«ЗАБРОСАЮТ КИЕВЛЯНЕ АБСТРАКТНОГО КОБЗОНА ТУХЛЫМИ ЯЙЦАМИ ИЛИ ВСЕ ЖЕ ГНИЛЫМИ ЯБЛОКАМИ? ВОТ ГЛАВНАЯ ИНТРИГА!»

Виталий Милонов — депутат Госдумы РФ:

— Именно про бойкот «Евровидения-2017» в Киеве я и говорю. И не только по причине небезопасности российских участников — как исполнителей, так и фанатов-болельщиков. Самое главное основание, конечно, то, что сейчас режим, который посылает карателей на юго-восток, эта же рука будет приветствовать участников «Евровидения». То есть, приезжая и участвуя в киевском шабаше ведьм, мы, по сути дела, поклоняемся этому новому европейскому дьяволу. Государство, которое осуществляет геноцид собственного народа, расстреливая и убивая собственных жителей, при этом проводит увеселительное мероприятие.

«Евровидение» сдохнет без российского участия. Если Россия не будет участвовать, ни спонсоры, ни рекламодатели просто не получат ни копейки денег, потому что крутить рекламу перед румынскими чабанами или украинскими активистами нет никакого смысла — они не являются потребителями большинства услуг. Поэтому в данном случае конкурс будет поставлен на грань выживания. Но мы в солидарность с нашими братьями на юго-востоке Украины не можем приветствовать и поклоняться, как это принято исполнителями, и раскланиваться перед зрителями. Зрителями там будут чавкающие, сильно пахнущие активисты «Правого сектора» в своих костюмчиках, окровавленных кровью младенцев.

По поводу исполнителей, я давно уже на эту тему говорил. После этого бородатого сумасшедшего исполнителя можно было бы отправить на «Евровидение» ансамбль песни и пляски главного разведуправления генштаба министерства обороны. Но я считаю, что сейчас, конечно, любое официальное участие в конкурсе России будет сильно неправильным. Вы знаете, конкурс утратил музыкальный подтекст достаточно давно. Посмотрите, кто там обычно принимает участие? Какие-то самодеятельные коллективы почтальонов, которые выигрывают право участвовать в конкурсе, начинающие исполнители или непрофессионалы типа девочки, которая о чем-то пыталась петь не очень удачно на счет каких-то исторических фейков, или же бородатый исполнитель. У нас любой район Москвы даст больше, чем мы увидим на «Евровидении».

Нияз Игламов — театральный критик:

— России стоит бойкотировать «Евровидение», а также полностью отказаться от любых контактов с Европой, жить по Домострою, в избах и теремах, носить бороды и кокошники, отказаться от чуждых нам средств гигиены и медицины, клеить наклейки «На Берлин!» не на «мерседесы», а на телеги, территорию вновь поделить на земщину и опричнину, вернуть крепостное право и раз в 6 лет переизбирать царя на народном вече. Но если уж посылать кого-то в Киев, то либо ансамбль «Березка», либо Кобзона в новом винтажном парике, либо сводный хор ВДВ, МВД и ВМФ.

На самом деле такой плюшевый конкурс, как «Евровидение», интересует в политическом аспекте только слаборазвитые страны бывшего Варшавского договора и СНГ. Нигде, кроме как у нас и на Украине, не принято придавать вселенского значения этому сборищу евросамодеятельности. Мне глубоко безразличен этот конкурс, занимающий промежуточное место между Грушинским фестивалем и урюпинским конкурсом караоке. Ни к музыке, ни к поп-культуре в ее высоких образцах, ни к шоу-перформансам эта шняга отношения не имеет. Но, боюсь, Кобзон или кто там все-таки поедет и споет что-нибудь патриотическое, наши прекрасные телеканалы в очередной раз пропиарят «Евровидение», придадут ему статус Куликовской битвы, а наш прекрасный народ, забыв о полете в экономическую пропасть, на день замрет в ожидании и будет отчаянно болеть. В случае победы ожидаю всенародного братания и ликования, в случае поражения — тоску, обиду на «гейропу» и массовый запой. Забросают киевляне абстрактного Кобзона тухлыми яйцами или все же гнилыми яблоками? Вот главная интрига!

