Рамиль Галеев: «Чтобы оставаться устойчивым в малом и среднем бизнесе, одного предприятия мало. Нужно быть многопрофильным и выбирать сегменты, на которые в тяжелой ситуации можно опереться» Рамиль Галеев: «Чтобы оставаться устойчивым в малом и среднем бизнесе, одного предприятия мало. Нужно быть многопрофильным и выбирать сегменты, на которые в тяжелой ситуации можно опереться» Фото предоставлено медиахолдингом «Единство»

«ЕСТЬ ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ НА ПАРУ ИЗДАНИЙ, НО НЕ ХВАТАЕТ ПРОФЕССИОНАЛОВ...»

— Рамиль Хасанович, у вас несколько бизнесов разного профиля — СМИ, коммерческая аренда, медицина, почтовая рассылка... Какой актив группы вы считаете основным сегодня?

— Я не могу выделить какого-то главного донора, самыми устойчивыми остаются три-четыре компании. Наш бизнес-центр имеет хорошие позиции по аренде в городе и входит в этот пул, в остальном ставка на медиаресурсы. В Челнах это крупный бренд «Европа Плюс» и газета «Единство», в Казани — газета «Метро». Очень успешный проект, кстати: в последние два кризисных года, когда рекламные рынки падали, «Метро» увеличила продажи и сейчас стабильно зарабатывает. А «Единство» работает и в Нижнекамске, тоже уверенно стоит на ногах. Вообще, медиа — самая прибыльная из наших отраслей, и свои перспективы мы видим прежде всего в контенте бесплатных изданий, потому что у нас на эти задачи работают опытные управленцы и менеджеры. У нас высокий кредит доверия рекламодателей, есть предприниматели, многолетние клиенты, бизнес которых целиком держится на рекламе в «Единстве». Бывает, что по каким-то техническим причинам рекламная плашка сдвинется на полосе, потом клиент звонит и требует вернуть ее на прежнее место, потому что у него прекратились звонки.

— Медиаресурсы — самое старое из ваших направлений. Раз оно самое устойчивое, почему вы не захотели сосредоточиться на нем полностью?

— В 1994 году, когда была основана группа компаний, учредителем которых я являюсь, мы создавали медиаресурсы, потому что рекламный рынок в то время активно расширялся. На самом деле первой моей компанией было агентство недвижимости «Единство», и я даже не знал, что займусь медийным бизнесом. Просто агентству требовалась реклама, а рекламных носителей в городе было мало. Тогда мы приняли кардинальное решение — создать свой. Мы выпустили газету с огромным для Челнов тиражом, вложив в нее все, последние деньги. Мы всегда шли по краю. Агентство стало первым «клиентом», реклама принесла ему дополнительные доходы, а газета буквально через полгода стала приносить деньги. Предпринимательство на тот момент активно развивалось, и, оценивая растущую потребность в рекламных носителях, мы развивались параллельно. Я увидел, что это уже другие деньги, интересное дело, через год газета «Единство» устойчиво работала на рынке, а агентство недвижимости стало одним из лидеров продаж в городе. Самыми популярными из медийных носителей в то время были радиостанции — и мы их открывали, в тот же период открыли «Вечерние Челны», буквально каждый год запускали по предприятию. Количество компаний доходило до 12 - 15 — в этих пределах мы постоянно держались. Проектов было очень много, сильные выживали. Но мне всегда были интересны разные направления, я бизнесмен. На медийном рынке мы имеем определенный опыт и, самое главное, персонал, поэтому он остается приоритетным, однако в последние годы я смотрю на разные рынки. Сейчас мы планируем, например, увеличить арендную площадь бизнес-центра за счет пристроя. К медицинской сфере я присматриваюсь уже много лет, считаю, что в этом направлении есть перспективы. Поэтому мы купили небольшую клинику и развиваем ее. Именно так, за счет разных профилей, мы пережили несколько кризисов. Где-то рекламный рынок проваливался, где-то — другие сферы, но мы перераспределяли деньги между направлениями и выживали именно за счет группы. Сейчас моя стратегия не изменилась — чтобы оставаться устойчивым в малом и среднем бизнесе, одного предприятия мало. Нужно быть многопрофильным и выбирать сегменты, на которые в тяжелой ситуации можно опереться.

