Через неделю на знаменитый татарстанский остров-град грядет наплыв театралов, причем не только из Казани и окрестностей. Их ждет театральная лаборатория «Свияжск АРТель», которая в этом году собрала очень солидный состав участников. «БИЗНЕС Online» поговорил с организаторами форума из «Живого города» об ограничении как теме нынешней лаборатории, секретах умения привлекать в свои проекты именитых постановщиков и ночной офф-программе фестиваля.
ВОЗМОЖНО, ГЛАВНОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ ЛЕТА
Палаточным городком обзаведется остров-град через неделю в уик-энд 21–22 июля. Но речь не идет об очередной акции обманутых дольщиков или какой-то политической акции. Повод вполне себе мирный — четвертая по счету театральная лаборатория «Свияжск АРТель», которую проводит фонд поддержки современного искусства «Живой город» при поддержке министерства культуры РТ. К различным проектам «Живого города» казанская публика и взыскательные столичные критики уже привыкли, однако нынешняя лаборатория по своему размаху едва ли не претендует на титул главного культурного события этого лета в республике. Речь идет не о массовости, с многочисленными сабантуями или концертом группы «Ленинград» тут не поспоришь, а о качестве мероприятия и уровне его участников.
В рамках основной программы в субботу, 22 июля, публика сможет познакомиться с эскизами спектаклей, созданных тремя командами, которыми руководят, пожалуй, самый известный театральный режиссер российской провинции, основатель и художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств и Воронежского камерного театра Михаил Бычков; один из главных возмутителей спокойствия театральной Москвы, уже отметившийся работой в Казани, Всеволод Лисовский; наконец, Массимо Фурлан — швейцарский актер и режиссер, на счету которого участие и в самом знаменитом в мире Авиньонском театральном фестивале.
Бычков ставит чеховскую «Палату №6», Лисовский — «Надзирать и наказывать» Мишеля Фуко, а Фурлан будет работать не только с профессиональными актерами. «Фурлан очень много работает с памятью, с нашим детством, переживаниями детства, он будет делать историю со свияжскими школьниками. В мае он приезжал в Свияжск, знакомился с ними, выбирал тех, кто хочет участвовать: там порядка 15 школьников в возрасте 15 лет и еще четыре молодых актера, а весь спектакль будет проходить в местной свияжской школе», — отметила «БИЗНЕС Online» директор «Живого города» Инна Яркова.
Также она рассказала, как удалось заполучить именитого европейца, который до этого не только не работал в России, но даже никогда не приезжал в нашу страну. «Мы очень плотно работаем со швейцарским советом по культуре „Про Гельвеция“, и это уже многолетняя наша работа-сотрудничество. Мы каждый год формулируем то, что нам хотелось бы видеть, то, в каком направлении мы в этом году мыслим, а они делают нам различные предложения, — говорит Яркова. — В этом году мы хотели что-то на стыке иммерсивности и театра, что-то на стыке современного искусства и театра, потому что в рамках своих проектов продолжаем работу по исследованию границ театра». Швейцарцы предложили кандидатуру Фурлана, который откликнулся на эту идею. Интересно, что проезд и проживание режиссера в Казани и Свияжске оплачивает «Про Гельвеция».
«Фурлан работает на стыке разных видов искусств, в Европе уже нет такого чистого понятия театра. Он ставил оперы, работал с современным танцем очень плотно, делал интересные самостоятельные перформансы», — добавляет директор «Живого города». Например, в 2010-м швейцарец привозил в Авиньон спектакль «1973», посвященный «Евровидению», прошедшему теперь уже 44 года назад. Сам Фурлан исполнял все 18 песен того конкурса, каждый раз переодеваясь представителем новой страны, а в это время на экране шла его реальная телетрансляция.
Руководители фонда «Живой город» (слева направо) Инна Яркова, Артем Силкин, Диана Сафарова
«ОСТРОВ СВИЯЖСК — ЭТО УЖЕ САМО ПО СЕБЕ НЕКОТОРОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ»
О концепции нынешней лаборатории, постепенно превращающейся в полноценный театральный фестиваль, нашему корреспонденту рассказала один из основателей «Живого города» Диана Сафарова.
— Диана, в чем будет главная отличительная особенность нынешней, уже четвертой по счету, «Свияжск АРТели»?
— Еще в прошлом году мы заметили, что в Свияжске у нас получается такая фестивальная история. И если раньше эскизы спектаклей заканчивались разовыми показами, то из прошлой лаборатории вышел спектакль «Угла» «Единственный берег» в постановке Романа Феодори, а также «Музей мест» Дмитрия Волкострелова, с которым теперь может познакомиться любой желающий в любое время, приехав в Свияжск, взяв наушники и отправившись смотреть этот «музей».
И сейчас в связи с наметившейся концепцией мы решили пригласить трех режиссеров, которые работают в совершенно разных школах, говорят на совершенно разных театральных языках, занимаются совершенно разным театром, но каждый из них себя как-то зафиксировал в театральном контексте России, Европы — это можно с ответственностью заявить. В первый раз к нам едет швейцарский режиссер Массимо Фурлан — в России о нем мало слышал рядовой зритель, но тот, кто вписан в европейское театральное пространство, знает, что это один из больших новаторов даже для европейского театра.
— Каждый год у свияжской лаборатории есть своя тема.
— В текущем году это тема ограничения, потому что остров Свияжск — это уже само по себе некоторое ограничение. Здесь были тюрьма, психбольница, здесь монастырь — и все это так или иначе пересекается с темой ограничения.
— Видимо, отсюда и родилась идея «Палаты №6» Михаила Бычкова? Кстати, как вам удалось договориться с таким именитым постановщиком? Он не похож на режиссера, который ездит по лабораториям...
— Да, Бычков — это совсем не лабораторный режиссер, но у него возникло желание приехать в Свияжск. Спасибо нашему руководителю лаборатории Олегу Лоевскому — он сделал предложение Бычкову, а тот с ходу рассказал об идее с «Палатой №6». У него здесь будет взрослая команда, причем я не припомню такого, чтобы вместе в одном проекте участвовали артисты Казанского ТЮЗа и театра имени Камала: народный артист РТ Сергей Мосейко, Елена Калаганова, Павел Густов, Рамиль Вазиев и другие.
— Уже известно, кто у Бычкова будет играть Рагина и Громова?
— Нет, распределения еще не было. Михаил Бычков только приехал на остров и непосредственно здесь будет решать. Но получается очень любопытная история, все-таки сложное произведение. Выдающийся режиссер, большие артисты разных театров — все они живут на острове и в течение недели сочиняют спектакль...
— Мы каждый год говорим о потенциальном превращении Свияжска в наш «татарстанский Авиньон». Насколько все-таки эти разговоры уместны?
— Свияжск уже стал брендом, который многие воспринимают через призму этого театрального проекта. Мы рады, что каждый год здесь собирается больше иногородних гостей, что люди знакомятся с Татарстаном через театр на острове.
«МЫ ПОЛУЧИЛИ РАЗРЕШЕНИЕ ОТ ФОНДА «ВОЗРОЖДЕНИЕ»
Ожидает публику в Свияжске и любопытная офф-программа. Правда, на главное ее событие уже не попасть — речь о пятничном (21 июля) показе за два месяца до выхода в прокат фильма «Аритимия» Бориса Хлебникова, недавно победившего на главном российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи. Но регистрация на это мероприятие, вызвавшее ажиотаж, уже закрыта. Представлять «Аритмию» будет один из руководителей кинокомпании «СТВ» Александр Архипов, ведутся переговоры о приезде и самого режиссера.
Также любой зритель «Свияжск АРТели» сможет познакомиться с проектом «Музей мест», презентованным еще на прошлогодней лаборатории. «Ты приходишь в кассу музея, получаешь программку, берешь аудиогид и идешь. По всему острову стоят эти таблички... Это сложно назвать музеем ил театром, это некоторый опыт, и лучше, конечно, одному ходить по острову», — считает Яркова и вспоминает недавнюю экстремальную премьеру данного проекта режиссера Волкострелова уже в нелабораторном формате, случившуюся в июне.
«Была какая-то невероятная премьера. Так случилось, что сначала автобус попал в жутчайшую пробку на много километров, у людей был выбор — либо разворачиваться и ехать домой без пробок, либо выйти и идти пешком. Люди вышли и пошли пешком. Когда мы приехали и начали раздавать наушники, то неизвестно откуда пошел дождь. Я думала, что никто никуда не пойдет либо отбегает все за полчаса. Нет, все зрители ровно пришли через полтора-два часа, все это время они ходили под дождем в дождевиках и переживали этот опыт. Мне кажется, это очень показательный пример, говорящий про нашу публику и про то отношение, которое сейчас есть к искусству, в частности к театру», — говорит наш собеседник.
Также в ночь на субботу публику ждет уже известное казанскому зрителю «Молчание на заданную тему», кстати, впервые придуманное вышеупомянутым Лисовским, а вечером на следующий день состоится дискуссия о современном театре с участием известных российских критиков Дмитрия Ренанского и Кристины Матвиенко.
«Причем эти два мероприятия выглядят таким бонусом для тех, кто будет оставаться в Свияжске на ночь. Для них в этом году и будет оборудован палаточный городок. Мы получили разрешение от фонда „Возрождение“, есть отведенное место под палаточный город, хотя, возможно, оно будет меняться в связи с погодными условиями, там посмотрим. Будут двухместные палатки, будет охрана, будут туалеты, будет горячая вода, будут спальные мешки. Это все будет организованная история. Там есть запрет на алкоголь, запреты на костры — это будет достаточно жестко регламентироваться. К нам зритель приезжает не отдыхать, он приезжает работать над собой, и это решение должно быть в принципе осмысленным и осознанным», — рассказывает Яркова. Бронь целой палатки на две ночи обойдется в 3 тыс рублей, одного места — в 1,5 тысячи.
Так что желающие смогут насладиться красотами ночного Свияжска — острова-града, чьи объекты на днях после многолетней работы оказались включенными в список всемирного наследия ЮНЕСКО, что, конечно, не может не быть предметом для гордости еще одного руководителя «Живого города» Артема Силкина, возглавляющего местный музей-заповедник.
«Я ВПЕРВЫЕ ОТКАЗАЛСЯ ОТ КАКОГО-ТО ОБЫЧНОГО СВОЕГО ЛЕТНЕГО РАСПИСАНИЯ»
Участники нынешней «Свияжск АРТели» поделились с «БИЗНЕС Online» своими ожиданиями от нынешней театральной лаборатории.
Михаил Бычков — режиссер, художественный руководитель Воронежского камерного театра:
— Я много чего успел в театре сделать: поставил около 100 спектаклей, попробовал себя еще в каких-то форматах, но форма, называемая творческой лабораторией, все время проходила мимо меня. И мне стало любопытно, что же это такое. В апреле текущего года в нашем Воронежском камерном театре прошла лаборатория под руководством Олега Лоевского — молодые режиссеры за неделю создавали эскизы. Я был свидетелем того, как это происходило, как театр жил. Это было любопытно... И я поймал себя на мысли, что мне самому хочется попробовать. А почему бы не испытать этот внутренний стресс, связанный с короткими сроками, с необычностью самого процесса и так далее?
Я получил приглашение сюда, в Свияжск, в одно из легендарных мест. Как правило, так в мире и происходит: в каких-то особенно прекрасных точках, где соединяются история, красота и время, устраиваются еще и современные творческие локации. То, что в Свияжске такая жизнь идет, — замечательно и абсолютно закономерно. И то, что я получил сюда приглашение, для меня очень интересно и радостно. Я впервые отказался от какого-то обычного своего летнего расписания, связанного с посещением зарубежных летних театральных фестивалей, где тоже необходимо бывать, что-то смотреть, и поехал сюда. Надеюсь, небесполезно пройдут эти дни. Поехал с материалом, который мне очень дорог, — «Палата №6» Чехова. Очень заманчиво, очень здорово сформулирована творческая задача, идея текущего года — монастырь, тюрьма, психушка. Хочется надеяться, что как-то все эти вещи отзовутся в материале, который я выбрал. И очень жду еще каких-то новых творческих ощущений от взаимоотношений с артистами из Казани — артистами разных театров, разных школ. Судя по нашей первой встрече, артистами очень хорошими.
Всеволод Лисовский — режиссер, комиссар «Театра.doс»:
— Всякого рода лаборатории хороши тем, что на них можно себе позволить разные формы взаимодействия с текстом, с театром. Можно делать какие-то визуальные истории по философскому тексту в окружении монастырей и русских народных промыслов. Только так может происходить развитие театра.
21 ИЮЛЯ
Показ фильма «Аритмия»
БОРИС ХЛЕБНИКОВ
Спектакль «Молчание на заданную тему»
ВСЕВОЛОД ЛИСОВСКИЙ
22 ИЮЛЯ
Перформанс «В глубокой воде»
МАССИМО ФУРЛАН, КЛЭР ДЕ РИБОПЬЕР
Эскиз спектакля «Палата № 6»
МИХАИЛ БЫЧКОВ
Эскиз спектакля «Надзирать и наказывать»
ВСЕВОЛОД ЛИСОВСКИЙ
Спектакль-музей «Музей мест, которые»
ДМИТРИЙ ВОЛКОСТРЕЛОВ
ВХОД СВОБОДНЫЙ, по регистрации здесь
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 37
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.