Сегодня Россия скорбит после трагедии над Черным морем, где разбился Ту-154 минобороны РФ. На борту было 92 человека, они летели в Сирию — в числе пассажиров есть два артиста из Казани. Среди версий крушения — как техническая, так и теракт. Эксперты «БИЗНЕС Online» делятся своими оценками случившегося, а прокурор РТ Илдус Нафиков поручил провести проверки в отношении сожалевшего, что роковым рейсом не летел Иосиф Кобзон, лидера местного «Яблока» Руслана Зинатуллина, которому не жаль разбившихся журналистов.
Сегодня Россия скорбит после трагедии над Черным морем, где разбился Ту-154 минобороны РФ. На борту было 92 человека, они летели в Сирию — в числе пассажиров есть два артиста из Казани
ХРОНОЛОГИЯ СОБЫТИЙ: В СПИСКАХ ПОГИБШИХ ДВОЕ ИЗ ТАТАРСТАНА
Сообщение о крушении самолета минобороны, летевшего на авиабазу Хмеймим в Сирии, разорвало информационную бомбу в минувшее воскресенье рано утром. Ведущие информационные агентства страны со ссылкой на собственные источники сообщали о том, что спустя 20 минут после взлета из аэропорта Сочи с экранов радаров пропал борт минобороны. Позднее из официальных источников в ведомстве стало подробно известно об обстоятельствах произошедшей трагедии.
Самолет ТУ-154 вылетел ночью 25 декабря из подмосковного аэропорта Чкаловский. На борту находились 92 человека, включая 8 человек экипажа. Большая часть пассажиров — 64 человека — была артистами ансамбля песни и плясок минобороны им. Александрова. Они летели на новогодний концерт для российских военных в Сирии, на авиабазу Хмеймим. Как пишет «Новая газета», планировалось также выступление в Алеппо. Их сопровождали тележурналисты Первого канала, НТВ и «Звезды» — по трое в каждой съемочной группе. Кроме того, в опубликованном на сайте минобороны списке пассажиров злополучного рейса находилась известный врач-реаниматолог и специалист в области паллиативной медицины, член совета по правам человека при президенте Елизавета Глинка (доктор Лиза), летевшая в Сирию, чтобы отвезти лекарства для госпиталя в Латакии. Самолет должен был сесть на дозаправку в Моздоке, но из-за плохих погодных условий экипаж выбрал аэропорт Адлера (Сочи), где метеоусловия были хорошими. Обратно в воздух борт поднялся в 5:25 утра, еще через две минуты самолет во время набора высоты пропал с экранов радаров. Позже в минобороны уточнили, что самолет рухнул спустя 7 минут после взлета. А эксперты, проанализировав по данным радаров траекторию полета, определили, что он упал в 6 км от берега.
Известно, что среди погибших Ту-154 были казанский певец Владислав Голиков и артистка Ралина Гильманова. В 2012 году девушка окончила Казанское хореографическое училище и выступала в составе балета «Кострома», известного своими патриотическими проектами. Уже через два года ее приняли в ансамбль им. Александрова. Несмотря на занятость, Гильманова продолжала учиться — 22-летняя балерина была студенткой четвертого курса московского Института культуры. Голиков же окончил Казанское музыкальное училище им. Аухадеева по классу баяна, а после учебы в столичной консерватории окончательно переехал в Москву и стал одним из солистов ансамбля. Как пишет «Комсомольская правда», у него остались жена и двое детей.
В списке пассажиров злополучного рейса находилась известный врач-реаниматолог и специалист в области паллиативной медицины Елизавета Глинка (доктор Лиза), летевшая в Сирию, чтобы отвезти лекарства для госпиталя в Латакии
Но вернемся к хронологии катастрофы. Сначала в СМИ проскочила информация о том, что Ту-154 мог рухнуть в горной части Краснодарского края. Но позже спасатели обнаружили обломки в 1,5 км от побережья Сочи на глубине 50 - 70 метров. Сообщалось, что масляное пятно и тела погибших были обнаружены в 6 - 8 км от берега, а некоторые личные вещи пассажиров вылавливали и в 14 км от берега.