«Реклама эффективна, когда правильно выбран медианоситель и правильно изготовлен ролик, макет, постер...» «Реклама эффективна, когда правильно выбран медианоситель и правильно изготовлены ролик, макет, постер...» Фото: Олег Спиридонов

— Под словом «мы» вы подразумеваете партнеров или свою команду?

— Изначально, в 1994 году, была группа единомышленников, но учредителем этих проектов и тем, кто несет риски, был я. Мне всегда интересно открывать новые бизнесы, я нашел себя в этом. Открываешь проект, собираешь команду, выводишь ее на безубыточность, и с того момента, когда команда становится самостоятельной, мне уже неинтересно. В этот момент я зависаю и начинаю искать нечто новое. Когда-то, занявшись предпринимательством, я думал: вот создам две-три компании, останусь учредителем, но сам займусь любимыми делами, путешествиями... Открыв эти три компании, я уже не захотел останавливаться, втянулся в сам процесс создания новых проектов. В Челнах конкурентов — газет и радиостанций — всегда было много, а конкурентная борьба очень заводит, желание побеждать является сильным мотиватором.

— Когда вы намерены начать расширение бизнес-центра и есть ли у вас другие инвестиционные планы?

— Мы сейчас занимаемся получением разрешений — участок у нас в собственности, он примыкает к существующему зданию, техническая возможность есть. Думаю, четвертый этаж станет медийным центром, а три сдадим в аренду, как и сейчас поступаем: у нас сейчас в бизнес-центре три этажа, мы занимаем целиком верхний. Бизнес-центр был крупнейшим инвестпроектом в нашей истории, он построен полностью за свои деньги. Если говорить о медийном бизнесе, то есть ощущение, что пора бы запустить какие-то инновационные проекты, ведь мир меняется. Но пока мы решили усилить работу в Казани — хотим увеличить рекламный отдел и площадь редакции «Метро», нарастить долю на рынке. Все уже поняли, что Казань с инвестиционной точки зрения — один из реально привлекательных городов, однозначно третий после Москвы и Питера. Кроме того, мы расширяем штат «Единства» в Нижнекамске, тоже по линии коммерческого отдела — сейчас ищем маркетолога. Есть инвестиционные возможности, чтобы открыть еще пару изданий, но не хватает профессионалов, а это ключевой момент. Сегодня профессиональный менеджер по рекламе — это уже целый маркетолог, он должен говорить с рекламодателем не о прайсе, а о том, как продвинуть бизнес заказчика, должен быть с ним на одной на волне. На дальнюю перспективу нам также интересно телевидение, но, скорее всего, уже в новой форме — в интернете. Мы пока отслеживаем ситуацию, потому что технические условия в этой сфере слишком быстро меняются.

«ОТ ЛУЧШИХ ВРЕМЕН МЫ СОХРАНИЛИ ПРОЦЕНТОВ 70...»

— Какие тенденции вы наблюдаете на медийном рынке?

— Лет 10 назад нам предвещали переворот рекламного рынка. Много слов звучало о том, что бумажные издания отомрут, реклама уйдет в интернет. Я 23 года в бизнесе и именно последние 10 лет четко мониторю эти процессы. На самом деле издания с хорошими продажами действительно сократились, но эффективность печатной рекламы никуда не делась. Сегодня, глядя в будущее, я не делаю ставку на интернет-проекты, усиливаю печатное издание в Нижнекамске. Просто потому, что оно там работает. В небольших городах своя среда, для них газета — хороший коммуникатор, который прекрасно объединяет людей вокруг каких-то целей и задач. Что касается электронных СМИ и радиостанций, то, конечно, это доступнейшие инструменты распространения информации. Я сам иногда в машине слушаю аналоговое, а иногда интернет-радио. Но я думаю, что самые большие перемены в ближайшие годы ожидают телевидение. Сеть постепенно заменяет эфирное телевидение, а это значит, что главной ценностью станет контент. Вопрос технических условий, который раньше был проблемным, решаться будет просто, а цениться будут профессионалы, способные правильно подавать информацию.

