ИТОГИ ПРАЗДНИКОВ: 72 ТЫС. ЗРИТЕЛЕЙ И 500 ТЫС. УЧАСТНИКОВ БЛАГОТВОРИТЕЛЬНЫХ АКЦИЙ

Насыщенными, но спокойными выдались в этом году новогодние праздники. Никаких масштабных ЧП и потрясений не зафиксировано, порадовалась сегодня на брифинге в кабмине помощник президента РТ Лейла Фазлеева.

По ее словам, свыше полумиллиона татарстанцев, так или иначе, принимали участие в каскаде новогодних мероприятий под знаком благотворительности. «Наибольшее впечатление произвела акция «Полицейский Дед Мороз — они посещали семьи с детьми, состоящие на профилактическом учете, — сказала Фазлеева. — Это очень своеобразный Дед Мороз, и всегда эту акцию отмечают положительно». Почти во всех районах поставили новогодние елки с детскими пожеланиями на Новый год, исполнять которые пришлось местному бизнесу, меценатам, различным благотворительным фондам. Масса детских мероприятий — собственно, именно им-то и был в основном посвящен брифинг — собрали обильный урожай посетителей.

Замминистра культуры РТ Эльвира Камалова рассказала, что за предновогодние и новогодние дни учреждения культуры провели свыше 450 мероприятий — 380 из них для детей. Количество зрителей в театрах превысило отметку в 72 тыс. человек. Свои программы предложили музеи-заповедники, проведя свыше 400 мероприятий — здесь побывали более 12 тыс. человек. Магнитами стали остров-град Свияжск, Болгарский музей-заповедник, Национальный музей, заповедник «Казанский Кремль», музей изобразительных искусств, Елабужский заповедник. Одним из лидеров среди музеев, по ее словам, стал литературный музей-комплекс им. Тукая (свыше 4 тыс. 300 человек) и резиденция Кыш Бабая.

В Казани, по словам начальника управления культуры Азата Абзалова, одних только елок было около сотни. 39 елочных городков стали эпицентрами открытых мероприятий — всего их было около 1 тысячи. Интерактивным стал конкурс «Народный Дед Мороз». При участии самих жителей около 30 команд, эдакая «серьезная армия аниматоров», создавали новогоднее настроение: эти ряженые десанты появлялись в различных местах города. А проект «Новогодняя почта», благодаря которому привет из Татарстана можно было отправить по всему миру, на будущий год, возможно, будет колесить по всей республике. Отметил Абзалов и новые площадки (о них чуть ниже), и ледовый городок у театра кукол «Экият», где трудились 15 ледовых скульпторов, и Горкинско-Ометьевский лес, где не только катались на лыжах, но и отдыхали на праздничной площадке.

В Горкинско-Ометьевском лесу не только катались на лыжах, но и отдыхали на праздничной площадке В Горкинско-Ометьевском лесу не только катались на лыжах, но и отдыхали на праздничной площадке Фото: prav.tatarstan.ru

«ПРАЗДНИКИ ПРОВЕЛ НА ЛЫЖНЕ»

Корреспондент «БИЗНЕС Online» поинтересовалась у участников брифинга, как они сами провели прошедшие новогодние праздники. За всех ответила Фазлеева. На правах ответственных (напомним, что таких дежурных назначил премьер Ильдар Халиков, назвав неслыханной наглостью попытки от этого увильнуть) никто не покидал пределов родного Татарстана. Так что сравнивать им, по сути, не с чем. Мол, если судить по сюжетам в СМИ, то есть, конечно, чему поучиться у Москвы. Но мы и сами с усами!

Фазлеева, в частности, заявила, что впечатлена парками, скверами, набережными и «Ханским двором». «Наибольшее впечатление на меня производит парк имени Горького — с утра до позднего вечера огромное количество людей поправляют здоровье», — заявила она. Особо она отметила, что в этот Новый год были как никогда активны родители, которые использовали длинные выходные, чтобы всюду побывать со своими детьми. Отдала она должное и работе СМИ. Говорит, что один только репортаж на Первом канале резко добавил посетителей Кремлевской набережной. «Не было большого количества людей в алкогольном опьянении и в ночь с 31 декабря на 1 января», — подметила она еще один тренд. «В этом году мы как никогда повернулись лицом к собственным детям», — считает Фазлеева.