Егор Холмогоров — публицист, общественный деятель:

— Я однозначно считаю, что России стоит отказаться от участия в конкурсе. Начнем с того, что само решение о проведении этого конкурса в Киеве, победа украинской исполнительницы Джамалы в прошлом году — это было чисто политизированное решение, то есть его натянутость и необъективность были совершенно очевидны. Никакого смысла в этом конкурсе нет, кроме использования его в целях пропаганды украинского национализма, в целях пропаганды государства, которое ведет сейчас фактически террористическую войну на востоке Украины, уничтожая мирных жителей, уничтожая детей при помощи крупнокалиберной артиллерии. В этих условиях участвовать в пропагандистских играх этого государства я никакого смысла не вижу. Соответственно, любому из российских исполнителей он, во-первых, нанесет вред и нанесет вред престижу России. Потому что исполнителя наверняка каким-то образом будут унижать, высмеивать, освистывать и так далее, а мы будем вынуждены это убирать. Во-вторых, на самом деле это повредит и самому артисту, потому что кто бы он ни был, но его присутствие в Киеве в таком контексте будет воспринято как какой-то знак определенной нелояльности, по мнению большинства российского общества. Я думаю, что пользы от этого никакой не будет. Короче, я категорически не сторонник того, чтобы туда ехать.

Кого бы отправил, если будет принято решение об этом? Ну, знаете, исключительно какой-нибудь сводный хор воздушно-десантных войск. Что-то такое, понимаете? Кого-то еще — бессмысленно. То, что этот конкурс приобрел такой серьезный политический подтекст, связано, по-моему, исключительно с местной системой голосования по странам. Грубо говоря, люди производят геополитическую проекцию: вот там Греция проголосовала за Россию, значит, Греция хорошо относится к России. То есть не большинству, скажем, зрителей этой страны понравился номер этого исполнителя. Что это как бы голосование — видимая симпатия к определенной стране. Это просто перенос на музыку геополитических акцентов. На мой взгляд, это довольно смешно, и фиксация в конкурсе совершенно нелепа. «Евровидению», по-моему, совершенно не следует придавать никакого значения. Последний раз хорошие песни там исполнялись в середине 70-х годов.

Вахит Имамов — главный редактор газеты «Мәдәни җомга»:

— Сейчас очень сложная ситуация между нашими странами, на самом деле, стоит ли рисковать? Но это не я решаю, ведь у татар никогда не будут спрашивать. Когда мы заводим речь об искусстве, литературе, эстраде или театре, никто к этому не прислушивается. А почему бы, например, нашу красавицу Эльмиру Калимуллину туда не отправить? Украина же пример показала, отправив туда крымскую татарку. Надо тогда ответить. Если в Москве все мудрые, неподкупные, пусть так сделают — оценивают не по блату, а по таланту. Может, стоит в Киев татарку отправить, может, татар там не будут трогать? Возможно, русских будут трогать, а татар — нет.

Я никак это «Евровидение» не оцениваю, там пели Билан, Лазарев (трудно назвать его лучшим певцом Европы, он даже не лучший певец России), Дина Гарипова пела, но это не означает, что они лучшие певцы всей Европы. Это все относительно, и оценку дать невозможно. Ильгама Шакирова надо было лет 50 назад туда выставить, он бы показал миру, как надо петь, особенно национальные песни. Сейчас же у нас все приобрело политический подтекст. Спорт уже политика, эстрада — политика. «Евровидение» — это пиар-кампания, выигрывают как на тотализаторе в гонках, по-честному одержать победу нельзя.

«Я ПРОСТО НЕ ПОНИМАЮ, ЧТО ТАКОЕ ЕВРОПЕЙСКИЕ ЦЕННОСТИ, НАБЛЮДАЯ ЗА КОНЧИТОЙ ВУРСТ»

Эльмира Калимуллина — певица, заслуженная артистка Республики Татарстан:

— Я думаю, что отказываться от участия в конкурсе не нужно. «Евровидение» — это все-таки значимое событие и в европейской музыкальной жизни, и в российской. Многие артисты мечтают представлять свою страну на этом конкурсе, и будет несправедливо и неправильно из-за политических разногласий мешать творческой жизни. На мой взгляд, самый достойный кандидат на участие в «Евровидении» в этом году — Александр Панайотов. Он отличный вокалист, замечательный артист, музыка которого может достучаться до любого сердца. Кроме того, Александр Панайотов родом с Украины и одинаково близок и российскому, и украинскому слушателю.

