Чипованные шины, «цифровые двойники» скважин, датчики на каждом агрегате, смартфоны в мозолистых руках буровиков — лозунги цифровой революции, объявленной Путиным, нефтяники Татарстана проводят в жизнь — так, во всяком случае, должно было показаться участникам традиционного саммита в Карабаше. Однако главным нервом стало обсуждение договоренностей с ОПЕК по сокращению добычи — Рустам Минниханов беспокоится за бюджет, ведь «повышения цен ждать не приходиться».
В поселке Карабаш Бугульминского района Татарстана собрались накануне все самые главные нефтяники республики
СОЦИПОТЕЧНЫЕ КОТТЕДЖИ И «ЦИФРОВЫЕ БЛИЗНЕЦЫ»
В поселке Карабаш Бугульминского района Татарстана, на живописном берегу Карабашского водохранилища, на базе отдыха с поэтичным названием «Нептун» собрались накануне все самые главные нефтяники республики. Ежегодный нефтяной саммит проходил в формате «без галстуков», что предполагало некую неформальность встречи. Гости признавались «БИЗНЕС Online», что всерьез раздумывали, не надеть ли джинсы, но большинство ограничились расстегнутым воротом рубашки или костюмом веселой летней расцветки. Лишь немногие рискнули на эксперимент вроде куртки-бомбера или кожанки. Но по факту саммит прошел в традиционном стиле итоговой коллегии какого-нибудь министерства. Единственную вольную деталь, которую позволило себе высокое начальство во главе с Рустамом Миннихановым, — это красиво причалить к берегу на белоснежном катере.
На берег президент РТ сошел в компании заместителя министра энергетики РФ Кирилла Молодцова, гендиректора ФБУ «Государственная комиссия по запаса полезных ископаемых» Игоря Шпурова, председателя Госсовета РТ Фарида Мухаметшина, гендиректора «Татнефти» Наиля Маганова, помощника президента РТ по вопросам нефтяной промышленности Шафагата Тахаутдинова и некоторых других. Большая толпа гостей, состоящая в основном из татарстанских чиновников, глав администраций, нефтяников и депутатов, в ожидании «судна № 1» прогуливалась по утопающей в зелени набережной, наслаждалась музыкой в исполнении выписанного по такому случаю ансамбля, щурилась на выглянувшее из-за туч солнце и оживленно переговаривалась на темы, весьма далекие от нефтедобычи. Не хватало среди них разве представителей группы компаний «ТАИФ» (все-таки крупнейший нефтепереработчик республики), но нефтяники есть нефтяники, а химики есть химики, и вместе им не сойтись.
Эффектно сойдя на берег, Минниханов и Ко первым делом пошли осматривать выставку социальных и экологических проектов «Татнефти»
Эффектно сойдя на берег, Минниханов и Ко первым делом пошли осматривать выставку социальных и экологических проектов «Татнефти». Речь пошла о построенных Госжилфондом при президенте РТ квадратных метрах социального жилья (ежегодно 50 - 60 тыс. кв. метров), расплачиваться за которое работникам, разумеется, помогает нефтяная компания. Позже президенту презентовали ноу-хау — соципотечные коттеджи. На первые 40 индивидуальных домов для нуждающихся нефтяников, согласно годовому отчету, выделено 2,3 млрд рублей. Что ж, можно только позавидовать. Экологическое направление наглядно демонстрировал красочный шар, который при ближайшем рассмотрении оказывается сделанным из полиэтиленовых бутылок — на его фоне гости охотно фотографировались. Картину дополнял куб из прессованного картона и замысловатые инсталляции из дерева.
Но все это была лишь легкая преамбула, главное зрелище было приготовлено в другом месте — на выставке, целиком посвященной передовым технологиям. Маганов лично рассказал Минниханову про взятый курс на всеобщую цифровизацию нефтедобычи и нефтепереработки. «К 2020 - 2021 году мы будем иметь полностью «цифровые близнецы» всех наших основных объектов разработки, также занимаемся созданием цифровых близнецов оборудования для нефтедобычи», — пообещал главный нефтяник республики. «Считаем, что в цифровых технологиях заложено большое будущее», — прогнозировал он, идя тем самым в ногу и с политической конъюнктурой. Недавно всеобщую цифровизацию сравнивал с ленинским планом ГОЭРЛО сам Владимир Путин.
