Тина Канделаки накануне общалась со студентами Высшей школы журналистики КФУ. Она рассказала им, к кому может постучаться в дверь, почему на спортивном «Матч ТВ» все так непросто с рейтингами, за что благодарна «Рубину» и лично Ильсуру Метшину и почему думает о Татарстане, упаковывая письма в конверты. На мастер-классе известной столичной медиаперсоны побывал корреспондент «БИЗНЕС Online».
Тина Канделаки: «БИЗНЕС Online», а вы так и напишите: болельщик Артур пришел и сказал — доколе! И в заголовок вынесите это. И уже неважно, о чем будет статья после этого»
«НЕ ПОМНЮ, ЧТОБЫ «РУБИН» НАМ ХОТЬ РАЗ ОТКАЗАЛ»
Голый живот Тины Канделаки стал накануне главной темой обсуждения в студии Высшей школы журналистики КФУ — страсти разгорались перед мастер-классом генерального продюсера «Матч ТВ». Некоторые репортеры, решившие подготовиться к встрече, забили фамилию экс-телеведущей в разделе «Новости» «Яндекса» и обнаружили огромное количество ссылок на эту тему. На встречу с будущими и настоящими журналистами очаровательная Тина Гивиевна опоздала более чем на час: «Извините меня, но вы сами, наверное, знаете, что у вас с дорогами сегодня творится». Действительно, из-за приезда премьер-министра РФ Дмитрия Медведева в центре города днем образовались огромные пробки. «Отвечу на все вопросы, сделаю селфи, все что хотите», — оправдывалась Канделаки, одетая в черное платье и со следами хорошего загара на лице.
Тема мастер-класса — «Инновационное телевизионное освещение крупнейших спортивных событий». Как известно, это оказалось для «Матч ТВ» серьезной проблемой: меньше месяца осталось до футбольного Кубка конфедераций, но прав у российских каналов на трансляцию турнира до сих пор нет. Поэтому и вопрос корреспондента «БИЗНЕС Online» касался этой коллизии. «Свет в конце туннеля появился только-только, — заявила Канделаки. — Телевизионная трансляция на Кубок конфедераций не продается отдельно от чемпионата мира по футболу. Бóльших подробностей я сообщить на данный момент не могу, так как в ближайшее время будет дан развернутый ответ по этому поводу всем интересующимся болельщикам». Продюсер «Матч ТВ» сообщила, что проволочка с приобретением прав на турнир связана с тем, что стоимость трансляций была повышена даже для европейских стран на 30%, так что, к примеру, Италия и Испания прав тоже пока не купили. Но все должно быть нормально. «Мы готовимся снимать в рамках этого международного турнира четыре города, которые принимают Кубок, — рассказала „БИЗНЕС Online“ Канделаки. — Мы плотно сотрудничаем с казанской телерадиокомпанией, это касается и футбола. Я благодарна мэру Казани Ильсуру Метшину лично, потому что мы с ним проводим большую работу. Не все клубы готовы так сотрудничать. Я ни разу не помню, чтобы „Рубин“ нам отказал. Они готовы на любую игру, на любое промо, на любую маркетинговую провокацию. Мы, может быть, недостаточно этим занимались в Казани в прошлом году, но контакт был найден. Это касается и Кубка конфедераций тоже. Будем сюда прилетать, вести трансляции. Работа предстоит большая».
Вообще, у публики сложилось мнение, что московская гостья, кроме «БИЗНЕС Online», из местных изданий никого больше не знает. Она несколько раз предлагала поискать статьи по тому или иному поводу в нашей интернет-газете, причем делала это настолько часто, что нашему корреспонденту было даже неловко перед коллегами. Апогеем мини-триумфа БО стал диалог со студентом Артуром, который три года пишет курсовые по «Матч ТВ».
— Почему, когда происходит распределение топовых трансляций между Первым каналом, «Россией-1» и вами... — начал студент КФУ.
— И вы недовольны, правда же, вы не стесняйтесь, скажите, — прервала вопрос продюсер «Матч ТВ». — Пусть это вашими устами прозвучит в газете «БИЗНЕС Online»... — раздались смех и одобрительные аплодисменты в зале.
— При всех инновациях, которые вы внедряете в освещение спортивных событий, можем ли мы ждать, что крутые трансляции априори будут на «Матч ТВ» и их будут показывать так же круто, как и сейчас?