Президент России Владимир Путин распорядился создать госкомиссию по расследованию трагедии во главе с министром транспорта РФ Максимом Соколовым, а на месте предполагаемого крушения развернулись многочисленные силы спасателей. Следственный комитет возбудил уголовное дело, а вечером 25 декабря его глава Александр Бастрыкин провел оперативное совещание в Сочи, расписав действия на ближайшие несколько суток. По последним данным, из воды подняли тела 11 погибших. Рано утром в понедельник их отправили на опознание спецбортом в Москву, а у родственников начали брать биоматериал для опознания. В Сочи пляж в районе Хосты ночью был оцеплен полицией — сюда привозили тела, сообщает «Комсомольская правда».
Тем временем продолжается операция в районе катастрофы. На место прибывают дополнительные силы поисково-спасательного обеспечения — корабли, водолазы и авиатехника. Так, в район крушения доставлен беспилотник «Орлан-10» для воздушного мониторинга акватории. В ближайшее время с Северного флота прибудут специалисты с необитаемыми телеуправляемыми подводными аппаратами «Тайгер» и «Фалькон». РГО направляет на место также два обитаемых глубоководных аппарата. По последним данным, водолазная группа увеличена до 109 специалистов. Утром стало известно, что обнаружено местонахождение черных ящиков — об этом заявил глава Воздушно-космических сил РФ. Группировка сил и средств к утру достигла 39 судов и 3,5 тыс. человек.
Фонд соцстрахования РФ принял решение выплатить по 1 млн. рублей семьям 9 журналистов и Глинки, которые погибли в крушении. Минобороны, в свою очередь, родственникам каждого военнослужащего и гражданского служащего ведомства выплатит по 5,8 млн. рублей.
ВЕРСИИ: ОТ ТЕХНИЧЕСКОЙ ДО ТЕРАКТА
Среди версий катастрофы первая — техническая неисправность или ошибка пилотирования. Есть также версии теракта или плохое топливо, залитое в баки при дозаправке в Сочи, или попадание птиц в двигатель самолета.
«Мы сейчас не видим целесообразности устанавливать какие-то особые дополнительные меры в связи с данной катастрофой как по авиационной, так и транспортной, то есть по антитеррористической безопасности», — заявил сегодня глава минтранса Соколов.
Самолет Ту-154 был выпущен в 1983 году и управлялся опытным пилотом первого класса. Общий налет самолета составил более 6689 часов. Последний капитальный ремонт самолета был осуществлен в декабре 2014 года, в сентябре текущего года Ту-154 прошел плановое регламентное обслуживание. Борт перед вылетом был технически исправным, сообщил глава службы безопасности полетов Вооруженных сил России Сергей Байнетов. Пилот обладал необходимым опытом — по данным главкома ВКС Виктора Бондарева, налет пилота был более 3 тыс. часов, а весь экипаж был прекрасно подготовлен. Казалось бы, ничего не говорило о человеческом факторе в этом происшествии.
Об одной из версий рассказал журналист кремлевского пула, спецкор «Коммерсанта» Андрей Колесников. По его мнению, самолет потерпел крушение в результате взрыва. «Он же не мог упасть просто так. Обломки, разбросанные на несколько километров. Экипаж, не проронивший ни слова. Тут никаких иллюзий. Он взорвался», — написал журналист на своей странице в «Фейсбуке».
В самом деле большой радиус разброса обломков рухнувшего самолета и внезапность катастрофы могли говорить о том, что причиной крушения Ту-154 стал взрыв на борту, говорят авиаэксперты. В частности, первый зампредседателя комитета совета Федерации по обороне и безопасности Франц Клинцевич заявил, что при рассмотрении причин крушения самолета нужно рассматривать любые версии, так как самолет был технически исправен. По его словам, версию теракта нельзя исключать, так как неизвестно, какие действия были произведены с самолетом в Сочи, когда он приземлился на дозаправку. При этом пассажиров выводят с борта и размещают в зале ожидания, повторного усиленного досмотра не проводится, и именно в этот момент могла появиться «посылка» для экипажа. В ФСБ могут рассматривать и версии внешнего воздействия — например ракетный обстрел, хотя дальность стрельбы тех же переносных зенитных комплексов не столь велика, чтобы сбить самолет с земли. Разве что с воды.
Позднее эксперты минтранса объяснили большой разброс обломков наличием в этом месте сильных подводных течений, и часть обломков унесло аж в Абхазию. Фюзеляж рассчитывают обнаружить сегодня к вечеру. Версия теракта в расследовании авиакатастрофы не является основной. Самолет вылетел с аэродрома Чкаловский, где пассажиры и багаж тщательно досматривались и проверялись. Кроме того, дозаправка планировалась сначала в Моздоке, но она была перенесена в Адлер — то есть сведений о том, что самолет будет дозаправляться в аэропорту Сочи, заранее не было. По прибытии в Адлер, как и положено, самолет был взят под охрану, что также исключало установку каких-либо взрывных устройств. Так что экспертам предстоит проверить и качество топлива.
Вообще же дальность полета самолетов этого типа такова, что ему незачем было приземляться в Сочи — топлива вполне могло хватить до Сирии при вылете непосредственно из Подмосковья. В конце концов, по прямой из Москвы до Сирии немногим более 2 тыс. км, а Ту-154 летает на 2,6 - 3,9 тыс. км в зависимости от модификации.
СОБОЛЕЗНОВАНИЯ И РЕАКЦИЯ: ОТМЕНЯЮТСЯ КОРПОРАТИВЫ И КОНЦЕРТЫ, ЗВУЧАТ СОБОЛЕЗНОВАНИЯ, НО ЕСТЬ И ВЫСКАЗЫВАНИЯ СО «СКОТОБАЗЫ»
Вместе с тем в течение всего дня в адрес родных и близких приходили телеграммы со словами скорби. Президент РФ Путин объявил 26 декабря днем общенационального траура.
С соболезнованиями выступил и президент Татарстана Рустам Минниханов (причем он сделал это дважды — вчера и сегодня). В Татарстане утром совещания начались с минуты молчания — в частности, так поступили в Казани и Набережных Челнах.
Как сообщил «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь президента РТ Эдуард Хайруллин, траур затронет все мероприятия сегодняшнего дня: изменена программа чествования «Руководитель года», отменен концерт. Минкульт РТ отменил все спектакли, запланированные на сегодняшнюю дату — театр им. Качалова перенес премьеру «Женитьбы» по пьесе Николая Гоголя на 9 января. Как сообщает пресс-служба мэрии Казани, перенесены открытия новогодних городков, бал молодых педагогов с 26 декабря перенесен на 30 число.
В Альметьевске по поручению главы Айрата Хайруллина всем предприятиям города и района было рекомендовано отменить корпоративные вечера, намеченные на сегодняшний день. В Казани также переносят корпоративы: знакомый с ситуацией источник сообщил «БИЗНЕС Online», что рекомендации даны «на самом верху». Госсовет РТ объявил минуту молчания, на флагштоках кабмина РТ появились черные траурные ленты, у здания Верховного суда приспущены флаги...
Отметим, понедельник обычно не богат на развлекательные события. Так, на 26 декабря в афише города практически нет концертов и театральных постановок, но запланированы детские новогодние елки. Впрочем, их из-за траура отменять не планировали. В приемной директора Татарской государственной филармонии им. Тукая сообщили, что все четыре елки состоятся, а оператор Kassir.ru не смогла ответить корреспонденту «БИЗНЕС Online» об отмененных мероприятиях в день общенационального траура. «У нас, по крайней мере, никакой информации об отмене нет», — заявила девушка.
