70% сырой нефти превращается в горючее. Однако если потребовалось 10 лет для появления на дорогах миллиона электрических авто, то только за 2016 год их число возросло вдвое. Времени осталось совсем немного, поэтому спешкой охвачена не только Саудовская Аравия. Индия собирается к 2030 году перевести на электромоторы все частные автомобили в стране. Китай только за прошлый год закупил полмиллиона электрокаров. Норвегия пересаживается на электромобили быстрее всех в Европе...
КОРОЛЬ-РЕФОРМАТОР
Саудовская Аравия, на чьей территории залегает около четверти разведанных мировых запасов нефти, продажа которой на три четверти наполняет государственный бюджет королевства, похоже, собирается преподнести сюрприз. И странам-членам ОПЕК — организации, в которой саудитам принадлежит главная скрипка, и остальному миру. Королевство готовится жить без нефти...
Аналитики Stratfor ещё толком не разобрались, что важно, а что не очень в новости о том, что Saudi Aramco — национальная нефтяная компания, крупнейшая в мире по объёмам добычи нефти и размеру нефтяных запасов, готова предложить покупателям 5 процентов акций. Пять процентов, на первый взгляд, немного, но стоит только вспомнить, что Saudi Aramco добывает нефти больше, чем Россия (второе место в мире), и эта цифра обретает вес миллиардов долларов.
Аналитики Stratfor оценивают предстоящее первичное предложение акций (IPO) на бирже — в Лондоне или Нью-Йорке — в 70–100 миллиардов долларов. В один день Saudi Aramco по капитализации может стать крупнейшей компанией мира, обогнав американскую Apple. Ведь нефтяной гигант может стоить сегодня более триллиона американских долларов. Однако важно не только это нефтяное богатство, а то, как астрономические доходы от продажи главного сокровища саудитов намеревается использовать новоиспеченный наследный принц королевства Мохаммед бин Салман, сменивший своего двоюродного брата Мохаммеда бин Наифа на «посту номер один» среди наследников.
Не вдаваясь в перипетии престолонаследия, подчеркнём, что король Салман ибн Абдул-Азиз ибн Абдуррахман аль Сауд основательно перетряхнул порядок наследования.
Мохаммед бин Салман, несмотря на молодость (31 год), уже прошёл большую школу администрирования при королевском дворе и стал правой рукой короля в осуществлении экономических реформ, с обещанием которых король Салман взошёл на трон в январе 2015 года. Возглавив Совет по делам экономики и развития, уже через год Мохаммед бин Салман представил план экономических реформ Vision 2030. Это главное детище будущего кронпринца. Именно этим планом реформ он и обязан тому решению, которое принял на прошлой неделе в отношении его король Салман. Прямой наследник и автор ближайшего будущего государства соединились в одном лице.
НАДО ТОРОПИТЬСЯ
Вернёмся к тому, что в основу плана реформ положено предстоящее IPO Saudi Aramco. Зачем одному из богатейших государств мира лишние 100 миллиардов? Эти нефтедоллары как раз и есть плата за реформы, которые задумал Мохаммед бин Салман и которые должны увести экономику от нефтяной зависимости. Кажущееся невероятным предположение Stratfor тем не менее хорошо обоснованно. Ведь в Vision 2030 обозначено, что полученные от приватизации Saudi Aramco деньги пойдут в создаваемый Саудовский общественный инвестиционный фонд, а оттуда — на финансирование проектов по диверсификации экономики. Избавиться от зависимости от нефтяного экспорта наследный принц собирается всего за четыре года. Причины спешки сомнений не вызывают: в ближайшие 20-30 лет нефть может стать очень дешёвым товаром.
Как считает американское информагентство Truthdig, «саудовский кронпринц знает, что нефть — это негодный товар... Я скажу вам одно, — сообщил CNBC специалист в области инвестиций Деннис Гартен (Dennis Garten), — в отдалённой перспективе сырая нефть станет вопиюще дешёвой... Он (Мохаммед бин Салман) понимает, что сырая нефть в ближайшие 20-40 лет станет бросовым товаром... Поэтому она будет замещена чем-то ещё».
Известно, что 70 процентов сырой нефти превращается в горючее. Однако если потребовалось 10 лет для того, чтобы на дорогах появилось около миллиона электрических авто, то только за 2016 год их число возросло вдвое. Возьмём Индию. Не имея сколько-нибудь значимых залежей нефти, она объявила, что к 2030 году переведёт на электромоторы все частные автомобили в стране. Сейчас там по дорогам бегает около 70 миллионов авто. Чтобы выполнить задачу, требуется каждый год покупать около 5 миллионов электромобилей. Новый Дели собирается финансировать разработку недорогих авто, чтобы овладеть всем азиатским рынком. Китай за прошлый год купил полмиллиона электрокаров. Норвегия, сидящая на торговле нефтью, пересаживается на электромобили быстрее всех в Европе. Спешкой охвачена не только Саудовская Аравия.
Чтобы уложиться в график перемен, намеченных программой Vision 2030, Мохаммед бин Салман стремится максимально увеличить стоимость акций Saudi Aramco. Эр-Рияд уже уменьшил налог на прибыль компании с 85 до 50 процентов, что увеличило доходы компании более чем в три раза и её оценочную стоимость до 1,5 триллиона долларов.
The Economist ещё в январе этого года объявил, что настал момент «переноса инвестиционной стратегии от финансирования новых источников нефти к финансированию альтернативы... Использование нефти в пассажирском и грузовом транспорте рухнет в ближайшие 25 лет, поскольку будет заменено электричеством, природным газом и биотопливом». И это грозит «сидящим на нефтяной бочке» эмиратам нищетой.
Молодому саудовскому наследному принцу надо торопиться...
Елена Пустовойтова
«Фонд стратегической культуры», 28.06.2017
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 94
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.