ЧЕЛНИНЦЫ СОБРАЛИСЬ МЕНЯТЬ РОССИЙСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Сформулировать изменения в законодательство — как региональное, так и федеральное — челнинские депутаты, предприниматели и банкиры собрались там же, где и обосновался с прошлого года ежедневный штаб поддержки вкладчиков Татфондбанка и ИнтехБанка — в Торгово-промышленной палате Набережных Челнов. Для затравки присутствующим было предложено пять пунктов корректировки федеральных законов, регламентирующих банковскую и налоговую сферы. Правда, Госдуму РФ на заседании никто не представлял — депутату от автограда Альфии Когогиной, хотя она и пребывает сейчас на малой родине в рамках региональной недели, во второй половине дня еще предстояла встреча с воспитанниками «Кванториума» для общей фотографии. Зато от Госсовета республики организаторы пригласили двоих лоббистов — гендиректора КБК Андрея Фомичева и гендиректора камазовского СП «КАМАЗ-Марко» Романа Мугермана. Интересы и возможности банков отражали эск-глава Автоградбанка, а ныне председатель финансового комитета ТПП Венера Иванова и зампредседателя правления Акибанка Венера Туктарова. От мэрии традиционно работала замруководителя исполкома Наталия Кропотова, а от лица предпринимателей самыми заметными фигурами выступили гендиректор ОАО «НПО «Татэлектромаш» Ильдус Исламов, гендиректор ООО «Аква-Регион» Евгений Вайнер и владелец клиники «Прозрение» Рустам Гилязев.

Первым делом Кропотова озвучила промежуточные итоги работы штаба и текущую ситуацию у вкладчиков. Так, за время, прошедшее с начала моратория в ТФБ, 30 челнинских компаний-вкладчиков обратились за микрокредитами и получили в общей сложности 52,5 млн. рублей. 400 расчетных счетов вкладчики открыли в «АК БАРС» Банке. Дальнейшими действиями станут обращения в ТПП РФ, бизнес-омбудсмену РТ Тимуру Нагуманову, двум российским банковским ассоциациям, Госсовету РТ и Госдуме РФ.

Перечислим пять стартовых предложений из автограда по корректировке банковских регламентов. Во-первых, обманутые ТФБ юрлица хотят расширить ФЗ-177 «О страховании вкладов физлиц...» пунктом о страховании депозитов юрлиц. Дополнительно предлагается рассмотреть и страхование расчетных счетов. Во-вторых, в Гражданский кодекс и ФЗ-395-1 «О банках...» следует включить запрет на пользование банком операционными средствами предпринимателей на расчетных счетах. В-третьих, мораторий на удовлетворение требований кредиторов банка закрепить как форс-мажорную ситуацию — для этого придется изменить Гражданский и Налоговый кодексы РФ. Далее в ФЗ-177 следует прописать выплату стандартной страховки для ИП даже в том случае, если предприниматель имеет в банке непогашенный кредит. И наконец, пятый пункт: в ФЗ-127 «О банкротстве...» требуется открыть возможность взаимозачета средств в период моратория между корсчетами и кредитами, открытыми в одном банке. В ходе дискуссии родились и другие идеи.

«СТРАХОВКА НЕ РЕШЕНИЕ, А ОЧЕРЕДНОЙ БИЗНЕС...»

Первой высказалась Иванова — она выразила общее понимание того факта, что государство не станет отвечать перед «юриками» страховыми выплатами за ошибки коммерческих банков. Нагрузка ляжет на сами банки, которые все равно заложат ее в обслуживание. Именно поэтому в первом пункте отражены главным образом страховки по депозитам, а не по расчетным счетам, к которым, согласно второму пункту, банкирам вообще прикасаться нельзя.

