Фарид Абдулганиев Фарид Абдулганиев: «Если цивилизованные страны сделали это, сделаем и мы» Фото: «БИЗНЕС Online»

ИЛЬДАР ХАЛИКОВ РЕКОМЕНДОВАЛ СОРТИРОВАТЬ

Еще один шаг к строительству мусоросжигающего завода в Казани сделал кабмин РТ. Накануне был опубликован подписанный премьер-министром РТ Ильдаром Халиковым порядок сбора твердых коммунальных отходов, который в числе прочего должен открыть эру раздельного сбора мусора в республике. Работать схема начнет с 1 января 2018 года.

«Если цивилизованные страны сделали это, сделаем и мы», — прокомментировал данную часть документа в ответ на вопрос «БИЗНЕС Online» министр экологии и природных ресурсов РТ Фарид Абдулганиев на сегодняшнем брифинге в кабмине, но при этом он призвал подходить к вопросу селективного сбора, так сказать, селективно. Он привел пример Сингапура: там на мусороперерабатывающий завод поступает отсортированный мусор. Если стоимость сырья высокая, то он идет на переработку. Если низкая, то отходы сжигают. По его мнению, селективный сбор мусора хорош в крупных городах, на селе это порой экономически нецелесообразно. «Я с вами интересным фактом могу поделиться, — сказал Абдулганиев. — Он из научно-практической конференции из Мюнхена, а Бавария вроде как развитая земля... Там в некоторых случаях уходят от сбора селективного мусора в домашних хозяйствах. Глубина переработки в промышленных масштабах выше — достигает 20 и более процентов, поэтому селективный сбор нужен, а вот на селе иная ситуация».

Наконец, он подчеркнул, что при строительстве мусороперерабатывающего завода важна технология, чтобы не загрязнить атмосферу, и выразил уверенность, что современные технологии и экологическая экспертиза «позволяют это регулировать».

Между тем отсутствие в Казани раздельного сбора мусора — один из главных контраргументов противников строительства мусоросжигательного завода в районе Самосыровской свалки. Мол, ссылки на опыт развитых стран неприменимы, поскольку там наиболее опасные фракции (к примеру, батарейки) в печь не попадают.

Напомним, в начале марта 2017 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев одобрил строительство в республике завода, который сможет обратить в ноль все отходы Казани, а попутно подать в сеть 55 МВт электроэнергии по «зеленому тарифу». Кто в итоге станет реализовывать проект, станет известно 30 июня после подведения итогов конкурса. Однако пока что соответствующий проект стоимостью 21 млрд. рублей продвигает только компания «РТ-Инвест». В случае, если она станет победителем, начать строительство завода планируется уже в конце 2017 года, а запустить сам завод в эксплуатацию — к 2020 - 2021 годам. Впрочем, пока экологическая экспертиза проекта не завершена, не было и публичных слушаний.

ЗАВОД СОЖЖЕТ МУСОР И БЕЗ СОРТИРОВКИ, НО ЦЕЛЬ — ИЗВЛЕЧЬ 50% ВТОРСЫРЬЯ К 2035 ГОДУ

На вопрос «БИЗНЕС Online» о том, возможно ли строительство завода по термическому обезвреживанию отходов без внедрения селективного сбора, в компании «РТ-Инвест» сообщили: да, вполне, сгорит все.

«Конструктивные возможности заводов, в частности высокоэффективная система очистки дымовых газов и входной радиационный контроль, позволят без ущерба для экологии перерабатывать несортированные отходы, — говорится в ответе пресс-службы компании. — Однако „РТ-Инвест“, в соответствии с федеральным законом №89 и коммюнике Еврокомиссии от 26 января 2017 года, ставит для себя целью поддерживать приоритетное использование твердых коммунальных отходов во вторичном обороте».

Однако разделение на фракции нужно не только для лучшей экологии, но и для снижения объема захоронения отходов. Собранные отходы уже сейчас направляются на сортировку с дальнейшей переработкой всего ценного. Кроме того, утвержденная территориальная схема обращения с отходами в РТ подразумевает увеличение объемов вторсырья. Мусоросжигательный завод в данном случае — часть комплексного решения по обращению с отходами.

