Почти неделю назад депутаты Государственного Совета Татарстана утвердили желание поселка городского типа Кукмор стать 24-м городом республики. Теперь в Кукморе ждут подписи президента республики, чтобы стать горожанами. Корреспондент «БИЗНЕС Online» отправился за 120 км от Казани, чтобы понять, готовы ли местные жители к смене статуса и чего в них больше — сельского или городского.
80% кукморчан высказали решительное и предсказуемое «да» статусу города, а депутаты Госсовета мнение народа в минувший понедельник охотно поддержали
80% ЖИТЕЛЕЙ КУКМОРА СКАЗАЛИ ГОРОДУ «ДА»
«Явка была ниже, чем на обычные выборы. Но для голосования — большая посещаемость», — рассказывает о 67% кукморского электората, пришедшего осенью прошлого года на избирательные участки, чтобы сделать исторический для своего района выбор, первый заместитель главы Кукморского района Равия Каримуллина.
Мы беседуем в кабинете Каримуллиной, который находится на втором этаже местной администрации. Она делит общую приемную с главой района Сергеем Димитриевым, который в день приезда корреспондента «БИЗНЕС Online» находится в рабочей поездке в Казани.
Его первый зам — уроженка района, про которую можно сказать: человек советской закалки. Преподаватель математики по образованию, начала карьеру в 1978 году, а на государственной службе — с 1987-го. Все это время проработала в Кукморе. Каримуллина объясняет мне, вспоминая памятное голосование о выборе статуса населения, что оно проходило совместно с референдумом по самообложению. «Менталитет же у нас какой, а почему я должна голосовать, чтобы отдать деньги дополнительно кому-то?» — говорит Каримуллина. И действительно, на последние парламентские выборы в районе собрали стандартные для себя 87% электората.
Сергей Димитриев — один из самых молодых районных руководителей республики
Так или иначе, но 80% кукморчан высказали решительное и предсказуемое «да» статусу города, а депутаты Госсовета мнение народа в минувший понедельник охотно поддержали. Сейчас в Кукморе ждут подписи президента республики Рустама Минниханова и публикации в официальных печатных органах власти — газетах «Республика Татарстан» и «Ватаным Татарстан».
Историческую для себя победу в Кукморе (а статус города там безуспешно пытались получить еще со времен эпохи застоя) связывают прежде всего с главой района, который скоро будет еще и именоваться мэром. Димитриев — один из самых молодых районных руководителей республики, в сентябре прошлого года ему исполнилось всего лишь 34 года. Он окончил Казанскую ветеринарную академию, поработал зоотехником в местном хозпредприятии, а в 2007 году возглавил кукморский ООО «Восток», организацию, которая, естественно, также занималась хозяйством. Рассказывают, что «Восток» в те времена испытывал серьезные финансовые проблемы, однако молодой специалист, безусловно, имея предпринимательскую жилку, предприятие сначала сохранил, а затем сделал довольно успешным.
Районный бюджет в этом году составляет 1 млрд. 116 млн. рублей, что для 29 сельских поселений с населением в 52 тыс. человек вполне неплохо
Предприимчивого хозяйственника приметил министр сельского хозяйства Татарстана Марат Ахметов, тем более какое-то время Димитриев жил в столице республики. Именно Ахметова называют протектором сначала главы исполкома (Димитриев им стал в 2014 году), а затем и главы Кукморского района. Надежды своего старшего товарища Димитриев, к слову, уже оправдывает: так, совсем недавно Кукмор обошел по производству молока один из флагманов республики в этой отрасли — Балтасинский район. Правда, своего молокозавода в Кукморе нет. И это надо исправить, считают в районе. «Улучшить инвестиционную привлекательность», — так объясняет мне причину стремления «выбиться в город» Димитриева его первый заместитель Каримуллина. Она тем временем перечисляет мне количество лампочек, которые установили пока еще в поселке и как обустраивали набережную.
Сказать, что без статуса города в Кукморе нет денег, безусловно, нельзя. Районный бюджет, к примеру, в этом году составляет 1 млрд. 116 млн. рублей, что для 29 сельских поселений с населением в 52 тыс. человек вполне неплохо. В самом же Кукморе проживает порядка 17,7 тыс. жителей. Но в действительности населенный пункт состоит из трех поселков: кроме самого Кукмора, это Большой Кукмор и Манзарас. Их совокупное население и составляет положенные городу 25 тысяч.
Населенный пункт состоит из трех поселков: кроме самого Кукмора, это Большой Кукмор и Манзарас. Их совокупное население и составляет положенные городу 25 тысяч
БЮДЖЕТНЫЕ НАДБАВКИ ЗАБРАЛИ ЕЩЕ В 1998 ГОДУ
Один из главных вопросов, который возникает, когда населенный пункт меняет статус: что станет с социальными надбавками бюджетникам? Как сельским работникам государство прежде всего доплачивает врачам и учителям. «Надбавки забрали еще в 1998 году, — почему-то оптимистично отвечает на мой вопрос Каримуллина, но потом добавляет не так радужно, что год тот в истории страны вообще был тяжелый. — Тогда Кукмору дали статус поселка городского типа».
Вместе с Каримуллиной мы направляемся к одной из пяти местных школ. Замглавы района подвозит меня на, вероятно, черном служебном Mercedes E350 с личным водителем до лицея №2. Трехэтажная школа расположена в живописном месте на фоне холмов, а у ее ворот со стороны улицы Ворошилова расположился местный парк Победы с положенными тому танками и скамеечками в виде амфитеатра.
Со стороны улицы Ворошилова расположился местный парк Победы с положенными тому танками и скамеечками в виде амфитеатра
Лицей №2 — школа непростая. И это видно сразу. Встречает на пороге толпа школьников, которые в этот день сдают пробные ОГЭ и ЕГЭ. Потому корреспондент «БИЗНЕС Online» долго пробирается по фойе, стены которого увешаны фотографиями выпускников, которых ценят и по-районному очень гордятся. В их числе, например, заместитель председателя Государственного Совета РТ Римма Ратникова или председатель Конституционного суда республики Фархат Хуснутдинов.
«У нас очень много олимпиадников», — начинает директор лицея, в котором обучаются почти 750 учеников, Любовь Камалова долго перечисляет, кто из учеников в этом году занял призовые места по географии, биологии и далее по списку естественных наук. Камалова разговаривает со мной поверх монитора ее ноутбука, на котором еще цела наклейка «Год учителя» как знак памяти и уважения правительственной программы оснащения средних учебных заведений. Интересуюсь, сколько у них в школе специалистов — оказывается, что 75.
Лицей №2 — школа непростая. В числе выпускников — заместитель председателя Государственного Совета РТ Римма Ратникова или председатель Конституционного суда республики Фархат Хуснутдинов
— Не боитесь, что в городе-то жить хуже будет? Может, ставки отберут? — задаю еще один вопрос.
— У нас не отберут, — заверяет она меня, отмечая, что часть учителей, конечно, потеряет субсидии за оплату услуг ЖКХ. — Но суммы там незначительные.
Средняя зарплата учителя в районе в этом году составляет 21 429 рублей. К примеру, 5 лет назад зарплата была чуть менее 13 тысяч. Камалова признает, что многих учителей «вытягивают» всевозможные гранты, например молодых специалистов.
Впрочем, местным учителям есть куда смотреть и на кого равняться. Например, на коллег-бюджетников — кукморских врачей, которые, как отмечают в администрации, получают в среднем без малого 36 тыс. рублей. А в местной центральной больнице и вовсе заработанная плата превышает 40 тысяч. Сразу несколько собеседников «БИЗНЕС Online» рассказывают о том, что такой заработанной платой был удивлен спикер Госсовета Фарид Мухаметшин, который на одном из мероприятий даже поднял ради ответа местного главврача. Секрет успеха заключался еще и в том, что в районной больнице оказывают платные услуги, а также проводят непростые операции, ради которых в Кукмор приезжают жители соседних районов.
Первая ассоциация, которая приходит на ум при упоминании названия района, — это валенки
ПРОМЫШЛЕННЫЙ КЛАСТЕР
Но прежде всего Кукмор — центр промышленный. Естественно, что первая ассоциация, которая приходит на ум при упоминании названия района, — это валенки. Местный валяльно-войлочный комбинат широко известен как за пределами района, так и за пределами республики. Кукморскими валенками в первую очередь запасаются в Сибири. Есть в Кукморе и швейная фабрика. Однако если и называть одно из предприятий градообразующим, то таковым должна являться фабрика посуды Kukmara. Вообще, производству посуды в Кукморе суждено было быть исторически. Еще в 1730 году купец Иван Тряпицын начал строительство здесь медеплавильного завода. Нынешний завод расположен напротив местного железнодорожного вокзала. Меня встречает коммерческий директор Райнур Салимгараев, и один из первых вопросов, который я задаю ему: помогает ли железная дорога логистически? В ответ он пожимает плечами и говорит, что прежде всего их продукция доставляется на грузовиках.