Репортаж на Первом канале резко добавил посетителей Кремлевской набережной Репортаж на Первом канале резко добавил посетителей Кремлевской набережной

«Я вот из этой семейной категории», — пошутил Ильдар Мухаметов, замминистра образования РТ. Он рассказал, что каждый день в минувшие праздники проводил на лыжне в Горкинско-Ометьевском парке. «Спасибо за то, что такие условия созданы практически в центре города», — благодарил коллег Мухаметов. Первый замминистра по делам молодежи и спорту РТ Халил Шайхутдинов похвалил лыжную базу в Чебаксе. «Очень хорошая трасса, место для переодевания, горячий чай-кофе можно попить», — похвалил замминистра. Также он вспомнил, как проводили каникулы в его родном Сабинском районе. «Большие соревнования провели, очень красочно», — восхищался он.

Журналисты немного покритиковали не слишком масштабную иллюминацию в Казани, особенно подальше от центра. Фазлеева заметила, что возьмет это на карандаш на будущий год, но говорит, что пора бы казанцам перенимать обычаи европейцев, которые традиционно своими силами украшают дома и улицы на Рождество, которое там ценят больше, чем новолетие.

Первый замминистра культуры РТ Камалова подметила, что музей республики пережили в 2016 году настоящий бум посещаемости. «Число посетителей музеев и музеев заповедников, в том числе и Казанского кремля, составило свыше 5 млн. человек, это на 35 процентов больше, чем в 2015 году», — заявила Камалова. Однако она не смогла назвать количество людей, посетивших Кремль в эти новогодние праздники, пояснив, что подсчет еще не закончен.

Увеличив площадь вдвое и залив «самый большой каток в Европе» длиной в тысячу метров, городок на Кремлевской набережной привлек 300 тыс. человек Увеличенная вдвое площадь и звание самого большого катка в Европе длиной в тысячу метров привлекли 300 тыс. человек в городок на Кремлевской набережной

НОВЫЕ ЗВЕЗДЫ НА ТУРИСТИЧЕСКОМ НЕБОСКЛОНЕ ТАТАРСТАНА

Свет от новых звезд, которые сравнительно недавно зажглись на туристическом небосклоне Казани, — Кремлевская набережная, «Юркин Парк» и «Ханский двор» — пока не долетает до жителей других городов и привлекает преимущественно жителей Казани.

Единственным исключением в этом списке, пожалуй, стал сказочный городок на Кремлевской набережной, но он работает уже второй год подряд, если сравниватьс другими новичками «большой тройки». Увеличенная вдвое площадь и звание самого большого катка в Европе длиной в тысячу метров привлекли 300 тыс. человек в городок на Кремлевской набережной. Эта цифра указана в официальной группе площадки в соцсети «ВКонтакте». «В новогодние праздники Кремлевскую набережную посетили 300 тысяч гостей! По данным МВД, набережная стала самым популярным местом во время каникул», — сообщают организаторы. «Эта цифра складывается из тех, кто посетил каток, городок, кафе и рестораны», — пояснила корреспонденту «БИЗНЕС Online» пресс-секретарь ПСО «Казань» Светлана Брайловская. Однако бухгалтерия городка осталась в тени. «Что касается финансовых поступлений — это коммерческая тайна!» — пояснила Брайловская.

«Ханский двор» и «Юркин Парк» заявили о себе поздновато, так что довольствовались преимущественно жителями Казани и самостоятельными туристами, развлекающимися не по программе. Флагманские корабли, сформированные агентствами, продающими новогодние туры в сентябре, так и не причалили к их берегам.

Информационная кампания по привлечению внимания жителей столицы и гостей Казани к проекту „Ханский двор“ сделали свое дело. Жители с удовольствием посещали елку на ипподроме всей семьей «Информационная кампания по привлечению внимания жителей столицы и гостей Казани к проекту „Ханский двор“ сделали свое дело. Жители с удовольствием посещали елку на ипподроме всей семьей»

Компания «Татспиртпром», объявившая о планах привлечь за три недели работы «Ханского двора» 1 млн. посетителей, пока не раскрывает результаты работы своей новогодней деревни. «Поскольку площадка „Ханского двора“ была совершенно открытой для посещения всеми желающими, то строгого учета посетителей по входным билетам не велось, — пояснили в пресс-службе компании. — Оценочно, со дня открытия 24 декабря по 9 января „Ханский двор“ посетили от 250 до 300 тысяч человек, и в данный момент „Ханский двор“ продолжает работу и будет работать до окончания сезона. Окончательный анализ работы проекта будет проведен позже».

