В опубликованных отчетах по РСБУ за первый квартал 2017 года ведущие предприятия группы «ТАИФ» выглядят неважно. Наращивание физических объемов выпуска не помогает справиться с удорожанием сырья. Как полагают аналитики «БИЗНЕС Online», здесь в первую очередь сказалось отсутствие собственной нефтегазодобычи. При таком раскладе никакие долгосрочные инвестиции в другие звенья не дадут безопасности в случае неблагоприятного поворота рыночной конъюнктуры.
«НИЖНЕКАМСКНЕФТЕХИМ» ВЫТЯГИВАЕТ КАУЧУК
За январь – март 2017 года «Нижнекамскнефтехим» (НКНХ) получил выручку в 40 млрд. рублей, что на 4% выше, чем за аналогичный период прошлого года. Одна из причин — на мировом и российском рынке выросли цены на синтетический каучук (а это, между прочим, половина бизнеса НКНХ). Росту цен на синтетический каучук способствовали дефицит натурального каучука и политика Китая по стимулированию спроса на автомобили. Причем цена на натуральный каучук (а значит, и на синтетический) выросла значительно. Цена натурального каучука, например, на Сингапурской бирже в марте 2017 года была на 37,5% выше, чем годом ранее.
Как правило, производители товаров, котирующихся на международном рынке (лес, зерно, металлы и т. д.), внутренние цены также привязывают к биржевым, доводя их до уровня «экспортной альтернативы» (нетбэк). НКНХ львиную долю своей основной продукции — синтетического каучука — поставляет ведущим производителям шин по контрактам в твердой валюте. Казалось бы, живи и радуйся — цены на каучуки выросли более чем на треть, но праздник испортило укрепление национальной валюты. Судите сами: средневзвешенный курс доллара США в первом квартале 2017 года был равен 58,366 рубля, а в первом квартале 2016-го — 74,6283. Как видите, укрепление рубля на 22% во многом «скушало» эффект от роста мировых цен на каучуки.
Следующий по значимости рынок для НКНХ — полиэтилена высокого (ПЭВД) и низкого давления (ПЭНД). Отметим, что индекс PPI-ST (ППИ-БТ), который показывает общую динамику изменения российских цен на 9 крупнотоннажных полимеров (ПЭВД, ПЭНД, ЛПЭНП, ПП, ПС, УПС, ПВХ-С, ПЭТФ и ПС-В), в первом квартале 2016 года держался в районе около 102,2 тыс. рублей за тонну, но в первом квартале 2017-го он уже был около 93,3 тыс. за тонну.
Другими словами, конъюнктура на отечественном рынке стандартных термопластов была негативной — индекс цен снизился на 8,7%. Если смотреть ценовую динамику по отдельным термопластам, то там наблюдается та же картина:
ПЭВД (полиэтилен высокого давления)
ПЭВД (полиэтилен высокого давления)
ЛПЭНП (линейный полиэтилен низкой плотности)
ЛПЭНП (линейный полиэтилен низкой плотности)
Поэтому неудивителен столь скромный прирост выручки (+4%) по сравнению с прошлым кварталом — все вытянула отличная, пусть и значительно подпорченная укреплением рубля конъюнктура на каучуковом направлении. Кроме того, пришлось увеличивать объемы — за три месяца «Нижнекамскнефтехим» нарастил производство на 5,3%. Выпуск пластиков сохранился на уровне прошлого года, каучуков — вырос на 8%.
Но рост, пусть и небольшой, выручки был уничтожен резким ростом себестоимости. Себестоимость продаж составила 32,36 млрд. рублей, увеличившись на 21% относительно аналогичного периода прошлого года. Валовая прибыль при этом сократилась с 11,86 млрд. до 7,64 млрд. (или снизилась на 35,5%) рублей. Резкий рост себестоимости объясним — произошло крупное повышение мировых цен на нефть (а значит, и на продукты ее прямой перегонки, используемые в качестве сырья в нефтехимии).
