Всеобщая цифровизация и правовой всеобуч — под таким девизом прошло сегодня заседание итоговой коллегии минюста РТ. Практически все мировые суды уже упакованы видеокамерами и металлоискателями, опутаны оптоволокном, документооборот перешел в электронный вид, а участников заседаний приглашают посредством СМС. Опрошенные «БИЗНЕС Online» адвокаты новшества приветствуют, хотя говорят, что сбои портят радостную картинку.
Фарид Мухаметшин (в центре) рекомендовал провести правовой всеобуч населения, начиная с азов — Конституции РТ: «Мы не просто так — сами для себя юристы. Знание закона повысит законопослушание и усилит правовую систему республики»
«У НАС НЕТ ТАКИХ КОЛИЧЕСТВЕННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ, КАК В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ИЛИ СТРОИТЕЛЬСТВЕ, НО...»
Началась коллегия минюста РТ традиционно с определения регламента. Сидящий в президиуме зала совещаний минкультуры спикер Госсовета РТ Фарид Мухаметшин усомнился, уложится ли он в 5-минутный отрезок времени, отведенный для выступлений. «Я признаю регламенты, обычно слежу за ними, но если вы сейчас проголосуете и примете регламент — пять минут, за пять минут я не отвечу», — предупредил спикер, на что министр юстиции РТ Лариса Глухова быстро отреагировала и с улыбкой попросила присутствующих проголосовать за регламент с неограниченным для Фарида Хайрулловича временем для выступления (в итоге он проговорил почти 20 минут). «Принимается», — весело констатировала министр, не встретив возражений в зале.
Нужно отметить, что минюст традиционно проводит свои годовые «курултаи» в числе первых в республике. Оно и понятно, ведомство Глуховой — не самое публичное в РТ, оно памятно многим разве что по имени прежнего владельца министерского кабинета — Мидхата Курманова. Поэтому хозяйка встречи с ходу попросила не умалять значение борцов юридического фронта.
«Многие интересуются: чем же занимается министерство юстиции Республики Татарстан? — начала Глухова свой доклад со ставящего в тупик вопроса, но тут же сама ответила на него. — Ответ вы видите на слайде!» Нужно сказать, что в этот момент на экране высветился кадр, где мелким шрифтом были прописаны основные функции минюста РТ, при этом каждая функция была заключена в ячейку, по форме напоминающую пчелиные соты. Неподготовленному зрителю наверняка пришла бы в голову аналогия с пасекой. Не исключено, что такого эффекта и добивались составители сего справочного материала — мол, работают в минюсте, аки трудолюбивые пчелы!
«Это достаточно широкий круг вопросов, — продолжала тем временем министр. — Да, у нас нет таких количественных показателей, как в промышленности или в строительстве. Но наша ежедневая работа направлена на создание такого правового пространства, при котором все общественные и социально-экономические отношения были бы стабильными и эффективно развивались».
Лариса Глухова: «Граждане получат возможность в онлайн-режиме найти наиболее удобный для них адрес для получения бесплатной юридической помощи. После модернизации геопортала любой житель Татарстана сможет ею воспользоваться» / Фото: gossov.tatarstan.ru
«ИМЕЮТСЯ ВОПРОСЫ К КАЧЕСТВУ ЭКСПЕРТНОГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ»
Для начала министр обратилась к законотворческой работе. Нормотворчество кабмина РТ, которое курируется минюстом, нельзя назвать эдаким «взбесившимся принтером». Всего было внесено и рассмотрено чуть более 30 законопроектов, к ним нареканий не возникло. Другое дело — подзаконные нормативные акты, отсутствие которых зачастую лишает «рук и ног» принятые в РТ законы. По этому поводу было сломано немало копий на аналогичной коллегии год назад. «Сроки [принятия нормативных актов] затягиваются даже не на месяцы, а на годы!» — возмущался тогда бывший начальник правового управления Госсовета РТ Андрей Ощепков. В качестве примера он привел судьбу закона «Об использовании татарского языка как государственного языка РТ», который вступил в силу в январе 2012 года, но постановление кабмина РТ о развитии этого закона было издано лишь в ноябре 2014 года.