«Целевыми показателями утвержденной территориальной схемы Республики Татарстан предусмотрено, что к 2035 году 50 процентов всех образующихся в республике ТКО будет извлекаться в процессе раздельного сбора и сортировки и подвергаться утилизации (переработке в продукцию из вторичного сырья). Остальные 50 процентов будут обезвреживаться термически, а также перерабатываться в RDF», — добавили в «РТ-Инвест».

Завод, к слову, будет уничтожать и крупногабаритный мусор. «В случае поступления на завод крупногабаритных отходов они проходят стадию дробления в шредере и после направляются на термическое обезвреживание», — уточнили в пресс-службе.

Убедить людей сортировать отходы будет непросто. На примере Саранска, который принято считать самым эффективном в области раздельного сбора, увеличение объемов раздельно собранного вторсырья в три раза — до 16% — заняло более 5 лет. При этом пришлось серьезно вложиться в создание и поддержание инфраструктуры.

... Несортированные отходы рекомендуется складывать в серые контейнеры, бумагу — в синие, стекло — в зеленые...
Фото: ©Кирилл Каллиников, РИА «Новости

ПЛАСТИК — В РЫЖИЕ, БУМАГУ — В СИНИЕ...

Опубликованный документ регулирует сбор твердых коммунальных отходов (ТКО) с территории республики. Это отходы, которые образуются в жилых домах, на территории объектов торговли, в садовых обществах, гаражных кооперативах, детсадах, школах и т. д. (при этом в поле зрения данного постановления не попадают промышленные, радиоактивные, медицинские, биологические отходы и т. п.) Постановлением закрепляются такие понятия, как региональный оператор по обращению с ТКО, сбор ТКО, крупногабаритные отходы, отходы I - IV классов опасности и т. п. Указывается, что сбор ТКО осуществляется региональным оператором, но отмечается, что органы МСУ городских и сельских поселений участвуют в организации деятельности по сбору и транспортировке отходов на территории своих поселений, а власти районов РТ участвуют не только в сборе и транспортировке, но еще и в обработке, утилизации, обезвреживании и захоронении ТКО. В документе прописано, что сбор мусора должен обеспечивать возможность использования полезных фракций. Конкретных плановых показателей не установлено, но оговорено, что делать это нужно «в объемах не ниже установленных правительством РФ нормативов утилизации отходов от использования товаров». Уточняется, что региональный оператор несет ответственность за обращения с ТКО с момента погрузки отходов в мусоровоз.

Самая интересная часть посвящена собственно раздельному сбору ТКО. Во-первых, документ ничего не предписывает жестко, формулировки очень мягкие: схема «может использоваться». А во-вторых, даже при раздельном сборе можно сортировать отходы лишь на два вида — те, что можно переработать, и те, что нельзя. Второй вариант — это полноценная сортировка, когда мусор складывается в контейнеры разного цвета. Даже прописаны желаемые расцветки. К примеру, несортированные отходы рекомендуется складывать в серые контейнеры, отходы для утилизации — в желтые, бумагу — в синие, очищенный от грязи пластик — в оранжевые, стекло — в зеленые, пищевые отходы — в черные. Ртутные лампы и батарейки рекомендуется собирать с специальные контейнеры опять-таки с оранжевой цветовой индикацией. Интересно, что региональный оператор получит право отказаться вывозить несортированный мусор, который несознательные граждане могут запихать в контейнеры для раздельного сбора.

В постановлении оговаривается, что картон, бумагу, пластик, стекло, ветошь и алюминиевые банки также разрешается собирать отдельно на специальных пунктах приема вторсырья. Также объясняется, как нужно собирать крупногабаритный мусор, электронное оборудование, упаковку, уличный сор. Рассказывается, кому когда и как следует следить за чистотой контейнерных площадок, контейнеров, подъездных путей.

«ПО ЩЕЛЧКУ НЕ ПОЛУЧИТСЯ — НЕМЦЫ ВНЕДРЯЛИ ЭТО ГОДАМИ, НО ИМ УДАЛОСЬ»

В Казани между тем уже был предуниверсиадский опыт раздельного сбора отходов. На улицах выставлялись контейнеры под пластик, стекло, бумагу — всего таких точек было до 450. Однако затем идея умерла: тариф на вывоз мусора единый, так чего мучиться? Ведь нужны если уж не специализированные, то, по крайней мере, отдельные мусоровозы для обслуживания раздельных контейнеров. Надо, чтобы люди не бросали картофельные очистки вместе с бумагой. Но зачем это делать, если можно не делать? Однако эксперимент в целом был удачным: система может работать, хотя ее и надо было еще доводить до логического завершения.

Как считает исполнительный директор ООО «Экотехпром», бывший директор ООО «ПЖКХ » («Чистый город») Эдуард Антонов, мнение о том, что в России во всем виноват менталитет, ничем не подкреплено. «Людей несложно заставить сортировать, если их заставить платить, — заметил он в разговоре с „БИЗНЕС Online“. — У нас много партнеров, коллег-немцев. Когда мы ставили такие контейнеры, они смотрели, оценивали — по их словам, они сами делали это лет 20 назад, но в принципе мы тогда все делали верно. Подбирали технику, разрабатывали шаги, мероприятия... У них ведь как? Разные тарифы! Если даже дом многоэтажный — стоят отдельные емкости, все, что идет как вторсырье, вывозится бесплатно, а вот неразделенные отходы — за деньги. И в тех случаях, когда кто-то не разделил, закинул в контейнер для вторсырья, предусмотрены штрафы. Владельцев этих отходов находят очень быстро — люди ведь сами контролируют. Если будет материальная заинтересованность... Вы представьте, если вместо 200 рублей в месяц весь дом заплатит тысячу? Вот так все это внедряется и нормально работает».

По его мнению, при создании системы обращения с отходами важна конечная цель, стратегия развития рынка, с нее и надо начинать. Будут ли отходы подвергаться термической обработке или поедут на свалку? От этого зависит, как их надо готовить. После этого разрабатывается технология сбора и создается инфраструктура. Начинать, считает Антонов, надо с крупных объектов. Уже сейчас в Казани все крупные торговые точки отходы разделяют и продают их. Следующий шаг — установка емкостей в местах массового скопления людей. И только потом — дворы и дифференцированный тариф. Основных фракций для переработки всего пять — стекло, полимеры, картон, металл и крупногабаритные отходы.

«По щелчку не получится. Наши немецкие партнеры внедряли это три-пять лет, но им удалось», — резюмирует Антонов.

«ТАРИФ, ВОЗМОЖНО, ВЫРАСТЕТ, НО ВВЕДЕНИЕ РАЗДЕЛЬНОГО СБОРА — УЖЕ РЕАЛЬНОСТЬ»

Оценить возможность раздельного сбора «БИЗНЕС Online» предложил экспертам.

Николай Атласов — финансовый директор ООО «ПромИндустрия» (Набережные Челны):

— Я считаю введение раздельного сбора мусора со следующего года вполне реальным. Если есть постановление кабинета министров РТ, если есть самое главное — желание, то этого промежутка времени вполне хватит, чтобы подготовить всю необходимую инфраструктуру — контейнеры для раздельного сбора мусора, мусоросортировочные линии и т. д. В масштабах республики, полагаю, на это понадобится порядка 400 миллионов рублей.

Безусловно, жителей к раздельному сбору мусора нужно приучать. В республике должна работать программа обучения жителей. Одно дело — взять и выделить на эти контейнеры деньги, поставить их как памятники, потому что ими пользоваться не будут. И другое дело — чтобы эта система стала реально работающей, а не имитацией раздельного сбора мусора, необходимо уже сейчас продвигать пропаганду всеми доступными средствами — через СМИ, через встречи с населением, через образовательные учреждения: дошкольные, школьные, вузовские. Нужна системная работа по всем так называемым фронтам. Нужно понимать и отдавать себе отчет в том, что это дойдет до людей не сразу. Наша компания при поддержке администрации Набережных Челнов занимается раздельным сбором мусора уже 1,5 года. С каждым днем наши совместные акции набирают обороты. Люди откликаются положительно на нашу идею. Но этого мало, я считаю, нужно достучаться до сердца каждого жителя, чтобы он понимал всю важность и нужность раздельного сбора. Мотивировать людей можно и рублем, нужно объяснять им, что чем больше вторсырья уйдет в переработку, тем меньше будет загрязняться среда его обитания.