Что касается самого конкурса «Евровидение», то для меня это в первую очередь праздник музыки, а для артистов из малых или малоупоминаемых европейских стран — возможность показать себя на большой сцене, на многомиллионную аудиторию. И я думаю, что политизированность конкурса преувеличена. Людям, которые голосуют за того или другого артиста, зачастую все равно, откуда он, его привлекает или красота песни и постановки, или оригинальность, новизна и «прикольность». Поэтому иногда побеждает хороший музыкант, а иногда — группа Lordi в масках или бородатая певица Кончита Вурст. Дело в том, что запоминаются только яркие моменты, но на самом деле «Евровидение» — это конкурс, где всегда есть что посмотреть и послушать из качественной музыки.

Ильгам Валиев — оперный певец, солист Башкирского государственного театра оперы и балета:

— Мое личное отношение к «Евровидению» неоднозначное, за последние годы первые места получили абсолютно непонятные кандидаты. Ладно прошлый год, из-за уважения к Украине дали крымской татарке, а до этого Кончита Вурст — не понимаю, почему она выиграла. Я просто не понимаю, что такое европейские ценности, наблюдая за Кончитой Вурст. Это мальчик или девочка? И вот это чудо-юдо получает первую премию, что это — пощечина всему человечеству? Но в Киев ехать надо, потому что если наши не поедут, то многие лишь обрадуются.

Есть еще один вопрос — финансовый. Если наши не едут, то нужно деньги, которые вкладывают в «Евровидение», пустить на музыкальные школы или раздать нуждающимся людям. Тогда, я думаю, будет правильно. Я даже не знаю, кого туда отправил бы, так как эстраду сейчас вообще не слушаю и не знаю даже, по каким критериям там оценивают. Если мы делаем шоу безголосых, то не понимаю, какой смысл проводить фестиваль певцов. Пусть проводят фестиваль шоуменов, которые создают какие-то спецэффекты, а если мы хотим услышать голоса, тогда давайте искать голоса, а сейчас... А политический подтекст — он есть во всем: и в спорте, и в искусстве. Откровенные наглые нападки всегда делают.

«РОССИЯ ОФИЦИАЛЬНО ДАЛА СОГЛАСИЕ НА УЧАСТИЕ, И СЕЙЧАС БЫЛО БЫ НЕПРЕЗЕНТАБЕЛЬНО МЕНЯТЬ СВОЕ РЕШЕНИЕ»

Марат Гараев — председатель совета директоров татарской медиагруппы BarsMedia:

— Споры о том, поехать или нет на конкурс, вполне обоснованы. К сожалению, сейчас на «Евровидении» политика взяла верх над искусством, да и в последние пять лет конкурс для нашей страны не столь значим. Но в октябре прошлого года Россия официально дала согласие на участие, и сейчас было бы непрезентабельно менять свое решение. Остается надеяться, что наша страна сможет выстоять перед психологическим натиском и выступит достойно. Итоговая картина прошлогоднего состязания показала, что Европе «импонирует» Украина. Но всем известно, кем навязана эта симпатия.

Что касается претендентов, несмотря на то, что, согласно голосованию, в соцсетях лидируют Елена Темникова и Александр Панайотов, было бы куда вернее отправить коллектив «Сопрано Турецкого». Здесь соответствующий внешний вид и вокальные данные. К тому же коллектив далек от политических моментов. Тем самым Россия показала бы свое отречение от прошлогодних политических столкновений и продемонстрировала бы свой интерес к «Евровидению» лишь как к вокальному конкурсу и не более. А по поводу самого конкурса, он не в последний год приобрел политический подтекст. Он изначально задумывался как политический конкурс. Последним примером того является не совсем демократичное нововведение прошлого года в виде тайного жюри.

Ильдус Янышев — председатель совета директоров группы предприятий безопасности «Контр»:

— Культура и искусство все-таки должны существовать вне политики. И люди, которые готовились к этому конкурсу, и те, кто болеет за понравившегося участника, не должны быть жертвами конфликта. Я думаю, участвовать надо. Не показывать свою трусость и не усугублять уже без того сильный раскол, который формируется не только между государствами, но и между народами. Участие нашей делегации, возможно, наоборот, позволит восстановить культурные мосты. И важно, чтобы репертуар был не политизированный, как у украинской участницы в прошлом году. Наши исполнители должны быть выше этих вещей, это дружественный нам народ, и языком культуры должны донести наше хорошее отношение к ним. Все сейчас приобретает политический подтекст, даже «Макдоналдс». Все зависит от исполнителей и спонсоров. К сожалению, мы видим, это происходит в спорте и еще где-то. Наше неучастие будет означать некую капитуляцию и расширение образовавшейся пропасти. А конкурс можно рассматривать как возможность налаживания межчеловеческих отношений, и это надо использовать.