Предновогодние торжества для взрослых же переносятся. В частности, об этом «БИЗНЕС Online» сообщил владелец сети «Татинтер Ресторантс» Зуфар Гаязов. «Сегодня отменяются все корпоративы. Каждый понимает, что это очень важно... Мы сами переживаем. Хочу сказать, что мы помним, соболезнуем и любим. Это большая трагедия для нас. Страна как большая семья. Болезненно реагируем. Стараемся найти разумные решения — до Нового года провести или после. Некоторые вообще не хотят проводить», — сообщил он.
Жители российских городов также выражали свои соболезнования в соцсетях и приносили цветы к зданию ансамбля им. Александрова. Понедельник, 26 декабря, в России объявлен общенациональным днем траура. В память о жертвах авиакатастрофы в Беларуси приспустят государственные флаги. Главы и официальные представители зарубежных государств выражают свои соболезнования российской стороне.
Не полетевшие этим бортом также реагируют на ЧП. В частности, Тото Кутуньо отказался от приглашения участвовать в мероприятии в Сирии. «Я в шоке от этой трагедии, потому что месяц назад они связались с моим менеджером, чтобы пригласить меня в Сирию для участия в том же концерте 29 декабря. Весьма вероятно, что мы должны лететь сначала в Москву, а оттуда в Сирию, но у нас уже были планы, и нам пришлось отказаться», — приводит слова певца НТВ.
Далеко не однозначную реакцию на трагедию дали известные пользователи социальных сетей. Так, например, советник президента Украины Петра Порошенко Юрий Бирюков съязвил по поводу крушения самолета: на своей странице в «Фейсбуке» он написал, что на Украине радуются гибели российских граждан: «Появилось только одно желание — отнести к посольству орды бутылочку «Боярышника»». Недалеким человеком в нравственном аспекте вышла и светский обозреватель Божена Рынска, которая опубликовала пост, в котором отметила свою радость от крушения Ту-154 близ Сочи. Погибших журналистов НТВ женщина назвала «членами преступной группы», с которыми, считает она, «разобрались небеса». Официальный представитель МИД РФ Мария Захарова призвала банить «эту скотобазу, глумящуюся на крови», а депутат Госдумы РФ Виталий Милонов предложил лишить Рынску гражданства. Захарова также объяснила, чему радуются в Киеве: «На Украине к власти пришли люди, поддерживаемые националистами и радикалами», — пишет она.
Весьма неожиданным стало заявление руководителя татарстанской ячейки партии «Яблоко» Руслана Зинатуллина, который выразил сожаление о том, что на борту потерпевшего крушение Ту-154 не оказалось Иосифа Кобзона (который собирался отправиться разбившимся бортом) и «еще ряда людей». Публикация вызвала волну негатива среди пользователей, что, видимо, вынудило политика глубокой ночью удалить свое сообщение.
Сам Зинатуллин, до которого удалось дозвониться «БИЗНЕС Online», пояснил, что ему, конечно, жаль, что погибли люди. «Но мне не жаль журналистов, которые понятно как освещали все эти события. По Кобзону… Человек, который голосовал за закон Димы Яковлева, пиарится на том, что он мог быть в этом самолете... Это была моя позиция, она не является позицией регионального отделения партии. Я просто выразил ее. Пост потом был закрыт для недрузей, потому что начались оскорбления». Что же до проверки, которую планирует прокуратура, то Зинатуллин не выразил удивления. «Я не удивлен, — сказал он. — Они вместо того, чтобы проверять законность выборов, будут проверять мои высказывания. Я не вижу здесь экстремизма, я считаю, что в России каждый человек может высказывать свою точку зрения. Пока не приняли закон о том, что есть правильные мысли, есть неправильные. Но в ближайшее время могут принять».
Между тем прокурор РТ Илдус Нафиков поручил проверить высказывания Зинатуллина на предмет разжигания розни и публичного унижения человеческого достоинства по мотиву принадлежности к социальной группе. Об этом «БИЗНЕС Online» сообщил старший помощник прокурора РТ по взаимодействию со СМИ Руслан Галиев. «В любом случае потребуется проведение специального исследования, — оговорился Галиев. — Только прокурор или следователь не смогут определить наличие факта разжигания розни, здесь необходимы специальные познания и помощь экспертов: филологов, лингвистов, психологов и т. д. Обычно такие проверки проводятся в срок до 30 суток».
