.

ОТ ДЕРЕВНИ УНИВЕРСИАДЫ ДО КОРПУСА КФУ

Накануне в комитете внешнего благоустройства Казани состоялась презентация проектов по обустройству веломаршрутов — от центральной части Казани до Деревни Универсиады. Разработку маршрута разделили между двумя компаниями: веломаршрут от Деревни Универсиады до Ленинского сада разработала «Проектная артель Анжелики Мелентьевой», а проект, расширяющий уже существующее малое велокольцо до парка имени Горького, — ООО «ПЦ Град». Эти компании были признаны победителями по итогам двух тендеров, проведенных руководителями программы развития ООН и комитетом внешнего благоустройства Казани.

Анонсируя выступление победителей, замначальника комитета по внешнему благоустройству исполкома Казани Дамир Шайхутдинов рассказал, что перед разработчиками стояла цель создать маршруты, которые будут популярны как среди велоактивистов, так и среди туристов и простых горожан. Помимо уменьшения транспортной нагрузки, пересаживание на велики должно дать и мощный экологический эффект: сокращение выбросов парниковых газов с учетом 2017 - 2022 годов составит около 14,5 тыс. т, рассказал он. Сокращение используемого газомоторного топлива за тот же период — до 6,5 млн. л топлива.

«На участие в тендере подавались в основном московские компании и только одна казанская — «Проектная артель», но с учетом того, что у них было сильное техническое предложение и в составе исполнителей были и градостроители, и транспортники, и велоактивисты, они и получили самые высокие баллы», — рассказала «БИЗНЕС Online заместитель менеджера проекта программы развития ООН Римма Филиппова. За победу в тендере победитель получил 900 тыс. рублей и 45 дней на разработку проекта, которые в итоге вылились в пять месяцев.


Чтобы открыть, нажмите

О том, каким будет маршрут от Деревни Универсиады к самому центру, рассказала разработчик проекта Анжелика Мелентьева. В проект были заложены обязательные точки притяжения: такие, как «Ленинский сад», корпусы КФУ, парк Тысячелетия, Казанский зооботсад, центр гребных видов спорта и Деревня Универсиады, пояснила она. В итоге из нескольких возможных вариантов выбрали магистральный маршрут, поскольку он самый экологичный, экономичный и поможет привлечь большую часть населения. Новая сетка рассчитана не на велосипедистов, а именно на рядовых казанцев, которые вполне возможно еще не ездят на велосипедах, подчеркнула Мелентьева. Проект направлен на популяризацию этого вида транспорта, и его решено было сделать «максимально уютным» и провести по самым безопасным улицам. Итоговое решение выглядит так: Деревня Универсиады — ул. Карбышева — овраг Старые Горки — Оренбургский тракт — ул. Павлюхина — ул. Газовая — ул. Качалова — ул. Назарбаева — ул. Петербургская — ул. Островского — парк Тысячелетия — ул. Салимжанова — ул. Право-Булачная — Кремлевская набережная, где она соединяется с существующим малым велокольцом — парк «Ленинский сад» — корпус КФУ.

Чтобы открыть, нажмите

«ОТКРЫТЬ ПАРК ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ НАВСТРЕЧУ ЛЮДЯМ»

Проектом предусмотрены парковки по маршруту и система байк-шеринга — прокат в особо посещаемых местах, например рядом со зданиями КФУ, пользоваться которым студенты смогут на льготных условиях. Ширина дорожек — 3 м, по 1,5 м на каждую сторону дороги. Разработчики рассказали, что веломаршрут не предполагает единого покрытия: например, на улицах Газовой и Качалова запланированы отдельные изолированные велодорожки, на улице Петербургской проходит велополоса, а на переходе к Булаку вновь появляется велодорожка. Все полосы, по словам проектантов, максимально изолированы. «Внедрять их на таких улицах, как Оренбургский тракт, в наших условиях очень опасно. Там их не будет», — отмечают они.