— За 23 года вашей работы в медиабизнесе какой период оказался самым успешным?

— Самый серьезный оборот и динамика были в 2004 - 2006 годах. Потом наступил кризис, потом следующий... Думаю, от лучших по рекламе времен сейчас мы сохранили процентов 70. Самое ощутимое падение наблюдалось в последние 2 - 3 года, рынок сильно сократился. 2015 и 2016 годы прошли примерно на одном низком уровне, но в последний год ситуация отчасти стабилизировалась, как минимум уже не было паники. В 2017 год мы зашли уже с некоторой уверенностью и пониманием того, что состояние экономики не кризисное — это новые условия, в которых предстоит работать впредь, и в данной ситуации есть положительные моменты. Да, зарабатывать стало сложнее, зато рынок очищается от слабых игроков, появляется простор для маневра. Любой продукт и в любых условиях можно создать и продать, если это делает человек, фанатично уверенный в собственных действиях.

«Очень важен дружеский коллектив, комфортный офис. Говорят, если ты не хочешь уставать на работе, ты должен ее полюбить» «Очень важны дружеский коллектив, комфортный офис. Говорят, если ты не хочешь уставать на работе, ты должен ее полюбить» Фото: Олег Спиридонов

— Насколько с середины двухтысячных сократился объем печатного рынка в Челнах и республике? Каков общий оборот рынка сегодня и будет ли он расти?

— По Татарстану, пожалуй, не скажу, а в Челнах, думаю, объем рынка составляет 12 - 15 миллионов рублей в месяц — это то, что мы делим сегодня. Потенциал — вдвое больше, но динамика зависит от доступности и ставок кредитов для бизнеса, от покупательной способности населения. Сложно сказать, как будут меняться эти параметры. Если же сравнивать с показателями 2004 - 2006 годов, то рынок упал процентов на 30, как и наша группа в нем.

— Непокрытая половина рынка — это бизнес, который в принципе не рекламируется, или речь идет об использовании других носителей?

— В большинстве своем это те, кто экономит на рекламе. У людей всегда есть вопросы по эффективности таких затрат. Реклама эффективна, когда правильно выбран медианоситель и правильно изготовлен ролик, макет, постер... Коэффициент потерь на ошибках позиционирования огромен — я думаю, из-за непрофессионализма рекламодатели теряют до 30 процентов своих бюджетов. Тот же макет, к примеру, делает сам рекламодатель — он согласовывает каждый шаг нашего дизайнера, а мы лишь доносим его выбор. Но насколько верно сделан этот выбор, качественный ли получился продукт, правильно ли копирайтер написал рекламный материал? На активность рынков влияет профессионализм в рекламе, которая провоцирует покупателя на действие.

«ДЕНЬГИ НА ГАЗЕТУ СОБРАТЬ НЕСЛОЖНО, НО ЕЕ ЦЕНА ЗАВИСИТ ОТ КАДРОВ...»

— Кого вы назвали бы главным конкурентом «Единству», «Вечерним Челнам»? Закрылся ли кто-то из конкурентов в последние годы?

— Если говорить о печатном рынке, в Челнах мы имеем достаточно большую долю, выпуская несколько продуктов: «Телесемь», «Вечерние Челны», «Единство». Мы делим рынок с несколькими изданиями — «Челны ЛТД», «Капитал», «Челнинские известия»... Но конкуренция ослабла — в частности, закрылись «Полезная газета», «АвтоCity». Если рассматривать весь рекламный бюджет города, то наше «Единство» забирает от него около 35 процентов, а если только печатную рекламу, то не менее 50 процентов. Это единственная газета в Челнах, которая выходит дважды в неделю. У «Вечерки» доля значительно меньше — процентов 12 по ощущениям. Высококонкурентным остается рынок радиовещания, но здесь важна роль контента — аудитория формируется по музыке, а у всякой топовой радиостанции должно быть свое лицо. «Европа Плюс» наполняет эфир мировыми хитами, которые становятся призерами профессиональных конкурсов, ее слушатель — образованный активный человек, законодатель мод. У «Европы Плюс» хорошие «родители» — она учреждена французами, и в Европе эта радиостанция работает очень давно.

