Накануне прошло последнее в этом году заседание генералов нефтегазохимического комплекса Накануне прошло последнее в этом году заседание генералов нефтегазохимического комплекса

РАЗРАБОТЧИКИ СМОЛ ПРЕДЛОЖИЛИ ТАТАРСТАНУ РАБОТАТЬ С БАШКОРТОСТАНОМ

Как и все прошедшие 26 декабря мероприятия, заседание совета директоров «Татнефтехиминвест-холдинга» началось с минуты молчания по погибшим днем ранее в авиакатастрофе Ту-154. Их память почтили собравшиеся за круглым столом члены правительства, бизнесмены и ученые.

Затем первый выступающий, замдиректора Института нефтехимического синтеза им. Топчиева РАН Антон Максимов рассказал о производстве эпихлоргидрина и эпоксидной смолы, которое планируется запустить в Татарстане. Из эпоксидных смол готовят различные виды клея, пластмассы, электроизоляционные лаки, текстолит (стекло- и углепластики), заливочные компаунды и пластоцементы. Потребление эпоксидной смолы на рынке растет, уверил Максимов. По его словам, к 2021 году мировые потребности достигнут 4 млн. т ежегодно и продукт будет использоваться не только в лакокрасочных изделиях, но и в высокотехнологичных отраслях, таких как электроника и конструкционные материалы. Сейчас эпоксидные смолы производятся в основном в США, Южной Корее и Китае. Спрос в России составляет 40 - 60 тыс. т ежегодно, при этом он практически не удовлетворяется.

«В России есть несколько производителей лакокрасочной промышленности, но в основном они производят для себя, а единственные производители, которые реализуют эти смолы, — это федеральные казенные предприятия в городе Дзержинске», — обратил внимание членов совета директоров Максимов. Институт нефтехимического синтеза, по словам его замдиректора, уже отработал все стадии производства смолы, в том числе утилизацию отходов. И эти технологии не уступают зарубежным, заверил московский гость. «Важно то, что мы можем производить как традиционные жидкие смолы, так и вязкие, которые могут быть использованы в других отраслях промышленности. И качество смол доведено до качества иностранного производителя», — пропиарил свой проект Максимов.

Антон Максимов рассказал о производстве эпихлоргидрина и эпоксидной смолы, которое планируется запустить в Татарстане Антон Максимов рассказал о производстве эпихлоргидрина и эпоксидной смолы, которое планируется запустить в Татарстане

Основной мономер для производства смолы — это эпихлоргидрин, который в основном производят из пропилена. Сегодня в России производства этого органического вещества уже нет. Российские ученые планируют не только возобновить производство, так еще и создавать его из другого сырья — глицерина. «Такого рода технологии, оказывается, существенно выгоднее», — объяснил логику Максимов. В итоге ученый привел слушателей к выводу, что на территории ОЭЗ «Алабуга» возможно строительство предприятия мощностью примерно 10 тыс. т в год со сроком окупаемости 3 - 4 года. «Необходимо взаимодействие между предприятиями Татарстана и Башкирии, прежде всего, наверное, с предприятиями, которые могли бы поставлять хлористый водород либо производить на месте эпихлоргидрин», — заключил Максимов.

На представленный проект свой отзыв дал председатель совета директоров ТНХИ-Х Рафинат Яруллин: по его словам, производство республике необходимо и «мощность в 40 тысяч тонн нам нужна». Однако над выбором технологий придется поработать. «Я посоветовался со специалистами из Башкортостана. Стерлитамакский [нефтехимический] завод отказался делать. Мы, говорят, не можем делать: там сложное производство, оборудование сейчас невозможно восстановить, — рассказал Яруллин. — Второе (место, где производится эпихлордигридприм. авт.) — это Волгоград. С институтом там мы ведем переговоры, и сегодня разговаривал с министерством промышленности Башкортостана».

Кроме того, глава ТНХИ-Х заметил, что можно закупать глицерин у Беларуси. В Татарстане своего не хватает: по его словам, на «Нэфис Косметикс» производится только 2,5 тыс. т, в то время как необходимо порядка 20 тыс. тонн. Словом, проект остался в разработке.