Михаил Скоблионок — бизнесмен, президент еврейской национально-культурной автономии Татарстана:

— Я считаю, что никогда не надо отказываться от участия в чем-либо. А провокации всегда были, есть и будут. Развитое государство должно обеспечить равноправное участие всех участников. Потому что евроконкурс — это не политическое мероприятие. Я от музыки далек, и мне трудно решать, кого нужно отправлять. Отправлять нужно того, кто может выиграть. Не закрывать дырку, если участвовать, то непременно нужно выиграть. Я сам к конкурсу безразлично отношусь, мне безразлично, кто победит. А то, что «Евровидение» имеет политическую подоплеку, — это нормально, у нас сейчас все имеет политическую подоплеку. Хотя политика и спорт должны быть всегда отдельно.

«МОЖНО БЫЛО БЫ ПОСЛАТЬ ГРУППУ «ЛЕНИНГРАД», ЕЙ АБСОЛЮТНО ВСЕ РАВНО, ОНА ВЫШЕ ВСЕГО ЭТОГО»

Юрий Сапрыкин — экс-главный редактор журнала «Афиша»:

— Знаете, если бы главным начальником был я, я бы давно отказался от участия в этом конкурсе вне зависимости от того, где он проходит, потому что, по-моему, более бессмысленного мероприятия придумать невозможно. Я понимаю, что это, наверное, довольно захватывающее телевизионное зрелище. Потом всем можно дня два пообсуждать, как нас засудили в очередной раз. Но вот по опыту последних лет мы прекрасно понимаем, что спустя год ну невозможно вспомнить, кто участвовал в конкурсе «Евровидение», кто победил, кто выступал от наших. Ну хотя бы год назад, не говоря уже про два или три года. Я бы воспринимал все это просто как часть какого-то информационного шума, который в одно ухо влетает, в другое вылетает. И это не то, на что хотелось бы мне по крайней мере тратить жизнь. Кого отправить на конкурс от России? Ну кого-нибудь, кого не жалко! У вас есть какие-то поп-исполнители, которых вам не жалко? Певица, ну, не знаю, Слава, Стася, Света, Настя. Да, певец Юлиан — был такой прекрасный.

Мне кажется, что действительно в нынешних условиях вокруг вот этого украинского «Евровидения» будет наверчено со всех сторон такое количество разнообразных неприятных эмоций, что тут нужно посылать либо человека, который как бы априори ни на что не рассчитывает, и ему все равно. Либо человека, который настолько выше этого, что от него просто вся эта и агрессия, и обиды, и ущемленные амбиции будут отскакивать, как от бронированного танка. Можно было бы послать группу «Ленинград», ей абсолютно все равно, она выше всего этого. Тот, кто на нее будет нападать или на нее за что-нибудь обижаться, сам будет выглядеть дураком. А можно будет послать какого-нибудь давно забытого поп-исполнителя, которому любой промоушен будет во благо, и вообще ему все равно. Почему в последние годы этот музыкальный конкурс приобрел такой серьезный политический подтекст? Потому что глупость человеческая не знает границ!

Борис Барабанов — музыкальный обозреватель ИД «Коммерсант»:

— Я про это писал какое-то время назад, был текст большой у нас на сайте «Коммерсанта». Вы знаете, действительно, это такая ситуация, в которой мы еще никогда не оказывались. Те есть не ехать — это значит показаться слабыми, продемонстрировать неспособность России решать такие ситуации. Ехать — это значит, кто бы ни поехал, кто бы ни был избран, даже самый-самый, всех устраивающий, включая Украину устраивающий участник, все равно он будет подвергнут риску. Поэтому это сложнейшее решение, и на данный момент я не могу вам сказать, как бы я поступил. Нет, я не завидую менеджменту Первого канала, который решает этот вопрос.

