У людей нулевая финансовая грамотность, и так было всегда, напоминает Демура. Толпа всегда в проигрыше. Всегда абсолютное большинство людей не способно к понятийному мышлению. Даже «наверху» нет людей, адекватно воспринимающих экономическое реалии. И это одинаково что у нас, что в Америке. Демура предсказывает относительно благополучный 2017 год, но уже в его конце пузырь начнет схлопываться, а в 2018-м нефть упадет до $10 - 12 за баррель. И в России начнут беспощадно резать бюджет.
«ИСТОРИЯ С ТАТФОНДБАНКОМ НАГЛЯДНО ПОКАЗАЛА, К ЧЕМУ НУЖНО ГОТОВИТЬСЯ ВКЛАДЧИКАМ ДАЖЕ САМЫХ НАДЕЖНЫХ БАНКОВ»
Сбербанк в течение сегодняшнего дня давал одну и ту же информацию атаковавшим его СМИ: с 4 апреля главный банк страны снизил ставки по вкладам и сберегательным сертификатам в рублях на 0,3–1,05 процентного пункта. Теперь максимум, что можно получить по депозитам, — 6,1% на срок 3— 6 месяцев. Для сравнения: еще в феврале разместить средства (правда, на срок от шести месяцев до года) можно было за 7,7% годовых. При этом стоит отметить, что до этого, 30 сентября 2016 года и 17 февраля 2017 года, банк уменьшал ставки по депозитам, но более плавно, на 0,3–0,7 пп.
— Степан Геннадьевич, о чем говорит сегодняшнее решение Сбербанка?
— Это говорит о том, что в банках очень много рублей, у крупных банков проблемы с фондированием в рублях нет. Поэтому они снижают ставки, им не нужны дорогие депозиты. В реальный сектор экономики эти рубли не идут. Нам даже господин Костин (глава ВТБ Андрей Костин. — Прим. ред.) говорил, что малый и средний бизнес кредитовать не имеет смысла. И вообще сейчас кредитовать российскую экономику особого смысла не имеет. Эти деньги никогда не вернутся. Она второй или третий год, грубо говоря, схлопывается. Производство занимает малую часть, а большую — потребление. В основном кредитная масса растет за счет перекредитования старых долгов, чтобы банки не уходили в минус, чтобы у них «красное» не появлялось на балансе и чтобы не возбуждать нашего замечательного регулятора.
— И для простых людей это плохая новость?
— Это очень плохая новость. Почему банки любят депозиты? Один рубль в депозите превращается в 10–20 рублей кредитов. Банки с этих кредитов получают проценты. Понижая ставку, они говорят вкладчикам: у нас ставка уже ниже инфляции, не стоит нам нести деньги. У нас с рублевой ликвидностью все в порядке. У нас много рублей, мы не знаем, куда их девать. И это плохая новость. Все сказки о дешевом фондировании и дешевых кредитах, которые поднимут экономику, — у меня к этим «придурковатым сказочникам» всегда один вопрос: а куда эти деньги пойдут? Кого вы будете кредитовать? Нет сейчас таких проектов. Ответы на эти вопросы есть, но их озвучивание автоматически подводит под несколько статей УК — «разжигание» и пр.
— Так что делать тем, у кого рубли?
— У людей нулевая финансовая грамотность. Толпа всегда в проигрыше, это стадное поведение. И это не только у нас так. Посмотрите, что происходит с данными в Америке. «В будущее они смотрят с огромным оптимизмом». В то время как реалии говорят о том, что все очень и очень плохо в экономике. А в России есть два надежных банка — стеклянный и алюминиевый. И так уже несколько лет.
История с Татфондбанком наглядно показала, к чему нужно готовиться вкладчикам даже самых надежных банков (напомним, что в начале марта Татфондбанк, входивший в Топ-50, остался без лицензии в связи с утратой капитала, — прим. ред.).
