«За год работы увеличить штат почти в четыре раза и оборот — почти в десять раз, — мне кажется, это хороший результат. Есть куда стремиться» «За год работы увеличить штат почти в четыре раза и оборот — почти в 10 раз — мне кажется, это хороший результат. Есть куда стремиться»

«МАТЕМАТИКА НУЖНА ДЛЯ ОПТИМИЗАЦИИ»

— Когда и как появилась ваша компания?

— Компания как бренд образовалась всего полтора года назад. До этого у меня была другая компания — «Ай Ти Эс», а у моего партнера Булата Ганиева — Robots Can Dream. И в какой-то момент, когда мы с ним встретились, я узнал, что он занимается похожей деятельностью. Мы поняли, что у нас схожая идеология и схожие взгляды на стратегию развития компании. Перед нами стоял выбор — либо через какое-то время вступить в жесткую конкурентную борьбу, либо объединить наши компетенции и сделать что-то сильное.

У команды Булата была сильная компетенция в мобильной разработке, у моей — в веб- и сервисной разработке. Так появилась компания «Технократия», идеология которой, даже если переводить название с греческого языка, — власть технологий. Такую идеологию мы несем в массы, и один из наших лозунгов — «Конкурируй за будущее с помощью технологий». Мы занимаемся разработкой сложного программного обеспечения в основном для коммерческого сектора.

За год работы мы создали большую сеть партнеров, успели открыть офис в Казани, США и Китае, увеличили штат с 13 до более 50 человек. В США в штате Калифорния в Сан-Диего у нас есть офис продаж, несколько инженеров. Офис в Китае занимается производством электроники. У нас также есть свои представительства в Швейцарии и Лондоне.

— По каким направлениям работаете?

— Спектр услуг довольно широкий, но узкоспециализированный — это разработка программного обеспечения. По большому счету у нас компания полного цикла. Мы занимаемся всем, начиная от консалтинга, разработки технического задания, дизайна, программирования и тестирования будущего продукта. В случае разработки электронных устройств это проектирование будущего устройства, его производство и написание программного обеспечения под данное устройство.

Вообще мы занимаемся разработкой тех решений, за которые не берутся другие компании. Мы любим сложную разработку — там, где необходим определенный уровень математики, алгоритмизации, некие вычисления. Одно из самых сильных качеств нашей команды в том, что основным составом разработчиков является команда олимпиадной разработки. Наша команда участвовала в чемпионате мира по олимпиадному программированию. Большое спасибо всем российским разработчикам, которые участвовали в этих мероприятиях, потому что они отражают высокий уровень работы и компетенций российских разработчиков. По этой причине они ценятся на Западе, и поэтому мы и открыли представительства за рубежом.

Математика, которую мы применяем, нужна для того, чтобы максимально оптимизировать какие-то участки кода, чтобы он работал без сбоев, не тормозил и так далее. Особенно это важно в сервисах, где посещаемость исчисляется сотнями тысяч в день, в минуту.

«Те гостиницы, которые уже закупили устройство, уже почувствовали эффект от установленных устройств, и окупили за первые три месяца, потому что на 20 процентов увеличили выручку отеля» «Те гостиницы, которые уже закупили устройство, почувствовали эффект от установленных устройств и окупили за первые три месяца, потому что на 20 процентов увеличили выручку отеля» Фото предоставлено компанией «Технократия»

— Откуда был взят первоначальный капитал на создание компании?

— При создании «Технократии» капитал уже был, причем не только финансовый, но также портфолио, постоянные клиенты и партнеры, наработанные в предыдущих компаниях. Это и было нашим капиталом. Но самым большим капиталом, конечно, была сложившаяся команда, которая сегодня и является фундаментом нашего штата.

А если говорить еще о компании «Ай Ти Эс», у которой также был высокий рейтинг на рынке, первоначального капитала практически не потребовалось. Сегодня, чтобы начать разрабатывать хоть что-то, достаточно иметь только компьютер и навыки программирования. Есть много инструментов, открытых решений, позволяющих собирать, как в конструкторе, очень простые решения.