За прошедший год, как выяснилось, Глухова постаралась навести порядок в этом безнадежном, как казалось тогда, деле. Установлен строгий 30-дневный срок принятия нормативных актов, предусмотренных законами РТ. В итоге в 2016 году были решены вопросы по регулированию 75 норм законов, требовавших подзаконного регулирования, похвасталась Лариса Юрьевна. Осталось «победить» еще 36 таких норм. Без нарушителей «конвенции», к сожалению, все равно не обходится — один лишь минпромторг РТ шесть раз срывал сроки. А вот брать пример Глухова рекомендовала с МЧС и минлесхоза РТ.
Также министр юстиции посетовала, что органы власти РТ бессистемно ведут контроль за изменчивым федеральным законодательством. Как результат — регулярные протесты прокуратуры. И министр рекомендовала чиновникам навести порядок и в этой работе.
Удалось отчасти разобраться с таким институтом, как независимая антикоррупционная экспертиза законопроектов. Раньше привлечь экспертов к этой нехлебной работенке было непросто. Но дело сдвинулось после объявления конкурса независимых экспертов: 18 экспертов подготовили 107 экспертных заключений. «При этом имеются вопросы к качеству экспертного заключения, на сегодняшний день только отдельные заключения можно признать соответствующими требованиям», — пожаловалась докладчица, но обещала сделать конкурс ежегодным, мол, лиха беда начало.
Сами работники минюста, разумеется, тоже проводят проверку проектов законов РТ на вкравшуюся в них коррупцию, однако эффективность таких проверок, как показывает практика, не слишком высока. Из 1255 проектов разнообразных актов РТ заключения о наличии коррупциогенных факторов были даны лишь по 20 проектам кабмина РТ. Из 4,2 тыс. проектов актов исполнительной власти РТ коррупцию удалось разглядеть лишь в 30, в 16 тыс. проектов муниципальных властей подозрения вызвали лишь 32 документа. В минюсте заверяют, что все такие сомнительные моменты из законопроектов были убраны.
Растет число граждан, которым была оказана бесплатная юридическая помощь: 211 человек в 2016 году против 203 годом ранее
ГЕОПОРТАЛ БЕСПЛАТНОЙ ПОМОЩИ И СМС-ОПОВЕЩЕНИЕ
Растет число граждан, которым была оказана бесплатная юридическая помощь: 211 человек в 2016 году против 203 годом ранее. Глухова обещала облегчить поиск бесплатных адвокатов путем создания на геопортале Татарстана интерактивной карты, на которой будут высвечиваться пункты оказания бесплатной юрпомощи в республике. «Граждане получат возможность в онлайн-режиме найти наиболее удобный для него адрес для получения бесплатной юридической помощи, — пояснила Глухова. — После модернизации геопортала любой житель Татарстана сможет ею воспользоваться». Проект разрабатывается совместно с министерством информатизации и связи РТ и находится в стадии завершения, порадовала она.
Большой блок вопросов связан с улучшением условий работы мировых судей РТ. Из бюджета Татарстана на материально-техническое обеспечение этих судов было потрачено более 350 млн. рублей (210 млн. рублей из них — на зарплату, а 33,5 млн. — на ремонт). Только в 2016 году в божеский вид было приведено 23 судебных участка мировых судей (всего в РТ — 188 участков). Все здания судов оснащены видеокамерами и металлоискателями. «Исключение составляет четыре здания, где установка стационарных металлообнаружителей представляется затруднительной», — пояснила Глухова. Но там судебных приставов вооружили ручными металлоискателями.