Местный валяльно-войлочный комбинат широко известен как за пределами района, так и за пределами республики
Салимгараев проводит меня про цеху и показывает, как кукморские сковородки и кастрюли превращаются из металлической массы в то, что видит покупатель. Мы проходим мимо огромных прессов и печей, переходим в другой корпус, где будущий товар уже принял форму, но ему еще необходима обработка. На заводе Kukmara сейчас работает чуть менее тысячи человек. И абсолютное большинство из них — местные жители. Часть высококвалифицированных специалистов удалось переманить из предприятий военно-промышленного комплекса, которым в 90-е и нулевые пришлось несладко. Самому кукморскому заводу удалось выжить в непростое для страны время во многом благодаря руководителю. Генерального директора предприятия Азата Загидуллина мне описывают словами «местный миллиардер». Но сравнивают не с Геннадием Тимченко или Ротенбергами, а скорее с Сергеем Галицким или Олегом Тиньковым.
Если и называть одно из предприятий градообразующим, то таковым должна являться фабрика посуды Kukmara
В 2019 году завод должен расшириться почти вдвое — за счет строительства нового здания на территории местного промышленного парка, который называют одним из главных предметов гордости главы района. Он сделал на него ставку, и появление в Кукморе своего промышленного кластера — одна из причин стремительного получения статуса города.
На заводе Kukmara сейчас работает чуть менее тысячи человек. И абсолютное большинство из них — местные жители / Фото: gossov.tatarstan.ru
«ЖИТЕЛИ КУКМОРА МЕНТАЛЬНО СЧИТАЮТ СЕБЯ СЕЛЬЧАНАМИ»
«От перестановки слагаемых ... » — машет рукой и не договаривает во время разговора со мной за чашечкой чая один из местных предпринимателей, пожелавший остаться неназванным. «Жители Кукмора ментально всегда считали себя прежде всего сельчанами», — добавляет он.
С ним совершенно не согласны в районной администрации.
Именно на примере многоквартирных домов и проявляется кукморская сельская ментальность
— Кукмор знать не знает сельского уклада! — утверждает Каримуллина.
— Ну посмотрите, сколько у вас частных домов, — спорю я.
— Есть частные дома. Но есть и 163 многоквартиных дома, еще один сдаем сейчас!
Именно на примере многоквартирных домов, утверждает один из собеседников «БИЗНЕС Online», и проявляется кукморская сельская ментальность. Часть домов имеют рядом с собой гаражи, которые жильцы на самом деле используют как погребы для овощей, картофеля. Однако в ближайшее время их будут сносить.
«Это незаконные постройки», — объясняет заместитель главы.
Местным бабушкам и дедушкам, которые привыкли, что погреб всегда в 20 метрах от дома, было довольно непросто понять молодого чиновника с IPhone в руках
Каримуллина рассказывает, что глава района едва ли не в первую очередь начал разъяснительную работу с жителями. Дескать, незаконных построек быть не должно, могут приехать надзорные органы, которые руководство района обязательно накажут. А если еще не дай бог что случится, например пожар, то о последствиях лучше вовсе не говорить вслух.
В ответ Димитриев столкнулся с непониманием жильцов. Местным бабушкам и дедушкам, которые привыкли, что погреб всегда в 20 метрах от дома, было довольно непросто понять молодого чиновника с IPhone в руках. Остается неизвестным, когда Димитриев все же решится примерить на себе роль местного Сергея Собянина.
В целом же жители города преимущественно рады новому статусу. «Почему Арск — город, Мамадыш — город, а мы — нет?!» — говорит один из собеседников нашего издания. Возможно, решится проблема ЖКХ, надеются одни. Может быть, зимой прибавится очистительной техники, говорят другие. Проблемы эти есть и их нужно решать, отвечают в администрации.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 80
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.