«САМОЛЕТ ЭТОТ НАДЕЖНЫЙ ПО СРАВНЕНИЮ С «БОИНГАМИ» И «АЭРОБУСАМИ»
Оценить возможные версии ЧП «БИЗНЕС Online» предложил экспертам — авиаспециалистам, пилотам и инструкторам.
Магомед Закаржаев — гендиректор ОАО «Казанское авиапредприятие»:
— На Ту-154 строгие требования по центровке и заходе на посадку. Сам взлет не представляет сложности на этом самолете. Рано говорить о какой-то причине, комиссия расследует! Может быть, и совокупность причин, как при таких тяжелых катастрофах. Повторюсь, на этом этапе пилотирования ничего сложного нет, экипаж опытный. 3 тысячи часов для гражданских летчиков не такой большой налет, а для военных — хороший.
Каждая катастрофа — отдельная причина. Как правило, больше, чем в 90 процентах случаев — это человеческий фактор. Очень редко бывает связано с техникой. После той же катастрофы в Ярославле звучали призывы прекратить полеты на отечественных самолетах, оказалось, что это совершенно не так. Теоретики и практики гражданской авиации всего мира разрабатывают систему управления безопасности полетов, вводят ее в авиакомпании. На глубоком уровне анализируются причины и то, как не допустить их повторения. Человеческий фактор полностью исключить невозможно. Человек, к сожалению, несовершенный механизм.
Сейчас в России, к сожалению, нет органа, который бы защищал интересы самих авиакомпаний. Раньше за это как раз отвечало министерство гражданской авиации. Существует несколько инстанций, минтранспорта само по себе большое, многофункциональное, но его руки до защиты интересов авиации не доходят. Росавиация больше надзирающий орган. Так что я сторонник воссоздания министерства гражданской авиации.
Шавкат Умаров — экс-руководитель татарского межрегионального территориального управления воздушного транспорта Росавиации (МТУ):
— Причин катастроф много — ошибка пилота, отказ техники, плохая погода, сторонние действия. Все это возможно. Катастрофа — совокупность всех причин, которые могут накапливаться. Однозначно я разделяю мнение о воссоздании министерства гражданской авиации. При всем моем уважении к министерству транспорта России он ведь не авиационный специалист. Должен стоять у руководства гражданской авиации в стране профессионал, который знает тонкости и слабости. Нужно специальное ведомство, которые выполняло бы надзорные функции и курировало бы технику, пилотов. Гражданская авиация — ответственная и сложная отрасль. Чтобы не было авиакатастроф, нужно соединить всех профессионалов в один кулак и действовать строго по существующим документам. Тогда и будет порядок.
Олег Георгиев — бывший командир Ту-154, преподаватель аэродинамики:
— Самолет этот очень надежный, даже по сравнению с «Боингами» и «Аэробусами». Конечно, Ту-154 сложный, но и экипаж любой на него не поставили бы. Он должен быть подготовлен. На мой взгляд, при взлете мог произойти отказ механизации или пожар. Но об этом уже станет известно после расшифровки черных ящиков. Зачем он начал разворачиваться вправо, когда нужно было уходить влево? Может быть, он решил зайти на полосу 60, но не успел... Даже при отказе двух двигателей Ту-154 можно посадить на воду.
Возможна и диверсия, хотя я в этом не очень уверен. Главная причина авиакатастроф — в переходе на коммерцию. Нет той требовательности и четкости, которые были раньше. Повторю, что по ресурсу самолет выработал немного. Появление министерства гражданской авиации, конечно, могло бы изменить ситуацию к лучшему. Нельзя автомобилистам и железнодорожникам отдавать эту отрасль.