Реализация проекта подразумевает несколько этапов. Например, на ул. Карбышева основной маршрут проходит по оврагу, на месте которого «Проектная артель» предложила организовать велопарк. Но поскольку это требует больших затрат и разработки отдельного проекта, маршрут временно пройдет по индивидуальной жилой застройке района Старые Горки, пояснила Мелентьева. Отдельно она обратила внимание на то, что проект не предполагает засыпки оврага. «Мы оставляем весь ландшафт, — рассказала она. — Он как раз и будет той красивой буферной зоной, где не будет лишних городских звуков. Для местных жителей это площадка для прогулок, для отдыха, и в то же время там можно проводить велоспортивные соревнования, можно просто кататься».

На части таких улиц, как Павлюхина, Газовая и Качалова из-за новой застройки «потерялась» пешеходная связь — она совсем прижалась к домам. Для таких ситуаций проектанты дополнительно разработали пешеходные дорожки. Петербургской улице они отвели роль своеобразного велосипедного узла, отметив, что она для этого приспособлена как нельзя лучше, чего не скажешь об улице Пушкина. Решив, что территория рядом с ТЦ «Кольцо» для приноровления под веломаршруты еще не созрела — ее совсем недавно сделали удобной для автомобилистов, — разработчики решили обойти стороной это местность. А вот рядом с театром кукол «Проектная артель» предложила организовать детский велопарк, «чтобы маленькие казанцы с рождения знали этот вид транспорта и умели им пользоваться».

Отдельное внимание проектанты уделили парку Тысячелетия, отметив, что сегодня он не приспособлен для движения и прогулок. «По идее, это сквер, но как сквер он не работает, поскольку все его дорожки тупиковые. Люди в него заходят, особенно туристы, и они не понимают — они куда-то двигаются, но двигаются в никуда. А он-то по замыслу, наверное, должен был использоваться для связи между улицами Казани, — отметила Мелентьева. — Поэтому мы предложили в рамках нашего проекта организовать и пешеходную связь, которая соединяет улицы, и велосипедную связь, параллельную ей».

.

АВТОМОБИЛИСТОВ «ПОДВИНУТ»

После того как разработчики сообщили, что на воплощение проекта в жизнь понадобится 643 млн. рублей, в зале повисла тишина — собравшимся явно требовалось осмыслить услышанное. Остудить пыл вдохновленных велолюбителей поспешил Шайхутдинов. «Это с учетом таких крупных капитальных объектов, как тоннель через ж/д насыпь на Павлюхина. С учетом велопарка. Но есть более дешевые варианты, временные. Этап №1 обойдется примерно в 60 миллионов рублей», — объяснил он. Мелентьева добавила, что, согласно условиям соглашения, веломаршрут необходимо построить в срок до 1 года.

«На этот год мы определили те работы, которые необходимо провести за этот участок времени. Среди них есть действия, которые мы считаем необходимыми, иначе маршрут не будет до конца велосипедным, если будет проходить 9 пешеходных переходов по Танковому кольцу или упираться в переходы, не приспособленные до велосипедистов», — заметила она. Второй и третий этапы будут включать в себя строительство новых переходов, парковок и получение согласования по железной дороге. «Источник финансирования не определен. Возможно, инвесторы, может быть, бюджет города, — обтекаемо предположил Шайхутдинов. — Нет ясности, будет ли это в этом году. Конечно, в идеале — чем раньше, тем лучше осуществить проект. Но никто не может гарантировать, учитывая текущую экономическую ситуацию», — резюмировал он.

Второй участок маршрута — соединяющий малое казанское кольцо с парком имени Горького — было поручено проработать «ПЦ «Град». Согласно проекту, разработанному компанией, с Кремлевской набережной велодорожками будут соединены улицы Подлужная, Большая Красная, Толстого и Муштари. Руководитель компании Олег Шипилов рассказал, что основной задачей, которую ставили перед разработчиками, была безопасность, чтобы оградить друг от друга пешеходов, автомобилистов и велолюбителей, не ущемляя при этом ничьи права.

