Прогноз «БИЗНЕС Online» о том, что ГЖФ движется в сторону вертикально интегрированной корпорации, отвечающей за все стадии строительства соципотечного жилья, начинает сбываться. Свое участие в проекте «Салават Купере» начала компания «Ак Барс Девелопмент», которую с недавних пор курирует ГЖФ, в перспективе — привлечение Казанского ДСК, а свой подрядчик — «Народный дом» — у фонда уже есть. Результат станет очевиден к осени.
Смена техзаказчика фактически произошла до визита 12 января в «Салават Купере» Рустама Минниханова, где его на объекте, как отметили внимательные наблюдатели, сопровождал уже глава АБД Марат Шагитов (слева)
ТРИ ДОМА — ОТ ЕГОРОВА К «АК БАРСУ»
Как стало известно газете «БИЗНЕС Online», компания «Ак Барс Девелопмент» (АБД) начала участие в проекте «Салават Купере». Ее дочерняя структура «Ак Барс Инжиниринг» стала техзаказчиком на трех домах — №1, №4 и №5 — в квартале №12. Ранее эти функции на всех домах жилого района выполняло управление капитального строительства и реконструкции исполкома Казани (УКСиР). Смена техзаказчика фактически произошла до визита 12 января в «Салават Купере» Рустама Минниханова, где его на объекте, как отметили внимательные наблюдатели, сопровождал уже глава АБД Марат Шагитов.
В Госжилфонде (выступает инвестором проекта) и «Ак Барс Девелопменте» газете «БИЗНЕС Online» информацию подтвердили. «В целях демонополизации было принято решение ввести нового заказчика на объекты строительства жилого района „Салават Купере“, в частности, по 12-му кварталу данного района — „Ак Барс Девелопмент“, — рассказал нам заместитель исполнительного директора Госжилфонда Джаужат Саляхов. — На сегодняшний день начат процесс передачи документации от исполкома новому заказчику, договоры находятся на стадии оформления».
Как сообщил Саляхов, в рамках заключенных договоров техзаказчик обязан заключать договоры подряда со строительными организациями, контролировать строительство в соответствии с проектной документацией и графиком производства работ и, наконец, принимать от подрядных организаций работы и готовые к эксплуатации объекты надлежащего качества. Фонд при этом финансирует строительство на основании заключенных договоров, в том числе договоров инвестирования и займа. Со своей стороны Госжилфондом все объекты уже проавансированы.
Квартал №12 один из самых проблемных в «Салават Купере». Строить его начинала компания «КамГЭСэнергострой», но в начале 2016 года появилась информация, что она выходит из проекта (якобы не устроили расценки примерно в 28,5 тыс. рублей за «квадрат»), спустя пару месяцев — что возвращается. В итоге в квартале три дома взяли на себя «Народный дом», «Барсэлитстрой» и «Строитель+». Именно они теперь и переходят к «Ак Барс Девелопменту». Еще два дома в квартале Иван Егоров, курирующий «КамГЭС», все-таки должен достроить сам.
Решение по замене техзаказчика принял сам исполнительный директор ГЖФ Талгат Абдуллин, которому сегодня необходимо как-то загружать перешедший под его крыло «Ак Барс Девелопмент»
ЗАКОЛЬЦОВАННАЯ «РАДУГА»
Как стало известно «БИЗНЕС Online» от источника, знакомого с ситуацией, решение по замене техзаказчика принял сам исполнительный директор ГЖФ Талгат Абдуллин, которому сегодня необходимо как-то загружать перешедший под его крыло «Ак Барс Девелопмент». Напомним, об этом приданом к «королевской свадьбе» стало известно в сентябре прошлого года.
Как писала наша газета, национализация «Ак Барс Девелопмента» стала частью программы спасения «АК БАРС» Банка, который по итогам 2015 года получил 9,8 млрд. рублей убытка. Допэмиссию акций банка ровно на эту сумму в августе того же года выкупил ГЖФ, став владельцем 25,8% капитала. Сам Абдуллин образно назвал ту сделку «свадьбой королей». Также ГЖФ взял кредит у «АК БАРС» Банка, выкупив у него на эти средства недвижимость и земельные участки. Наконец, третьим этапом ГЖФ взял на буксир закредитованный «Ак Барс Девелопмент», который де-юре по-прежнему принадлежит минземимуществу РТ (50%) и структуре СИНХа — ООО «Инвестнефтехим (19,9%).