Азат Хаким — председатель «Тулпар Аэро Групп»:
— Все возможно, будем ждать выводов правительственной комиссии. Если говорить о предположениях, то роль мог сыграть целый ряд факторов. Не совсем понятно, как был загружен самолет. Там, наверное, были тонны медикаментов, музыкальные инструменты и подарки... С другой стороны, он уже вылетел из Чкаловского, а в Сочи его только дозаправляли. Когда взлетаешь с суши на воду, бывают переходные моменты. Вода будто притягивает, из-за разницы температур такие проблемы бывают. Если он летел перегруженный, а скорость была мала, то это тоже могло сыграть свою роковую роль. Говорю это по своему опыту. Несинхронная уборка закрылков могла быть, такое тоже бывает. Но если экипаж опытный, то он должен был сразу это почувствовать и прекратить уборку.
Авиакатастрофы случаются во всем мире, человеческий фактор сложно предусмотреть. Настораживает только их частая повторяемость. Ту-154 нельзя назвать плохим самолетом, он выпущен в 1000 экземплярах. По статистике 75 процентов причин авиакастроф — человеческий фактор.
Министерство гражданской авиации могло бы изменить ситуацию к лучшему. По статистике крушений Россия на приемлемом уровне... Органы, регламентирующие деятельность авиаторов, порядком поднадоели. Росстрахнадзор непонятно что проверяет. Их перетягивание каната с Росавиацией играет отрицательную роль и влияет на полеты. Ситуацию нужно срочно исправлять, министерство в этом помогло бы.
«ТУТ МНОГО НЕ НАДО. МАЛЕНЬКАЯ БАНКА МНИМОЙ КОЛЫ— ВСЕ, ЭТОГО ДОСТАТОЧНО...»
Андрей Красноперов — майор ВВС, летчик-инструктор:
— Самолеты Ту-154 используются более 30 лет нашей авиацией. У них была целая серия «Ту»: Ту-124, Ту-134, Ту-154. Поверьте, все эти самолеты очень надежные, различаются между собой только свой компоновкой: количеством двигателей, длиной фюзеляжа и числом кресел.
Некоторые говорят, что пилоты свалили самолет в штопор... Но свалить самолет такого класса в штопор вообще нереально, для этого надо специально потерять скорость до минимально безопасной — и только потом увести в плоский штопор. В современных условиях это просто нереально, поскольку самолет очень управляемый. Наверно, это самый надежный самолет, который был у нас за эти годы.
Я считаю, что были косвенные причины, связанные с другими предметами, но не с самолетом. У меня остались две версии случившегося. Я как практик делаю выводы. Первый вывод я делаю, потому что нашли стойку шасси почему-то в воде. Стойка шасси, как правило, убирается сразу после взлета и находится в гондоле. Почему она оказалась в воде, от самолета отделилась, когда она убрана в гондолу, как она могла оказаться отдельно от самолета? Меня это наводит на мысль, что не могло ли быть что-то в этой гондоле, что вызвало отрыв стойки шасси от самолета, тогда и часть крыла может отвалиться, а самолет — разрушиться в воздухе. Почему? Вы, конечно, понимаете, к чему я клоню...
Второй момент. Сначала была версия, что самолет разбился после 7 минут после взлета, точнее пропал с радаров, а последняя версия — уже две минуты. Это совершенно разные вещи! В 7 минут у него высота, близкая к эшелону. Он бы уже набрал 5 - 6 тысяч к этому времени, а две минуты — это он взлетел, убрал шасси. Может, что-то с закрылками связано. Есть вариант несинхронной уборки закрылок: один убирается, а второй остается. Тогда самолет переходит в очень сильное вращение. По правилам, закрылки надо снова выпустить, чтобы компенсировать. Были случаи на моей памяти, когда обрыв закрылка приводил к разрушению самолета. Самолет тогда переходит во вращение, летчик не успевает ничего сделать, поскольку идут переменные перегрузки у него, он даже не сможет ничего нажать. Основных версий остается две.