Средняя цена на нефть российской экспортной марки Urals за январь – март 2017 года достигла $52,04 за баррель. За аналогичный период прошлого года она составляла $31,99 за баррель. Таким образом, в годовом сопоставлении средняя цена Urals увеличилась в отчетном периоде в 1,6 раза. Впрочем, НКНХ нужны не только продукты нефтепереработки, но и газообразное сырье: пропан, бутан и этан. Основной поставщик наиболее выгодного сырья — этана (дефицит которого регулярно испытывают нижнекамцы) — «Газпром». Как правило, газовая монополия привязывает свои ценники к нефтяным котировкам. Хотя столь крупное увеличение цен было для внутреннего рынка «срезано» фактором укрепления рубля, становится понятным, почему так резко выросла стоимость сырья (привязанного к мировым ценам) для нефтехимиков.
Прибыль от продаж компании составила 3,8 млрд. рублей против 8,5 млрд. годом ранее (снижение на 55,3%). Казалось, после такого внушительного падения операционной прибыли будет трудно что-либо исправить, но на помощь пришли так называемые обратные акцизы. Возврат, напомним, производился для частичной компенсации роста цен на сырье, который произошел в связи с изменением таможенных ставок на нефть и нефтепродукты. Это та самая компенсация большого налогового маневра для отдельных «проигравших» от него предприятий, к коим относятся и НКНХ. К слову, средняя ставка акциза на прямогонный бензин выросла на 2,6 тыс. рублей, или 25% (с 1 января по 31 марта 2016 года — 10,5 тыс. рублей, с 1 января 2017-го — 13,1 тыс. рублей за тонну). В результате прибыль до налогообложения составила 6,98 млрд. рублей, чистая прибыль — 5,49 миллиарда (снижение на 37%). Как следствие, за первый квартал 2017 года «Нижнекамскнефтехим» снизил платежи по налогу на прибыль на 776 млн. рублей.
За первый квартал 2017 года чистая прибыль «Казаньоргсинтеза» составила 4,39 млрд. рублей (6,47 млрд. за аналогичный период прошлого года)
«КАЗАНЬОРГСИНТЕЗ» И ЗАТОВАРЕННОСТЬ ПОЛИЭТИЛЕНОМ
За январь – март 2017 года «Казаньоргсинтез» (КОС) получил выручку в 19,26 млрд. рублей (минус 4,4%). Виной тому та же тенденция снижения цен на термопласты. Предприятие пыталось преодолеть этот негативный фактор за счет наращивания физических объемов выпуска, но не получилось. КОС увеличил производство товарной продукции за квартал на 5,4%, выпуск полиэтилена вырос на 8%. Внутренний рынок оказался затоварен полиэтиленом — из-за роста выпуска полиэтилена и импорта пластика низкого давления с нового завода в Узбекистане. В этих условиях «Казаньоргсинтез» увеличил экспорт полиэтилена в 1,7 раза.
Себестоимость продаж возросла на 10,2% — с 10,63 млрд. до 11,72 млрд. рублей. Причина — исходное газообразное сырье (пропан, бутан и этан) выросло в цене. Ситуация аналогична нижнекамскнефтехимовской: основной поставщик наиболее выгодного сырья — этана (дефицит которого регулярно испытывает «Казаньоргсинтез») — «Газпром», как правило, привязывает свои ценники к нефтяным котировкам, которые, напомним, по отношению к началу 2016 года резко выросли. Прибыль от продаж составила 5,97 млрд. рублей против 8,27 млрд. годом ранее (падение на 28%). В итоге за первый квартал 2017 года чистая прибыль «Казаньоргсинтеза» составила 4,39 млрд. рублей (6,47 млрд. за аналогичный период прошлого года). Падение чистой прибыли — 32,2%. В результате КОС снизил платежи по налогу на прибыль на 268 млн. рублей.
