«Назначение банка-распорядителя для ТФБ невозможно», — огорошил журналистов первый зампред ЦБ Дмитрий Тулин на стартовавшей вчера в Москве неделе российского бизнеса. Корреспондент «БИЗНЕС Online» стала свидетелем того, как ЦБ критически оценил качество активов Татфондбанка, и выслушала предложения главы минфина Антона Силуанова об уравнении ставки страховых взносов и НДС — по 22%, а также сетования руководителя АРБ Гарегина Тосуняна на то, что «одну инфляцию не покушаешь».
Александр Шохин
«НЕТ НЕОБХОДИМОСТИ ПОВЫШАТЬ НАЛОГОВУЮ НАГРУЗКУ. ЕСТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ ИЗМЕНЕНИЯ СТРУКТУРЫ НАЛОГОВ»
В Москве накануне открылась традиционная неделя российского бизнеса — череда форумов, конференций, круглых столов, которую ежегодно устраивает российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП). Завершится все съездом организации, на котором обычно появляется президент РФ Владимир Путин. В этом году, по словам президента РСПП Александра Шохина, глава государства снова должен явить себя на главном пленарном заседании, после чего он удалится для камерного разговора с бизнесменами.
Но это будет лишь в четверг, тогда как в понедельник был не менее насыщенный день, и открыл его налоговый форум. В связи с грядущей «донастройкой» налоговой системы (а именно это поручил сделать Путин в своем послании Федеральному Собранию) все мероприятия, содержащие определение «налоговый», априори становятся мегаважными, поскольку уже в 2019 году должны заработать новые правила, а год 2017-й будет посвящен обсуждению приближающихся перемен. Вполне возможно, кое-что из того, что сейчас произносят чиновники, завтра станет новой реальностью, которая затронет всех без исключения. Естественно, и бизнес тоже. «Для нас важно иметь предсказуемость налоговой политики и иметь убежденность в том, что все эти реформы нацелены не только на фискальную идею балансировки и бюджетную консолидацию, но и на увеличение стимулирующей роли налогов, — переживал вчера Шохин. — Нам важно налоговый маневр осуществить таким образом, чтобы инвестиционная активность компаний выросла, а сейчас мы видим, что структура такова, что имущественные налоги и налоги на прибыль так субординированы, что стимулов для инвестиций не так много».
Впрочем, пожалуй, лучше всех на данный момент о будущем осведомлены в минфине, поэтому к выступлению министра финансов РФ Антона Силуанова стоит отнестись более внимательно. А он вчера только и делал, что убеждал бизнес в том, что налоговую нагрузку повышать совершенно точно не собираются. «Мы тут четко определились. Нет необходимости повышения налоговой нагрузки, если мы не будем повышать расходные обязательства. В целом на трехлетку идет стабилизация расходных обязательств, сокращение расбалансировки, дефицита бюджета. Тот уровень расходов, который мы имеем в 2019 году, мы считаем, вполне достаточен для того, чтобы обеспечить все обязательства государства. Надо работать с расходными обязательствами. Налоговая нагрузка зависит от тех обязательств, которые есть у государства, поэтому с тем, чтобы не увеличивать налоговую нагрузку, также состоит задача не увеличивать расходные обязательства», — настойчиво обещал министр. По его прогнозам, в 2019 году уровень налоговой нагрузку составит 31,6% ВВП. Исходя из этой цифры минфин планирует формировать доходную часть бюджета, а также расходы.
«Таким образом, нет необходимости повышать налоговую нагрузку, — снова объяснял Силуанов. — Есть необходимость изменения структуры налогов, изменения налоговой нагрузки с сокращением налогов на труд и увеличением налогов на потребление, а также изменением подходов в налогообложении нефтегазового сектора, а также улучшения собираемости — основные три направления наших соображений, предложений».
Антон Силуанов (справа)
«СТАВКА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 22 ПРОЦЕНТА КОМПЕНСИРУЕТСЯ 22-ПРОЦЕНТНОЙ СТАВКОЙ ПО НДС»
Так что по этим трем направлениям минфин и собирается работать. Одна из задач — побороть теневой сектор экономики с зарплатами в конвертах. «Если посмотреть тенденцию последних 8 - 10 лет, то можно увидеть постоянное снижение формальной занятости в экономике. Как результат — рост страховых взносов до 28,4 процента в 2019 году против 21,3 процента в 2008 году. Чем больше повышаем ставку, тем видим больше увеличения теневого сектора, — пояснил министр. — Поэтому тут нам надо снизить тяжелую сложную нагрузку на предприятия, на фонд оплаты труда, она у нас одна из самых высоких не только среди стран с развивающейся экономикой, но и с развитой. Считаем возможным снизить совокупную ставку страховых взносов и перенести налоговую нагрузку на косвенные налоги». По расчетам минфина, формула будет 22/22. «Чтобы это было нейтрально для бюджета, ставки должны составлять, расчетно говорю, около 22 процентов. Ставка страховых взносов в 22 процента компенсируется 22-процентной ставкой по налогу на добавленную стоимость», — добавил Силуанов.