Причина точно не в топливе. Если бы двигатели встали, то самолет бы прекрасно сел бы даже на водную поверхность, это не проблема: развернулся в сторону побережья, вдоль него спокойно приземлился бы на воду. Может быть, развалился бы при посадке чуть-чуть, потерял что-то из крыльев, но все были бы живы! Было бы как с самолетом Ил-18, который на той неделе садился на целину, летчики посадили его в жутчайших условиях. Летчики готовы посадить самолет, но дайте им, чтобы самолет был управляемым. Значит, самолет не был управляемым. Не смогли доложить — значит, что-то было неординарное.
По-любому самолет разрушился в воздухе, потому что разлет осколков идет на удаление больше 10 километров. Течение сильное? И на 10 километров унесло? Это очень много. Если самолет упал целиком в воду, то масляное пятно и все осколки так и перемещаются одной кучей в пределах километра, оно не может расплыться. Так бы одно пятно и перемещалось куда-то примерно радиусов в 1,5 километра, максимум 2. Но не 10 километров! Такие расстояния наводят на мысль, что самолет мог развалиться. Когда в Шарм-эль-Шейхе случилась проблема, там скорость была 700 - 800 километров в час. Тогда по радарам сказали, что у него потеря высоты и скорость стала 170 километров в час. Естественно, он просто развалился в воздухе и падал вертикально вниз.
В данном случае я не слышал информации от средств объективного контроля с земли. Почему-то никто не говорит, что у него скорость упала, что он потерял. Просто «пропали с радаров». Я этого не понимаю, надо бы прояснить, сразу у него скорость погасла или он летел на этой скорости какое-то время. С самолетом в Шарм-эль-Шейхе сразу было понятно, что самолет развалился в воздухе. Тогда не нашли сразу следы взрывчатки, объявили на всю страну, что это не теракт, а просто развалился самолет. А потом нашли какую-то двухкомпонентную взрывчатку, но это уже, извините, проблемы специалистов по взрывчатке, это их хлеб. Надо отвечать за свои слова. Раз сказали, что нет взрывчатки, то уж лучше молчите и ничего не говорите. Как им верить? А потом признались, что была взрывчатка. Так и здесь. Но тут вода соленая, она сделает свое черное дело. Осколки упали в воду и лежат там уже второй день. Естественно, она смоет следы частично. Но если что-то внутри произошло, то все равно металл покажет. Надо рассмотреть обломки. Специалисты в таких случаях, если самолет разваливается, собирают его по частям в ангаре, каждую часть на свое место кладут. И потом уже смотрят, какие части целые, а какие нет, откуда произошло разрушение.
Теперь версии, где могли «подложить»... В Чкаловском проблем нет, потому что ансамбль летел оттуда, аппаратуру они загрузили там. Там проверка на высшем уровне. При дозаправке в Адлере все пассажиры сидят на месте, никто не выходит из самолета. Аппаратуру, которая была в Чкаловском загружена, тоже никто не выгружает. Просто те люди, которые садились в Адлере, — вот тут может быть слабое звено. В этом самолете нет стюардесс, нет людей, которые вас обслуживают. Если вы хотите лететь на этом самолете, то берете с собой запас еды, чтобы перекусить по дороге. И что кто взял с собой в Адлере... В этой неразберихе могло что-то где-то не сработать. Мог кто-то что-то подложить в пакетик. Самолету, который разбился в Шарм-эль-Шейхе, хватило баночки, как из-под колы, чтобы разнести самолет. Тут много не надо. Маленькая банка мнимой колы — все, этого достаточно.