Как и Кремлевская набережная, «Ханский двор» предпочел держать в секрете экономику проекта, однако организаторы указали на то, что арендаторы остались довольны. «Арендаторы однозначно изъявили желание на совместную работу в следующем году, — отметили в пресс-службе „Татспиртпрома“. — Проект изначально был задуман как действующий ежегодно, с расчетом на это были инвестированы средства с тем, чтобы созданное оборудование функционировало и далее».

Наиболее востребованными аттракционами оказались горка «Соколиная башня», незамерзающий фонтан и комната Деда Мороза в Елке. «Информационная кампания по привлечению внимания жителей столицы и гостей Казани к проекту „Ханский двор“ сделали свое дело, — отметили в компании. — Жители с удовольствием посещали елку на ипподроме всей семьей: катались на коньках, на лыжах, на лошадях, на санках с хаски, катались на горках, на детской карусели, фотографировались на память. В социальных сетях размещено большое количество фото с „Ханского двора“, в том числе в «Инстаграме» президента РТ. Перед самым Новым годом „Ханский двор“ посетил мэр Казани Ильсур Метшин».

На счетчике платного «Юркин парка», замыкающего тройку новогодних площадок, праздники оставили отметку в 30 тыс. человек На счетчике платного «Юркин Парка», замыкающего тройку новогодних площадок, праздники оставили отметку в 30 тыс. человек

На счетчике платного «Юркин Парка», замыкающего тройку новогодних площадок, праздники оставили отметку в 30 тыс. человек. Большая часть посетителей были из Казани, городов Татарстана, Поволжья и Москвы. «Бесплатные аттракционы пользовались большим спросом, но причина не в том, что люди хотели сэкономить, они целенаправленно шли покататься на горках и на катке, — пояснила в разговоре с корреспондентом «БИЗНЕС Online» генеральный директор центра событий «ЗаМнойру», управляющая «Юркин Парка» Елена Сошникова. По словам собеседницы издания, проект зимнего городка в «Юркин Парке» будет повторен и через год, планируется, что он будет запущен уже на другой площадке — на берегу Казанки.

«Бренд „Юркин Парк“ в Казани сохранится, но он откроется на новом месте и будет дополнен другими аттракционам и зонами отдыха, — заметила Сошникова. — На наши зимние аттракционы люди возвращались семьями, чтобы покататься на сноутьюбинге и картинге».

«ПО КРЕМЛЮ МЫ ЗАФИКСИРОВАЛИ СПАД ПОЧТИ НА 30 ПРОЦЕНТОВ...»

С показателями интереса иногородних туристов к Казани «БИЗНЕС Online» познакомила заместитель главы муниципального образования Казани Евгения Лодвигова. «Если в прошлом году Казань посетили 133 тысяч человек, то в этом примерно на 2 - 3 процента больше, — рассказала она корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — Конечно же, хочется роста побольше».

Причины невпечатляющего роста трафика из других городов вице-мэр связывает с тем, что прежние туристические магниты, такие как Казанский кремль, ослабли и не были заряжены новыми событиями. «По Кремлю мы зафиксировали спад [посещаемости] почти на 30 процентов. Дело в том, что не было новых событий, поэтому возвратный турист в Кремль не пришел, — пояснила Лодвигова. — Надо создавать новые события, чтобы изменить эту тенденцию. Конечно, хорошо, что открылись площадки частного бизнеса „Ханский двор“ и „Юркин Парк“. Но они открылись поздно, поэтому были нацелены на горожан и не были разрекламированы туристическим сообществом».

Прежние туристические магниты, такие как Казанский кремль, ослабли и не были заряжены новыми событиями Прежние туристические магниты, такие как Казанский кремль, ослабли и не были заряжены новыми событиями

По мнению собеседницы «БИЗНЕС Online», чтобы повторить туристический рывок прошлого года, надо провести большое число событийных мероприятий с прицелом на возвратного туриста. «Пока статистика тех, кто приезжает вновь, невысока», — сетует Лодвигова и приводит в пример Москву, где в новогодние и рождественские праздники проводились на 70 площадках.

«Как сообщает „Эхо Москвы“, Казань на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга (по числу приехавших туристовприм. ред.), мы обогнали Ярославль и Сочи, — заметила вице-мэр. — Сообщают также, что мы выиграли в том числе ценами на гостиницы. Но это самое последнее в маркетинге, надо, чтобы на бренд люди приезжали».

На ценовые преимущества третьей столицы России указывает и президент ассоциации турагентств Рамиль Мифтахов. «По сравнению с Москвой и Санкт-Петербургом Казань дешевле по питанию, проживанию. Средний чек в столице Татарстана меньше, в это году он был на уровне 3 - 3,5 тысяч рублей с учетом питания, — заметил собеседник издания. — По поводу логистики питания я не вижу каких-то сильных изменений: открылись новые заведения, какие-то закрылись. Заведения есть на любой вкус, на любой карман. Если мы говорим о российских туристах, то им нравится татарская кухня, но голосуют они рублем, есть широкий выбор, и люди выбирают более недорогое питание. Можно пообедать и за 1 тысячу рублей на человека, а можно и за 300 - 400 рублей».

Как сообщает „Эхо Москвы“, Казань на 3 месте после Москвы и Санкт-Петербурга, мы обогнали Ярославь и Сочи «Как сообщает „Эхо Москвы“, Казань на третьем месте после Москвы и Санкт-Петербурга по числу приехавших туристов, мы обогнали Ярославль и Сочи»

Возможно, именно ценовая политика стала причиной того, что кассовые планы некоторых рестораторов провалились. «Туристические ожидания, которые мы планировали, не оправдались в сравнении с результатом прошлого года, — посетовал в разговоре с „БИЗНЕС Online“ гендиректор ООО „Татинтер Ресторантс“ Зуфар Гаязов. — Несмотря на то что мы вместе с исполкомом Казани, с префектурой очень тщательно готовились к новогодним праздникам. Не скажу, что падение существенное, но тот результат, на который рассчитывали, мы не получили».

По оценкам Гаязова, интерес туристов к точкам питания продлился до 4 января, после чего число приезжих резко сократилось. Еще одна причина — непонимание с туроператорами, которые нашли другие точки питания для своих клиентов. «У нас остался невостребованным ресторан „Милан“ и „Галерея кухонь народов мира“, — констатировал ресторатор. — Я не могу сказать, что туристов не было. Но их было в два-три раза меньше, чем в прошлом году. Это повод для встречи с туроператорами и поиска компромисса в работе на следующий год, чтобы туристы могли кушать у нас по доступной ценовой политике. Пока же у нас складывается ощущение, что туристов меньше не стало — их было много в Кремле, в Старо-Татарской слободе, но заказы на питание распределялись по другим точкам. Что-то не срослось».

Еще одна причина потери в выручке — сокращение числа выходных дней. «Мы все потеряли в выручке из-за того, что было меньше выходных дней, на работу в этом году все вышли 9 января, тогда как в прошлом отдыхали до 11 января, — рассудил Гаязов. — Люди меньше отдыхали и меньше пользовались нашими услугами. Но мы полны оптимизма! Мы перестроим свою модель приема, будем как можно больше предлагать продукции в любом ценовом сегменте. Опробуем новые форматы на ближайших праздниках».

С 31 декабря по 9 января музей-заповедник «Остров-град Свияжск» посетило более 30 тыс. человек, что в два раза больше, чем в прошлом году С 31 декабря по 9 января музей-заповедник «Остров-град Свияжск» посетили более 30 тыс. человек, что в два раза больше, чем в прошлом году

За пределами Казани туристический поток увеличился, полагает директор музея «Остров-град Свияжск» Артем Силкин. По его оценкам, с 31 декабря по 9 января музей-заповедник посетили более 30 тыс. человек, что в два раза больше, чем в прошлом году. «Мы ожидали увеличения потока, потому что давали дополнительную рекламу, появились новые опции, выставки, — пояснил Силкин. — Наиболее популярными были площадки „Ленивый торжок“ и свияжские колядки. Сложность в том, что у нас есть пиковые потоки в новогодние дни, а в зимний период, который гораздо дольше новогодней недели, посещаемость пока что очень невысокая. Наша задача сейчас — как-то попытаться выровнять это. Конечно, итоги новогодних каникул будут проанализированы, сделаны выводы по качеству обслуживания посетителей».