«Возможно, такие поправки и рассмотрят, но вряд ли, — усомнилась Иванова. — Поэтому я бы предложила развивать институт РНКО — расчетных небанковских кредитных организаций. РНКО имеют право открывать расчетные счета, проводить платежи, но не имеют права кредитовать за счет этих средств. Сейчас банки обязаны иметь уставный капитал не менее 90 миллионов рублей. Нужно снизить этот минимальный порог, сформировав капитал банковскими программами, недвижимостью. Сейчас формировать уставной капитал неденежными средствами можно только на 20 процентов — возможно, этот лимит пора увеличить».

Идеи и вопросы она предложила адресовать и председателю комитета по финансовому рынку Госдумы РФ Анатолию Аксакову, который 11 февраля станет гостем на интернет-конференции в «БИЗНЕС Online». «Чем больше будет вопросов, тем больше мы получим откликов», — заметила Иванова.

К базовому пакету из пяти идей опытный банкир добавила еще одну: бизнес должен выразить готовность конвертировать часть своих зависших средств в акции и облигации банка — напомним, в настоящее время этот вариант рассматривается как условие санации ТФБ. Выяснилось, что обратного мнения на этот счет, как и насчет страховок для юрлиц, придерживается Мугерман.

«По сути, страхование сегодня и так возможно. Через страховую компанию вы можете застраховать все что угодно. Чем будет отличаться государственное страхование? Появится такая же страховая компания, только с посредником в виде банка. Кто в итоге будет платить? Клиент. Расчетно-кассовое обслуживание подорожает. Это не решение, а очередной бизнес, — в целом депутат повторил сказанное Ивановой о расчетных счетах, но спроецировал ее видение и на депозиты тоже. — Относительно конвертации денег в акции и облигации Герман Греф хорошо сказал: „Раз в 20 лет мы подрываем доверие к банковской системе“. Если мы сейчас конвертируем средства в бумаги банка, это будет серьезный удар по доверию к банковской системе. А мне кажется, что сегодня существует возможность санации и возврата средств. Если мы заявим, что готовы пойти на конвертацию, эта иллюзия о будущем возврате средств превратится в пагубную практику. Независимо от названия банка всегда будет риск, что в любой момент его администрация приведет нас к таким результатам, что ваши средства будут превращены в облигации и выйдут из оборота».

Готовясь к встрече, депутат Госсовета РТ, на которого сегодня, похоже, возлагает надежды челнинский антикризисный штаб, сформулировал несколько заранее изложенных идей в некое подобие основы законопроекта и не преминул поделиться наработанным. «Мы сегодня слышим предложения в части трудового и налогового администрирования. Эти два аспекта могут быть изменены корректировкой Налогового кодекса в части зачета средств в счет погашения налоговых платежей до приостановки расчетных операций в упрощенном порядке без истребования дополнительных документов юрлиц в обоснование платежей», — зачитал Мугерман, ни разу не сбившись. Поясним, в настоящее время налоговая требует от юрлиц, чьи налоги зависли в банке, справки от АСВ, которые, по словам предпринимателей, выдаются не быстрее, чем через месяц. Депутат предлагает избавиться от справок. «Второе — это отсутствие механизма налоговых каникул для МСБ до момента санации банка или разблокировки средств, — продолжил Мугерман. — Внесение изменений в части урегулирования периода времени, в течение которого в связи с неуплатой налоговых платежей мера ответственности досудебно для МСБ не наступает. В нашей республике эти меры были приняты в индивидуальном порядке, есть предложение закрепить их законодательно». Кроме того, Мугерман взял на тебя труд грамотно сформулировать еще одно требование бизнеса — не наказывать работодателей за невыплату зарплат в случае если эти зарплаты оказались заморожены банком.

«АСВ НАДО ОТНЕСТИ К КРЕДИТОРАМ ТРЕТЬЕЙ ОЧЕРЕДИ...»