— Вы решили заняться собственным делом. А были ли предложения о покупке компании или найме вас от крупных российских или зарубежных компаний?

— Буквально недавно ведущая IТ-компания России, которая специализируется на мобильной разработке и является одной из немногих в мире, аккредитованных Google, предлагала приобрести либо долю в нашей компании, либо компанию полностью. Но мы верим в себя больше, чем в те финансы, которые нам предлагали.

— Предложили слишком мало?

— Предложили много. Просто у нас другие цели, и мы знаем, что даже за год работы можем достичь большего. Может, это звучит слишком громко, но за год увеличить штат почти в четыре раза и оборот — почти в 10 раз — мне кажется, это хороший результат. Есть куда стремиться.

Также за год мы, к своему удивлению, попали в так называемый Tagline Топ-100 IТ-компаний России и заняли 63-е место. Здорово, что за год мы смогли достичь признания и попасть в топ.

«Одно из самых сильных качеств нашей команды в том, что основным составом разработчиков является команда олимпиадной разработки» «Одно из самых сильных качеств нашей команды в том, что основным составом разработчиков является команда олимпиадной разработки»

— Кого считаете своими конкурентами?

— На казанском рынке конкурентов у нас, наверное, и нет. Компаний, которые специализируются на мобильной разработке, в принципе в Казани очень мало. Есть очень сильная местная команда Flatstack, мы с ними часто общаемся, но практически не конкурируем, потому что они работают не на местном рынке, а за рубежом. У них также есть свои партнеры в Америке, в других странах. С недавних пор в сегменте мобильной разработки начала работать компания Smarthead, но с ними мы также практически не пересекаемся из-за географически разных рынков. Smarthead руководит Игорь Зильберг — человек, который нас очень многому научил. Его компания уже 5 - 6 лет занимает ведущие позиции во всевозможных российских рейтингах IТ-компаний. Я хотел бы сказать ему большое спасибо за помощь в свое время.

— Интересен ли вам проект города Иннополиса? Почему бы не открыть там офис или не стать резидентом ОЭЗ «Иннополис»?

— Все очень просто. Во-первых, самая большая проблема нашего рынка сегодня — отсутствие качественных кадров. Мы каждого своего сотрудника выискиваем как алмаз, а потом долго обтачиваем. К сожалению, сегодня ни один университет страны не выпускает кадры, способные сразу работать на рынке. Я сам учился в нашем федеральном университете, на факультете ВМК, и я видел, чему там обучают — это технологии, которыми лет 20 не пользуются, хотя математику там дают очень сильную. А рынок растет настолько быстро, что ты отстал, если не следил за технологиями всего месяц. Есть один факультет — ИТИС в КФУ, который возглавляет Айрат Хасьянов. Факультет готовит действительно качественные кадры, уже на втором-третьем курсах студенты привлекаются в лаборатории, которые открываются внутри университета совместно с коммерческими компаниями. Но дело в том, что ИТИС пока сделал только один выпуск, то есть большого объема кадров нет.

Если говорить про Иннополис, это, конечно, очень хорошее место, но если ссылаться на первую проблему, то привлечь людей, которых и так трудно найти, еще ездить куда-то далеко или даже жить там — задача не из простых. У нас там есть офис наших партнеров inspiRussia, который мы с ними делим, но мы используем ее только как площадку для нетворкинга и рабочие места для тех наших сотрудников, которые учатся в Университете Иннополис. У нас там есть небольшой штат сотрудников.

А не переезжаем туда полностью, потому что в этом нет смысла. Да, это красивое, хорошее и в перспективе интересное место. Но с точки зрения сегодняшней выгоды оно нас не привлекает. Иннополис говорит, что предлагает резидентам какие-то льготы, в том числе налоговые. Но 80 процентов IТ-компаний все-таки сидят на упрощенной системе налогообложения, так как работают в сфере профессиональных услуг, и основной статьей затрат является заработная плата сотрудникам. И все. Ведь мы не можем возвращать НДС, мы платим другой налог, а Иннополис предоставляет льготы только тем компаниям, которые работают с НДС. В таком случае, переезжая в этот город, мы получаем больше минусов. Кроме этого, в городе не самая дешевая арендная плата, что тоже не является положительным фактором для переезда.


«СТАРАЕМСЯ НЕ РАБОТАТЬ НАД ГОСПРОЕКТАМИ»

— Какую долю в заказах составляют государственные и коммерческие?

— 10 процентов — государственные, 90 — коммерческие. Мы стараемся не работать над госпроектами. Это происходит не по нашей воле, а по причине определенной системы, в которой мы работаем, где сотрудничать выгодно для обеих сторон. Мы все понимаем, что во всех тендерах подрядчик отбирается исходя из предложения самой низкой цены. А мы как эксперты рынка не понимаем, как на основании цены можно определить подрядчика на оказание профуслуг. Часто и сами госорганы жалуются, что не могут выбрать подрядчика по цене. А ООО сегодня может зарегистрировать любой 18-летний житель России и тоже подать заявку на участие. Так и происходит — два студента организуют ООО, начинают участвовать в тендере и дают нереальную цену для рынка. Соответственно, когда проект запускается, он не отрабатывает, закрывается. Тратятся сумасшедшие деньги. Все уходит в никуда. На один из таких госпроектов в стране было потрачено 100 миллионов рублей, и через год он закрылся. Кто знает про проект — тот знает.

Мы же делаем проекты долго, дорого и очень хорошо. Вместо последнего — нецензурное слово, которое употребляет дизайнер Артемий Лебедев, но я его не буду говорить (смеется).

Еще одна причина, по которой не выполняем госпроекты, заключается в том, что для написания технической документации и требований необходимо знать какие-то стандарты, иметь опыт в проектировании, разработке. А чтобы провести тендер, надо написать техническое задание, которое оценивают будущие подрядчики. Но как можно оценить техническую документацию на программный продукт, написанный секретарем или сотрудником госоргана, не являющимся экспертом рынка? И вот ты читаешь документацию и не берешься за него. Ведь требования сильно размыты, и проект может обойтись в миллион рублей, а может — в сотни миллионов. Чаще всего мы участвуем только тогда, когда нас привлекают как единственных участников, потому что мы единственная компания, обладающая конкретными компетенциями. Этим мы и берем.

— Один из последних ваших проектов — «Поел и доволен» для школьников. Какие казанские школы уже работают с вашим приложением и для чего оно вообще нужно?

— Это мобильное приложение, которое позволяет школьникам самим заботиться о своем будущем питании и о качестве сервиса, который оказывается в школьных столовых. Проект мы создали вместе с компанией «Образовательные карты». Это коммерческая компания, которая сегодня занимается организацией процесса оплаты школьного питания с помощью определенных карт. Родители закидывают на пластиковую карту ребенка средства, чтобы ребенок не ходил с наличными, через терминалы, находящиеся в школе. Информация по картам отображается в нашем мобильном приложении. В его разработке также принимал участие департамент продовольствия и социального питания исполкома Казани. В итоге сейчас тестируем приложение, собираем отзывы и оценки.

«За год работы мы создали большую сеть партнеров, успели открыть офис в Казани, США и Китае, увеличили штат с 13 до более 50 человек» «За год работы мы создали большую сеть партнеров, успели открыть офис в Казани, США и Китае, увеличили штат с 13 до более 50 человек»

В приложении — две основные функции, но есть и второстепенные. Первая — определенный перечень блюд, который может производить департамент продовольствия и социального питания. Есть определенное утвержденное меню, которое планируется на год вперед, и каждую неделю оно может обновляться. У школьников есть возможность выбирать из определенного перечня те блюда, которые им нравятся больше всего. Это, конечно, не гамбургер или фуагра. По результатам голосования школьников в приложении определяется меню на следующую неделю.

Вторая основная функция — оценка качества обслуживания. Это качество еды, инфраструктуры в столовых (приборы), чистота помещений, соблюдений определенных санитарных норм. Мы, например, были сильно удивлены, когда узнали, что даже ношение сережек является большим нарушением при работе в столовой. Школьники могут делать фото нарушений и загружать их в приложение, а департамент питания уже дает оценку. Знаю, что есть идея по оценкам школьников составлять рейтинг и премии сотрудникам.

