.

«КИТАЙ НЕ ИМЕЕТ ОБЫКНОВЕНИЯ ВМЕШИВАТЬСЯ ВО ВНУТРЕННИЕ ДЕЛА ДРУГИХ СТРАН»

Казань накануне принимала шестой российско-китайский форум «Партия „Единая-Россия“ — Коммунистическая партия Китая». Целый день делегация ряда китайских провинций вместе с прибывшей из Москвы элитой ЕР курсировала по столице Татарстана, проведя два крупных мероприятия: утром — в Казанской ратуше, после обеда — в ІТ-парке. Первое было полностью посвящено партийному строительству и, как откровенно сказано в программе, «мерам по усилению правящих партий». Второе — экономическому взаимодействию, то есть общим проектам Евразийского экономического союза и Нового шелкового пути. Со стороны России процессом рулил председатель высшего совета ЕР Борис Грызлов, в последнее время он нечасто появляется в роли публичного политика, зато охотно выступает в амплуа лидера-единоросса и большого друга Поднебесной. Обычно российско-китайский форум проходит в столицах государств, но в прошлом году глава татарстанских единороссов Фарид Мухаметшин пригласил китайскую компартию в Казань. Приглашение было принято, так что символы единороссовского медведя и серпа с молотом красовались рядом на приветственных плакатах казанских госучреждений.

Тот факт, что компартия Китая по сей день базируется на марксизме-ленинизме, а «Единая Россия» в каком-то смысле — сила, которая в свое время как раз подвинула с политического олимпа России местных коммунистов, вовсе не смущал участников форума. Видимо, для теплого общения двух партий оказалось достаточно уже того, что обе они давно забрались на самую вершину политического олимпа в своих странах и прочно там обосновались. К слову, татарстанских представителей КПРФ на встрече не оказалось вовсе. «Дело не в идеологической составляющей, а причина в том, что компартия Китая сегодня находится у власти крупнейшей по населению и экономической мощи страны мира, — объяснил дружбу ЕР и КПК один из лидеров коммунистической партии в РТ Артем Прокофьев. — Волей-неволей им приходится взаимодействовать, может быть, с не самой приятной для себя с идеологической точки зрения стороной. Да, в Китае есть еще 7 или 8 партий, но они находятся не в том положении, чтобы строить с ними какие-то отношения». У КПРФ есть отдельное соглашение с компартией Китая, которое действует уже несколько лет, в последний раз делегация депутатов-коммунистов побывала в Китае в конце 2016 года. В Казани же члены КПК по линии сотрудничества с КПРФ ранее не бывали — встречи с российскими коммунистами в основном проходят в Москве.

Выступая в Ратуше, Грызлов заверил, что «российско-китайские связи достигли беспрецедентно высокого уровня и стали образцом взаимодействия между великими державами в современном мире». Он отдавал должное экономическому чуду Китая, который умудрился «гибко совместить национальную модель социализма с рыночной экономикой», да еще и с примесью «традиционных конфуцианских ценностей». «Китайская мечта стала реальностью. Ни одна экономика мира не удерживала на протяжении десятилетий ежегодный рост ВВП на 7 процентов», — восхищался Грызлов. Он напомнил, что контакты между «Единой Россией» и КПК длятся более 10 лет. «„Единая Россия“ и компартия Китая — правящие партии, они защищают интересы разных слоев наших граждан, оказывают серьезное влияние на деятельность законодательных и исполнительных органов власти. Одновременно наши партии несут груз ответственности за принятые законы, национальный бюджет, правила экономической деятельности», — отметил Грызлов.

Позднее в ІТ-парке единоросс позволил себе более широкую дипломатическую риторику. России важно участие Китая как члена безопасности в ООН «в условиях непростых отношений с США и Европой», не стал скрывать Грызлов. «Некоторые аналитики говорят, что мир утрачивает стабильность и в нем происходят тектонические сдвиги, — объяснял он. — Некоторые аналитики России и Китая высказывают мнение о снижении степени влияния США на мировую политику и экономику. Однако США с этим не соглашаются и по-прежнему считают, что сохраняют свои позиции как интегрально сильнейшая страна мира и даже стараются наращивать влияние в таких важнейших сферах, как, например, добыча и переработка углеводородов и энергетика в целом». Однако, по словам Грызлова, это все же не единственная причина дружбы России и КНР: «Всем известно, что санкции усложнили отношения России с Западом. В этой связи хочу отметить, что утверждение, будто бы именно санкции заставили Россию повернуться лицом к Востоку, не вполне корректны. Китай был и остается важнейшим партнером России». По его словам, у России и Китая ряд совместных проектов — так, население Китая имеет большую потребность в энергоресурсах, «которых у нас хватит на много лет». «К тому же Китай не имеет обыкновения вмешиваться во внутренние дела других стран и не финансирует организации с сомнительной репутацией, — наконец, вставил самую яркую шпильку Грызлов. — Наши страны не раз согласованно выступали против оказанного на нас давления со стороны Запада и попыток ограничить наш суверенитет».

Грызлов сделал и конкретные предложения. «Считаю важным создание фонда по развитию арктических проектов», — заявил он. В Амурской области строится российско-китайский нефте- и газоперерабатывающий завод (владелец — ООО «Амурская Энергетическая Компания», проект стоит 123 млрд. рублей), 80% продукции которого будет поставляться в Китай. С другой стороны, Россия получит доступ к технологиям НПЗ, строящегося в Дацине. «20 россиян будут работать на этом заводе, предварительно пройдя курс обучения китайскому языку и технологии переработки нефтепродуктов», — объявил Грызлов. Пара слов была сказана и о проекте ВСМ Москва — Казань стоимостью $245 млрд., который в перспективе должен протянуться до Пекина и втрое сократить время поездки из столицы России в столицу Поднебесной. У соседей — масса возможностей по совместным аграрным проектам, например, в Южной Сибири — от Южного Урала и Сибири до Алма-Аты и Ташкента, а в перспективе — до Афганистана и Ирана. Более подробно обсудить проекты единоросс предложил участникам форума.

.

КПК И «ЕДИНАЯ РОССИЯ»: МОЛЧАЛИВОЕ СОГЛАСИЕ В ГЛОБАЛЬНОМ УПРАВЛЕНИИ

Руководитель международного отдела ЦК КПК Сун Тао выступал в торжественном духе, не брезгуя красивыми метафорами, описывающими дружбу двух великих народов. Первым делом он передал участникам диалога, случившегося «в прекрасном городе Казани», приветствие председателя КНР Си Дзиньпина: «Компартия Китая и партия «Единая Россия» в качестве правящих партий несут на плечах эпохальные задачи и исторические миссии по защите государственного суверенитета и сохранению мира вот всем мире». Он отметил, что у КПК есть много общих черт с «Единой Россией»: к примеру, КПК выступает за представительную демократию, а «Единая Россия» — за суверенную демократию, и обе партии против слепого копирования европейской западной демократии и за строительство сильного государства и поиск собственного пути развития. «КПК выступает за систему демократического централизма, принятие эффективных решений, соблюдение дисциплины и исполнение, а „Единая Россия“ — за усиление президентской власти по принципам федерализма, создание неподкупного и ответственного правительства, — говорил гость из Китая. — КПК придерживается самостоятельной мирной внешней политики, активно продвигает демократизацию международных отношений и построение сообща судьбы человечества. А партия „Единая Россия“ — за защиту международной стабильности, построение международного порядка на основании международного права и центральной роли ООН. Все это говорит, что партии России и Китая имеют не только схожие мнения в партийном строительстве, но и сильный резонанс, молчаливое согласие в глобальном управлении».

Сун Тао рассказал, как КПК удается с 1921 года пользоваться «сердечной поддержкой и одобрением народа» страны. Секреты нехитрые: «беззаветно служить народу», «делать все для масс, во всем опираться на массу и не отрываться от масс», «выполнять сложные задачи добросовестно и честно», «работать за идеал, бороться, не щадя себя и отдавая всю энергию». С особой ностальгией звучали такие фразы, как «единодушие партии и народа». Можно было даже услышать неожиданный мушкетерский девиз «один за всех и все за одного», он, оказывается, тоже в активе китайских коммунистов.

За последние три года китайские предприятия вложили свыше $50 млрд. в экономику прилегающих стран, напомнил Тао о роли Китая как международного инвестора. Многие члены ЕЭС одобрили проект сухопутных и морских транспортных коридоров «Один пояс — один путь», «что в очередной раз подтвердило общее признание того, что... инициатива Китая — симфония, а не соло, единое выступление, а не монодрама», витиевато объяснялся Тао. Так что совместные экономические проекты — это «создание благ для народа», «равенство и всеобщий выигрыш».