Руководитель юридической конторы «Юркон» Ильдар Нигматуллин, взяв слово, напомнил, на какие вопросы, заданные ранее, бизнес так и не получил ответов. Что же все-таки случилось с ТФБ? Будут ли виновные отвечать личным имуществом? Почему министр внутренних дел РТ Артем Хохорин заявляет, что его ведомство не стремится никого посадить? Почему ТФБ сравнивают с сотнями коммерческих банков, которые потеряли лицензии с 2014 года, если его надо сравнивать со Сбербанком и ВТБ как банк, контролируемый администрацией республики? Рациональным зерном в словах адвоката стала отсылка к законопроекту, который еще в 2014 году вносил в Госдуму российский бизнес-омбудсмен и сопредседатель «Деловой России» Борис Титов. В этом законопроекте страхование вкладов юрлиц, по сути, повторяет механизм ОСАГО. По мнению Нигматуллина, рост стоимости обслуживания вкладов на 0,1% не так страшен для бизнеса, зато деньги будут застрахованы, лимит — до 3 млн. рублей.

«Если мы захотим увеличить пул от 3 миллионов и выше, мы можем самостоятельно застраховать остальные деньги, законопроект это предусматривает. Он учитывает и международный опыт — это все работает. Мы не просим вас изобрести велосипед, уважаемые депутаты, — обратился Нигматуллин к Фомичеву и Мугерману. — Мы просим вас поддержать то, что заворачивается с 2014 года».

Ценную ремарку к дискуссии предложил руководитель юридического управления компании «Кама Тракс» Евгений Соколов. Он пояснил, что страховка средств «юриков» при закреплении ее в законах вовсе не отяготит госбюджет, и говорить о том, что государству пришлось бы отвечать за банки, не вполне справедливо.

Ценную ремарку к дискуссии предложил руководитель юридического управления компании «Кама Тракс» Евгений Соколов Ценную ремарку к дискуссии предложил руководитель юридического управления компании «Кама Тракс» Евгений Соколов Фото: Влас Мысько

«Практика страхования вкладов существует и в США с 1933 года, и в Европе с середины прошлого века. Мы ничего нового не придумаем, если введем обязательное государственное страхование. Конечно, есть добровольное страхование, но мы все знаем, как тяжело бывает работать со страховой компанией, доказывая свое право на выплату. Надо понимать, что в случае госстрахования нас страхует на самом деле госкорпорация АСВ, а не бюджет. АСВ сейчас 90 процентов фонда выплат формирует за счет сборов, которые отчисляют коммерческие банки — это 0,1 процента от депозитов физических лиц. Законопроект Титова действительно хорош, его необходимо вносить снова. АСВ может собранные деньги тратить на покрытие страховок, на собственное обслуживание, и может инвестировать их. То есть АСВ еще и зарабатывает. Если временная администрация, условно говоря, собирает по 70 миллиардов, какие проценты может получать этот фонд на инвестициях? Вы знаете, что существует очередность требований кредиторов. Первая очередь — это физические лица, у которых были вклады больше страховой суммы, и сам АСВ, вторая очередь — работники банков, третья — все остальные. Мы все понимаем, что, если по состоянию на конец января АСВ уже выплатило вкладчикам ТФБ почти 50 миллиардов рублей, то второй и третьей очередям останется ноль. По статистике самого АСВ, кредиторам третьей очереди остается не более 6 процентов. Наше предложение такое — АСВ следует отнести к третьей очереди. Тогда другие участники третьей очереди тоже будут получать свою долю».

Предложение Соколова вызвало живой интерес в аудитории, тут же было уточнено, что для его реализации тоже требуется внести изменения в закон о банкротстве.

«ПРЕДСТАВИТЕЛИ ЦЕНТРОБАНКА ДОЛЖНЫ НЕСТИ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ»

Еще один момент — ответственность Центробанка за происходящее с лицензированными им организациями предложил обсудить Гилязев. «Комиссия Центробанка приезжает в конце ноября, выдает Татфондбанку заключение, что все хорошо, а 6 декабря я закидываю деньги — оказывается, там дыра. Ответственность Центробанка, если он проверяет, налицо. Он не должен выдавать липовые отчеты. Мне понравилось предложение: три подобных случая подряд — снимайте председателя Центробанка», — высказался Гилязев.

