Фестиваль имени самой крупной фигуры татарской музыкальной культуры XX века Назиба Жиганова открылся накануне в ГБКЗ им. Сайдашева. ГСО РТ и Александр Сладковский представили зрителям своеобразную премьеру Девятой симфонии композитора, которая не звучала в Казани 30 лет, а арт-директор «Мираса» Вадим Дулат-Алеев рассказал «БИЗНЕС Online» о том, в чем особенность татарской музыкальной классики.
Фестиваль имени самой крупной фигуры татарской музыкальной культуры XX века Назиба Жиганова открылся накануне в ГБКЗ им. Сайдашева
«МЫ СЕЙЧАС ПРИВОДИМ ЭТОТ МАТЕРИАЛ В СООТВЕТСТВИЕ С ТЕМ, ЧТО ТАМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛО НАПИСАНО»
«Имя Жиганова, так же как имя Губайдулиной, Рахлина, абсолютно святое, безо всякого преувеличения, — констатировал художественный руководитель Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский, общаясь по традиции с журналистами перед началом концерта. — И невозможно было не увековечить имя Назиба Гаязовича. Каким образом музыканты могут это сделать? Посвятить фестиваль и назвать его именем человека, который по-настоящему дорог».
Так накануне открывался второй по счету фестиваль татарской музыки «Мирас», организованный ГСО. Следующие фестивальные вечера — 18 и 22 февраля — будут посвящены музыке как современных композиторов, так и национальных классиков, например, Салиха Сайдашева, а дирижерское место займут, соответственно, Рустем Абязов и Айрат Ишмуратов. В первый же концертный день «татарскими симфониками» командовал Сладковский, а исполнялись произведения исключительно Назиба Жиганова: симфоническая поэма «Кырлай» (по сказке Тукая «Шурале»), симфонические песни, сюита для симфонического оркестра и, конечно, главная фактически премьера вечера — Симфония №9, которая в последний раз звучала на казанской сцене 30 лет назад.
«Мы сейчас приводим этот материал в соответствие с тем, что там действительно было написано. Конечно, эти произведения исполнялись раньше, как и многие другие. Вопрос: как и для чего?» — отметил Сладковский.
«ТАТАРСКАЯ МУЗЫКА РОДИЛАСЬ НЕ СЕЙЧАС, НЕ ВЧЕРА, И ЕЙ НЕ НУЖНО НИКОГО ДОГОНЯТЬ»
— Когда мы приходим в оперный театр, любая новая постановка, даже известного произведения, называется премьерой. Что касается симфонической музыки, здесь немножко сложнее, — уточнил арт-директор фестиваля, завкафедрой истории музыки Казанской государственной консерватории Вадим Дулат-Алеев, ответивший и на вопросы «БИЗНЕС Online». — Но если произведение исполнялось не одно поколение назад, а последняя запись 9-й симфонии была ровно 30 лет назад, то за это время меняются даже слушательские установки, оно прозвучит по-другому... И те произведения, которые сегодня будут сыграны, прозвучат так, будто их никто не играл.
— Вадим Робертович, как формировалась программа нынешнего фестиваля?
— У нас есть уже структура концертов фестиваля. Первый мы целиком всегда посвящаем Жиганову. Самый плодотворный симфонист, из его музыки можно целиком сделать не только один концерт, а несколько ежегодных концертов. Второй концерт фестиваля — татарская классика. То есть оркестровые вехи татарской музыки, так мы можем сказать. Там всегда звучат композиторы старшего, может быть, среднего поколения: Сайдашев, Музафаров. Сразу скажу, концерт для скрипки с оркестром Музафарова — очень красивое произведение. Последний раз исполнялось в год смерти композитора, это более 50 лет назад, в 1966 году. Ну не странно ли? И вот мы его послушаем и увидим: не зря такую музыку не слушаем или, может, ее надо знать? Также прозвучат произведения Ключарева Александра Сергеевича. Знаете, это интересный феномен русского татарского композитора. И третий концерт — это всегда последние десятилетия. То есть чтобы мы видели, что в последние десятилетия сочиняется. В этом году Мирсаид Яруллин, Ринат Еникеев, Рашид Калимуллин и целая группа композиторов женщин: Луиза Хайрутдинова, Резеда Ахиярова, Масгуда Шамсутдинова.
— Как вы считаете, почему идея фестиваля татарской классической музыки появилась не так давно?
— Когда появляются такие идеи, которые как бы лежат на поверхности, все начинают удивляться, а почему этого никто раньше не придумал? Ведь фестиваль татарской классической симфонической музыки не проводить в городе Казани — это как-то странно. При том что у нас большое количество музыкальных фестивалей по другим направлениям: много эстрадных фестивалей, оперных, какие-то проводит филармония и наш оркестр. Но фестиваля татарской музыки не было. Поэтому когда я услышал, что Александр Витальевич [Сладковский] предлагает такой фестиваль сделать на регулярной основе, кончено, сразу было понятно, что это то что надо.
Что касается его концепции, то она очень простая: самое главное — у нас сейчас другой информационный мир. Вся татарская классика, что есть вот вы откроете учебник по татарской музыке, там перечень произведений, энциклопедию откроете, там фамилии композиторов перечислены. Возникает вопрос: где это слушать? Вы пойдете искать, и даже если чудом найдете в интернете запись, она будет на виниловой пластинке 60 - 70-х, в лучшем случае 80-х годов. Более поздние записи единичны. Записи, конечно, были, но вот их качество, современного качества записей практически нет. А вы сами понимаете, если музыка в плохом качестве, ее слушать никто не будет.
— Возможно ли как-то кратко сформулировать: а в чем же именно состоит особенность татарских классических музыкальных произведений?
— Вопрос для диссертации и не одной. Для меня узнаваемость произведений — это когда вы услышали его и можете хоть как-то ассоциировать с татарской культурой, значит, в нем есть татарская кровь. Это может быть литературная основа, интонация, есть набор традиционных интонаций, мы их всегда слышим. Даже если ни с какой конкретной песней не связана, мы ее услышим. А может быть вообще и символическая связь. То есть, допустим, через сюжет, через образ. Поэтому необходимо установить какое-то родство с общим фондом татарской культуры, причем не только с золотым, любым. Мы, кстати, не знаем свои фонды, а их иногда надо инвентаризировать.
— Но почему не знаем?
— Очень легкий ответ на этот вопрос. Сейчас такой информационный вал вокруг. Бум, которого не было даже 10 - 15 лет назад. Почему нужен фестиваль? Это такой навигатор в огромном пространстве культуры, текстов культуры. Там куча музыки, фильмов, изобразительное искусство, литература. Жизни не хватит, чтобы какие-то части из этого услышать. Каждый фестиваль как луч в эту массу — вот вам татарская классическая музыка, она есть. Она родилась не сейчас, не вчера, и ей не нужно никого догонять.
В первый же концертный день «татарскими симфониками» командовал Сладковский, а исполнялись произведения исключительно Назиба Жиганова
ГОРДОСТЬ ВЕКОВЫМИ ТРАДИЦИЯМИ
Между тем вчера перед самым открытием «Мираса» в ГБКЗ можно было видеть картину, абсолютно несвойственную концертам ГСО РТ, — прозвенел второй звонок, а в зале пустовали целые ряды. Как выяснилось, речь не о плохой продаже билетов. Одно из производственных предприятий города выкупило 200 билетов, но по неизвестной причине его сотрудники так и не пришли, устроив ложку дегтя организаторам. Смекнув, что и к третьему звонку мало что изменится, бдительные администраторы стали предлагать зрителям с камчатки приблизиться к сцене. «Проходите вперед, там есть отличные места», — советовали зрителям. Некоторые с удовольствием воспользовались таким предложением. Но некоторые ценители поспешили вернуться к себе на галерку. «Слишком уж близко», — сообщила одна немолодая дама, поставив перед лицом ладонь, показав тем самым, насколько близко был бы виден оркестр.
Одно из производственных предприятий города выкупило 200 билетов, но по неизвестной причине его сотрудники так и не пришли, устроив ложку дегтя организаторам
Зачитали приветственное письмо Рустама Минниханова. «Назиб Жиганов был не только выдающимся композитором, прошедшим полувековой творческий путь, оставившим после себя богатое наследие, но и разносторонним деятелем классической культуры, — писал глава республики. — Жители Татарстана по праву гордятся своими многовековыми музыкальными традициями. Фестиваль „Мирас“ — уникальная возможность познакомить слушателей с наиболее яркими произведениями национального творчества».
Затем, после небольшого экскурса в творчество родоначальника симфонической школы от все того же Дулат-Алеева, на сцене появились оркестр и создатель «Мираса» Сладковский. Зазвучала 9-я симфония... Для Жиганова как композитора всегда было важным тесное взаимодействие эпического и драматического начал. Симбиоз этот не случаен и имеет определенные исторические предпосылки — драматичную судьбу татарского народа, который много раз терял свою независимость и государственность, и эта история не могла описываться беспристрастно...
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 11
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.