Не берусь прогнозировать эффективность решения с точки зрения улучшения качества обслуживания питания, потому что это зависит в первую очередь от определенных служб и госорганов. Приложение — всего лишь инструмент, с помощью которого это можно сделать лучше, быстрее, эффективнее. Но меня очень привлекло в этом проекте то, что школьникам показывают, что они могут влиять на процесс, на качество своего питания, нахождение в школе.

Решение будет интегрироваться во все казанские школы, перечень определен. Пока решение установлено в трех школах.

— Какие еще проекты для госорганов реализовали?

— Мобильное приложение для чемпионата по водным видам спорта, который прошел в Казани в 2015 году. Нас привлекла дирекция спортивных проектов, мы выиграли тендер, но все равно серьезно попали впросак. В какой-то момент вместо сроков, указанных в документации, нам сообщили, что у нас есть месяц, хотя работы было месяца на четыре. Бессонные ночи, веселые деньки, никаких выходных, поиск самых оптимальных решений позволил нам за месяц вывести продукт, и по итогам работы он получил оценки 4,5 - 4,6 из 5 возможных баллов — это очень хорошо. Приложение работало на 8 языках, и в день в него заходило до 70 - 80 тысяч человек.

Также мы создавали приложение c дополненной и виртуальной реальностью перед чемпионатом рабочих профессий WorldSkills. Это был своего рода эксперимент, потому что на тот момент никто, кроме нас, такой технологией не обладал. Когда это выходило на рынок России, мы быстро сориентировались.

Еще из проектов, которые мы делали для государства, можно отметить создание туристического портала VisitTatarstan по заказу госкомитета по туризму республики. Получилось решение, которое собирает сегодня очень хорошие отзывы. Еще греет душу, что этот сайт показали по центральному телевидению — на телеканале ТНТ в передаче Comedy Club. Мы смотрели, не верили и переживали, но прозвучало, что «есть и хорошие решения», и на экране первым появился VisitTatarstan. Ведущие, конечно, нашли и у нас маленький минус, но мы все равно тепло это восприняли.

«Наша задача — выйти в топ-10 Tagline мобильных разработчиков страны, и выходить на крупные компании. А главная цель — стать лучшей ИТ-компанией страны и мира» «Наша задача — выйти в Топ-10 Tagline мобильных разработчиков страны и выходить на крупные компании. А главная цель — стать лучшей IТ-компанией страны и мира» Фото предоставлено компанией «Технократия»

— Почему сайт делали вы, а не создатели всего бренда VisitTatarstan?

— Подобного рода сайт — это сложный программный продукт, который не способна создать компания, специализирующаяся на брендинге. Компания из Лондона разработала только фирменный стиль, который используется в брендинге. Мы же разработали дизайн веб-ресурса. Наша задача была разработать интерфейс, удобный для пользователя. Веб-дизайн в первую очередь — это о пользовательском сценарии, опыте эксплуатации, проектировании архитектуры.

Мы делали сайт в две итерации: первая — без использования фирменного стиля с исключительно нашим дизайном, вторая — уже с элементами существующего фирменного стиля и дополнительными функциями, например, выбрать маршрут путешествия по республике и прямо на сайте забронировать отели на всем пути следования, купить билеты на мероприятия и так далее.

Сейчас совместно с госкомитетом разрабатывается определенная программа по маркетингу — мы консультируем с точки зрения интернет-рекламы, инструментов продвижения и прочее.

— Какие коммерческие заказы были самыми интересными и крупными?

— К сожалению, со многими компаниями, с которыми мы сотрудничаем, у нас подписан договор о неразглашении. Поэтому о некоторых очень интересных проектах мы просто не можем говорить.

Мы работаем с компанией Альфа-Банк. Те, кто пользуется мобильным банкингом, знают о его функциях, а мы принимали активное участие в разработке мобильного банка Alfa Sense (вместе с компанией Octobery), а сейчас — Alfa Mobile.

Мы работаем совместно с «Альфа Лабораторией» — это большая IТ-компания внутри Альфа-Банка с огромным штатом в несколько сотен человек. Нас привлекают как специалистов в области финтехпроектов, а также привлекают в свою команду. Звучит странно, но специалист нашей компании является тим-лидером iOS-разработки в «Альфа Лаборатории», то есть наш разработчик руководит штатом крупной компании по разработке определенного сегмента мобильного приложения.

Также мы успели поработать со Сбербанком, МТС, «МегаФоном». Так складывается, что сегодня большую часть заказов у нас составляет мобильная разработка. Это связано с тем, что она по определению сложнее, чем веб. Есть большая проблема в том, что есть много компаний, которые заявляют, что занимались веб-разработкой, но также и мобильной. Казалось бы, по некоторым процессам она схожа, но на самом деле — два разных процесса. И там, и там есть разработка технической документации, проектирование архитектуры, проектирование интерфейсов, дизайн и процесс разработки. Однако часто происходит так: компания за счет трафика, который приходит к ней по веб-разработке, пытается монетизировать его и заявляет об оказании допуслуг, например создании мобильных приложений. Но по факту ничего не делает, а отдает кому-то на аутсорс. Много историй, когда к нам приходил заказчик, говорил, что у нас дорого, уходил к другой компании, где им предлагают дешевле. Далее обычно два варианта: либо заказчик все-таки возвращается к нам, потеряв уже очень большое количество денег, либо закрывают проект, не получив результата, или и того хуже — выпускают на рынок плохо работающий продукт и теряют лояльность своих пользователей и клиентов. В разработке сервисов нет полумер.

«Мы верим в себя больше, чем те финансы, которые нам предлагали» «Мы верим в себя больше, чем в те финансы, которые нам предлагали»

«ХОТЕЛОСЬ БЫ ЗАПУСТИТЬ ПРОИЗВОДСТВО В КАЗАНИ, НО ЭТО ДОРОГО»

— О каких еще проектах можете рассказать?

— Сейчас мы работаем над двумя сервисами такси. Один из них находится в Костроме. Компания хочет реализовать что-то вроде гибрида нашего татарстанского Tap Taxi («Такси Татарстан») и «Яндекс.Такси» — региональный продукт. Работаем с одним из лидеров каршеринга в стране — Gett Taxi.

Делали очень интересный проект совместно с Sellout Sport Sysytem для волейбольного клуба «Зенит» — геймифицированное мобильное приложение.Мы закончили проект и больше его не сопровождаем. Он позволил увеличить посещаемость трибун клуба, вызвать активность в этом виде спорта с точки зрения зрительской симпатии.

— Вы сказали, что производите и программно-аппаратные продукты. Устройство Myini относится к ним?

— Полгода назад мы приняли в компании очень много стратегических решений и выделили два основных направления работы. Мы хотим не только оказывать услуги по разработке, но и создавать самостоятельные продукты. Другое направление, по которому мы уже начинаем работать, — разработка программного обеспечения, промышленный дизайн, разработка и производство электроники.

Эти два направления в процессе коммуникации с нашими американскими и китайскими партнерами позволили нам разработать продукт — промышленный планшет Myini. Мы разработали промышленный дизайн, подобрали электронику, произвели все в Китае и на выходе получили устройство, удобное для эксплуатации в определенном контексте. Первый рынок, на который мы выходим, — гостиничный бизнес. Планшет устанавливается в каждом номере отеля, на нем есть определенное программное обеспечение, которое было создано нами на платформе Android. Планшет позволяет всем гостям отеля через устройство ознакомиться с услугами отеля, а также через электронный консьерж заказать любую услугу себе в номер — заказ еды в номер, напитка из бара, спа-услуг и так далее. Но также через это устройство клиент может приобретать внешние услуги и товары, которых нет в отеле: заказ такси, аренда автомобиля, серфинга, велосипеда, покупка билета на мероприятия и много другое. Сервисы платят определенную комиссию отелю за прохождение гостевого трафика и зарабатывают на этом. Отель получает прибыль за счет увеличения среднего чека гостя в отеле за счет допродажи услуг, а также на revenue sharing, когда платится комиссия с проданных услуг.