Президенту показали социальное жилье, построенное Госжилфондом, расплачиваться за которое работникам, разумеется, помогает нефтяная компания / Фото: president.tatarstan.ru
«У КАЖДОГО В БАГАЖНИКЕ СЕГОДНЯ ДОЛЖЕН БЫТЬ СВОЙ БЕСПИЛОТНИК»
Замгендиректора по разработке и добыче нефти и газа Рустам Халимов рассказал подробнее, как компьютерный разум подсказывает нефтяникам, где когда и при помощи каких технологий нужно добывать нефть. «Перепрошить» удалось даже живых операторов на бурильных установках. Человек в форменной одежде «Татнефти» и в оранжевой каске живо рассказал президенту республики, что теперь ему в работе помогает умный смартфон, в который закачаны все данные по скважинам. Кроме того, на гаджет, например, приходит задание от мастера, с его помощью можно сделать заказ в сервисную организацию и прочее. Все эти умные примочки позволяют серьезно (до 20%) сокращать затраты на обустройство месторождений и сокращать в 10 раз время принятия решения. Закуплены даже беспилотники, чтобы нефтяники могли контролировать процессы там, куда трудно добраться. «По сути, у каждого в багажнике сегодня должен быть свой беспилотник», — рассудил Маганов и плавно перевел президента к следующему стенду.
А там их уже ждал замгендиректора по ремонту, бурению скважин и повышению нефтеотдачи пластов Ринат Шафигуллин. Он напомнил, что доля трудноизвлекаемых запасов по «Татнефти» достигла 81%, и она растет. Но нефтяники научились извлекать драгоценные капли нефти буквально из камня. Еще до начала саммита нефтяники продемонстрировали журналистам увесистый булыжник, из которого они научились выжимать углеводороды — такая вот сверхвязкая нефть.
Шафигуллин же тем временем перешел на модную тему сланцевой нефти, добывать которую в промышленных масштабах татарстанские нефтяники пока только учатся. Сложность в том, что породы, в которых прячется сланцевая нефть, очень прочные. Чтобы извлечь запасы, нефтяники применяют метод горизонтального бурения с последующим гидроразрывом пластов: в скважины под большим давлением подается вода, которая создает трещины в плотных породах. Далее они заполняются специальными гелями (пропантами), которые удерживают разрыв и помогают добывать нефть. По виду пропанты напоминают детскую игрушку лизун — нефтяники охотно показывают президенту, как гель легко выкатывается из банки и закатывается обратно, не запачкав рук. Говорят, в составе — ксантановая камедь, применяемая в кондитерском производстве, грубо говоря, «начинку» сланцевых пластов можно просто есть — вот такой ответ экологам, кричащим о вреде окружающей среде.
Наиль Маганов лично рассказал Минниханову про взятый курс на всеобщую цифровизацию нефтедобычи и нефтепереработки
«ДУМАЮ, ЧТО К КОНЦУ ГОДА МЫ БУДЕМ ВЫНОСИТЬ ВОПРОС ПО ТРЕТЬЕЙ ОЧЕРЕДИ ТАНЕКО»
Далее президента уже ждал гендиректор ТАНЕКО Леонид Алехин в белой рубашке и с расстегнутой верхней пуговицей, что придавало его образу молодецкой удали. Он похвастался президенту умными решениями, которые позволяют нефтепереработчикам работать в режиме нон-стоп. Все узлы и агрегаты НПЗ так плотно нашпигованы разными датчиками, что компании нет нужны каждый год тратить месяц на ремонт — неполадки устраняются сразу же по их обнаружению. Как итог в этом году ТАНЕКО впервые за пять лет провела капремонт, при этом фонд которого сократился в 6 раз. А в будущем этот пятилетний цикл планируется растянуть до 8 лет. «В итоге через 8 лет получится так, как будто завод работал дополнительные 8 месяцев!» — планируют в компании. В ноябре 2017 года ожидается открытие второй очереди НПЗ, после чего объем переработки сырья может вырасти минимум до 14 млн тонн в год. Но на этом нефтяники останавливаться не планируют. После окончания саммита Маганов, отвечая на вопрос «БИЗНЕС Online», сообщил, что к концу года на совет директоров «Татнефти» может быть вынесен вопрос о строительстве третьей очереди НПЗ «ТАНЕКО».
«Сейчас ведется проработка ТЭО, технико-экономические соображения уже некоторые сделаны. Думаю, что к концу года мы будем выносить вопрос на совет директоров «Татнефти». А дальше — уже в зависимости от того, как эти документы будут приняты», — заявил Маганов. Предполагаемые объемы переработки и стоимость строительства объекта нефтяник озвучивать не стал.