Практически полностью мировые суды РТ суды «опутаны» оптоволокном — закончить эту работу планируется в 2017 году. Внедряются и полезные для граждан ноу-хау — так, более половины участников заседаний теперь приглашают в зал суда посредством СМС-сообщений. Как выяснилось, по сравнению с традиционными почтовыми способами оповещения это не только удобно, но и выгодно. Если в 2013 году было отправлено 42 тыс. СМС, то в 2016 году — уже более 89 тысяч. Экономия за 2016 год составила более 4 млн. рублей, сообщили «БИЗНЕС Online» в минюсте РТ. А с декабря 2016 года на портале госуслуг теперь можно оплатить пошлины в электронном виде.
Роман Гафаров указал на то, что на данный момент суды еще не обеспечены специальным модулем, который позволил бы работать с электронными документами
ВЕРХОВЫЙ СУД РТ: УВЕЛИЧИТЬ ЧИСЛО УЧАСТКОВ, ПЕРЕРАСПРЕДЕЛИТЬ НАГРУЗКУ
По традиции выступил с порцией критики зампредседателя Верховного суда РТ Роман Гафаров. Он указал, что на данный момент суды еще не обеспечены специальным модулем, который позволил бы работать с электронными документами. Имеется в виду прием исковых заявлений в электронном виде. Закон предписывает такую возможность с 1 января 2017 года. Но в Татарстане не так. «Возможность подачи электронных документов не реализована», — подметил Гафаров.
После заседания Глухова рассказала журналистам, что сейчас как раз идет работа по внедрению этого сервиса. «Будет разработан специальный ресурс на сайтах мировых судей, с помощью которого будет возможно, в соответствии с установленным порядком, передать эти документы в мировой суд, — сообщила она. — Это облегчит подачу заявлений. Можно будет, не выходя из дома, подать заявление, но при этом у заявителя должна быть электронная подпись, чтобы можно было идентифицировать лицо, подавшее документы в суд», — пояснила министр.
Гафаров продолжил, что, несмотря на внедрение электронного документооборота и прочих современных штучек, которые, конечно, облегчают будни мировых судей, работы у них по-прежнему вагон и маленькая тележка. У ряда судей загрузка чрезмерная.
Из бюджета РТ на материально-техническое обеспечение судов было потрачено более 350 млн. рублей (210 млн. рублей — на зарплату, 33,5 млн. — на ремонт)
«Хотелось бы, чтобы этот год был обозначен как год оптимизации и выравнивания служебной нагрузки на мировых судей», — пожелал он. Специфика расположения на определенных участках органов власти, предприятий, рынков, крупных торговых центров и т. п. приводит к диспропорции. «Из года в год мировой судья, которому, что называется, не повезло, работает на таком судебном участке, вынужден рассматривать количество дел в два-три и т. д. раз больше, чем рассматривает его более удачливый коллега», — говорит Гафаров. Он предлагает ликвидировать эту несправедливость так: передавать часть дел на соседние участки внутри одного судебного района. Также он думает, что нужно оптимизировать численность работников. «Мы не должны соглашаться с таким положением, когда судья, рассматривающий 800 дел в год, имеет полностью укомплектованный штат работников: и консультанта, и секретаря, и специалистов, а судья, рассматривающий 5 тысяч дел в год, консультанта не имеет», — считает зампред Верховного суда РТ. Наконец, третье предложение Гафарова — увеличить число мировых участков с учетом роста демографии в отдельных районах РТ. Но это означает увеличение бюджетных расходов, так что рекомендация пока повисла в воздухе.
«МИРОВЫЕ СУДЫ НЕ ОБДЕЛЕНЫ ВНИМАНИЕМ ВЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ»
В финале коллегии Мухаметшин подвел некоторые итоги 2016 года и обозначил перспективу на будущее. «Столько юристов в одном зале редко собирается», — сделал он комплимент аудитории.
«Мы подводим итоги, самокритично ищем изъяны, недостатки, резервы работы татарстанцев во всех сферах нашей деятельности», — обрисовал спикер задачу на ближайшее время (проведение итоговых коллегий всех министерств и ведомств в РТ). Он подчеркнул, что по итогам 2016 года показал плюсовые результаты — рост валового регионального продукта, индекса промышленного производства и пр.
«Это на фоне осложнений, которые мы с вами испытывали, не только политических, связанных с событиями на Украине, в Сирии, Ливии, но и как нефтедобывающий регион испытали на себе волатильность рубля по отношению к доллару, падение цен на энергоносители. И очень серьезно почувствовали на себе санкции и антисанкции», — напомнил Фарид Хайруллович. Несмотря на все это, ситуация в экономике РТ не самая плохая. «КАМАЗ сегодня выходит на заказ 2017 года в 36 тысяч автомобилей, а падали почти на половину», — отметил Мухаметшин, объясняя, что свои плоды приносит нацеленность РТ на привлечение инвестиций, а также на внедрение современных технологий. Но продолжил он с меньшим оптимизмом: «Не думаю, что в 2017 году будет резко улучшаться ситуация».
Спикер присоединился к критике такой практики, когда «принятые парламентом и подписанные президентом законы не обеспечиваются нормативными документами для его реализации». «Закон принят, подписан, опубликован, но не вступает отдельными статьями в силу, потому что исполнительная власть не может породить нормативный документ», — возмутился Мухаметшин, но признал, что в 2016 году удалось переломить эту ситуацию.
Кстати, один из таких документов, родившийся после протеста прокуратуры, касается льгот бывшим спикерам Госсовета и премьерам РТ. Закон «О государственных должностях Республики Татарстан», гарантировавший серию льгот для самих чиновников и членов их семей, принят еще в 2006 году, а подзаконным актом к нему озаботились лишь через 10 лет...
«Мировые суды, которые сегодня вошли в жизнь судебной системы нашей республики, не обделены вниманием власти Татарстана, вы видите, сколько новых зданий, отремонтированных помещений, ведется щепетильный подбор кадров, но такова процедура, что министерство юстиции не имеет никакого отношения к этим кадрам», — заметил Мухаметшин. Он предложил при подборе кадров на места мировых судей спрашивать мнение ведомства Глуховой.
Наконец, спикер Госсовета рекомендовал собравшимся провести правовой всеобуч населения РТ, начиная с изучения азов — Конституции РТ. «Мы не просто так — сами для себя юристы. А уважение к законам, знание его величества Закона повысят законопослушание и усилят правовую систему республики», — пожелал он.
«ИНОГДА Я ОСТАВЛЯЮ ЗАЯВЛЕНИЕ, НО СМС МНЕ ВСЕ РАВНО НЕ ПРИХОДИТ»
«БИЗНЕС Online» решил выяснить у правового сообщества РТ, знакомо ли оно с электронными нововведениями минюста РТ (СМС-оповещение, электронная подача документов, геокарта для поиска адвокатов и пр.) и как оно их оценивает.
Вениамин Чубаренко — адвокат-юрист:
— Это отчасти удобно, отчасти надежно. Вопрос же заключается в том, что это делается с добровольного согласия участников процесса. Если я добровольно подписываю, даю свое согласие, то тогда мне такая СМС приходит. То есть это не принудиловка. Нужно правильно понимать, что почтовое уведомление, как правило, надо еще идти и получать. То есть тебе приходит карточка, ты с ней идешь на почту и получаешь какие-то судебные повестки или еще что-то. Это называется оперативностью. Безусловно, скорость СМС оказывает влияние на планирование работы. Сотрудники, которые их высылают, могут прислать их за сутки, отчего порой не успеваешь скоординировать свои действия, ведь есть и другие процессы, на которых тебе нужно быть. Только в этом я вижу минус. Думаю, что с практикой это все отрегулируется.