— Артур, счастья вам, здоровья, — с благодарностью обратилась Канделаки к студенту. — «БИЗНЕС Online», а вы так и напишите: болельщик Артур пришел и сказал — доколе! И в заголовок вынесите это. И уже неважно, о чем будет статья после этого. Когда я пришла на «Матч ТВ», такое приоритетное распределение трансляций в пользу «больших» каналов было данностью. Я разделяю ваше мнение, хочется смотреть спорт там, где его не только показывают во время трансляции, но и когда о нем языком разных жанров рассказывают постоянно. Я признательна вам за этот вопрос. Я верю и надеюсь, что нам всем повезет.
«В АЭРОПОРТУ ВАС МОГУТ НЕ ПОСАДИТЬ В САМОЛЕТ ПОТОМУ, ЧТО У ЧЕЛОВЕКА С ТАКИМ КОЛИЧЕСТВОМ ЛАЙКОВ НЕТ ПРАВА ЛЕТАТЬ»
Но вернемся к инновационным технологиям. Канделаки заметила, что сегодня технологии развиты настолько, что все могут стать рассказчиками и журналистами: «Вот я сейчас разговариваю, а вы меня снимаете: кто — для „Инстаграма“, кто — для блога. На традиционную журналистику это влияет пагубно, поскольку никто высказанные факты не проверяет, это просто некогда делать».
Гостья КФУ отметила, что в ее детстве были любимы фантасты Стругацкие и Азимов. «Но за последние 15 лет произошел такой прорыв в технологиях, что туристическая экспедиция на Марс может произойти уже при нашей с вами жизни, — отметила она. — В одной из серий сериала „Черное зеркало“ прослеживается, что лайки становятся социальным капиталом. На основе количества лайков вы получаете те или иные жизненные бонусы. Чем больше лайков у вас, тем выше социальная группа. Если вы нарушаете правила, уровень лайков падает. В аэропорту, к примеру, вас могут не посадить в самолет, потому что у человека с таким количеством лайков нет права летать».
По мнению известной столичной медиаперсоны, утопии к нам возвращаются в виде технологического прогресса. И уже сейчас можно использовать возможности интернета — скажем, развивать свой видеоблог. И если он окажется удачным, то Канделаки сама постучится в вашу дверь и позовет работать на TV. Благо на «Матче» уже были случаи, когда персонажи с YouTube становились телевизионными.
«Вот я сейчас разговариваю, а вы меня снимаете: кто — для «Инстаграма», кто — для блога. На традиционную журналистику это влияет пагубно, поскольку никто высказанные факты не проверяет, это просто некогда делать»
Другая история — киберспорт. На канале намерены продолжать развивать это направление, поскольку оно привлекает молодую аудиторию. По уверению Канделаки, до появления «Матч ТВ» молодое поколение вообще спорт не смотрело. Теперь канал ищет форму, как лучше показывать киберспорт и как монетизировать этот процесс, в том числе ищутся герои, за плечами которых были победы и которые умели бы рассказать про действо таким образом, чтобы его захотелось посмотреть тем, кто не вовлечен в процесс.
Кроме того, Канделаки уверена, что будущее за вторым экраном. «Это называется геймификацией — игровым включением зрителей в контент, — говорит генпродюсер. — Зрителю одновременно с трансляцией хочется общаться, задавать вопросы, получать бонусы, которые можно обменять на билеты на игру, в финале их должен привезти Криштиану Роналду, который вас обнимет, поцелует и сделает с вами селфи». По словам Канделаки, телеканал сейчас занят разработкой примерно такого же приложения, где можно будет как минимум чатиться во время показа важных игр. Она рассказала, что Viber подписал контракт с футбольным клубом «Барселона» и уже сегодня предлагает интересные формы сотрудничества. К примеру, чтобы сами герои вели стриминговую трансляцию из тех мест, которые обычно сокрыты от посторонних глаз. Главное — платить за предоставленную услугу.
РАВНЕНИЕ НА США
Не обошлось и без обсуждения внутренней жизни телеканала. Канделаки считает отчасти успехом то, что «Матч ТВ» обсуждают так, как не обсуждают ни один канал: «Люди увольняются с разных каналов или переходят на другую работу к конкурентам, но только на канале „Матч ТВ“ это обсуждается с такой одержимостью и с желанием социальной справедливости». В качестве доказательства своей правоты в постоянном обновлении команды на спортивном канале гостья привела философский пример: «Я вела телепрограмму „Самый умный“. Ни до, ни после, ни во время не было лучшей программы для детей, но телеканал „СТС“ закрыл ее, потому что так счел нужным. К сожалению, в мой адрес не писались письма, петиции, народ не встал на защиту, родители не пришли. А еще было не очень справедливо, что телеканал решил, что ему этот проект больше не нужен. Это законы коммерческого телевидения — проекты рождаются и умирают. Умирают проекты — меняются команды, уходят одни люди, приходят другие».