— Что банки делают в такой ситуации?
— Банки активно выводят капитал. И в 2014 году, и сейчас. После «чистки банков» дырка оказалась порядка 800 или 900 млрд рублей. Вопрос: а куда смотрел регулятор? Как банк ни возьмёшь, та же история с татарскими банками, капитала нет. Всё выведено.
— Отбросим все же шутку про стеклянную и алюминиевую банку. Что людям делать, чтобы сберечь накопления?
— У нас народ очень хитрый и жадный. А жадность... она ведет к нищете. Людям говоришь: «Ребята, покупайте доллары и золото и забудьте об этом на некоторое время. Года на два». А тебя спрашивают: «А как еще на этом заработать?» Вы тут либо трусики наденьте, либо крестик снимите. Если вы говорите о сбережениях, речь всегда идет о долгосрочной перспективе. А у нас как народ: по 80 купит, по 60 отдаст. А чего вы по 40 не покупали? У меня рецепт не меняется: доллары и золото.
«ПОСЛЕ ВЫБОРОВ БУДУТ РЕЗАТЬ БЮДЖЕТ СИЛЬНО И ДРАМАТИЧЕСКИ»
— Есть ли сценарии, как быстро эта экономическая проблема станет ощутимой в России?
— Дотянуть до выборов в 2018 году у правительства деньги есть. И бюджетничков особо резать не будут, и все соцпрограммы. А как только пройдут выборы в 2018 году... Посмотрите, что случилось с выборами в губернаторы. До выборов было все прямо прекрасно и замечательно: и дороги строим, и садики, и больным лекарства дают. Проходят выборы — все режут. После выборов будут резать бюджет. Причём сильно и драматически. «Социальной ответственности государства» уже нет. Закончилась. Пенсионеры уже непонятно что получают. Посмотрите, что происходит с медициной. Это уже просто несерьёзно.
— Глава Сбербанка Герман Греф пошутил сегодня насчет того, как увеличить темпы роста экономики в 2017–2018 годах: все будет зависеть от того, кому будет подчиняться Росстат.
— Он очень своеобразно шутит. Я хочу вам напомнить тираду Грефа на экономическом форуме в Петербурге в 2014 году. Его тогда спрашивали про информацию и что можно говорить населению. Я не знаю, под каким кайфом он был, но он выложил очень интересные вещи, которые не надо было говорить людям такого положения. О том, что правду говорить не надо, что все эксперты и экономисты всего лишь обслуживают существующую парадигму. Эти люди являются не более чем «департаментом маркетинга» существующей парадигмы. Потом Греф пару лет молчал. Вот опять сказал что-то правильное.
— Спасибо нужно сказать Герману Оскаровичу за честность?
— За что? Он сказал то, что те, кто способен понимать, и так знают.
— Вы сказали, что грамотность экономическая у народа нулевая, но ведь она с чего-то начинается.
— Никогда. Есть правила функционирования социума и отдельных индивидуумов, из которых состоит социум. Тысячи лет не меняется ничего. Всегда абсолютное большинство людей не способно к понятийному мышлению и работает, используя свою лимбическую систему, т.е. не напрягая свои извилины. Это биологический факт. С ним ничего не сделаешь. Люди из столетия в столетие повторяют и будут повторять одни и те же ошибки. Будут те же мании на рынках и в экономике. На сказках про обучение финансовой грамотности кто-то просто рубит деньги. Ведь главное что? Найти тему.
— Что вы можете сказать тем, кто сейчас отмечает, что хранить в валюте тоже невыгодно — рубль растёт?
— Люди, которые зарабатывают на рынке, про сбережения не спрашивают. Ну растёт сейчас рубль, и что? А кто помнит, сколько рубль стоил в 2008 году? За доллар давали 23. А сколько он стоит сейчас? Вспомните, где были тогда индексы РТС, сколько стоили акции того же «Газпрома» и как эти цифры выглядят сейчас. Это простые примеры того, как растёт рубль. Ещё раз. Эти вещи требуют дисциплины и понимания того, что ты делаешь. К сожалению, у большинства населения эти навыки отсутствуют.