«Думаю, четвертый этаж станет медийным центром, а три сдадим в аренду, как и сейчас поступаем: у нас сейчас в бизнес-центре три этажа, мы занимаем целиком верхний» «Думаю, четвертый этаж станет медийным центром, а три сдадим в аренду, как и сейчас поступаем: у нас сейчас в бизнес-центре три этажа, мы занимаем целиком верхний» Фото: Олег Спиридонов

— Вы сами закрывали что-нибудь за этот период? В первую очередь интересуют «родные» бизнесы, не франшизы.

— У нас был небольшой газетный проект «Олигарх», мы его буквально перед кризисом запустили. Когда перспективы экономики прояснились, я решил его не развивать. Мы и прежде в кризисные периоды какие-то проекты закрывали. Был, например, журнал «Интерклуб», весьма успешный, но в 2009-м я его закрыл, когда понял, что глянец надолго уйдет в минус. Нужно быть мобильным в таких ситуациях, чтобы не втягиваться в лишние финансовые обязательства. Медийный бизнес, особенно печатный, — это постоянные расходы: бумага, печать. Если ты заключаешь договор на полгода с рекламодателем, то должен будешь полгода издаваться в оговоренном тираже, а это же колоссальные деньги. Вообще, динамика изменений на рынке растет, действовать приходится быстро. Кроме того, если говорить о медийных ресурсах, которые сегодня закрываются, то добрая половина из них уходит с рынка только из-за неграмотного управления. Проект не работает, если через него рекламодатель и покупатель не находят друг друга. В этом отношении важен не только опыт — надо ставить и на молодых управленцев. Я лично временами обращаюсь к мнению тех, кому сегодня 25 лет. Они думают иначе и могут лучше представлять, каким будет завтра.

— В предчувствии кризиса вы готовите «подушку безопасности» или ограничиваетесь оптимизацией?

— Мы не копим деньги, чтобы когда-нибудь спасти ими компанию, это просто замороженный капитал. В стабильной ситуации компания имеет дивиденды, обрастает затратными, но не критичными потребностями, а в кризис статьи расходов проходят ревизию, команда проверяется на прочность и способность к мозговому штурму.

— Дорог ли сегодня входной билет на рынок печатных изданий?

— Деньги собрать не так сложно, как профессиональную команду, а цена зависит от кадров. Если мы откроем вакансию директора газеты с хорошей зарплатой, профессиональный директор к нам не придет — их нет на рынке. В Казани я занимался подбором команды около трех лет — вкладывал и вкладывал, не знал, сколько придется вложить еще. Поэтому я могу сказать, что газета стоит 5 миллионов или что 10 миллионов, но на самом деле простая кадровая ошибка может увеличить цену втрое. В этом и заключается особенность бизнеса. Ту же «Европу Плюс» я тащил 5 лет — она была убыточной. Мне все говорили: «Брось», — но спустя 5 лет радиостанция вышла в ноль, а потом начала зарабатывать. С газетой «Метро» было то же самое: как только мы стартовали, одновременно вышла газета «ProГород» и модернизировался «Ва-Банкъ». Это была битва, которая всем нам запомнилась надолго. Три издания одновременно вышли на городской рынок: кто сколько заберет рекламодателей, кто сколько вложит и продаст? Был демпинг, была жесткая игра. В итоге выжили все, но вложения оказались совсем не расчетные.

— Каков совокупный тираж всех ваших изданий?

— Учитывая два выпуска «Единства» в неделю, по республике получается около 550 тысяч экземпляров в неделю. Самый высокий — у «Единства», каждый выпуск — 130 тысяч экземпляров.