егодня в России производство эпихлоргидрина уже нет. Российские ученые планируют не только возобновить производство, так еще и создавать его из другого сырья — глицерина Сегодня в России производство эпихлоргидрина уже нет. Российские ученые планируют не только возобновить производство, так еще и создавать его из другого сырья — глицерина

«ИМ ЖЕ ВАЖНО, ЧТОБЫ АСФАЛЬТ БЫСТРО КОНЧИЛСЯ И ЧТОБЫ ЕЩЕ ДЕНЕГ ПОПРОСИТЬ, ВБУХАТЬ В ГРЯЗЬ»

Начальник лаборатории газовой серы ООО «Газпром ВНИИГАЗ» Николай Мотин поднял серьезную для Татарстана проблему качества дорог и рассказал о практике применения дорожно-строительных материалов с необычными добавками. «Проблема реализация серы в России и отсутствия качественного покрытия дорог массового производства позволили нашему институту начать исследования в области создания новых дорожных материалов, где в качестве вяжущих компонентов использовалась газомодифицированная сера», — объяснил Мотин. В результате институт создал технологию производства литых и уплотняемых сероасфальтобетонных смесей, которые, по словам Мотина, по своим физико-механическим свойствам превосходит традиционные. Модификация смеси позволила увеличить межремонтные сроки работ до 5 - 7 лет и снизить экологическую нагрузку на регионы. Сырье для такого покрытия, по словам докладчика, будет достаточно дешевым. Мировое производство серы по итогам 2016 года составило 5 млн. т, а цена упала со $160 до $60 - 70 за тонну. Эта же тенденция происходит на российском рынке. В 2016 году производство серы составит 0,9 млн. т, и еще планируется ее увеличение. «Есть все предпосылки для внедрения в промышленность новых материалов на основе серы — сероасфальтобетонов и серобетонов», — уверял Мотин.

«Такую работу проводили с нашим университетом (КГАСУ прим. авт.). Получалось применение серы, но сама модификация ее и продукты для ее модификации — экономика не совсем такая, как представлена в докладе. Первоначально нужно отталкиваться не от стоимости серы, которая уже есть, а от конкретного продукта, который будет применяться в производстве», — вспомнил опыт республики заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства РТ Артем Чукин. По его словам, в 2000-х годах в Татарстане были уложены пробные участки с таким покрытием, но на сегодняшний день их уже не осталось. Как они прослужили, чиновник сказать не смог, но заметил, что возникла проблема с выделением сероводорода из дорог. «Температура процесса не должна превышать 150 градусов. Если вы даете больше, у вас получается реакция серы с битумом», — сразу обрисовал причину проблемы Мотин.

Альберт Шигабутдинов (слева) и Наиль Маганов заявили, что со сбытом серы у них проблем нет Альберт Шигабутдинов (слева) и Наиль Маганов заявили, что со сбытом серы у них проблем нет

Несмотря на то, что нефтяники — гендиректор ПАО «Татнефть» Наиль Маганов и ОАО «ТАИФ» Альберт Шигабутдинов — тут же заявили, что со сбытом серы у них проблем нет, президент РТ поручил создать рабочую группу по этому вопросу. «Сегодня погодные климатические условия изменились, и цикличность в разы увеличилась. Тема асфальтобетонного покрытия совершенно по-другому звучит», — объяснил Минниханов.

На просьбу из зала включить в рабочую группу дорожников последовала неоднозначная реакция главы республики. «Им же важно, чтобы асфальт быстро кончился и чтобы еще денег попросить, вбухать в грязь. У них нет мотивации, чтобы дорожное полотно служило подольше. У них мотивация потратить наши деньги. Надо мировой стандарт взять, Финляндия — климатическая зона наша. И вам поставить критерий — индикатор KPI, исходя из этого, чтобы у вас мозги работали немножко, чтобы соответствовали этим требованиям, не сидели, не спали», — не в первый раз (да и, наверное, не в последний) прилюдно критиковал дорожников президент.

