Фестиваль имени самой крупной фигуры татарской музыкальной культуры XX века Назиба Жиганова открылся накануне в ГБКЗ им. Сайдашева

«МЫ СЕЙЧАС ПРИВОДИМ ЭТОТ МАТЕРИАЛ В СООТВЕТСТВИЕ С ТЕМ, ЧТО ТАМ ДЕЙСТВИТЕЛЬНО БЫЛО НАПИСАНО»

«Имя Жиганова, так же как имя Губайдулиной, Рахлина, абсолютно святое, безо всякого преувеличения, — констатировал художественный руководитель Государственного симфонического оркестра РТ Александр Сладковский, общаясь по традиции с журналистами перед началом концерта. — И невозможно было не увековечить имя Назиба Гаязовича. Каким образом музыканты могут это сделать? Посвятить фестиваль и назвать его именем человека, который по-настоящему дорог».

Так накануне открывался второй по счету фестиваль татарской музыки «Мирас», организованный ГСО. Следующие фестивальные вечера — 18 и 22 февраля — будут посвящены музыке как современных композиторов, так и национальных классиков, например, Салиха Сайдашева, а дирижерское место займут, соответственно, Рустем Абязов и Айрат Ишмуратов. В первый же концертный день «татарскими симфониками» командовал Сладковский, а исполнялись произведения исключительно Назиба Жиганова: симфоническая поэма «Кырлай» (по сказке Тукая «Шурале»), симфонические песни, сюита для симфонического оркестра и, конечно, главная фактически премьера вечера — Симфония №9, которая в последний раз звучала на казанской сцене 30 лет назад.

«Мы сейчас приводим этот материал в соответствие с тем, что там действительно было написано. Конечно, эти произведения исполнялись раньше, как и многие другие. Вопрос: как и для чего?» — отметил Сладковский.

«ТАТАРСКАЯ МУЗЫКА РОДИЛАСЬ НЕ СЕЙЧАС, НЕ ВЧЕРА, И ЕЙ НЕ НУЖНО НИКОГО ДОГОНЯТЬ»

— Когда мы приходим в оперный театр, любая новая постановка, даже известного произведения, называется премьерой. Что касается симфонической музыки, здесь немножко сложнее, — уточнил арт-директор фестиваля, завкафедрой истории музыки Казанской государственной консерватории Вадим Дулат-Алеев, ответивший и на вопросы «БИЗНЕС Online». — Но если произведение исполнялось не одно поколение назад, а последняя запись 9-й симфонии была ровно 30 лет назад, то за это время меняются даже слушательские установки, оно прозвучит по-другому... И те произведения, которые сегодня будут сыграны, прозвучат так, будто их никто не играл.

— Вадим Робертович, как формировалась программа нынешнего фестиваля?

— У нас есть уже структура концертов фестиваля. Первый мы целиком всегда посвящаем Жиганову. Самый плодотворный симфонист, из его музыки можно целиком сделать не только один концерт, а несколько ежегодных концертов. Второй концерт фестиваля — татарская классика. То есть оркестровые вехи татарской музыки, так мы можем сказать. Там всегда звучат композиторы старшего, может быть, среднего поколения: Сайдашев, Музафаров. Сразу скажу, концерт для скрипки с оркестром Музафарова — очень красивое произведение. Последний раз исполнялось в год смерти композитора, это более 50 лет назад, в 1966 году. Ну не странно ли? И вот мы его послушаем и увидим: не зря такую музыку не слушаем или, может, ее надо знать? Также прозвучат произведения Ключарева Александра Сергеевича. Знаете, это интересный феномен русского татарского композитора. И третий концерт — это всегда последние десятилетия. То есть чтобы мы видели, что в последние десятилетия сочиняется. В этом году Мирсаид Яруллин, Ринат Еникеев, Рашид Калимуллин и целая группа композиторов женщин: Луиза Хайрутдинова, Резеда Ахиярова, Масгуда Шамсутдинова.

— Как вы считаете, почему идея фестиваля татарской классической музыки появилась не так давно?

— Когда появляются такие идеи, которые как бы лежат на поверхности, все начинают удивляться, а почему этого никто раньше не придумал? Ведь фестиваль татарской классической симфонической музыки не проводить в городе Казани — это как-то странно. При том что у нас большое количество музыкальных фестивалей по другим направлениям: много эстрадных фестивалей, оперных, какие-то проводит филармония и наш оркестр. Но фестиваля татарской музыки не было. Поэтому когда я услышал, что Александр Витальевич [Сладковский] предлагает такой фестиваль сделать на регулярной основе, кончено, сразу было понятно, что это то что надо.

Что касается его концепции, то она очень простая: самое главное — у нас сейчас другой информационный мир. Вся татарская классика, что есть вот вы откроете учебник по татарской музыке, там перечень произведений, энциклопедию откроете, там фамилии композиторов перечислены. Возникает вопрос: где это слушать? Вы пойдете искать, и даже если чудом найдете в интернете запись, она будет на виниловой пластинке 60 - 70-х, в лучшем случае 80-х годов. Более поздние записи единичны. Записи, конечно, были, но вот их качество, современного качества записей практически нет. А вы сами понимаете, если музыка в плохом качестве, ее слушать никто не будет.

— Возможно ли как-то кратко сформулировать: а в чем же именно состоит особенность татарских классических музыкальных произведений?

— Вопрос для диссертации и не одной. Для меня узнаваемость произведений — это когда вы услышали его и можете хоть как-то ассоциировать с татарской культурой, значит, в нем есть татарская кровь. Это может быть литературная основа, интонация, есть набор традиционных интонаций, мы их всегда слышим. Даже если ни с какой конкретной песней не связана, мы ее услышим. А может быть вообще и символическая связь. То есть, допустим, через сюжет, через образ. Поэтому необходимо установить какое-то родство с общим фондом татарской культуры, причем не только с золотым, любым. Мы, кстати, не знаем свои фонды, а их иногда надо инвентаризировать.

— Но почему не знаем?

— Очень легкий ответ на этот вопрос. Сейчас такой информационный вал вокруг. Бум, которого не было даже 10 - 15 лет назад. Почему нужен фестиваль? Это такой навигатор в огромном пространстве культуры, текстов культуры. Там куча музыки, фильмов, изобразительное искусство, литература. Жизни не хватит, чтобы какие-то части из этого услышать. Каждый фестиваль как луч в эту массу — вот вам татарская классическая музыка, она есть. Она родилась не сейчас, не вчера, и ей не нужно никого догонять.

. В первый же концертный день «татарскими симфониками» командовал Сладковский, а исполнялись произведения исключительно Назиба Жиганова

ГОРДОСТЬ ВЕКОВЫМИ ТРАДИЦИЯМИ

Между тем вчера перед самым открытием «Мираса» в ГБКЗ можно было видеть картину, абсолютно несвойственную концертам ГСО РТ, — прозвенел второй звонок, а в зале пустовали целые ряды. Как выяснилось, речь не о плохой продаже билетов. Одно из производственных предприятий города выкупило 200 билетов, но по неизвестной причине его сотрудники так и не пришли, устроив ложку дегтя организаторам. Смекнув, что и к третьему звонку мало что изменится, бдительные администраторы стали предлагать зрителям с камчатки приблизиться к сцене. «Проходите вперед, там есть отличные места», — советовали зрителям. Некоторые с удовольствием воспользовались таким предложением. Но некоторые ценители поспешили вернуться к себе на галерку. «Слишком уж близко», — сообщила одна немолодая дама, поставив перед лицом ладонь, показав тем самым, насколько близко был бы виден оркестр.

. Одно из производственных предприятий города выкупило 200 билетов, но по неизвестной причине его сотрудники так и не пришли, устроив ложку дегтя организаторам

Зачитали приветственное письмо Рустама Минниханова. «Назиб Жиганов был не только выдающимся композитором, прошедшим полувековой творческий путь, оставившим после себя богатое наследие, но и разносторонним деятелем классической культуры, — писал глава республики. — Жители Татарстана по праву гордятся своими многовековыми музыкальными традициями. Фестиваль „Мирас“ — уникальная возможность познакомить слушателей с наиболее яркими произведениями национального творчества».

Затем, после небольшого экскурса в творчество родоначальника симфонической школы от все того же Дулат-Алеева, на сцене появились оркестр и создатель «Мираса» Сладковский. Зазвучала 9-я симфония... Для Жиганова как композитора всегда было важным тесное взаимодействие эпического и драматического начал. Симбиоз этот не случаен и имеет определенные исторические предпосылки — драматичную судьбу татарского народа, который много раз терял свою независимость и государственность, и эта история не могла описываться беспристрастно...