«Сейчас моя работа идет в сокращенном режиме: я приезжаю в Челны еженедельно на 2-3 дня, провожу планерки, а остальное время живу в Казани и занимаюсь своими хобби, спортивными увлечениями» «Сейчас моя работа идет в сокращенном режиме: я приезжаю в Челны еженедельно на два-три дня, провожу планерки, а остальное время живу в Казани и занимаюсь своими хобби, спортивными увлечениями» Фото: Олег Спиридонов

«ЗАКРЫВАТЬ «ВЕЧЕРКУ» МЫ НИ В КОЕМ СЛУЧАЕ НЕ ХОТИМ...»

— Вы недавно перевели «Вечерние Челны» на бесплатное распространение. Этот шаг уже показал какой-то эффект?

— Мы только перед Новым годом сделали «Вечерку» бесплатной, времени прошло слишком мало. Решение было неизбежным, поскольку закрывать проект мы ни в коем случае не хотим: многие челнинцы ждут эту газету. Поменяв концепцию, мы теперь выстраиваем новую логистику. От схемы распространения бесплатного «Единства» она очень сильно отличается, поэтому говорить о доходах пока рано.

— Каковы принципиальные различия?

— «Вечерку» мы распространяем через промоутеров — они выходят на определенные точки и передают газету из рук в руки, это новая система для нас. У «Вечерки» и предложение для рекламодателей другое. Схема эффективная, мы не мешаем газете «Единство», которая идет в почтовые ящики.

— Социальная направленность «Вечерки» не ограничивает аудиторию рекламодателей?

— Рекламодатель очень разный — политические деятели и предприниматели тоже связывают себя с социальной средой. Так или иначе, есть информационные поводы, которые они хотят донести до людей, для чего выбирают газету социального характера с высокой степенью доверия. Это своя ниша. Исторически сложилось, что социальную и политическую атмосферу мы отражали в этой газете много лет, привычка у аудитории сохраняется, поэтому нас читают активные люди.

— Тираж газеты с Нового года увеличился?

— Мы наращиваем его постепенно, по мере выстраивания новой логистики, поэтому я даже не могу точно сказать, какой тираж сегодня. Не хочется сразу печатать 100 тысяч экземпляров, чтобы половина потом не дошла до читателя.

— Как «Вечерка» работает на выборах?

— Я горжусь тем, как достойно мы всегда проходили столь сложные для медийных структур периоды, как выборы. Никогда не бросались за ярким скандалом. В предвыборный период я собираю редакторов и говорю: «Ребята, не прогнитесь. Если мы не потеряем лицо, тогда считайте, что мы заработали». Надо признать, что и денег-то у нас перед выборами много не тратят, не столь велики бюджеты. Ценнее сохранить имидж газеты.

«В Челнах конкурентов — газет и радиостанций — всегда было много, а конкурентная борьба очень заводит, желание побеждать является сильным мотиватором» «В Челнах конкурентов — газет и радиостанций — всегда было много, а конкурентная борьба очень заводит, желание побеждать является сильным мотиватором» Фото: «БИЗНЕС Online»

«80 ГОРОДОВ В СЕТИ — КАК МОЖНО БЫЛО ПОТЕРЯТЬ ТАКОЙ БИЗНЕС?!»

— Велик ли общий штат группы?

— Я даже не смогу назвать точную цифру... Порядка 250 человек работают в Челнах, а в республике, наверное, более 300 сотрудников.

— Какова примерная площадь вашей коммерческой недвижимости? Сколько площадей в собственности, сколько в аренде?

— После расширения бизнес-центра мы рассчитываем иметь здесь порядка 5 тысяч квадратных метров, а также собственный офис в Казани и арендный — в Нижнекамске. Сами мы занимаем на своих площадях в Челнах порядка 1,2 тысячи квадратных метров.

— Вы активно работаете с франшизами федеральных проектов. Вам интереснее заниматься ими или «родными» бизнесами?

— У нас действительно богатый опыт работы с франшизами, и мы можем сравнивать: собственники предлагают разные условия, причем некоторые имеют склонность менять свои договоры. Сейчас по франшизе работают «Европа Плюс», «Телесемь», «Метро». «Европа Плюс», к примеру, очень чистоплотная в деловых отношениях радиостанция — они четко держат условия договора, ведут себя порядочно, и нам комфортно с ними работать. Был опыт работы с «Русским радио», но, к сожалению, не решился вопрос лицензии. Очень хороший проект был «Из рук в руки».