«Мы с „Ак Барс Девелопментом“ войдем в системное управление. Я считаю, надо создать такую систему, которая позволила бы решение многих вопросов, которые сегодня разрознены, перевести в системный режим... Компания „Ак Барс Девелопмент“ имеет хорошую базу, но она закредитована. Вот мы поможем ей. Но не так, что дали — и все! Они будут отрабатывать», — говорил тогда Абдуллин.
Собственно, с заменой техзаказчика отработка началась. Стоимость вопроса — техзаказчик получает 1% от строительно-монтажных работ. На этом дело, видимо, не остановится. Глава ГЖФ рассказывал о планах дать «Ак Барс Девелопменту» построить для начала два дома в «Салават Купере» на базе панелей принадлежащего компании Казанского ДСК.
Совсем от услуг исполкома ГЖФ отказываться все же не будет, считает источник «БИЗНЕС Online» в строительной отрасли, поскольку на наиболее сложных объектах замена техзаказчика может выйти боком — все-таки в УКСиР знают свое дело. Но постепенно замещение на некоторых объектах происходить будет — надо зарабатывать. Тем более, по словам источника, сегодня «Ак Барс Девелопмент» выступает как девелоперская компания, а не строительная (эти функции выполнял «Ак Барс Строй», который с февраля 2016 года в стадии ликвидации).
Между тем появление на площадке нового техзаказчика можно рассматривать и как момент эпохальный. Абдуллин сделал еще один шаг к тому, чтобы наконец замкнуть весь процесс строительства социального жилья на себя: он и инвестор, и заказчик, и техзаказчик, и строитель. По крайней мере, такая ситуация сложилась по дому №12/1 — подрядчик «Народный дом» напрямую принадлежит ГЖФ.
Глава ГЖФ рассказывал о планах дать «Ак Барс Девелопменту» построить для начала два дома в «Салават Купере» на базе панелей принадлежащего компании Казанского ДСК
Главное теперь для шефа ГЖФ, по-видимому, показать эффективность такой схемы, при которой вместо до смерти надоевшего руководству республики раздрая (ГЖФ-исполком-подрядчики-субчики-поставщики) будет вертикально интегрированный холдинг и только один центр ответственности по фамилии Абдуллин — есть с кого спрашивать. Другое дело, что ослабевает система сдержек и противовесов, все-таки своя рубашка к телу ближе.
Кстати, в какой-то степени такая система уже реализована в Закамье, где в основном соципотекой заправляет «Домкор», наполовину принадлежащий семье Абдуллина. К слову, компания не первый год пытается выйти и на казанский рынок...
«КАМГЭС»-УКСИР-ГОСЖИЛФОНД: СПОР О ДЕНЬГАХ
Что интересно, как рассказал источник, Абдуллин проявил принципиальность и хочет примерно наказать «КамГЭС» за срыв всех сроков и взыскать неустойку за переданные другим подрядчикам три дома.
В Арбитражном суде РТ идет несколько процессов, в которых спорят Госжилфонд, УКС и «КамГЭС». Для примера возьмем иск по дому 12/5 (аналогичные есть и по другим домам), когда УКСиР попыталось взыскать с «КамГЭСа» несколько миллионов рублей за несданный вовремя и не построенный до конца дом. Как следует из материалов суда, УКСиР требовало вернуть аванс в 15 млн. рублей и выплатить неустойку в 68 млн. рублей. Третьим лицом выступал инвестор проекта — Госжилфонд. Однако именно ГЖФ пошел на принцип и является инициатором спора: сначала он взыскивал деньги с УКСиРа (хотя и безрезультатно), теперь УКСиР вынуждено судиться с «КамГЭСом».
УКСиР и «КамГЭС» договор о строительстве дома 12/5 заключили 22 августа 2014 года, сдан дом должен был быть через год — 30 сентября 2015 года. Сумма договора — 440 млн. рублей. В феврале 2016 года УКС направило претензию в компанию из-за срывов сроков, и с 8 марта договор считался расторгнутым.
Акты работ были подписаны на 155 млн. рублей, а перечислены «КамГЭСу» 170 млн. рублей. Незакрытый аванс в 15 млн. и требовали к возвращению. В ответ генподрядчик заявил, что выполнил работы еще на 42 млн. рублей, но акты работ УКСиР подписывать не стало, потому что не был применен так называемый «понижающий коэффициент».