Однако, по словам директора музея, коммерциализация музея не пошла в гору, несмотря на двукратный рост трафика. «Да, количество посетителей возросло, но реально тратить деньги они стали меньше на 50 процентов из-за экономической ситуации, — отметил Силкин. — Продавцы сувениров говорят о том, что туристы покупают один магнит на двоих. На фоне двукратного роста потока в плане доходов мы выросли незначительно. С другой стороны, в этом есть определенный потенциал роста, потому что если экономика будет расти, то и доходы будут расти. Это потянет за собой и увеличение затрат на культурный досуг. Наши контрагенты работают постоянно, с небольшой прибылью, но работают».

Журналисты немного покритиковали не слишком масштабную иллюминацию в Казани, особенно подальше от центра Журналисты немного покритиковали не слишком масштабную иллюминацию в Казани, особенно подальше от центра

«ПОРЯДКА 500 ШКОЛЬНИКОВ К НАМ НЕ ПРИЕХАЛИ. ИХ ПРОСТО НЕ ВЫПУСТИЛИ ДИРЕКТОРА ШКОЛ!»

Отрицательные моменты отмечает даже «Ривьера». Коммерческий директор гостинично-развлекательного комплекса «Казанская Ривьера» Елена Войтко заметила, что сыграли свою роль множество факторов. «Это, конечно, и непростая экономическая обстановка, которая к самому концу года еще больше усугубилась, что, безусловно, напугало людей, и они не решались тратить значительные средства. Продолжительность каникул в этом году на несколько дней меньше — это тоже важно. Да и к тому же с погодой в каникулы не очень повезло: снегопады и морозы осложняют ситуацию на дорогах, а это сразу снижает поток туристов из соседних городов. Казань по-прежнему остается популярным направлением для внутреннего туризма, однако в сравнении с прошлым годом турпоток скромнее», — считает она. По оценкам Войтко, в целом люди стали тратили меньше на все — и на развлечения, и на еду. Официальные данные электронных систем бронирования и в Москве подтверждают эту тенденцию. Морозная погода даже горожан удерживала от похода в рестораны и от прогулок в места новогодних гуляний. «По всем объектам комплекса „Казанская Ривьера“ турпоток стал на 15 - 20 процентов меньше, чем в прошлом году, что сказалось и на выручке. Однако порадовало то, что наш новый объект — колесо обозрения „Вокруг света“ — оправдал все ожидания. В саму новогоднюю ночь и в дни каникул оно пользовалось большой популярностью», — отметила Войтко.

В резиденции Кыш Бабая побывали туристы со всех городов Поволжья В резиденции Кыш Бабая побывали туристы со всех городов Поволжья

Резиденция Кыш Бабая еще подсчитывает данные о посещаемости. По словам директора туристической компании «Трэвэл-эндвок» Юлии Талановой, в гостях у Кыш Бабая побывали туристы со всех городов Поволжья. Приезжали из Сочи, Казахстана, Челябинска, Москвы, Екатеринбурга, Карелии, Краснодара. «Есть определенная категория туристов, которые ездят по сказочным местам России, они были в Великом Устюге у Деда Мороза, в Якутии — у Чысхаана. Кыш Бабай в течение года участвует во всех крупных фестивалях, не сидит на месте, его видят», — отметила она.

Из минусов Таланова отмечает ужесточение политики с точки зрения школьных поездок. «Если у нас ожидался визит 3 тысяч школьников, то порядка 500 человек не поехали. Их просто не выпустили из школ Татарстана — директора отказались подписывать документы, чтобы школьники куда-то выезжали», — с долей горечи признается она.

Пик туристической активности (со 2 по 7 января) уже пройден, но резиденция завершит свою работу 29 января, поэтому финансовые итоги в царстве Кыш Бабая еще не подводили, но подворье в Казани себя вообще не окупает.