Денис Тихомиров и Рустам Минниханов Денис Тихомиров и Рустам Минниханов Фото: president.tatarstan.ru

КАЗАНЬ СТРЕМИТСЯ СТАТЬ ЦЕНТРОМ РАЗВИТИЯ СНОУБОРДА

Помните, как в 2015 году президент РТ Рустам Минниханов встречался с президентом федерации сноуборда России Денисом Тихомировым? Судя по официальной хронике, они обговорили ряд вопросов, касающийся строительства трассы под Казанью и развития сноуборда в республике. Судя по всему, тогда договорились об усилении сборной Татарстана перспективными спортсменами, такими как 18-летний Владислав Хадарин. «Влад перешел в нашу команду в конце прошлого года, — говорил недавно в интервью „БИЗНЕС Online“ первый заместитель министра спорта Татарстана Халил Шайхутдинов. — В его родном Новосибирске сложилась сложная финансовая ситуация, что сказывалось на проведении сборов, участии в соревнованиях. — И переход Хадарина для нас не нес серьезных затрат. Главным для парня было то, чтобы мы ему помогли с проведением учебно-тренировочного процесса. А уж он сам заработал бы на премиальных. Так и случилось — первый же старт Влада завершился серьезной победой».

Успех Хадарина получился двойным. Он впервые в карьере выиграл взрослый этап Кубка России и сходу завоевал олимпийскую лицензию в биг-эйре — отличный новогодний подарок и себе, и региону, который он теперь представляет. Эта дисциплина в Корее дебютирует в качестве олимпийской. Сейчас перед Хадариным стоит задача отобраться еще и в слоупстайле, а это значит, что болельщики не увидят его на чемпионате России по сноуборду в параллельном слаломе и параллельном слаломе-гиганте, который 17 - 21 января пройдет на базе курорта «Свияжские холмы».

Главным центром российского сноуборда считается город Таштагол Кемеровской области. Москва и Новосибирск также успешно воспитывают представителей этого вида спорта. В последние годы за развитие сноуборда активно взялась Казань. В конце февраля в столице РТ даже должен был пройти Кубок мира, но по финансовым причинам его перенесли в другую страну. «Все это движение с новым для нас видом спорта — сноубордом — началось с того момента, как в Казань переехал Денис Белов, ныне исполнительный директор федерации сноуборда Татарстана, — объяснял Шайхутдинов. — Он прекрасно знает мир сноуборда, сам тренирует. На первых порах мы обговорили приглашение в республику перспективных мастеров. К примеру, чуть раньше Хадарина к нам в команду пришел 21-летний Валерий Колегов (двукратный чемпион мира среди юниоровприм. ред.). Они должны стать нашими лидерами в развитии нового вида спорта, ориентирами для местных сноубордистов, которые также тренируются в группе Белова».

ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ ПОДЛАДЧИКОВА

Сноуборд — одна из самых молодых олимпийских дисциплин. Старт в Пхенчхане станет всего лишь шестым в его истории. Само собой, звезды этого увлечения, переросшего в спортивное состязание, плохо известны широкому кругу болельщиков — что уж говорить о юниорах. Поэтому Хадарин — настоящий ноунейм для большинства любителей спорта.

Он родился в день, когда в японском Нагано завершилась Олимпиада, на которой и дебютировал — скандально! — сноуборд. Настолько скандально, что пришлось вносить изменения в антидопинговый кодекс. Дело в том, что первую золотую медаль в сноуборде завоевал Росс Ребальяти из Канады, в допинг-пробе которого на следующий день после награждения было выявлено наличие марихуаны. Канадца лишили олимпийского «золота», а потом были вынуждены вернуть медаль, поскольку марихуана на тот момент не входила в число запрещенных препаратов.

Как бы то ни было, а вид спорта начал обретать популярность, в том числе и в России. Одним из центров развития этого вида спорта стал Новосибирск. Именно оттуда родом Алена Заварзина, которую после Олимпиады в Сочи узнала вся Россия. И как спортсменку, и как супругу «нового русского» Вика Уайлда. Пока представители этого семейства завоевывали медали в Сочи, 16-летний Хадарин дебютировал на юниорском чемпионате мира.

К этому времени Хадарин уже два года как тренировался в Италии под руководством Давидэ Чиккони. В российском сноубординге это довольно распространенная практика, когда наши спортсмены отправляются на тренировки за границу. Самый известный пример — москвич Юрий Подладчиков. Он тренировался в Швейцарии и выбрал эту страну в качестве места жительства, завоевав для нее олимпийское «золото». Он объяснил свой выбор тем, что в федерации сноуборда России не шли ему навстречу. И это при том, что на первой своей Олимпиаде — 2006 года — Подладчиков представлял Россию. Его пример стал поучительным для россиян, и в случае с Хадариным сделали все, чтобы не потерять перспективного юниора в виде спорта, где у нас еще не так много звезд. Тем более что результаты Хадарина доказывали, что парень стоит внимания. В 2016 году он стал вторым на второй юношеской Олимпиаде в норвежском Лиллехаммере, отличившись опять же в слоупстайле. На юниорском чемпионате мира финишировал пятым в дисциплине биг-эйр и был шестым в слоупстайле. Встал вопрос: за кем закрепить талантливого юниора, чтобы решать его проблемы, в том числе и с зарплатой, и с проведением сборов?

ТАТАРСТАН ОСВОИЛ ПРИВЛЕЧЕНИЕ ЛЕГИОНЕРОВ

В Новосибирске, по-видимому, позабыли о перспективном юниоре и спортсмена быстро приписали к Татарстану. Да так, что он уже числился кандидатом в сборную страны от Татарстана в списке претендентов ОКР, опубликованном 19 декабря прошлого года.

Уайлд представляет подмосковный город Дмитров и Красноярский Край, поскольку за эти же регионы выступает его супруга Заварзина. Известный шорт-трекист из Кореи Виктор Ан в чемпионатах России представляет Москву. Такая практика привычна даже для целых стран. К примеру, Корея, после того как выиграла право на проведение Олимпиады-2018, стала активно пополнять состав своей сборной экс-биатлонистами из России, хоккеистами из Северной Америки, фигуристами из США и России.

Впрочем, и сам Татарстан освоил привлечение в сборную республики спортсменов извне. К примеру, летние олимпийцы Рио — велосипедист Павел Кочетков и Александр Шибаев, соревнующийся в настольном теннисе, это такие же легионеры. Тренируются за рубежом, выступают за Татарстан, хотя могли бы выбрать другие регионы, разрешающие параллельный зачет.

Были у Татарстана и приглашенные кандидаты на участие в зимней Олимпиаде-2014 — Иван Аникин и Артем Глебов. Правда, они как появились почти из ниоткуда, так и пропали — почти в никуда. Точнее, Глебов не пропал — он стал бизнесменом: выпускает линию спортивной одежды. Аникин, возможно, ушел в науку, так как собирался писать кандидатскую диссертацию. Правда, они выступали в другой достаточно новой дисциплине зимних видов спорта — фристайле.