Понятно, что в случае введения новой схемы поток вторсырья увеличится, причем значительно. Это все нужно успеть переработать, ему необходимо найти рынок сбыта. Поэтому уже сейчас надо выстраивать работу и по сортировке, и по пропаганде, и по конечной переработке вторсырья в готовые изделия. Это просто огромный пласт работы, за который необходимо браться уже сейчас. Только силами тех компаний, которые сейчас есть в республике, будет очень тяжело справиться без мощной поддержки государства. Нужны будут огромные финансовые, человеческие и иные ресурсы, чтобы осилить такой большой фронт работы. И бизнесу, и государству нужно вместе, взявшись за руки, пойти в атаку на отходы, которые можно будет превратить в доходы.

Я думаю, что обе схемы сбора мусора имеют право на жизнь. Главное — начать. В первом случае нужны будут дополнительно сортировочные линии, которые будут все поступившее вторсырье рассортировывать на отдельные фракции. Если мы сразу будем переходить на раздельный сбор, то на дальнюю перспективу этот способ мне кажется перспективнее, но обе схемы имеют право на жизнь.

Сейчас в Татарстане на переработку отправляется не более 5 - 7 процентов вторсырья, пригодного для переработки, хотя на переработку может и должна отправляться как минимум половина вторсырья, ведь в мусорном ведре у жителей оказывается практически одна упаковка, почти на каждой из них есть значок, подтверждающий, что она пригодна для вторичной переработки.

Думаю, что тариф на вывоз мусора в результате введения его раздельного сбора не может и не должен вырасти. Бить рублем жителей за то, что они начали сортировать образовываемый в результате их жизнедеятельности мусор, думаю, никто не станет.

Ян Наумов — руководитель проекта компании «Чистая среда»:

— Думаю, что при слаженной работе схема по раздельному сбору мусора со следующего года может заработать. Это, конечно, будет зависеть в первую очередь от регионального оператора. Безусловно, это довольно затратное дело, но оно необходимо для всех нас.

Моя компания устанавливает по городу пункты приема вторсырья. И люди, которые приносят в наши пункты вторсырье, сортируют его у себя дома и получают за это деньги. А чтобы изменить менталитет людей, чтобы они не выбрасывали все в одну корзину, а сортировали все отдельно, работу начинать нужно уже сейчас — в школе, в детсадах. Мы совместно с минэкологии РТ пишем программу по раздельному сбору мусора, чтобы уже начать ее внедрять в школьных и дошкольных образовательных учреждениях. Потому что просто расставить контейнеры и ожидать, что народ сам начнет сортировать мусор и класть его в них, мне кажется бессмысленной затеей. Во всяком случае, наша практика показывает, что народ у нас несознательный. Мы устанавливали урны по раздельному сбору мусора, но они не прижились. И все это вторсырье оказывалось в итоге в общей массе с другими коммунальными отходами.

Мы принимаем у населения 12 видов вторсырья. Основные — полиэтилен, макулатура и полиэтиленовые трубы и канистры. Но каждый день на рынке появляются новые виды пластиков, которые не подвергаются переработке. Разновидностей пластиков становится все больше и больше. И мы изымаем лишь ту часть, которая в настоящее время может перерабатываться, а вот новые виды пластиков идут в захоронение. Взять те же самые ланч-боксы — они же не перерабатываются никем! И это очень большая проблема. Пока нет такого оборудования, которое может его переработать. У нас в республике есть большие заводы — «Оргсинтез», мы строим хорошие корабли, мы производим автомобили, но почему-то никто не задумывается, что можно производить оборудование, которое бы позволяло перерабатывать новые виды пластиков. Это ведь проблема не только Татарстана, это проблема российского масштаба!

Сегодня раздельно собирается не более 3 процентов мусора, я считаю. Достичь же нужно как минимум 50 процентов. Очень много обертки, стаканчиков от йогуртов, которые просто никто не берется перерабатывать, захоранивается. Мы же принимаем у населения только то, что сегодня можно переработать. Но вторсырья, которое сегодня наша промышленность переработать не может, очень и очень много!

Вполне возможно, что тариф за сбор и вывоз мусора для населения может вырасти. Как я понимаю, перед региональным оператором ставятся серьезные задачи. Те же самые урны по раздельному сбору мусора нужно закупить, это опять-таки та же самая спецтехника, которая будет это все обслуживать, тот же самый персонал... Конечно, затраты на все это возрастают и лягут дополнительной нагрузкой на регионального оператора.