«Для человека на работе важны и многие другие стимулы — признание, например. Простые душевные вещи, которые на самом деле очень сильны» «Для человека на работе важны и многие другие стимулы, например признание. Простые душевные вещи на самом деле очень сильны» Фото: Олег Спиридонов

— Газета «Из рук в руки» ушла с рынка как раз в этот кризис. Это кризисное явление или управленческие проблемы?

— С газетой «Из рук в руки» случилась очень печальная история. Это был гениальный проект, мы работали с ним около 15 лет и очень хорошо на нем заработали. Это была самая крупная газетная сеть франшиз, проект был бы востребован сегодня, если бы он сумел адаптироваться под время. Все знают, что IRR.ru был самым популярным сайтом объявлений в России. Почему же его место занял Avito? Ответ прост: управление. Сайт не смогли поднять на тот уровень, который уже был наработан у печатного бренда, не смогли правильно его раскрутить. У группы «Пронто» появился новый владелец — его политика была неверной. Он провел масштабную смену персонала, наши отношения с Москвой тоже вдруг стали очень напряженными. Я не мог согласиться с новой политикой, у нас начались конфликты, как и у всех, кто работал с ними по франшизе. Мы долго ждали хорошего сайта, хотели его продвигать в Татарстане, у нас была готовая команда. В это время появилось Avito, начало развиваться, а «Из рук в руки», так и не сумев сделать сайт, терял колоссальный бизнес. Конфликты шли один за другим. Они не давали нам менять контент, запрещали использовать новые формы. Мы теряли деньги, рынок, в итоге газету пришлось закрыть. Для газеты частных объявлений переход в интернет естественен, мы могли красиво перебраться в сеть, блестяще работать, Avito не было бы вообще. Но... Это удивительный факт для меня — 80 городов в сети... Как можно потерять такой бизнес?!

«Мне интересно работать с людьми, у которых есть долгосрочные цели. Важно, чтобы наши цели совпадали — допустим, человеку нужна квартира, а мне нужны плоды его труда, мы помогаем друг другу реализовать наши задачи» «Мне интересно работать с людьми, у которых есть долгосрочные цели. Важно, чтобы наши цели совпадали: допустим, человеку нужна квартира, а мне нужны плоды его труда, мы помогаем друг другу реализовать наши задачи» Фото: Олег Спиридонов

«ВСЕ КОМПАНИИ ХОЛДИНГА РАБОТАЮТ НЕЗАВИСИМО...»

— У вас своя типография «Глагол». Интересно, в какой мере она работает на собственные потребности холдинга, а в какой — на сторонние заказы.

— Все компании холдинга работают независимо, газеты конкурируют между собой, между ними возможна только взаимная рекламная поддержка по обоюдному согласию. «Глагол» рассматривает газеты холдинга как интересных и неинтересных клиентов, и мы печатаемся как в «Глаголе», так и в Самаре и в Кирове. Везде разные цены, условия, качество бумаги и полиграфии. От всей нашей печати мы отдаем «Глаголу» 20 - 30 процентов, в основном типография работает на регион. Нашим заказчиком, к примеру, является группа «Татмедиа», много изданий из других городов. Долгое время мы печатали и Башкортостан, и Ижевск. Предприятия холдинга занимают лишь 10 - 15 процентов в обороте «Глагола».

— Ваш медицинский центр «Гармония плюс» — новый бизнес: какова его рентабельность на начальном этапе?

— Мы занимаемся им всего полгода, и рынок достаточно насыщен предложениями. Это период становления, мы закупили оборудование и подбираем персонал. Однако медицина востребована, это услуги первой необходимости и стабильный спрос. Отсюда и возникла идея зайти на данный рынок — хорошо, когда бизнес не подвержен кризисам. Вообще, большие деньги для меня — это стабильные деньги. Лучше иметь доход поменьше, но постоянный, чем получить огромную сумму, не зная, что будет завтра. Поэтому и клиника может быть небольшой, зато с постоянным спросом на услуги. Мы ставку делаем на высококлассных врачей, хотя найти их сложно. Краткосрочный эффект в таком бизнесе — самое худшее, поэтому мы пока не проводим широкой рекламной кампании. Кроме того, наша клиника имеет свою изюминку — направление нетрадиционной медицины. Мы думаем, что будем в этой части разрабатывать новые проекты.