Концепция малого казанского кольца уже частично реализована, отметил он, теперь, согласно проекту, существующие велодорожки необходимо обеспечить элементами безопасности: установить камеры, термопластовые переходы. Напомним, что в октябре 2015 года было презентовано малое казанское велокольцо протяженностью 4,3 км в историческом центре города. Его маршрут прошел через улицы Кремлевскую, Чернышевского, Дзержинского, по Ленинскому саду, далее по улицам Театральной, Касаткина, по Кремлевской набережной, улице Батурина и подъему около республиканского онкологического диспансера до Кремлевской. «Получается, та концепция участка с Деревни Универсиады будет соединена с этой концепцией. Мы замкнем центральную часть города с «молодежной частью», — отметил Шипилов. Реализация этого этапа программы, по его словам, будет стоить 8 млн. рублей. Основная часть средств — на понижение бортовых камней, благоустройство перекрестков и нанесение разметки.


Чтобы открыть, нажмите

На вышеперечисленных улицах будет уменьшена проезжая часть и выделена трехметровая полоса для велосипедистов, рассказал эксперт. «Сейчас есть нормативные документы, по которым проезжую часть полосы движения можно уменьшить до 2,75 метра», — пояснил он, отметив, что все изменения уже согласованы с ГИБДД города. «В Альметьевске эту программу фактически реализовали, — отметил Шипилов. — Там сумма, конечно, в разы выше была. И там нефтяники подключились, 200 миллионов выделили». Тем не менее город на использование велосипедов не перестроился, констатировал руководитель проекта, заметив, что параллельно с инфраструктурой нужно менять и сознание людей. «Мое личное мнение — нужно сделать этот проект в максимально дешевом варианте», — предложил он. Именно поэтому вторую часть проекта постарались сделать как можно более бюджетной — без переделывания тротуаров, за счет организации перекрестков и полос.

.

«СВЯЗКА ПОДЛУЖНОЙ И БОЛЬШОЙ КРАСНОЙ — САМАЯ КРУТАЯ ГОРКА»

Затем настало время обсуждений и вопросов. А их у представителей велосипедного сообщества оказалось немало. Активист велоклуба «Негонки» Фарид Ахметов нашел во втором проекте сразу несколько упущений, за которые публично раскритиковал авторов проекта. Так, он заметил, что у людей, едущих в центр из Азино и Советского района, должна быть возможность проехать по центру — от парка имени Горького по улице Ершова. Вместо этого маршрут очень сильно завысили, направив его по Подлужной. В зале, впрочем, тут же нашлись сторонники проекта, заметившие, что он разрабатывался с прицелом на туристов, чтобы те увидели все ключевые магниты города и проехали по самым интересным местам.

Серьезную критику Ахметова вызвал и подъем на улицу Толстого, предусмотренный разработчиками второго проекта. «Связка Подлужной и Большой Красной — это самая крутая горка, — рассказал он корреспонденту „БИЗНЕС Online“. — На ней спортсмены тренируются. Есть такая программа — называется страва. Я предлагаю взять разработчиков, посадить на велосипед, и пусть они просто попробуют туда подняться. Еще хорошо при этом нацепить им пульсомеры и посмотреть, каким при этом у них будет пульс», — предложил велоактивист. Для людей с неотрегулированными тормозами эта горка может представлять опасность, заметил он.

.

Велоактивист Аля Халикова поддержала Ахметова, при этом очень похвалив проект, разработанный «Проектной артелью»: «Проект плотно разрабатывали именно для того, чтобы привлечь новых людей. Спортсменам не нужны велодорожки, потому что они уже спокойно сосуществуют с автомобилями. Велодорожки нужны для мам с детьми, для велосипедов, для прогулок. Велодорожки нужны для тех, кто сейчас не решается выйти на дорогу. Соответственно, то, что очень продуманы все моменты — отсутствие рельефа, преодоление перекрестков, безопасность и так далее, — мне очень импонирует в первом проекте. Во втором сильно смущает подъем на Подлужной», — поделилась она.

Очевидно, следующим шагом должен стать поиск инвестиций. А это, как пространно намекнули в комитете, — дело непростое. Впрочем, активисты напоминают, что организацией велодорожек в городе обещали заняться последние пять лет. «Обещали — пусть делают», — подытоживают они.