КАК ТАИФ МАЛЫЙ БИЗНЕС «ЗАЖИМАЕТ»

Под конец заседания слово взял Яруллин и доложил о ситуации по поставке углеводородного сырья и нефтехимической продукции предприятиям и субъектам отраслевого малого и среднего бизнеса РТ. В целом все показатели оказались выполнены. Особенно Яруллин отметил тот факт, что подача нефти на «Татнефть» и ТАИФ реализована в полном объеме. «Очень неплохие результаты показал „Казаньоргсинтез“ по подаче этана на Миннибаевский газоперерабатывающий завод. На 2017 год эта цифра тоже [будет выполнена]...» — подчеркнул глава ТНХИ-Х. Его тут же поправил Маганов: «Спасибо, конечно, но это мы им поставляли этан...» Восстановив справедливость в направлениях поставок, спикеры продолжили слушать. «Казаньоргсинтез» (КОС) начал активнее использовать пропан как сырье для производства этилена. «Здесь тоже „Татнефть“ выполняет эти поставки», — тут же заметил Яруллин. Идут переговоры у «Татнефти» и с «Нижнекамскнефтехимом» (НКНХ) по поставкам изобутана. «Я думаю, в НКНХ и „Татнефти“ договорятся», — выразил надежду докладчик.

Далее в ход пошли уже менее оптимистичные моменты работы за год. «Я обращаюсь к руководителям предприятий „Нижнекамскнефтехима“ и „Казаньоргсинтеза“. Отношение к малому бизнесу, видимо, с самого верха передается. Такое отношение у нас к малому бизнесу не как к собственным детям, сыновьям, а как к пасынкам. Поэтому обратите внимание, очень много малых компаний. Особенно сейчас сложное кризисное время», — призвал Яруллин помогать «малышам», добавив, что особенно сложности у МСБ возникают с оборотными средствами и со сбытом продукции. Напомним, что проблема взаимодействия малого бизнеса с ТАИФом поднималась уже не раз, в первую очередь по неподъемной цене: осенью 2015 года переработчики полимеров во главе с президентом «Данафлекса» Айратом Башировым даже планировали создать фонд господдержки, чтобы малые отраслевые предприятия могли закупать сырье у ТАИФа.

Под конец заседания слово взял Рафинат Яруллин и доложил о ситуации по поставке углеводородного сырья и нефтехимической продукции предприятиям и субъектам отраслевого малого и среднего бизнеса РТ Под конец заседания слово взял Рафинат Яруллин и доложил о ситуации по поставке углеводородного сырья и нефтехимической продукции предприятиям и субъектам отраслевого малого и среднего бизнеса РТ

Больным вопросом на следующий год, по словам Яруллина, остается производство окиси пропилена. «Не хватает и переработчикам, и перспективным проектам, особенно в ОЭЗ „Алабуга“. У нас там несколько проектов, которые собираются использовать простые полиэфиры. В любом случае процесс получения окиси пропилена остается актуальным. Мне кажется, в программе развития НКНХ этот продукт должен быть продуктом номер один так же, как и этилен. Очень много малого бизнеса на этом завязано», — поставил проблему глава ТНХИ-Х, оставив ее решение уже на следующий год.

Президент РТ ситуацию с МСБ никак не прокомментировал. Он поблагодарил совет директоров за эффективную работу и напомнил о больших планах на следующий год: «У компании „Татнефть“ шесть установок нужно завершить, у ТАИФ-НК комплекс глубокой переработки — большой проект, и этилен-600 — проект, и еще проект „Казаньоргсинтеза“ у нас в планах. Ну и другие наши проекты, связанные с нефтедобычей, энергетикой. Без науки, без инновации нам будет сложно двигаться вперед». Не забыл поздравить с окончанием года Минниханов и самого Яруллина, который, как оказалось по замечаниям из зала, недавно получил статус академика. «Он уже 20 лет должен был быть академиком. Это наша недоработка, — возмутился президент РТ, — он очень много делает для развития нашего нефтехимического комплекса».