— Куда-то уже продали планшеты?

— В Америке в сеть отелей «Лафайет». В настоящее время ведем переговоры с американской Ramada и сетью отелей в Москве, а также с некоторыми казанскими игроками, но, к моему удивлению, они не увидели для себя перспектив использования продукта. Мы предлагаем очень много различных вариантов сотрудничества, и один из них — бесплатная установка. В этом случае мы делим комиссию с продаваемых через устройство услуг. Компания не вкладывает больших финансов в закупку оборудования.

Ближайшее к нам решение стоит 600 долларов, а наше — 300. Это серьезное конкурентное преимущество. И те гостиницы, которые уже закупили устройство, уже почувствовали эффект от установленных устройств и окупили за первые три месяца, потому что на 20 процентов увеличили выручку отеля. Это как раз тот самый момент, когда новые технологии позволяют зарабатывать.

— Для чего вам офисы в Америке и Китае?

— Офис в Штатах открыл наш партнер, который живет там, но в прошлом году мы сами ездили туда — провели процесс аффилирования. Так что сейчас у нас там свой аффилированный офис, который ищет для нас проекты, заказы. Кроме того, там сидит штат, который сегодня сопровождает проект Myini. Также там есть инженеры, которые помогают нам проектировать и разрабатывать электронику. Сейчас мы набираем штат еще и в Казани по разработке электроники.

Необходимость иметь офис за рубежом больше связана с менталитетом. Все-таки американцы доверяют больше своим. Иногда вылезают стереотипные вещи, и трудно добиться лояльности. Местным же удается правильно коммуницировать, выстраивать партнерские отношения. В основном в США у нас сотрудники — выходцы из России, которые уже давно получили американское гражданство или недавно переехали в страну.

В Китае у нас офис в Шеньчжене. Там офис, связанный только с производством оборудования и «железа». Там также работаем с местным партнером. Конечно, хотелось бы запустить собственное производство в Казани, но это требует очень больших вложений.

«Мы, как эксперты рынка, не понимаем, как на основании цены можно определить подрядчика на оказание профуслуг» «Мы как эксперты рынка не понимаем, как на основании цены можно определить подрядчика на оказание профуслуг»

«БЫСТРЫЙ РОСТ СЛОЖНО УДЕРЖИВАТЬ»

— Расскажите о себе.

— Родился в Казани, учился в 139-й школе. Это лингвистическая школа, в которой я изучал английский, немецкий и французский и никогда не думал, что буду заниматься математикой. Так получилось, что в последние годы обучения я пристрастился к физике, математике. У меня была возможность легко поступить на юрфак или экономфак, но я выбрал факультет вычислительной математики и кибернетики (ВМК) в КФУ. Однако меня ждало серьезное разочарование — это было не то, чего я ожидал, и спустя год обучения я решил пойти в армию. Хотел устроить себе челлендж и узнать, как я себя поведу в экстремальных для меня условиях. Все прошло отлично, вернулся сержантом, получил колоссальный опыт. Служил в Севастополе, в морской пехоте на флоте.

Пока был в армии, у меня появилось четкое видение того, чего я хочу: я понял, что не готов отказаться от математики, от науки. Когда возвращался, безумно изголодался по знаниям и продолжил обучение в университете. По факту обучался я вне университета.

В процессе учебы занялся бизнесом. Уже на первом курсе я продавал стройматериалы, получил бесценный опыт взаимодействия с клиентами, получил опыт в продажах. Через год после возвращения из армии я открыл с товарищем компанию «Новатэк». Мы разрабатывали очень простые решения, небольшие сайты. Поняв, что мне не хватает опыта, я пошел работать менеджером проектов в «Ай Ти Эс». В процессе работы я выкупил сначала часть компании, а затем полностью и наконец объединился с нынешним партнером по бизнесу.

Сейчас прохожу обучение на МВА в Казанском университете.

— Чем увлекаетесь?

— Наукой. В последнее время всерьез увлекся инженерией, много изучаю, читаю и экспериментирую вместе с американскими партнерами, которые многому учат.

