политическим весом, не случайно они упомянуты и в тюркских преданиях, и в китайских хрониках. По тем же китайским летописям, «Дом Татар» существовал уже на рубеже новой эры, хотя при этом трудно судить о его культуре.
Упоминание этнонима «татар» на востоке не говорит о том, что предки татар не жили на западе. В документы попадают только те народы, кто стал самостоятельным политически значимым игроком на исторической арене.
Итак, как у восточных хунну (татар), так и западных хунну/гуннов (болгар) одни и те же корни. Волею судеб одна часть ушла за запад и создала вначале Великую Болгарию, а затем Дунайскую и Волжско-Камскую Болгарии, а другая часть осталась на востоке и создала шесть (семь?) татарских государств.
Когда Бату пришел на Волгу, восточная и западные ветви воссоединились и создали империю под названием «Золотая Орда» (Улус Джучи). Этим снимаются все противоречия между булгаристами и татаристами.
От аргамака родится конь, от дурного родится дурное.
Татарская пословица
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Читайте также:
- «Каково быть татарином?» Часть 1-я
- «Мой горячий сторонник начал свою речь с заявления: «Хакимов не историк!» Часть 2-я
- «Меня всегда сопровождали булгаристы с требованием переименовать Татарстан в Булгаристан». Часть 3-я
- «Тема взятия Казани останется вечно больной темой как для татар, так и для русских». Часть 4-я
- «Почему Сталин боялся татар?». Часть 5-я
- «На 1000-летие Казани выделили 80 млрд. – самый крупный инвестиционный проект на то время». Часть 6-я
- «А зачем мы летим на Алтай?» «Там наши корни, Минтимер Шарипович». Часть 7-я
- «Государства, возникавшие вдоль рек, не могли создать империи». Часть 8-я
- «Вот говорят: татаро-монголы, татаро-монголы. Мы здесь все татары, а где среди нас монголы?». Часть 9-я
- «Говорят любую чушь, лишь бы исключить татар из исторических событий». Часть 10-я
- «Если мы ничего не скажем о гуннах, то получится, что татары спустились с небес». Часть 11-я
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 453
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.