Такой ненефтегазовый маневр, по соображению главы минфина, нейтрален для бюджета, более того, будет стимулировать предприятия, ориентированные на экспорт, поскольку такие товары будут освобождены от НДС. В конечном итоге все эти манипуляции должны привести к «обелению» зарплатных схем. Все отрасли от такого маневра находятся в выигрыше, особенно те, у которых есть льготы по НДС. «Мы предлагаем сохранить преференции по НДС для отдельных отраслей, — уточнил Силуанов. — Это сельское хозяйство, медицина, образование, кстати, финансовый сектор тоже имеет льготы по НДС. Единственное, для кого это будет отрицательный результат и дополнительная нагрузка, — это те отрасли, которые сегодня работают вчерную, которые не платят налоги. Такие тенденции проявляются особенно в такой отрасли, как строительство».
Также в силуановском ведомстве уверены, что при увеличении косвенного налогообложения на 4% увеличение инфляции будет не столь значительным. «Мы можем получить вклад в инфляцию, может быть, чуть больше 2 процентов. Это будет разовое увеличение», — подсчитал министр.
Скорые налоговые перемены ждут и нефтянку. Например, в минфине полагают возможным отказаться от экспортной пошлины, однако не ранее 2022 - 2025 годов. «Мы видим необходимость изменений системы налогообложения добычи нефти. Речь идет о том, что сегодня предоставлено большое количество точечных льгот, которые зачастую не всегда прозрачны. Предлагаем совершенствовать налогообложение в нефтянке постепенным переходом с НДПИ к налогу на дополнительный доход», — рассказал чиновник.
ТАК КАК ЖЕ СТИМУЛИРОВАТЬ ПЕНСИОННЫЕ НАКОПЛЕНИЯ?
Что наверняка будет интересно для каждого гражданина РФ, так это пенсионная реформа. Тут также грядут новшества. «Мы видим необходимость стимулирования развития пенсионных накоплений с тем, чтобы сами граждане участвовали в создании своего пенсионного капитала. Так происходит во всех странах. Редко где мы найдем страну, в которой сам гражданин не уплачивает взносы в пенсионную систему и сам не участвует в этих процессах. Мы считаем, что здесь надо подумать, окончательного решения нет», — пообещал министр.
Забегая вперед, скажем, что после обеда уже во время финансового форума на те же темы рассуждал президент национальной ассоциации негосударственных пенсионных фондов Константин Угрюмов. По его словам, система индивидуального пенсионного капитала заработает не раньше 2019 года. «Система должна быть квазидобровольной, чтобы вхождение было обязательным. Если будет выбран формат абсолютно добровольный, перспектив у этой системы нет», — полагает Угрюмов. Вот только, по его мнению, государство должно дать правовые гарантии, что через 5 - 10 лет «очередные младореформаторы не придут и не скажут, что эта система не такая и надо перестраивать». «Главным условием существования, кроме обязательности вступления, должны быть правовые гарантии того, что эти деньги не смогут быть использовать государством на другие нужды. Стартовым капиталом должны быть накопленные застрахованные в системе обязательного пенсионного страхования. Эти два условия являются фундаментальными», — настаивал Угрюмов.
Тем не менее в минфине таких гарантий пока что не дают.
Дмитрий Тулин: «Как только банки увлекаются финансированием связных сторон, бизнеса собственников, менеджеров, — это путь к катастрофе»
«ЭТО НЕ ЗЛОЙ РОК, А ПРОСТО ДЕНЬГИ КОНЧИЛИСЬ»
После обеда бизнесмены перекочевали в зал по соседству, где продолжили обсуждать не менее значимую тему — банковско-финансовую, которая как никогда важна для Татарстана. Впрочем, как раз и начали с Татфондбанка. «Что происходит на рынке? Татфондбанк вот сейчас...» — задумчиво начал дискуссию модератор и исполнительный вице-президент РСПП Александр Мурычев. Он напомнил, что ТФБ по сути государственный, ведь правительство РТ более чем на 40% — учредитель банка. «И мы понимаем, что могут происходить события не очень радостные, тревожные, в том числе некие политические лозунги выдвигаются в республике, — продолжил Мурычев. — Конечно, это сильно отражается на имидже всей банковской системы. Где ранний надзор? Где недостаточное обеспечение законодательного характера? Почему эти случаи происходят периодически в нашей действительности и мы находимся в ситуации, когда надо что-то спасать опять, возможно, государственными ресурсами?» — разразился риторическими вопросами модератор.