Рустаму Минниханову рассказали о новом проекте шинного комплекса «Татнефти» по производству чипованных шин
О новом проекте шинного комплекса «Татнефти» по производству чипованных шин президенту рассказал Анвар Вахитов, директор УК «Татнефть-Нефтехим». «Такими чипами пользуются гранты «Мишлен» и «Континенталь», — дал понять актуальность новинки Вахитов. Сенсорные микрочипы вклеиваются внутрь шины, они помогут их владельцам отслеживать путь шин от завода до места утилизации и даже напомнят, когда следует поменять покрышки. Новинка адресована в первую очередь крупным автотранспортным предприятиям. Вахитов пояснил, что чипы на стоимость самих шин практически не влияют, но вот для того, чтобы иметь с ними связь, владельцам транспорта придется купить специальное оборудование с ПО, которое стоит не один миллион рублей (сколько именно — Вахитов затруднился ответить). Но, говорит, в итоге АТП все равно будут в плюсе за счет сокращения аварийности, простоя машин из-за ремонта и т. п.
«Мы в этом году намерены чиповать все [грузовые] шины завода ЦМК», — рассказал Вахитов нашему изданию. Первые опытные образцы уже получены, на поток производство «умных» шин планируется поставить до конца года, пояснил он. В перспективе — «научить» чипы сообщать их владельцам о степени износа протектора обуви для автомобиля. В целом на шинном комплексе «Татнефти» в 2017 году запланирован рост объемов производства на уровне 11%.
МИКРОБЫ — НА СЛУЖБЕ У НЕФТЯНИКОВ
Большую экспозицию привез в Карабаш вице-президент ПАО «Лукойл», генеральный директор АО «РИТЭК» Николай Николаев, который рассказал президенту о том, как его компания добивается повышения добычи нефтепродуктов самыми разными способами, начиная от водогазового воздействия, применения так называемых пенных шашек (помогают извлекать газ), заканчивая микробиотическими технологиями. «При чем здесь микробы?» — спросите вы. Оказалось, что микроорганизмы закачивают в пласты, где они размножаются, выделяют продукты жизнедеятельности (здесь Николаев что-то выразительно шепнул Минниханову на ухо). Производимые микробами газы начинают разжижать нефть и помогают таким образом извлекать ее на поверхность. «Это не просто какие-то задумки — пошла реализация на объектах Татарстана, У нас Мензелинское месторождение дает неплохой эффект», — радуется гендиректор АО «РИТЭК».
А тем временем солнце уже начало серьезно припекать, и чиновники с нефтяниками переместились в зал, где уже традиционно начиная с 2011 года проходят подобные саммиты. Несмотря на название встречи, невольно заставляющее ставить его в один ряд с известными мировыми саммитами вроде ОПЕК, внешне мероприятие было обставлено уютно и без лишнего пафоса — гости привычно разместились на покрытых лаком деревянных лавках. Их никто не рассаживал, каждый выбрал себе место по вкусу, так что некоторые высокие начальники с нескрываемым удовольствием устроились на задних рядах.
«НАВЕРНОЕ, ВЫ ПОНИМАЕТЕ, ЧТО ЕСТЬ СУЩЕСТВУЮЩИЕ ДОГОВОРЕННОСТИ ОПЕК...»
Открывая встречу, Минниханов вкратце обрисовал итоги работы нефтяного комплекса республики за 6 месяцев 2017 года. Добыто 17 млн 785 тыс. тонн нефти, причем физические темпы роста составили 2,9%. Из них «Татнефть» добыла 14,2 млн тонн нефти (рост 3,4%), что, конечно, щекотливо выглядит на фоне соглашения стран-участниц ОПЕК, к которым присоединилась и Россия, о снижении добычи нефти. Маганов не мог обойти этот момент стороной в своей речи. В свое «оправдание» за успехи он сообщил лишь, что обязательства по ограничению объемов добычи к уровню октября прошлого года соблюдаются и что планируемое сокращение в 2017 году составит более 500 тыс. тонн нефти. Но в целом ситуацию, в которую попали нефтяники, к коим всегда было только одно требование — больше да лучше, — простой не назовешь.