«СМИ, к сожалению, работают не на читателя или зрителя, они решают задачи. Чистоплотность и профессионализм — это то, к чему мы должны стремиться» «СМИ, к сожалению, работают не на читателя или зрителя, они решают задачи. Чистоплотность и профессионализм — это то, к чему мы должны стремиться» Фото: Олег Спиридонов

— Какие услуги клиники подпадают под определение нетрадиционной медицины?

— Частично мы практикуем народную медицину — это, например, пиявки, травы, частично китайскую, массаж. Мне интересны не фармацевтические формы лечения. Когда человек пьет таблетки, он что-то в своем организме лечит, а что-то, может быть, калечит, поэтому лучше бы обходиться без них. В этом направлении можно работать. Но мое дело — подобрать специалистов и проинвестировать проект.

— Ваши услуги дороги или дешевы для Челнов?

— На сегодняшний день мы просто не можем ставить высокие цены, сначала нужно показать людям, что мы умеем работать, чтобы к нам пошли. Да и если наша клиника станет брендом, то вопрос большой накрутки — он спорный. Представьте: приходит менеджер по рекламе в стоматологическую клинику, делает предложение. Стоматолог отвечает: зачем мне реклама, если у меня очередь на два месяца вперед? Менеджер говорит: так вы бизнесом занимаетесь или хобби? Конечно, бизнесом, хочется зарабатывать. Так поднимите цены, очередь и укоротится! Поэтому, пока в нашей клинике очереди нет, какие могут быть цены?

— Еще одно из ваших направлений — почтовая рассылка «Челны-Курьер». Это вспомогательная служба или самостоятельный бизнес?

— Это бизнес. Конечно, «Челны-Курьер» является оператором по распространению и наших газет, но банк внутренних заказов составляет только 30 процентов. Остальные 70 процентов заказов — внешние, причем от крупных компаний уровня «М.Видео», IKEA, Vianor, «Эльдорадо»... Периодически они делают рассылки по всей России и выбирают нашу компанию, чтобы через нас отправлять свою печатную продукцию в другие города. Таким образом, в этом бизнесе мы являемся федеральным оператором и имеем успех.

— У вас отделения в других городах?

— У нас там подрядчики, которых мы координируем. Этот рынок устоялся, и мы уже наработали запас доверия. Распространение печатной продукции — услуга, которую тяжело контролировать. Нередки ситуации, когда нечистоплотные предприниматели могут не довезти заказ, забыть где-то полгрузовика... Поэтому федеральный заказчик выбирает подрядчика с опытом и репутацией. Нам удалось сработаться с перечисленными сетями.

— При таких клиентах у «Челны-Курьера», наверное, большой оборот?

— Оборот большой, но наценка маленькая. Дело в том, что мы, будучи координатором, оставляем за собой контроль и выбор подрядчика. Здесь действуют наши давно налаженные связи, знание региональных рынков, но исполнители другие. Поэтому наша наценка невелика. Некоторые клиенты просят и напечатать продукцию, но у федеральных есть свои типографии.

«Да, зарабатывать стало сложнее, зато рынок очищается от слабых игроков, появляется простор для маневра» «Да, зарабатывать стало сложнее, зато рынок очищается от слабых игроков, появляется простор для маневра» Фото предоставлено медиахолдингом «Единство»

«МНЕ НЕ НРАВИТСЯ ТО, ЧТО ПРОИСХОДИТ СО СМИ...»

— Что вы думаете об уровне независимости современных СМИ?

