«Фатих Саубанович Сибагатуллин больше известен на ниве сельского хозяйства, но в последние годы занялся также историей и как всегда так энергично, что рвет подметки» «Фатих Саубанович Сибагатуллин больше известен на ниве сельского хозяйства, но в последние годы занялся также историей и, как всегда, так энергично, что рвет подметки» Фото: Сергей Елагин

«МНОГИЕ У МЕНЯ СПРАШИВАЮТ: «СИБАГАТУЛЛИН ТЕНГРИАНЕЦ?»

«Природа всегда сильнее принципов».

Дэвид Юм

Последние годы наблюдается громадный интерес среди татар к собственной истории. Чаще всего — это краеведы, которых по стране немереное число. Они приезжают к нам в институт, дарят книги, просят о поддержке в методическом плане. Они издают книги на деньги, собранные в своей деревне, чаще оплачивает спонсор — выходец из этой же деревни. Школьные музеи растут как грибы после дождя. Все это не может не радовать. К сожалению, многие любительские работы несут лишнюю малозначимую информацию, при этом упускают важные исторические факты. Например, микротопонимы, существовавшие в прошлом в названиях улиц, переулков, а также гидронимы могут содержать важные подсказки для истории не только деревни, но и для большой истории. Родословные содержат немало информации. С тем, чтобы ввести эту громадную по масштабам работу сотен краеведов в какое-то русло, мы разработали методичку и открыли специальный сайт по истории населенных пунктов Татарстана (без деления по этническому признаку) и татарских деревень России (их более 3 тысяч).

Наряду с любителями краеведами есть пенсионеры, часто остепененные, но не историки. Они, как правило, пишут нашу историю заново, так сказать, самый правильный взгляд и просят опубликовать, считая, что это входит в наши обязанности. Для информации — из бюджета республики на публикации мы получаем не более 300 тыс. рублей, этого не хватит даже на одну солидную книгу, в лучшем случае это покроет типографские расходы книги средних размеров с минимальным тиражом, и то если печатать в Турции, а не в Казани. У нас печатают дороже, хуже и дольше...

Наконец есть активные сторонники изучения нашей истории, которые душой и телом преданы этой работе, они не профессионалы, но по многим вопросам могут дать фору нашим ученым. Один из них — Камиль Аблязов из Саратова, издавший на свои деньги два тома истории татар. Он рьяный татарист и сторонник возрождения золотоордынского города Укека, которому недавно исполнилось 750 лет. Укек был одним из крупных городов Орды наряду с Сараем, Булгаром, Биляром. Этот город предшествовал появлению Саратова.

Среди любителей-историков особо выделяется Фатих Саубанович Сибагатуллин. Его представлять нашей публике нет необходимости, он больше известен на ниве сельского хозяйства, но в последние годы занялся также историей и, как всегда, так энергично, что рвет подметки.

Его и в Госдуме хорошо знают. Не зря его зовут Фатих, что означает «победитель». Чем бы он ни занимался, он должен быть в первых рядах.

Порой он меня начинает поучать, но я к его манере привык. Несмотря на менторский тон, он умеет и прислушиваться.

Его последние книги были посвящены теме «Евреи и татары», чем он покорил многих в Москве. Книга о тенгрианстве среди клерикалов вызвала тихое недовольство. Открыто высказаться они не решились, ибо они и ислам, и тем более тенгриантство знают хуже, чем Фатих Саубанович. Он их разберет по косточкам.

Многие у меня спрашивают: «Сибагатуллин тенгрианец?»

Я их успокаивал: «Речь идет о наших традициях и о том, что мы многое восприняли от тенгрианства».

«ТАТАРСКАЯ ЖЕНЩИНА В НАШЕЙ ИСТОРИИ БЫЛА СТОЛЬ НЕЗАВИСИМА, ЧТО МОГЛА РАССТАВЛЯТЬ ХАНОВ И ЕГО СОВЕТНИКОВ»

Вклад тенгриантства в мировую культуру не оценен по достоинству, ибо новые религии в лице христианства и ислама боролись с предыдущими верованиями. Они для своего времени были революционерами, а сейчас попали в ловушку догмы. Мир меняется, а вместе с тем и трактовка ислама не может оставаться неизменной. Если сегодня пять раз молиться, то, спрашивается, когда работать? Размеренная жизнь Средневековья плохо вяжется с нашей динамичной эпохой.