КНР: МЫ ПРИДЕРЖИВАЕМСЯ НУЛЕВОЙ ТЕРПИМОСТИ К КОРРУПЦИИ

Обсудили и тему коррупции в партрядах. Масштабы «профилактической» антикоррупционной работы в Китае особенно впечатляют, если знать, что численность китайских коммунистов — 89 млн. человек. Замначальника управления по надзору и управлению делами центральной комиссии по проверке дисциплины ЦК КПК Хан Цзиньпин рассказал, что принятый в 2012 году на съезде КПК новый антикоррупционный курс (призывающий «одновременно бить и тигров, и мух»), заметно повысил доверие народа к партийцам. Цзиньпин рассказал о принципах внутрипартийного контроля. Членам партии предписано разделять личные дела и дела служебные, быть неподкупными в работе и в жизни, умеренными во всем, любовь к роскоши считается неприемлемой. В Китае приняты особые документы, регламентирующие зарплаты и социальные блага членов правительства партии и страны, а также экономию и борьбу с расточительством. «Мы придерживаемся нулевой терпимости к коррупции. Это серьезное обещание компартии перед народом», — заявил Цзиньпин. Напомним, что высшая мера наказания за коррупцию в Китае — расстрел.

Советник председателя высшего совета «Единой России» Андрей Климов рассказал китайским коллегам про внутрипартийный контроль, который в ЕР возглавляет небезызвестная Ирина Яровая. «Это деликатная сфера, и наши политические конкуренты с большим интересом узнали бы о том, что нам удалось выяснить при внутрипартийном контроле, а это и возможные ошибки, и нарушения», — рассказывал Климов. Безусловно, было бы любопытно заглянуть в эту внутрипартийную кухню — жаль, что вчера обошлось без подробностей.

«Китайская пословица гласит: деньги падают в руки чиновника, как ягненок падает в пасть тигра», — обнаружил подкованность член генсовета «Единой России», депутат Госдумы Иван Квитка. Он рассказал, что масштабная борьба с этим злом в России идет уже почти 10 лет. «В последние годы мы наряду с контролем над доходами ввели контроль над расходами и крупными приобретениями чиновников, руководителей госкорпораций и их ближайших родственников, — перечислял Квитка. — Государственные закупки совсем недавно были настоящей питательной зоной для коррупции, но благодаря усилению мер контроля за данной сферой мы обеспечили гласность и прозрачность закупочной деятельности, а также предотвращение в ней коррупции. Публичной стала информация о контрактах, подрядах, которые чиновники планировали заключать с физическими лицами, друзьями, родственниками».

Но то ли эти меры оказываются неэффективными, то ли, напротив, очень эффективными. «В последние годы в России было немало громких дел в отношении чиновников разного уровня — и губернаторов, и министра», — намекал Квитка на резонансные дела последнего времени — аресты экс-губернаторов Вячеслава Гайзера и Никиты Белых и экс министра экономического развития Алексея Улюкаева (справедливости ради скажем, что единороссом среди них был только Гайзер). Напомним здесь же, что экс-главу холдинга ТФБ Роберта Мусина, находящегося под следствием из-за подозрений в мошенничестве с кредитом ЦБ, буквально на днях отлучили от членства «Единой России», правда, пока временно — до вынесения вердикта судом.

.

ТАТАРСТАН — КИТАЮ: МЫ ГОТОВЫ ПРЕДОСТАВИТЬ ИНВЕСТОРАМ ЗЕМЛЮ ПО ЛЬГОТНОЙ ЦЕНЕ

Губернаторы китайских провинций рассказывали татарстанцам о достопримечательностях родных краев — на презентационных стендах мелькали красоты Внутренней Монголии, Шандунь, Фуцзянь. Вице-губернатор Внутренней Монголии Чжан Цзяньминь напомнил гостям, что эта провинция — «окно» Китая на север, к российским территориям. Внешнеторговый оборот Китая с Россией — $650 млн., напомнил вице-мэр города Чунцин Лю Гуйпин. «Поднимем парус, запустим корабль дружбы», — одухотворенно призывал россиян вице-губернатор провинции Фуцзянь Чжоу Лианцин.

.

Эмоциональными оказались и выступления татарстанцев. Например, глава комитета по туризму РТ Сергей Иванов заставил буквально раскрыть рот от удивления. По его словам, в 2016 году в Россию из Китая приехал с визитом миллион человек, ежегодно турпоток растет на 15%. В РТ поток китайцев увеличился в полтора раза. «Мы четко понимаем, что для нас Китай — стратегический партнер в области развития туризма», — отметил Иванов и напомнил о туристической концепции Татарстана «1001 удовольствие», показал очень красочную презентацию, которая и обещала китайским гостям «море удовольствий». На слайдах мелькала цепочка красивых видов Казанского кремля, Великого Болгара, музея Ленина и КФУ. «В Казани работает большое количество гостиниц и большое количество торговых центров, где можно купить уникальные изделия наших народных промыслов — это изделия из кожи, ювелирные изделия и многие другие. Также в Казани находится самый лучший спа-центр России — он называется „Лучано“», — без запинки произнес Иванов.

Излюбленное развлечение китайских гостей, по словам чиновника, круизные туры по Волге (вот уж чем-чем, а нашим состоянием речного флота хвалиться не стоило). И, конечно, группы туристов с удовольствием приходят в КФУ посмотреть, где учился Владимир Ленин, и на его дом-музей. «В этом году планируется запуск прямого рейса из Пекина в Казань», — анонсировал уже давний проект Иванов. Пока из Казани летает только прямой рейс в Урумчи. «Кроме того, мы активно ищем инвесторов из Китайской Народной Республики для того, чтобы инвестировать в сферу туризма, — напомнил глава госкомитета. — Специально для этого создан проект „Семь ветров“. Мы предлагаем самые красивые и самые удобные места на берегах реки Волги и Камы для строительства туристических объектов. Мы готовы предоставить инвесторам землю по льготной цене и обеспечить необходимой инфраструктурой. Общий объем инвестиций в проект — 230 миллионов юаней, срок окупаемости — 5 лет. Приглашаем китайские компании инвестировать в туризм в Республике Татарстан».

.

Выступление главы агентства инвестиционного развития РТ Талии Минуллиной было попросту феерическим. Громко и четко, почти на пальцах, будто глухонемым, она объясняла гостям, что такое Татарстан и что в нем есть: нефтехимия, машиностроение, сельское хозяйство, энергетика. Минуллина не забыла упомянуть самолеты, вертолеты и «КАМАЗы». «Мы производим от всего российского объема 44 процента полиэтилена. Мы производим почти половину синтетического каучука. Это сырье для ваших производств. У нас просто сумасшедшая промышленная база и шикарные предприятия», — гордилась перед китайцами Минуллина. «В Татарстане рабочая сила тоже есть — не так много, как в Китае, но зато она высококвалифицированная!» — не забыла она. «Я сама была много раз в Китае, в последний раз купила себе шикарный китайский шелковый халат, поела пекинскую утку в ресторане, помимо работы... И что это такое? Халат — это, конечно, текстиль, высочайшее качество текстиля, в котором мы тоже хотим посотрудничать с Китайской Народной Республикой», — добавила живых красок в доклад Минуллина. Она раскрыла и интересный секрет: в этом году в Казани откроется первый китайский ресторан, и чиновница надеется пригласить туда участников уже следующего форума.

А завершился татарстано-китайский день подписанием двух соглашений. «Росгосстрах» и пекинская инвестиционная компания «Синьнуо» заявили о создании страховой компании «Го Хэ», которая будет работать на китайском страховом рынке. Со стороны «Росгосстраха» ключевой документ подписал генеральный директор «Росгосстрах-Жизнь» Александр Бондаренко, со стороны китайской компании — ее гендиректор Яо Кецзянь. «Это компания, которая будет заниматься непосредственно страхованием жизни, она будет работать в Китае с китайской лицензией», — рассказал журналистам Бондаренко. По его словам, страхование жизни в последние пять лет самый быстрорастущий и перспективный сегмент страхования. Внешнеэкономическое объединение «Машиноимпорт» и корпорация «Аньсинь» подписали проект соглашения о создании российско-китайского культурно-делового центра. После этого (а дело близилось уже к вечеру) гости быстро покинули ІТ-парк — лишь некоторые, например, инициатор строительства в Лаишево российско-китайского центра зернопереработки Нияз Хисметов, задержался в холле, чтобы побеседовать в узком кругу партнеров.