Мне нравятся путешествия с активным отдыхом, пробовать все новое. В прошлом году в первый раз занялся кайт-серфингом. В свое время увлекался мотоспортом — мотокроссом и тайским боксом. Я и сейчас люблю побоксировать, снять напряжение. Путешествовать люблю, чередуя урбанистику и те места, где еще не ступала нога человека. За последний год я был на Бали, в Сингапуре, Вьетнаме, Америке, Китае.

Если появляется свободное время, пишу книгу.

— Каковы ближайшие планы, глобальные цели компании?

— Планов много. Сегодня у нас есть еще и собственные интернет-магазины. В одном из них, например, продаем флипбуки. Человек заходит на наш сайт, загружает 15-секундное видео, а мы распечатываем его в виде небольшой книги, так что при пролистывании получается почти что просмотр мини-фильма. Такой интересный сувенир.

Мы хотим активно выходить на рынок продуктовых решений. Сегодня в компании стоит задача стабилизации. Быстрый рост иногда сложно удерживать, поэтому нужно проводить процессы стабилизации, чтобы укрепиться на рынке.

Наша задача — выйти в Топ-10 Tagline мобильных разработчиков страны и выходить на крупные компании. А главная цель — стать лучшей IТ-компанией страны и мира. Сегодня у нас есть все, и иногда меня интригует и пугает, что будет еще через год. Думаю, мы о себе еще неслабо заявим, потому что часто мы выступаем как IТ-спецназ — к нам обращаются с теми задачами, за которые не берутся другие. Например, звонят крупные ретейлеры и говорят: «Вас посоветовали и сказали, что, кроме вас, это никто хорошо не сделает».

«В бизнесе всего два пути — либо ты идешь в гору, либо ты с нее катишься» «В бизнесе всего два пути — либо ты идешь в гору, либо ты с нее катишься»

Рынок стандартных решений скоро будет умирать — это факт. Сегодня на рынке появляется очень много агрегаторов, конструкторов, позволяющих сделать решения за ночь, например, склепать красивый сайт. А когда речь идет о сложной разработке, это уже наша стезя. Вообще, дешевую компанию от дорогой отличает одно — правильные процессы. Допустим, кто-то к нам обращается, и мы говорим, что сделаем работу за миллион рублей. Нам отвечают, что в другой компании с них возьмут 250 тысяч. И я не представляю, как такое предлагают — проект делать минимум три месяца, заработная плата одного разработчика в среднем — 80 - 90 тысяч рублей, на проекте должно работать минимум пять человек. Но даже если оставить трех человек вместо пяти, математика не сходится. Поэтому либо проект делают на аутсорсе, либо не делают каких-то сервисных вещей, либо берут дешевых специалистов, но это означает плохое качество.

Мой совет всем компаниям, которые хотят заказывать подобные услуги, — обращать внимание на три главные вещи: наличие собственного штата специалистов, хорошее, грамотное портфолио и — если говорить про разработку — наличие тестовых устройств, на которых тестируются продукты. Если говорить об iOS, это буквально три устройства — пятая, шестая и седьмая серии, а Android — это десятки видов платформ и сотни видов устройств. Вот и попробуйте сделать такое приложение, которое будет корректно работать на всех устройствах...

— Назовите, пожалуйста, три секрета успеха в бизнесе.

— Главное — делать. Проблема большинства людей в том, что они слишком много думают, но не делают. Кто-то даже сказал, что проблема многих предпринимателей в том, что они слишком умные и боятся лишний раз что-то сделать, просчитывая множество вариантов. В бизнесе всего два пути — либо ты идешь в гору, либо ты с нее катишься.

Второе — постоянно обучаться. Именно это позволяет быть конкурентоспособным как личность и как компания. Третье — заниматься собственной капитализацией. У каждого человека есть два вида навыков — hard skills и soft skills. Hard — это профессиональные навыки, например, у программиста это грамотно писать код. А soft skills — навыки правильного общения, способность взаимодействовать с людьми. Развиваться надо во всем — это позволяет быть не только успешным предпринимателем, но и интересным, разносторонним человеком.