Впрочем, полноценный ответ на вопрос о том, что происходит на банковском рынке, в конце мероприятия смог дать только первый зампредседателя ЦБ Дмитрий Тулин: «Как только банки увлекаются финансированием связных сторон, бизнеса собственников, менеджеров, — это путь к катастрофе, это конфликт интересов. Более того, это противоречит всей концепции финансового посредничества. В 9 случаев из 10 все банковские крахи — следствие этой бизнес-модели. Это путь в никуда. Подавляющее большинство отозванных лицензий связано с тем, что банки просто переставали платить по своим обязательствам с наступающими сроками погашения, просто полная утрата ликвидности. Это не злой рок и не какие-то проактивные действия регулятора, а просто деньги кончились».
И если это касалось общей ситуации, то про Татарстан Тулин предпочел говорить в узком кругу журналистов. Прежде всего он заверил, что ситуация в банковском секторе Татарстана «управляемая и контролируемая местными властями, рынком, нами». «Ситуация вполне удовлетворительная», — объявил он. Однако тут же огорчил, заявив, что назначение банка-распорядителя для Татфондбанка невозможно: «Во-первых, это уже после отзыва лицензии невозможно, во-вторых, это было практически невозможно и до отзыва лицензии, потому что для этого нужно было найти достаточный объем стандартных кредитов прозрачных, которые согласился бы взять на свой баланс вместе с долговыми обязательствами кто-то из банков. Там таких кредитов было очень мало, не хватало их». Более того, Тулин рассказал, что с поиском активов Татфондбанка были проблемы: «Активы, которые предоставлены предприятием, которые принадлежали председателю правления, их никто не согласится брать, потому что все считают, что это не самые хорошие кредиты. Даже кредитный портфель малому и среднему бизнесу был в значительной степени техническим, прикрывающим накопленные убытки и утраченный капитал».
Идея страховать вклады юрлиц, о чем спрашивала Путина во время большой пресс-конференции корреспондент «БИЗНЕС Online», ему тоже пришлась не по нраву. Эту тему первый зампред предложил отложить до лучших времен — года на два-три: «Уже сейчас система страхования вкладов не работает как самоокупаемая страховая организация, она нуждается в поддержке. Мы предпочитаем даже тактически отложить все разговоры о расширении системы страхования вкладов на новые категории участников, включая юрлиц, до лучших времен, которые скоро наступят. Два-три года — с рынка уйдут заведомо слабые участники, плюс финансовое положение банковского сектора укрепится, и он сможет себе позволить платить более высокие взносы и сокращать задолженность перед Центральным банком, который еще кредитует». Более того, по его мнению, даже страхование вкладов физлиц уже нарушает условия конкуренции, так как честные банки оплачивают деятельность неосторожных. «Если распространять концепцию на юрлиц, появляется много предложений: кто-то говорит, что сумма должна быть 1,4 миллиона рублей, кто-то возражает, что для юрлиц это ничто. Дальше появятся новые желающие, чтобы их застраховали. Возникает вопрос: кто будет платить за это?» — заявил Тулин.
Анатолий Аксаков
«ОДНУ ИНФЛЯЦИЮ НЕ ПОКУШАЕШЬ, КАК БЫ МНОГО ИЛИ МАЛО ЕЕ НИ БЫЛО»
Вернемся к дискуссии финансового форума, на которой все больше говорили о проблемах банков. Например, председатель комитета Госдумы по финансовым рынкам Анатолий Аксаков подсчитал, что за прошлый год ЦБ отозвал 93 лицензии, а еще более десятка кредитные организации сдали добровольно. Тем не менее главная причина отзыва лицензий, уверен депутат, в том, что банки избрали неверную бизнес-модель еще тогда, когда о кризисе никто не думал. «Вторая главная причина — макроэкономика, которая уже длительный период выпукло выявляет эти проблемы в ошибках ведения бизнеса. Нам приходится говорить в лучшем случае о стагнации. Чем больше трудностей, с которыми наша экономика будет сталкиваться, тем больше банков будут уходить с рынка, особенно тех, которые концентрировали крупные кредитные риски, тех, кто финансировал в основном бизнес-собственников. С этим ничего не поделаешь. Они все равно будут проявляться, потому что неправильно была выбрана бизнес-модель», — поставил неутешительный диагноз Аксаков.