— Мне не нравится то, что происходит со СМИ во всем мире. Даже если говорить о европейских — былые ценности уже не поддерживаются. Говоря о России, хочется видеть СМИ в первую очередь более профессиональными. Рынок свободный, у кого есть миллион, тот может завтра выпустить газету. Это хорошо, ограничений быть не должно. Но сами СМИ должны расти, ведь человек издал газету тиражом в тысячу экземпляров, тысячу человек замкнул на свою подачу... И что он этим людям говорит? Все что хочет. В Советском Союзе была школа журналистики — конечно, она была политизирована, все подчинялось простым принципам. Даже делая СМИ в таком формате, журналисты выполняли свою работу красиво и хорошо, сообразно условиям, в которых они жили. У нас условия другие, свободные, но профессионализма не хватает. СМИ, к сожалению, работают не на читателя или зрителя, они решают задачи. Чистоплотность и профессионализм — это то, к чему мы должны стремиться.

— Каковы ваши требования к подчиненным?

— Мне интересно работать с людьми, у которых есть долгосрочные цели. Важно, чтобы наши цели совпадали: допустим, человеку нужна квартира, а мне нужны плоды его труда, мы помогаем друг другу реализовать наши задачи. Но материальная мотивация — не главное, хотя прежде я считал именно так. Теперь склоняюсь к мысли, что для человека на работе важны и многие другие стимулы, например признание. Простые душевные вещи на самом деле очень сильны. Очень важны дружеский коллектив, комфортный офис. Говорят, если ты не хочешь уставать на работе, ты должен ее полюбить. Даже при небольшой зарплате человек может быть доволен своей работой, если ему комфортно. Есть люди, которые на работе разрушают себя, а есть те, кто, напротив, восстанавливается, если у него дома не все в порядке. Это тоже серьезная мотивация.

— Есть ли у вас четкая система поощрений и штрафов?

— Штрафы мы применяем крайне редко. Поощрения — да, но тут важен профессионализм директора, кадровой службы. Работодатель должен знать больше о человеке: чем он живет, какие у него планы? Если у него нет цели, менеджер по персоналу должен найти их в нем и раскрыть.

«Сегодня профессиональный менеджер по рекламе — это уже целый маркетолог, он должен говорить с рекламодателем не о прайсе, а о том, как продвинуть бизнес заказчика, должен разговаривать на волне» «Сегодня профессиональный менеджер по рекламе — это уже целый маркетолог, он должен говорить с рекламодателем не о прайсе, а о том, как продвинуть бизнес заказчика, должен быть с ним на одной волне» Фото: Олег Спиридонов

— Не пользуетесь ли вы для своих работников услугами, например, коучеров?

— Нет, мы проводим только квалификационные семинары, тренинги не ведем. Это работа директора предприятия. У нас коллективы в среднем от 20 до 50 человек — небольшие, директор должен знать каждого лично, причем не только по имени.

— Насколько вы сегодня погружаетесь в дела газет? Только управляете денежными потоками или контролируете техническую сторону, контент?

— О контенте я говорю с редакторами редко — наверное, раз в квартал. Просматриваю газету, делаю свои замечания, иногда приглашаем дизайнеров, спорим. Моя задача — профессиональный управленческий персонал. Я занимаюсь их квалификацией, но не люблю мешать человеку работать. Я должен выбрать специалиста и дать ему пространство для действий. Сейчас моя работа идет в сокращенном режиме: я приезжаю в Челны еженедельно на два-три дня, провожу планерки, а остальное время живу в Казани и занимаюсь своими хобби, спортивными увлечениями. Мне нравится мотокросс. Гонки на спортивных мотоциклах по пересеченной местности увлекают и требует физической подготовки. Прежде я практиковал такие выезды изредка, но с недавних пор стал заниматься активнее — постепенно повышаю свой уровень, участвую в региональных соревнованиях. В этом году хочу поехать на чемпионат России. Пока есть время, надо им пользоваться, до следующего крупного проекта. Иногда нужно позволять себе такие длинные отпуска на год-два, оставаясь в состоянии активного отдыха.

— Что вы посоветовали бы предпринимателям — как сделать бизнес успешным?

— Нужно ставить перед собой четкую цель. В ее достижении нужно уметь мобилизовать силы других людей. И постоянно бить в одну точку, до победного конца. Тогда успех придет.