В моей публикации было предложение послать на «Евровидение» иеромонаха Фотия, который победил в четвертом сезоне «Голоса». Потому что он все-таки священнослужитель — раз, то есть вероятность того, что против него будут провокации, намного меньше. Во-вторых, он действительно талантливый исполнитель, у него хороший голос. И все-таки Украина — православная страна и имеет отношение к русской православной церкви так или иначе. Поэтому это был бы неплохой вариант. Но в любом случае решать Первому каналу, и посмотрим, что получится. Все, что имеет большую аудиторию, так или иначе приобретает политический подтекст. Когда мы смотрим футбол, то тоже не получается не иметь в виду какие-то мотивы, в том числе и политические. И когда мы смотрим вручение «Оскара», мы тоже имеем в виду, что кроме художественных мотивов есть еще какая-то политика, которая стоит за распределением наград. Ну просто «Евровидение» — очень популярный конкурс, и он становится все более популярным. Вот Австралия участвует теперь в нем. Тут дело такое.

«Я БЫ ОТПРАВИЛ В КИЕВ АИДУ ГАРИФУЛЛИНУ, ПОТОМУ ЧТО Я ЕЕ ОБОЖАЮ»

Николай Сванидзе — историк, журналист:

— Меня этот конкурс вообще весьма мало интересует, и в нем я большого смысла не вижу. А что касается Украины, если вопросы безопасности так или иначе решены, тогда я не вижу смысла отказываться. Скажем, ставя себя на место руководителя Первого канала, господина Эрнста, который делает определенную творческую ставку на участие в этом конкурсе, я бы не отказался. К тому же, насколько я понимаю, мы не находимся в состоянии войны с Украиной. И, если сюда приезжают люди из их страны, на них же никто не нападает. Да, в принципе, может быть все что и где угодно, но я не вижу оснований для того, чтобы распаляться по этому поводу.

Василий Лихачев — дипломат, член ЦИК РФ:

— Для имиджа России очень важны разные публичные мероприятия. Причем мероприятия, в которых у нас великолепные лидерские позиции, где мы можем занять первое, второе, третье места. И я не представляю полноценность «Евровидения» в Киеве без участия российского представителя, даже будущее конкурса вызывает большие сомнения. Думаю, появление нашего участника сыграет серьезную роль и для того, чтобы просветить мозги многих слоев украинского общества. Вообще же, есть юридические механизмы, есть институт международных обязательств по обеспечению безопасности. И эти механизмы надо, конечно, задействовать на 100 процентов, от украинской власти нужно требовать абсолютных гарантий. И, как я понимаю, в договорах, которые оргкомитет конкурса заключает с местной властью, как раз вопросы безопасности прописаны.

Мы живем в XXI веке, и политическая симптоматика все равно не может не проявляться. Если бы мы жили в мире, где нет идеологии, борьбы идей, противоречий, где мир, цивилизация, о которых много говорится в ООН, тогда, наверное, мы занимались бы чистым искусством. Но все равно искусство связано с жизнью. И тот факт, что наш парень в прошлом году получил второе место, а украинская девушка заняла первое, все это возымело огромную политическую дискуссию. Причем, мне кажется, была глубочайшая политическая спекуляция со стороны определенных кругов украинского сообщества и европейского, когда использовали фактор крымских татар, факт добровольного когнитивного присоединения Крымской Республики к России. Просто внаглую, несправедливо, я бы даже сказал, бессовестно.

Мансур Гилязов — драматург:

— Отказываться от участия в конкурсе России ни в коем случае не стоит. Вообще ни стоит отказываться от всякого рода соревнований, конкурсов и так далее. Если есть угроза каких-нибудь терактов, этим должны заняться спецслужбы. А если мы откажемся, то признаемся в своем бессилии. Это моя позиция как гражданина Республики Татарстан, как гражданина России. Я бы отправил в Киев Аиду Гарифуллину, потому что я ее обожаю. Считаю ее сильнейшей певицей, правда, она не эстрадная певица, но и эстрадные песни исполняет тоже. Такая красавица, умница и прекрасная певица смогла бы хорошо представить Россию.

Конкурс приобрел политический подтекст, видимо, там участвуют большие деньги и какие-то интересы, о которых мы не знаем. В таких больших шоу на первый план выходят деньги, а деньги и политика — это практически одно и тоже. А творчество отходит на задний план. За этим кто-то стоит. Нравится ли мне «Евровидение»? Мне нравится все, за чем есть шумиха, происходит много неожиданного, от нас едут какие-то неожиданные участники, выигрывают какие-то неожиданные люди. Я люблю все, что происходит нестандартно. А «Евровидение» — это нестандартный конкурс.