С ним согласились все, в том числе представитель торгового дома «Проминвест» Лариса Шайлахметова, которая добавила вариант с разделением каждого банка на два подразделения — по работе с «юриками» и с «физиками», если надо, то по отдельным лицензиям. «Может быть, так юридическим лицам будет работать проще — они будут гарантированно знать, что завтра их деньги уйдут нужному получателю. И мы согласны: каждой кредитной организации лицензию выдает Центробанк России, и он контролирует все банки. Соответственно, проверяющие представители Центробанка должны нести ответственность», — заключила Шайлахметова. Владелец ООО «ТД «Автодеталь» Дмитрий Третьяков добавил, что ответственность должна быть не только административной, но и финансовой.

Делегат от Акибанка Туктарова со своей стороны предложила доводить до бизнеса информацию о независимых оценках состояния банков и пообещала, что Акибанк такие оценки городских банков будет публиковать. Независимость оценок банков, предлагаемых самими конкурирующими между собой участниками рынка, конечно, сложно не поставить под сомнение, но сама по себе инициатива любопытна.

Несколько подтолкнул дискуссию в более практическое русло хозяин «Аква-Региона» Вайнер. Он высказался в том смысле, что прежде чем оформлять предложения и законопроекты, надо определиться, кто, собственно, их будет лоббировать и перед кем.

«Перед нами же не стоит задача откорректировать нашей небольшой командой законодательство Российской Федерации. Скажет большой человек нужные слова — тогда все начнется», — слегка остудил пыл аудитории Вайнер.

«Просто нет такого большого человека, который смог бы отдать людям 100 миллиардов, — отозвался Исламов. — Надо разделить два вопроса. Первый — это оперативный, по ситуации с Татфондабанком и последствиями. Здесь можно еще затронуть небольшую ситуацию с развалившейся банковской системой Татарстана. Второй вопрос — стратегический, изменение банковского законодательства, чтобы впредь такие ситуации не повторялись. Вы же понимаете, раз 700 банков закрыли, то закрытие еще одного — Татфондбанка — у Набиуллиной, наверное, особых нервных расстройств не вызывает. Понятно, что единственный вариант для ТФБ — это санация. Но Татфондбанк сегодня, по сути, никому не нужен. Есть он или нет — все равно, поэтому нет и банков, желающих его санировать. Поэтому задача руководства республики и нас, наших депутатов — найти, чем он будет полезен. Какой бизнес у этого банка будет? Если найти ответ на этот вопрос, тогда, наверное, желающие санаторы появятся. Поэтому вполне разумно крупному бизнесу конвертировать свои средства в облигации. Эти деньги были лишними, раз они лежали на депозитах. Могут еще 4 - 5 лет полежать под 10 процентов годовых. И третье — активы, которые есть. Если у АСВ право „первой ночи“ и все, что агентство отдало, оно заберет обратно, то, конечно, другим ничего не останется. Но что есть у Татфондбанка? Что он хранил, какие земли, какую недвижимость? Вряд ли кто-то из сидящих здесь что-то об этом знает».

Исламов выразил полное согласие с мнением об ответственности ЦБ за банкротства банков. «Отвечать должен тот, кто этим занимается — банк и Центробанк, их собственники, больше никто. Своими средствами, — подчеркнул Исламов. — У нас — бизнеса — проверяющих полно, ходят как проктологи. Куда только не залезут, каждый день отчеты. Неужели нельзя проверить 5 - 10 банков республики досконально? Если я дам неправильную отчетность, меня подвесят за одно место и еще вниз потянут».

В заключение председатель правления ТПП Юрий Петрушин поставил сроки окончательных формулировок — четкие предложения, готовые к трансляции в Госсовет РТ и дальше, в Госдуму РФ, должны быть готовы в следующую среду. «И запустим все это дело, — резюмировал Петрушин. — У меня единственный вопрос: тут много говорили о Центробанке, так, может, и Набиуллиной записку кинуть насчет прошедших проверок?» Предложение Петрушина аудитория одобрила.