ТАИФ-НК: ПЕЧНОЕ ТОПЛИВО — ВВЕРХ, МОТОРНЫЕ — ВНИЗ
Хотя предприятие закрыло свою отчетность от ежеквартального раскрытия, кое-что известно. Так, выступая в конце апреля на традиционном заседании «Татнефтехиминвест-холдинга», генеральный директор ТНХИХ Рафинат Яруллин отметил, что ТАИФ-НК снизил объемы переработки сырья на 6% — в основном из-за снижения переработки газового конденсата. Выросло производство печного топлива, но сократился выпуск моторных. Завод автобензинов работал с неполной загрузкой, т. к. ограничены возможности по сероочистке для выпуска бензина стандарта «Евро-5», что привело к тому, что индекс объема производства составил всего 89%.
Рафинат Яруллин отметил, что ТАИФ-НК снизил объемы переработки сырья на 6% — в основном из-за снижения переработки газового конденсата
АХИЛЛЕСОВА ПЯТА ТАИФА
Демонстрируемые ведущими предприятиями группы «ТАИФ» негативные показатели — следствие отсутствия у группы вертикальной интеграции. Есть нефтепереработка и нефтехимия, но нет нефтегазодобычи. Именно отсюда и пришел удар в виде значительного удорожания стоимости входного сырья. Вторым негативным фактором оказалось продолжение действия в отрасли так называемого налогового маневра, который завершается именно в этом году: экспортные пошлины на нефть и нефтепродукты выводятся на минимумы одновременно с ростом акцизов на нефтепродукты. Налоговый маневр задумывался так, что чем глубже у НПЗ переработка (выход светлых продуктов), тем больше будет прибыльность нефтепереработчика. ТАИФ-НК ежегодно перерабатывает 8,4 млн. т нефти и газового конденсата, получая без малого 2,5 млн. т темных нефтепродуктов, которые занимают почти треть от всего объема товарной продукции. Понятно, что налоговый маневр сильно давит на экономику нефтепереработчика, буквально принуждая его к модернизации в сторону углубления нефтепереработки. Поэтому многомесячная задержка по срокам начала сдачи комплекса по глубокой переработке тяжелых остатков на фоне подросших цен на нефть не только приносит группе «ТАИФ» колоссальные убытки, лишь частично закрываемые через механизм бюджетной компенсации уплаченных акцизов, о чем мы уже писали, но и ставит под сомнение заявленную пятилетнюю окупаемость проекта.
Контраста ради заметим, что все вышеизложенные последствия налогового маневра не имеют никакого влияния на другого татарстанского нефтепереработчика — группу компаний «Татнефть». Во-первых, у нее есть нефтедобыча, позволяющая за счет экспорта и роста внутренних цен компенсировать негативные моменты налогового маневра в нефтепереработке. Во-вторых, не так уж и плоха нефтепереработка у «Татнефти»: в начале июля прошлого года там распрощались с мазутом, запустив в работу установку замедленного коксования (УЗК), которая позволит увеличить глубину переработки нефти с 73% до 95%. Кроме того, не следует забывать, что «Татнефть» — вертикально-интегрированная компания, где негатив в одной части продуктовой линейки полностью перекрывается позитивом от других звеньев. Согласно отчету, составленному по РСБУ, чистая прибыль «Татнефти» в январе – марте выросла в полтора раза по сравнению с первой четвертью 2016 года. Она составила 29,4 млрд. рублей. Выручка нефтяной компании увеличилась почти в той же степени — в 1,4 раза до 144,9 млрд. рублей. Для сравнения: вторая по величине нефтяная компания России — «Лукойл» — заработала в первом квартале 2017-го по РСБУ в 2,8 раза меньше, чем год назад. Ее прибыль составила всего 5,97 млрд. рублей против 16,9 млрд. в январе – марте прошлого года. Третья по объемам добычи нефти компания — «Сургутнефтегаз» — и вовсе не может вылезти в плюс: ее убыток в первом квартале нынешнего года составил 90,7 млрд. рублей.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 42
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.