Анатолий Кнышов — летчик испытатель, Герой России:
— Ту-154 — самолет надежный, он эксплуатировался многие годы в Советском Союзе, производился на Самарском авиационном предприятии. Это среднемагистральный самолет, трехдвигательный, крейсерская скорость его в районе 900 - 950 километров в час, комфортабельный, надежный по своим системам и конструкциям. Он несложный, на этот самолет переучивались все выпускники летных училищ. У самолета хорошая навигационная система — правда, она уже несовременная. Но по надежности, по поддержанию летной годности он соответствует всем требованиям наших авиационных правил. Самолет в своих авиационных характеристиках продемонстрировал хорошие показатели. Для экипажа созданы специальные тренажеры, учебные центры, где они переучиваются и обучаются аварийным ситуациям, которые могут быть на борту, в том числе отказ 1-2-3 двигателей, отказ систем. Экипаж минобороны и летчик первого класса — это говорит о том, что это высший уровень его подготовки, он был готов ко всем ситуациям.
Но когда спустя две минуты после взлета ни один члена экипажа не смог информировать наземную диспетчерскую службу о том, что у них происходит на борту... Это говорит о том, что ситуация, которая развивалась на воздушном судне, была молниеносна, имела взрывной характер, на мой взгляд. Даже если бы было событие
Я считаю, что произошло какое-то событие, в результате чего была моментально потеряна трудоспособность всех членов экипажа и пассажиров. Там же были корреспонденты, которые могли бы опередить даже командира корабля, передать своим коллегам, что происходит: тряска, вспышка, задымление или какое-то явление. А в этой ситуации никто не смог передать. Поэтому событие мгновенное. Возможно, это какое-то воздействие изнутри или с внешней стороны.
Что же до вашего вопроса о министерстве гражданской авиации... Нам необходимо вернуть два министерства: гражданской авиации как основного заказчика и министерство авиационной промышленности. Мы умеем делать военные самолеты, но, к сожалению, за последние 25 лет благодаря либералам, которые пришли к власти, разрушили всю гражданскую авиацию. Эти «Боинги» и «Аэробусы», которые пришли к нам, не адаптированы к нашим климатическим условиям, они не адаптированы к тем системам обслуживания, которые необходимы самолетам. Тем более все регламентные работы производятся за рубежом, они несколько отличаются по нормам. Наши нормы летной годности намного строже. Наши самолеты были и есть самые надежные, особенно нового поколения. Самолет Ил-96, на котором летает наше первое лицо, самолеты типа Ту-204, Ту-214 являются самыми надежными, конкурентоспособными. Поэтому нам нужно вернуть министерство авиации, которое будет заниматься и заказом, и производством, и обеспечением поддержания летной годности воздушных судов. В Советском Союзе в 1990 году выпускалось нашей авиационной промышленностью около 2 тысяч воздушных судов различного назначения. А сейчас выпускаются единицы. А коль так, что это не соответствует нормам, передовым технологиям, которые могли быть применены в этой области.
В конечном итоге оказывается, что все «Боинги» и «Аэробусы», которые завезены в Россию, зарегистрированы в офшорах. Ни одного цента в бюджет государства не поступает. Когда у нас основная авиакомпания-перевозчик в лице Савельева говорит, что нам необходимо поддержать рейсы для полета в Крым, то, оказывается, у всех остальных авиакомпаний, которые летают в Крым, билеты в два раза дешевле, чем у Савельева, хотя 51 процент акций принадлежит государству. Из 186 самолетов, которые находятся в эксплуатации, это «Боинги» и «Аэробусы». Так на какую мы авиационную промышленность работаем? На отечественную или на промышленность Запада и Америки? Это должно нас волновать. «Боинги» и «Аэробусы» не отвечают тем требованиям безопасности, которые прописаны у нас в правилах. Почему приобретают зарубежные самолеты менеджеры авиакомпаний? Потому что за каждый ввезенный самолет в РФ они получают откаты в районе 10 - 15 процентов от стоимости самолета. Мы должны работать на нашего производителя, чтобы наши конструкторы, специалисты в области авиации приходили на свои рабочие места и проявляли свой талант, умение создавать прекрасные самолеты, какие мы создавали в СССР, какие еще может создавать минобороны, которое наносит удар в Сирии, где мы побеждаем террористов. Мы такие же самолеты можем создавать в РФ. Задумайтесь, либералы, на кого работаете! Это позор всей нашей системе, которая создана в гражданской авиации.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 49
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.