По моим наблюдениям, в Татарстане и на Алтае язычники много нравственнее, чем мусульмане. Они не только бережно относятся к природе, но уважают друг друга, в отличие от мусульман, которые погрязли в братоубийственной войне в Сирии, Ираке, Афганистане.

Все восхваляют университет аль-Азхар в Каире как самый знаменитый, куда стремятся попасть на учебу наши имамы. А меня потрясло, как шакирды жгли факультеты бизнеса и сельского хозяйства.

Интерес к тенгрианству — это всего лишь воспоминание о забытых традициях, например уважения к женщине. О цивилизованности общества надо судить по уровню эмансипации женщин, так говорили джадиды, а сторонники мазхабов женщин, включая мою мать и бабушек, приравнивают к верблюду.

Татарская женщина в нашей истории была столь независима, что могла расставлять ханов и его советников. Порой не только диву даешься, а становится жутко от их беспощадности в вопросах политики. Сегодня, подражая арабам, пытаются принизить роль женщин, кутают их в «хиджабы» бедуинов. Моя бабушка была набожной — не чета нашим скороспелым имамам, но она знать не знала, что такое хиджаб, тем более по Корану это относится к мужчинам, а не женщинам, точнее к женам Пророка. Сказано: «Если вы имеете что-либо спросить у жен его, спрашивайте через покрывало. Это чище для сердец ваших и для сердец их» [33:53]. Данное предписание относится к мужчинам, а покрывало употребляется не в значении женской одежды и даже не предмета, делящего женскую и мужскую половину дома, а скорее как хиджаб уважения. «Согласно законам риторики и правилам синтаксиса, — пишет Муса Бигиев, — выражение „из-за занавеси“ относится к тому, кто просит, обращается к женщине. Состояние обращающегося к женщине мужчины должно быть в своем роде „под хиджабом“».

Ни одна форма одежды в исламе не предписывается и не запрещается, принимается любая национальная традиция в поведении людей. Никакая одежда не спасет безнравственного мужчину или женщину, а целомудренные девушки и жены останутся таковыми и без накидок. Это не просто мое мнение. Послушаем, что утверждает генеральный секретарь совета по фетвам (религиозным указам) университета аль-Азхар шейх Халед Омран, чьи экспертные заключения признаются всеми мусульманами-суннитами: «Все, что нам удалось выяснить в рамках анализа учений на предмет закрывающей лицо одежды, — это то, что такая одежда является традицией».

То, как кутаются наши девушки-мусульманки, не имеет никакого отношения к религии, и этого не было в татарской традиции. Это заимствование, а лучше сказать мода. Пророк высказывался так: «Ешь что тебе угодно и носи что тебе угодно, но не будь при этом расточительным и кичливым». Возвращение к татарским традициям в исламе, испытанные временем, обогнавшие весь остальной мусульманский мир, — благо.

Фатих Саубанович говорит простым языком, чего не хватает академическим ученым. В конце концов, его труды авторские, он имеет право на собственное мнение. А если кто-то сомневается в его взглядах, не всегда совпадающих с трактовкой официальных учебников, то на этот случай есть «История татар» в 7 томах, где есть подробное изложение самых разных вопросов и приведены источники, откуда взят тот или иной факт.

Популяризация истории — важнейшая задача нашей общественности, ибо Институт истории по своему характеру, уставу и задачам может писать только фундаментальные труды. В этом наше преимущество, но в этом и недостаток. Популяризаторы истории — наши союзники, хотя в чем-то они могут ошибаться. Но любой автор имеет право на ошибку, если он ищущий.

«Человек, имеющий отца и деда, — дуб с корнями».

Татарская пословица.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции