Вопреки первоначальным замыслам железнодорожников, усиленно лоббируется вариант размещения еще одной станции ВСМ между Набережными Челнами, Менделеевском и Елабугой Вопреки первоначальным замыслам железнодорожников, усиленно лоббируется вариант размещения еще одной станции ВСМ между Набережными Челнами, Менделеевском и Елабугой Фото: ©Владимир Астапкович, РИА «Новости»

ВСМ В СТРАТЕГИЧЕСКОМ ТРЕУГОЛЬНИКЕ

ВСМ набирает ход: прошли публичные слушания, в начале июля Главгосэкспертиза одобрила проект прокладки участков магистрали в Московской и Владимирской областях протяженностью 172 километра. По плану до конца года с правительством Китая будет заключено концессионное соглашение, после чего стартуют сами работы. Запуск трассы в эксплуатацию намечен на 2022–2023 годы.

Но уже сейчас для республики встает немаловажный вопрос: как пройдет трасса дальше? В том, что стройка Казанью не ограничится, сомневаться не приходится — китайцам важно дотянуть ветку до Пекина. Уже ясно, что ВСМ двинется в Екатеринбург, но «зайдет» ли она в Закамье?

Добираться из Казани до Набережных Челнов по высокоскоростной магистрали столь же просто, как на электричке (давняя мечта жителей обоих городов). «Прежде были совершены две ошибки в стратегическом планировании, — отметил в беседе с „БИЗНЕС Online“ глава Торгово-промышленной палаты РТ Шамиль Агеев. — Первая: при освоении нефтяных месторождений до Альметьевска не была заложена электричка от Казани. Вторая: при строительстве КАМАЗа и Набережных Челнов тоже не заложили прямого сообщения с Казанью. Идеи были, но из-за экономии в жизнь их не воплотили. Нынешнее железнодорожное сообщение с Челнами не соответствует современным требованиям, оно отвратительное! Попробуйте на поезде туда доехать! Я жил и работал в Набережных Челнах, это было одно мучение».

Первоначально надежда на воплощение чаяний была связана лишь с одним из вариантов трассировки ВСМ. Маршрут через Верхнеуслонский район со строительством моста через Волгу и вокзалом в районе международного аэропорта «Казань» предусматривал остановку в Закамье. Но от этого варианта отказались — из-за неоправданной витиеватости маршрута и удаленности станции от Казани. В итоге ВСМ, пусть и ценой вырубки в Зеленодольском районе и Казани примерно 200 тыс. деревьев, заводят на вокзал Казань-2 (столице РТ пообещали взамен вырубки в «Лебяжьем» пустить поезда по эстакадам, выделить 1,3 млрд рублей, а также компенсационные посадки 164 тыс. саженцев).

Рекомендованный вариант трассировки ВСМЧтобы увеличить, нажмите

Чтобы увеличить, нажмите

А далее, если посмотреть «рекомендованный вариант» маршрута, поезда попросту со свистом пересекают Татарстан, нигде не останавливаясь. ВСМ «пролетает» 27 км по Пестречинскому району, 26 км — по Тюлячинскому, 21,5 км — по Сабинскому. Краешком цепляя Кукморский (всего 1,5 км), трасса прочно, на 43,7 км, захватывает Мамадышский район, следует 26,5 км через Елабужский район, 39,2 км — через Менделеевский. И, наконец, покидает республику через Агрызский район, проходя по нему почти 30 километров. Таким образом, учитывая примерно 11 км дороги после вокзала Казань-2, общая протяженность трассы — около 226 километров. Это расстояние поезд, несущийся со скоростью 300-400 км/ч, способен покрыть за 35–45 минут — быстрее, чем на вертолете. А следующая остановка — Кама, но это уже Удмуртия.

НИКОМУ НЕ ИЗВЕСТНАЯ СТАНЦИЯ ТИХОНОВО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В...

Однако, как выяснил «БИЗНЕС Online», сейчас по настоянию Татарстана рассматривается иной вариант. Как сообщил нашему изданию министр транспорта и дорожного хозяйства РТ Ленар Сафин, остановка в Закамье все-таки будет, но не в Набережных Челнах — ВСМ придет на станцию Тихоново. «Мы совместно с заказчиком — „Скоростными магистралями“ — сейчас работаем над тем, чтобы маршрут ВСМ по Татарстану проходил через станцию Тихоново, расположенную вблизи Набережных Челнов, Нижнекамска, Елабуги и Менделеевска, — рассказал он. — Это создаст для жителей данных городов доступность скоростного железнодорожного сообщения».

По словам Ленара Сафина, обоснование инвестиций по этапу проекта «Казань — Екатеринбург» уже получило положительную оценку Главгосэкспертизы РФ По словам Ленара Сафина, обоснование инвестиций по этапу проекта «Казань — Екатеринбург» уже получило положительную оценку Главгосэкспертизы РФ Фото: «БИЗНЕС Online»

Тихоново — грузовая станция Куйбышевской железной дороги — находится в Менделеевском районе, в 2 км от одноименного сельского поселения. Она действует с 1981 года — обслуживает грузоотправления предприятий Менделеевска и Елабуги, в том числе в ОЭЗ «Алабуга». Единственное событие, которым известен этот забытый уголок, — столкновение машины и поезда с нефтью в 15 км от станции несколько лет назад... Одно из преимуществ станции — ее близость к «треугольнику» Набережные Челны — Менделеевск — Елабуга: потенциально это позволит обеспечить относительную доступность ВСМ для жителей всех трех городов, а заодно и Нижнекамска, который находится чуть дальше. Больше всех повезло менделеевцам — им всего 9 км до вокзала. От центра автограда до Тихоново — 33 км, от Елабуги — 19 километров. А вот нижнекамцам придется добираться 57 километров.

* рассчитанное расстояние по автодорогамЧтобы увеличить, нажмите

Понятно, что само строительство будет еще не скоро и, кто знает, что-нибудь поменяется. Пока в республике началась реализация первого этапа проекта, а за второй примутся по его завершении. Но обоснование инвестиций по этапу проекта «Казань — Екатеринбург» уже получило положительную оценку Главгосэкспертизы РФ, отмечает Сафин.

В кулуарах публичных слушаний по ВСМ представители «Скоростных магистралей» подтвердили корреспонденту «БИЗНЕС Online» эти планы — указали станцию Тихоново как остановку ВСМ в Закамье. Отметим, что именно этот вариант вошел и в стратегию «Татарстан-2030», принятую в 2015 году.

Интересно, что один из вариантов, похоже, предполагал приход ВСМ в сами Челны. По крайней мере, в феврале 2016 года правительство РФ опубликовало постановление, меняющее схему территориального планирования в сфере транспорта. По документу в Набережных Челнах предусматривается строительство вокзала ВСМ строительным объемом 86,2 тыс кубометров (для сравнения: станция «Восстание-Пассажирская» требует реконструкции в 146 тыс. кубометров строительного объема). В этом постановлении предполагается также строительство обгонных пунктов, где более медленный состав может уйти с пути более скоростного. Это пункты Ямбулат в Тюлячинском районе, Эшче — в Мамадышском, Русский Сарсаз — в Менделеевском, Иж — в Агрызском. Также планировалось 6 диспетчерских с пунктами обогрева и обходными постами.

ПОЕЗД ИЛИ САМОЛЕТ?

Как такой «поворот» ВСМ отразится на социально-экономической жизни Закамья? Здесь есть несколько моментов.

Первый — промышленный. Здесь почти все эксперты «БИЗНЕС Online» высказываются едва ли не восторженно. «Мы, безусловно, поддерживаем реализацию проекта, при котором трасса ВСМ проходит по территории Елабужского района, неподалеку от „Алабуги“, — отметили в ОЭЗ в ответ на обращение „БИЗНЕС Online“. — Появление такой магистрали, а тем более остановки поездов рядом с особой экономической зоной будет, несомненно, способствовать повышению инвестиционной привлекательности площадки и ее развитию. В настоящее время основной поток деловых поездок из ОЭЗ „Алабуга“ направлен в Казань и Москву, поэтому появление скоростного железнодорожного сообщения с этими городами будет удобным для сотрудников предприятий-резидентов особой экономической зоны. Кроме того, возможность добираться до „Алабуги“ из Казани меньше чем за час позволит активнее привлекать трудовые ресурсы из столицы республики, это также будет способствовать появлению новых производств».

Появление скоростного железнодорожного сообщения будет удобным для сотрудников предприятий-резидентов особой экономической зоны, что позволит активнее привлекать трудовые ресурсы Появление скоростного железнодорожного сообщения будет удобным для сотрудников предприятий-резидентов особой экономической зоны, что позволит активнее привлекать трудовые ресурсы Фото: ©Рамиль Ситдиков, РИА «Новости»

Второй момент — транспортный. Не исключено, что вариант с вокзалом в Тихонове потребует изрядных преобразований. «В таком случае надо решать вопрос по второму мосту через Каму, — уверен гендиректор ТПП Набережных Челнов и региона „Закамье“ Фарид Башаров. — Сейчас мы эксплуатируем тело плотины, она перегружена, а если пойдет еще и поток со станции ВСМ в Тихоново, то загруженность возрастет кратно». Кроме того, сейчас станция — богом забытый уголок: там едва найдется пара-тройка строений. А вокзал потребует строительства целого транспортно-пересадочного узла, ведь надо как-то подвозить пассажиров с территории! К слову, прокладка ВСМ предполагает строительство региональных рокадных трасс, подвозящих пассажиров из тех или иных уголков регионов к станциям скоростной магистрали.

А председатель правления ассоциации машиностроителей Набережных Челнов и Закамского региона Сергей Майоров положительно оценил возможную альтернативу авиатранспорту: «Где разместят станцию, непринципиально, главное, чтобы она была не дальше, чем аэропорт Бегишево, иначе это будет сопряжено с дополнительными затратами по времени. Если станцию построят недалеко от Челнов, это будет очень серьезное дело — альтернатива авиатранспорту. Посмотрим по логистике: доехали до аэропорта, потратили время на регистрацию, доставку до самолета, полет, а потом еще надо доехать до центра другого города. А тут мы фактически с окраины Набережных Челнов сразу доезжаем до центра Москвы. Даже при равной стоимости ВСМ будет вполне конкурентоспособна по отношению к авиатранспорту». Что ж, по транспортной доступности Тихоново чуть проиграет Бегишево: аэропорт находится в 30–33 км по дорогам как от Челнов, так и от Нижнекамска. Более мелкая Елабуга и крошечный Менделеевск с точки зрения пассажиропотока, пожалуй, уже и не в счет: они находятся в 43–45 километрах.

* рассчитанное расстояние по автодорогам
Нажмите, чтобы увеличить

Коммерческий директор АО «Международный аэропорт „Бегишево“» Феликс Козлов в целом согласен с такой постановкой вопроса, но с нюансами: «Нельзя недооценивать ВСМ как конкурента воздушным перевозкам, так как время в пути с учетом дороги в аэропорт и прохождения досмотровых процедур почти одинаковое. Наиболее важным фактором будет цена билета. Авиакомпании, работающие в низкобюджетном сегменте, такие как „Победа“ и „Северный ветер“, продают билеты на московском направлении от 1–1,5 тысяч рублей, причем билеты по минимальному тарифу бывают доступными и в день вылета. Ценник „Аэрофлота“ и S7 выше: порядка 2,5–3 тысяч в зимний сезон, порядка 5–7 тысяч — в летний». Учитывая то, что ВСМ — дорогостоящий проект, можно предположить, что и билеты на скоростные поезда будут далеко не дешевыми — официальных тарифов пока нет, но примерная цена пути от Казани до Москвы называлась в ходе публичных слушаний в пределах 4 рублей за километр, то есть дороже 3 тыс. рублей.

Оценить влияние скоростных железных дорог на пассажиропоток аэропортов довольно-таки сложно. Если посмотреть на опыт Нижнего Новгорода, то, с одной стороны, мы увидим, что с открытием в 2010 году в регионе скоростного железнодорожного сообщения аэропорт Стригино не сдал позиций, а, наоборот, наращивал пассажиропоток — с 370 тыс. пассажиров в 2010-м до 1,1 млн в 2014-м. С другой стороны, Нижний Новгород, сопоставимый по численности населения с Казанью, на воздушном транспорте обслуживает в два раза меньше пассажиров — объем перевозок аэропорта «Казань» приближается уже к 2-миллионному трафику.

Среди тех, кто сегодня летит в Москву, порядка 30% — трансферные пассажиры, которые через столицу направляются дальше по России либо за рубеж. Для них ВСМ не будет представлять особого интереса. Хотя есть и любители поездов, и просто люди, которые боятся летать, — они наверняка предпочтут поезд, полагает Козлов.