Два дома в квартале №12 Иван Егоров, курирующий «КамГЭС», все-таки должен достроить сам
Источник в руководстве «КамГЭСа» пояснил, что понижающий коэффициент — это новшество, которое применяет Госжилфонд за то, что фактически авансом дает средства. «Когда ты получаешь аванс в рубль и выполняешь работы на рубль, то фактически по выполнению можешь предъявить только 75 копеек. То есть, отрабатывая каждые 100 миллионов рублей аванса, мы всегда будем оставаться должны Госжилфонду. На определенном этапе нам было необходимо дополнительное финансирование. Нам говорят: отработайте аванс! Но мы не можем отработать, просто потому что мы всегда будем должны! Принимать работы отказались, и мы оказались заложниками ситуации. Физически аванс мы отработали, а формально — нет».
В ходе суда выяснилось: фактические работы были выполнены на 182 млн. рублей, то есть оснований для возвращения аванса нет. Более того, применять понижающий коэффициент, на котором настаивал Госжилфонд, суд оснований не нашел. Интересно, что даже с применением коэффициента работы были бы оценены на 160,5 млн. рублей — это по версии исполкома. Госжилфонд же посчитал, что фактически работы сделаны на... 118 млн. рублей. Разница в 60 млн. рублей на одном доме — это и есть та пропасть, которая разделяет Госжилфонд и генподрядчиков в споре о том, сколько стоит возведение квадратного метра. Ну а суд пришел к выводу, что «КамГЭС» не завышал стоимость работ, а выполнял их согласно смете.
Что касается претензий по срокам, то тут процесс взыскания средств уперся в то, что процесс строительства и оформления разрешительной документации в Татарстане принято вести параллельно. В итоге, согласно материалам суда, разрешение на строительство было получено лишь 29 апреля 2015 года, сметная документация передавалась вплоть до февраля 2016 года, так что юридически подрядчик попросту не имел права даже приступать к работам. Тем не менее в итоге суд все же постановил взыскать с генподрядчика 15 млн. рублей неустойки.
Сейчас на данный дом вышла компания «Строитель». Однако для того, чтобы передать ей работы, УКСиР, «КамГЭС» и Госжилфонд должны были между собой решить, на какую же сумму все-таки были выполнены работы. В январе апелляция оставила решение без изменений.
Параллельно УКСиР взыскивало с «КамГЭСа» еще 150 млн. рублей, перечисленных авансом на строительство всех пяти домов. Арбитраж требование удовлетворил, сейчас спор продолжается в апелляции.
Нового техзаказчика подключили, чтобы ускорить работу, считают подрядчики домов в квартале №12, для которых часом икс теперь определен сентябрь 2017 года
«НЕ СТРОИТСЯ ЗА ТАКОЙ КОРОТКИЙ СРОК МОНОЛИТНЫЙ ДОМ В ЗИМНИЙ ПЕРИОД»
Нового техзаказчика подключили, чтобы ускорить работу, считают подрядчики домов в квартале №12, для которых часом икс теперь определен сентябрь 2017 года. «Пока УКСиР и КамГЭС“ разбираются между собой, функцию техзаказчика передали „Ак Барс Девелопменту“, — пояснил „БИЗНЕС Online“ гендиректор „Барсэлитстрой+“ Завдят Камалов (дом 12/4). — Он очень хорошо работает, быстро все решает. Все документы на дом „КамГЭС“ нам передал, проблем с этим нет».
По его словам, к строительству приступили неделю назад. Готовность дома на сегодня составляет 20%, монолит готов на 80%. Всего на объекте работают 120 человек. «Канализация, отопление, электрика, кирпичная кладка, окна — со всеми подрядчиками договоры заключены. По мере возможности сколько человек нужно, столько и выходит каждый день. У нас будет два этапа сдачи: физический объем, то есть все строительно-монтажные работы, мы заканчиваем 15 августа, а по документам дом сдаем к 15 сентября», — говорит Камалов.
«Один заказчик на таком большом комплексе — это мало, — продолжает гендиректор ООО „ПСК „Народный дом“ Рашид Мухаметшин (12/1). — Когда работало УКС, там было четыре компании („Грэйт Строй“, „Ак Таш“, ПСО „Казань“ и „КамГЭСэнергострой“). Сейчас пришли еще три („Народный дом“, „Барсэлитстрой+“ и „Строитель+“), следовательно, надо увеличить».
По словам Мухаметшина, договоры подписали «только-только». Дом готов процентов на 30. В данный момент на стройке работают от 105 до 110 человек. «Со следующей недели будет побольше, охватим другие фронты работы, поставим еще людей. Сейчас ставить больше не имеет смысла, потому что там работают всего лишь два крана, — говорит Мухаметшин. — Будем стараться уложиться в сроки, при нормальном финансировании. Но это очень сложно, технологически сложно. Не строится за такой короткий срок, тем более монолитный дом, в зимний период. Но будем стараться», — заявил он.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 60
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.