«Если бы когда-то нам сказали, что нам придется останавливать [рост добычи]... Для нас это новый вызов и потеря прибыли. Но мы надеемся, что все это — временные ограничения, и мы ставим задачу дальнейшего восстановления набранных темпов роста добычи нефти», — откровенничал глава «Татнефти». Гостивший на саммите замминистра энергетики РФ Молодцов тоже не мог замолчать вопрос, но по сути сказал только следующее: «Наверное, вы понимаете, что есть существующие договоренности с ОПЕК...»
Минниханову ходить вокруг да около было ни к чему. Он не забыл напомнить, что из 700 млрд рублей собираемых с территории РТ налогов 300 млрд дают именно нефтяники. Другими словами, если бить нефтяников по рукам, можно не досчитаться доходов в бюджете. Президент подметил, что, «несмотря на договоренности России и стран ОПЕК о продлении самоограничения нефтедобычи до конца первого квартала 2018 года, ждать повышения цен на нефть не приходится». Значит, надо искать внутренние резервы для повышения эффективности нефтяного бизнеса, сделал он вывод.
«МЫ НАЧИНАЕМ ОПЕРИРОВАТЬ ТАКИМИ ТЕРМИНАМИ, КАК ЦИФРОВОЕ МЕСТОРОЖДЕНИЕ, ЦИФРОВАЯ СКВАЖИНА...»
В целом же Минниханов считает, что особенностью нынешнего саммита стало IT-направление. «Цифровые технологии стремительно захватывают все отрасли промышленности, о многих технологиях еще 10 - 15 лет назад мы даже не мечтали», — заявил президент РТ. «Происходит цифровизация отрасли, мы начинаем оперировать такими терминами, как цифровое месторождение, цифровая скважина, сегодня все ведущие отечественные работают с концепциями интеллектуального месторождения и методами компьютерного регулирования», — продолжил президент. С годами нефтедобыча становится все более наукоемким и интеллектуальным продуктом.
Маганов также значительную часть своей речи посвятил этой теме. «Почивать на лаврах не наша позиция. Глобальные изменения вокруг заставляют нас искать новые пути развития. Эпоха легкой нефти завершается, на смену старой системе разработки месторождений, когда доминировало стремление извлечь максимальное количество нефти при минимальных издержках, приходит новая концепция ценностей и технологических решений, направленных на рост капитализации компании», — заявил глава «Татнефти». По его словам, главными сейчас становятся не материальные ресурсы, а знания, производство интеллектуальных продуктов и цифровизация всех сфер жизни.
«Татнефть» взяла курс на цифровую трансформацию своей производственной системы, были запущены процессы, направленные на модернизацию всех бизнес-направлений через создание «умных» скважин, «умных» заводов, высокотехнологичных и интеллектуальных инструментов управления производством», — сообщил Маганов.
Лишь заметками на полях прошла информация о состоянии дел малых нефтяных компаний (МНК) РТ. Генеральный директор ЗАО «Нефтеконсорциум» Фанис Валиев сообщил, что МНК в первом полугодии 2017 года добыли более 3,5 млн тонн нефти, что составляет более 20,1% от общего объема нефти, добытого в республике. Значительное перевыполнение установленных заданий по добычи нефти достигли компании «Шешмаойл», «Иделойл», «Татнефтеотдача», «Алойл» и другие. «Рост добычи нефти в этих компаниях в этом году достигнут за счет совершенствования методов добычи нефти, внедрения новой техники и технологий», — отметил он. Минниханов же в финальном слове МНК хвалить не стал.
Он заметил лишь, что малые нефтяники снизили свою долю в общем объеме добычи нефти в РТ: если раньше она доходила до 22%, то сейчас снизились до 20%. Президент попросил обратить на это особое внимание. Но как МНК сможет повысить свою долю в условиях обязательств по сокращению добычи нефти, не ясно. Гендиректор «ТатРИТЭКнефть» Николаев, комментируя «БИЗНЕС Online» итоги полугодия, вынужден был признать, что вместо ожидаемого роста пришлось искусственно сокращать добычу. По факту его компании падает по объемам добытой нефти в связи с введенными ограничениями. «Мы вынуждены были остановить „тяжелые нефти“ и те проекты, где „тяжелая“ себестоимость.Это вынужденная мера, мы здесь идем в тренде событий, которые не нами придуманы», — говорит нефтяник. В этом году его компания планирует добыть около миллиона тонн нефти. «Прибыль на уровне прошлого года», — успокоил Николаев.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 43
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.