Канделаки еще не знала, что вечером на информационных лентах появятся заявления известного питерского футбольного комментатора Геннадия Орлова. «А с Тиной-то! Они ж вообще обанкротили „Матч ТВ“. Я тоже уже выхожу сейчас за штат, как и большинство комментаторов... Дело в том, что бюджет трехгодичный за полтора года протратили. И сейчас поставили экономиста, который просто прячется. Его задача — всех убрать», — пожалуй, это самое громкое, что Орлов сказал в частном разговоре перед началом телепередачи, однако все это было снято и попало в интернет. Так что Тину Гивиевну ждут непростые ближайшие дни, даже если эта информация официально будет опровергнута.
А между тем корреспондент «БИЗНЕС Online» интересовался по поводу того, как хоть и нишевый, но федеральный канал собирается поддерживать и увеличивать аудиторию в моменты, когда нет крупных спортивных международных событий. «Ситуация с рейтингами очень тяжелая, — признала Канделаки. — Внутренний российский спорт непопулярен. Для этого не надо смотреть трансляции „Матч ТВ“, достаточно посмотреть картинку со стадионов. Много вы видите событий, где заполнены трибуны? Связь прямая. Что мы для этого делаем? Мы стараемся делать околоспортивный контент». Генпродюсер рассказала, что вскоре на канале может появиться и свой собственный... ситком. Канделаки считает, что не только телеканал должен поднимать интерес к спорту, но и государство, начиная от школьного образования, заканчивая воспитанием болельщиков: «Дети не ходят на уроки физкультуры, а потом мы удивляемся, почему у нас нет зрителей на стадионе. Может, нам студенческий спорт возродить для начала? Мы только отражаем ситуацию с состоянием спорта в России. И отражаем иногда лучше, чем дела обстоят на самом деле».
По мнению Канделаки, если Россия не воспользуется Кубком конфедерации и чемпионатом мира по футболу и не раскрутит традицию ходить семьями на стадион, то интерес к трансляциям снова упадет. Объектом для зависти в этом отношении могут стать США, где чемпионат по американскому футболу смотрят больше, чем некоторые международные соревнования. «Там это огромная культура и индустрия, — говорит Канделаки. — У нас она только развивается. Пока мы в самой низкой точке».
«НЕ МОГУ СКАЗАТЬ, ЧТО «НАСЛЕДИЕ ТАТАРСТАНА» НИКОМУ НЕ НРАВИТСЯ...»
Канделаки не понравилась критика в отношении бренда «Наследие Татарстана», который разработала компания «Апостол», где экс-телеведущая была совладельцем. На мастер-классе для молодых репортеров она отметила: «Проблема нашей страны в том, что у нас журналистика очень негативная и мы всегда ищем в полупустом стакане, что вода закончилась, а не то, что ее туда доливают. Мы разработали этот бренд, но не внедряем его. Я очень горжусь этим брендом. Он то, что называется „Вау“. В нем так много жизни и энергии».
По словам Канделаки, если сегодня данный бренд Татарстана внедряют не очень хорошо, то скоро все изменится: «Я познакомилась с Рустамом Миннихановым, когда приезжала в Казань, еще работая на телеканале „СТС“. И у президента Татарстана есть одно фантастическое качество, которое делает его очень сильным, — он саморазвивающийся человек. С возрастом понимаешь, что развиваться очень тяжело. Особенно когда ты руководитель. У меня нет такого статуса, чтобы отчитаться, что сделали в Казани стелу с изображением „Наследия Татарстана“, разработанного нами бренда, открыли несколько арт-объектов в городе, люди не фотографируются на этом фоне, им это неинтересно. Пустили бренд на экспорт — никто им не интересуется. У меня нет мнения сингапурских коллег, которые являются профессионалами в брендировании, что действительно получилось не очень. Я не могу этого сказать, поскольку не следила за дальнейшей судьбой всадника. Бренд нужен Татарстану, мы делали его аутентичным, он должен объединить всю мультикультуру, которая здесь есть. И очень надеюсь, что, даже если сегодня бренд не так интересен, все же он будет долго жить, потому что я его очень люблю».
По словам Канделаки, было изготовлено много продукции с всадником, начиная от бумаги и заканчивая чехлами для сотовых телефонов. И даже сейчас, когда она работает на «Матч ТВ», ей нравится упаковывать письма в брендированные Татарстаном конверты.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 25
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.