«Ситуация, связанная с отзывом лицензий, острая. На мой взгляд, у нас слабое корпоративное управление, у нас слабое управление рисками и недостаточный контроль за менеджментом, — вздохнул Мурычев и снова помянул Татфондбанк. — Сам председатель правительства РТ возглавляет совет директоров госбанка, и происходит то, что происходит».
А вот руководитель ассоциации российских банков (АРБ) Гарегин Тосунян уверен, что все экономические проблемы как раз от того, что в банковской сфере не все в порядке. «У нас фактически 50 процентов инвестиций происходит за счет собственных средств в экономику. Кредиты сегодня свелись к 6 - 7 процентам. Рынок кредитования требует расширения, без этого источника непонятно за счет чего наша весьма недокапитализированная экономика должна развиваться. Она и не развивается, потому что мы сжимаем кредитную систему разными способами», — возмущался он.
Критически воспринял Тосунян и предложение ЦБ разделить банки на группы — с базовой и универсальной лицензией. «Если еженедельно отзываются лицензии, психологически какой сигнал мы посылаем обществу? Сигнал, что есть какая-то узкая группа безотзывных лицензий, а теперь будет универсальная лицензия. Какой нормальный человек пойдет обслуживаться в банк и с базовой лицензией? И после этого мы надеемся, что экономика будет кредитоваться? С другой стороны, сам бюджет тоже не намерен кредитовать. Тогда откуда должен быть рост?» — не успокаивался глава АРБ.
Напоследок Тосунян еще покритиковал излюбленную политику ЦБ по таргетированию инфляции. «Может, раз мы так здорово умеем таргетировать, может, мы хотя бы таргетируем по двум параметрам: инфляция с ростом ВВП, инфляция с уровнем жизни, инфляция с увеличением рабочих мест? — язвил он. — Ну хоть что-то еще возьмем в качестве объекта для таргета. Одну инфляцию не покушаешь, как бы ее много или мало ни было».
Игорь Юргенс (слева)
«БАНКОВСКИЙ СЕКТОР ПРЕОДОЛЕЛ КРИЗИС», А «САГА ОБ ОСАГО» ВЕСЬМА ПЕЧАЛЬНА
В целом в банковском сообществе текущий год оценивают с воодушевлением, и абсолютно все ждут роста. «Банковский сектор преодолел кризис, есть хороший накопленный капитал», — объявил председатель правления Росбанка Дмитрий Олюнин. Так, в 2016 году розничный портфель вырос на 1%, чего явно недостаточно. «С одной стороны, доля кредитов розничного сектора к ВВП у нас остается низкой — 19 процентов. В то же самое время соотношение долга домохозяйств к доступному их доходу практически такое же. Это последствия высокой ставки. Поэтому в сегодняшних условиях ЦБ правильно беспокоится о контроле за состоянием закредитованности домохозяйств. Проблема закредитованности остается актуальной, без снижения процентной ставки нельзя ожидать, что спрос будет высоким, и способность кредитных организаций кредитовать будет существенно выше, чем сейчас», — рассуждал банкир. Зато в 2017-м, уверены в Росбанке, розничный кредитный портфель вырастет от 7 до 10%, однако случится это за счет ипотеки, которая в последние годы за счет господдержки являлась драйвером роста.
А вот с кредитованием корпоративного сектора не все так радужно, тем более с кредитованием малого бизнеса. «Снижение кредитования малого бизнеса происходит уже третий год, — констатировал Олюнин. — Это связано с двумя факторами. Программы господдержки недостаточно эффективны. Доля кредитов, полученных по программе господдержки, составляет всего 2 процента в общем объеме кредитования малого бизнеса. Этого недостаточно. Малый бизнес вынес вместе с домохозяйствами основное давление кризиса, восстановление без активной господдержки будет сложным».
Зато страховая отрасль в прошлом году выросла на 12 - 15%. Об этом, казалось, с радостью заявил президент всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс. Но это лишь казалось, поскольку тут же он начал жаловаться на то, что в стране всего один вид обязательного страхования, и то эта «сага об ОСАГО» весьма печальна. «Смысл в том, что, если в развитой Америке 2 тысячи обязательного вида страхования, во Франции — 200, а у нас их нет, то в этом случае нам стать институциональным инвестором очень сложно», — сказал он. При этом рост отрасль показала только за счет страхования жизни классического и долгосрочного, «в том числе вместе с банками и благодаря им». Но и тут Юргенс был расстроен: «Проблема с процентными ставками нас касается меньше, но нас касаются проценты, которые лупят банки со страховых. Это иногда запредел!»
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 14
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.