Число отказов в заявлении зависит не от того, принесешь ли ты его на бумажном носителе или перешлешь в электронном виде. Это просто уменьшает затраты, время сотрудников судов на документооборот. Конверт надо получить, вскрыть, зарегистрировать, потом это все переносится, пересылается и т. д. В электронном же виде часть этой работы можно в таком же виде и сделать — получить, переслать. Здесь опять же играют свою роль оперативность, определенная экономия. Я не думаю, что это повлияет на какие-то отказы. Они возникают не из-за того, как подается заявление, а именно от того, в какой процессуальной форме. Бывает, неправильно составлены или какие-то нормы не те приведены. Тем более те, у кого нет электронной подписи, всегда могут подать заявление в обычном порядке. Его же никто не отменял. Диапазон возможностей здесь широкий.
Дмитрий Рылов — адвокат-юрист:
— Естественно, используем такой вид оповещения. Это очень надежно, по крайней мере, еще ни разу не подводило. По делам, в которых участвую, всегда пишу заявления на получение СМС. Не надо ждать, когда придет по почте письмо. У меня на практике еще не было случаев, чтобы не поступило сообщение, чтобы я не был извещен. Конечно, почтовые уведомления могут приходить несвоевременно и не всегда. Допустим, процесс уже прошел, а по почте только пришло извещение. Здесь СМС сразу же приходят и дают возможность сориентироваться. Плюсы — это быстрота и своевременность.
Отказ в приемке заявления зависит от акт-исполнителя, того, кто будет принимать эти заявления. Отдавать ли на руки иски, заявления или пересылать по почте — никакой разницы не вижу. От этого число отказов не зависит. По электронной почте очень удобно. Вот с арбитражами мы связываемся — это реально удобное общение. Лично я поддерживаю полностью все это дело. Завести электронную подпись не составляет труда. Человеку, который будет самостоятельно постоянно этим заниматься, будет выгоднее. Простые граждане, естественно, из-за одного похода в суд не будут регистрироваться. В основном люди сейчас обращаются к адвокатам, юристам, которые, естественно, и регистрацию имеют, и электронную подпись имеют, по доверенности будут подавать заявления. Больших проблем в этом я не вижу. Но и бумажная форма нужна, потому что вдруг кто-то не захочет к юристам обращаться. Она должна существовать в качестве альтернативы. Есть же и те, кто не пользуется компьютером. Лишать его возможности обратиться лично в суд тоже нельзя. Все формы подачи заявлений в суды должны оставаться.
Раушания Камалова — адвокат-юрист:
— Это же касается не только мировых судов, но и федеральных, районных. Такие уведомления используются, если ты подписал соответствующее заявление о согласии. С этой системой я уже давно сталкиваюсь. Мне кажется, это довольно-таки удобно как практикующему адвокату, как пользователю. Это, конечно, надежно. Заполняешь заявление, указываешь дату, свой номер телефона. У меня еще ни разу не было такого случая, чтобы это недостоверно было или ошибочные сведения были сообщены. Это удобно. Единственное, что смущает, — это то, что не везде используется такая система, не во всех судах. Иногда я оставляю заявление, но СМС мне все равно не приходит, в связи с чем я вынуждена звонить, уточнять. Если это все будет осуществляться организованно, в обязательном порядке, будет более упорядоченным, гарантированным, то всем будет удобно. Судейскому аппарату, секретарям отправить СМС, конечно, проще и дешевле, чем почтовым отправлением. Это же дорогостояще: конверты, марки, услуги почты, которые оставляют желать лучшего.
Не думаю, что есть такая опасность отказов по формальным признакам. Если судья так подходит к своим обязанностям, то ничто не мешает ему отказать в формальном требовании и при личном приеме. Электронная подача заявлений — это тоже очень удобно. Только не совсем правильно, если это будет единственная форма заявления. Надо исходить из того, что человек, обращающийся в суд, не обязан иметь компьютер, доступ к интернету и вообще быть грамотным пользователем. Существует огромное число лиц пожилого возраста, которым проще прийти на прием, отдать заявление в канцелярию. Это должно быть, но наряду с бумажным производством. Основную массу обращающихся в мировые суды составляют пожилые люди, чье общение с техникой оборачивается для них стрессом.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.