«КОГДА ВЫ НАДУВАЕТЕ ПУЗЫРЬ, В ОПРЕДЕЛЕННЫЙ МОМЕНТ НА НЕГО САДИТСЯ МУХА — И ВСЕ ЛОПАЕТСЯ»
— Понятно, что наша экономика зависит от цен на углеводороды. Что должно произойти, чтобы экономическая ситуация стала лучше, чтобы выросли цены на нефть и у нас снова наступила благоденствие?
— Ни с так называемой «фундаментальной» точки зрения (анализ спроса и предложения), которая к динамике цен на нефть вообще не имеет никакого отношения, ни с технической точки зрения, ждать роста не приходится. Максимум, что мы можем увидеть в текущем году, как по марке «Лайт» цены дойдут до 62–63 долларов за баррель. Это максимум. И после этого поход на 9–12 долларов. Падение цен, по идее, должно начаться в конце 2017-го — начале 2018 года. Т.е. текущий 2017 год будет относительно спокойным и благополучным, несмотря на все ужастики, которые мы слышим.
— А почему нефть вдруг полетит вниз на рубеже 2017/2018?
— Циклы. Рынки подойдут. S & P (Standard & Poor’s — американская аналитическая компания по финансовым рынкам. — Прим. ред.) покажет свои последние умопомрачительные верхи, и начнётся поход на низы 2009 года. Когда вы надуваете пузырь, в определённый момент на него садится муха — и всё лопается. Пузырь есть? Есть. Что вызовет его коллапс, лично для меня вопрос не интересный. Там могут быть сотни причин.
— Но мы видели, и не раз, как цены на нефть растут, когда начинается какая-нибудь очередная война. Это уже не работает?
— Цены точно так же падают, когда начинается война. Вы пытаетесь понять динамику цен на нефть с помощью каких-то сказок. А сказки разные. Одни — когда цена растёт. Когда падает — уже другие сказки. Конкретный пример. Вспомните, что нам пели все эксперты, аналитики, экономические телеканалы, когда Дональд Трамп был ещё «кандидатом»? Не приведи господь, если он выиграет! Разверзнутся небеса! Рухнут рынки! Пели? Пели. Что произошло? Всё с точностью до наоборот. Те же люди сейчас поют нам песни про «рефляционные идеи» и ещё что-то. Надо же им объяснять как-то своё профессиональное несоответствие.
— А «наверху» сейчас нет людей, которые адекватно воспринимают экономическую реальность?
— Нет.
— А на что тогда рассчитывают «наши верхи», ведь рано или поздно, по вашим словам, придётся больно падать?
— А здесь нет ничего нового. Так происходило тысячи лет. Просто люди отказываются это понимать. Каждый раз человек верит, что в этот раз обязательно всё будет по-другому. Ничего по-другому не будет. Всё будет то же самое. Всё это было много раз в истории экономики.
Николай Нелюбин
«Фонтанка.ру», 5.04.2017
Степан Демура — выпускник МФТИ с красным дипломом (1993), доктор философии по прикладной математике в Университете Чикаго (США). 12 лет работал в финансовых структурах США трейдером и финансовым инженером, 7 лет преподавал в Школе бизнеса Чикагского университета. С 2004 года работает на российском фондовом рынке в Москве.
Родился в 1967 году в Москве.
Начинал как разработчик торговых систем.
1996 — возглавлял исследования в компании Sheridan Investments LLC, Чикаго (США).
2001 — консультант в компании Efficient Portfolio Management LLC, Чикаго (США).
Впервые прославился точными предсказаниями мирового кризиса 2008 года, сделанными за несколько лет до его начала, несколько лет назад предрек нынешний российский кризис.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 35
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.