ВОЗМОЖНО, ГЛАВНОЕ КУЛЬТУРНОЕ СОБЫТИЕ ЛЕТА

Палаточным городком обзаведется остров-град через неделю в уик-энд 21–22 июля. Но речь не идет об очередной акции обманутых дольщиков или какой-то политической акции. Повод вполне себе мирный — четвертая по счету театральная лаборатория «Свияжск АРТель», которую проводит фонд поддержки современного искусства «Живой город» при поддержке министерства культуры РТ. К различным проектам «Живого города» казанская публика и взыскательные столичные критики уже привыкли, однако нынешняя лаборатория по своему размаху едва ли не претендует на титул главного культурного события этого лета в республике. Речь идет не о массовости, с многочисленными сабантуями или концертом группы «Ленинград» тут не поспоришь, а о качестве мероприятия и уровне его участников.

В рамках основной программы в субботу, 22 июля, публика сможет познакомиться с эскизами спектаклей, созданных тремя командами, которыми руководят, пожалуй, самый известный театральный режиссер российской провинции, основатель и художественный руководитель Платоновского фестиваля искусств и Воронежского камерного театра Михаил Бычков; один из главных возмутителей спокойствия театральной Москвы, уже отметившийся работой в Казани, Всеволод Лисовский; наконец, Массимо Фурлан — швейцарский актер и режиссер, на счету которого участие и в самом знаменитом в мире Авиньонском театральном фестивале.

Бычков ставит чеховскую «Палату №6», Лисовский — «Надзирать и наказывать» Мишеля Фуко, а Фурлан будет работать не только с профессиональными актерами. «Фурлан очень много работает с памятью, с нашим детством, переживаниями детства, он будет делать историю со свияжскими школьниками. В мае он приезжал в Свияжск, знакомился с ними, выбирал тех, кто хочет участвовать: там порядка 15 школьников в возрасте 15 лет и еще четыре молодых актера, а весь спектакль будет проходить в местной свияжской школе», — отметила «БИЗНЕС Online» директор «Живого города» Инна Яркова.


Также она рассказала, как удалось заполучить именитого европейца, который до этого не только не работал в России, но даже никогда не приезжал в нашу страну. «Мы очень плотно работаем со швейцарским советом по культуре „Про Гельвеция“, и это уже многолетняя наша работа-сотрудничество. Мы каждый год формулируем то, что нам хотелось бы видеть, то, в каком направлении мы в этом году мыслим, а они делают нам различные предложения, — говорит Яркова. — В этом году мы хотели что-то на стыке иммерсивности и театра, что-то на стыке современного искусства и театра, потому что в рамках своих проектов продолжаем работу по исследованию границ театра». Швейцарцы предложили кандидатуру Фурлана, который откликнулся на эту идею. Интересно, что проезд и проживание режиссера в Казани и Свияжске оплачивает «Про Гельвеция».

«Фурлан работает на стыке разных видов искусств, в Европе уже нет такого чистого понятия театра. Он ставил оперы, работал с современным танцем очень плотно, делал интересные самостоятельные перформансы», — добавляет директор «Живого города». Например, в 2010-м швейцарец привозил в Авиньон спектакль «1973», посвященный «Евровидению», прошедшему теперь уже 44 года назад. Сам Фурлан исполнял все 18 песен того конкурса, каждый раз переодеваясь представителем новой страны, а в это время на экране шла его реальная телетрансляция.

Руководители фонда «Живой город» (слева направо) Инна Яркова, Артем Силкин, Диана Сафарова

«ОСТРОВ СВИЯЖСК — ЭТО УЖЕ САМО ПО СЕБЕ НЕКОТОРОЕ ОГРАНИЧЕНИЕ»

О концепции нынешней лаборатории, постепенно превращающейся в полноценный театральный фестиваль, нашему корреспонденту рассказала один из основателей «Живого города» Диана Сафарова.

— Диана, в чем будет главная отличительная особенность нынешней, уже четвертой по счету, «Свияжск АРТели»?

— Еще в прошлом году мы заметили, что в Свияжске у нас получается такая фестивальная история. И если раньше эскизы спектаклей заканчивались разовыми показами, то из прошлой лаборатории вышел спектакль «Угла» «Единственный берег» в постановке Романа Феодори, а также «Музей мест» Дмитрия Волкострелова, с которым теперь может познакомиться любой желающий в любое время, приехав в Свияжск, взяв наушники и отправившись смотреть этот «музей».

И сейчас в связи с наметившейся концепцией мы решили пригласить трех режиссеров, которые работают в совершенно разных школах, говорят на совершенно разных театральных языках, занимаются совершенно разным театром, но каждый из них себя как-то зафиксировал в театральном контексте России, Европы — это можно с ответственностью заявить. В первый раз к нам едет швейцарский режиссер Массимо Фурлан — в России о нем мало слышал рядовой зритель, но тот, кто вписан в европейское театральное пространство, знает, что это один из больших новаторов даже для европейского театра.

— Каждый год у свияжской лаборатории есть своя тема.

— В текущем году это тема ограничения, потому что остров Свияжск — это уже само по себе некоторое ограничение. Здесь были тюрьма, психбольница, здесь монастырь — и все это так или иначе пересекается с темой ограничения.

Фото: «БИЗНЕС Online»

— Видимо, отсюда и родилась идея «Палаты №6» Михаила Бычкова? Кстати, как вам удалось договориться с таким именитым постановщиком? Он не похож на режиссера, который ездит по лабораториям...

— Да, Бычков — это совсем не лабораторный режиссер, но у него возникло желание приехать в Свияжск. Спасибо нашему руководителю лаборатории Олегу Лоевскому — он сделал предложение Бычкову, а тот с ходу рассказал об идее с «Палатой №6». У него здесь будет взрослая команда, причем я не припомню такого, чтобы вместе в одном проекте участвовали артисты Казанского ТЮЗа и театра имени Камала: народный артист РТ Сергей Мосейко, Елена Калаганова, Павел Густов, Рамиль Вазиев и другие.

— Уже известно, кто у Бычкова будет играть Рагина и Громова?

— Нет, распределения еще не было. Михаил Бычков только приехал на остров и непосредственно здесь будет решать. Но получается очень любопытная история, все-таки сложное произведение. Выдающийся режиссер, большие артисты разных театров — все они живут на острове и в течение недели сочиняют спектакль...

— Мы каждый год говорим о потенциальном превращении Свияжска в наш «татарстанский Авиньон». Насколько все-таки эти разговоры уместны?

— Свияжск уже стал брендом, который многие воспринимают через призму этого театрального проекта. Мы рады, что каждый год здесь собирается больше иногородних гостей, что люди знакомятся с Татарстаном через театр на острове.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«МЫ ПОЛУЧИЛИ РАЗРЕШЕНИЕ ОТ ФОНДА «ВОЗРОЖДЕНИЕ»

Ожидает публику в Свияжске и любопытная офф-программа. Правда, на главное ее событие уже не попасть — речь о пятничном (21 июля) показе за два месяца до выхода в прокат фильма «Аритимия» Бориса Хлебникова, недавно победившего на главном российском кинофестивале «Кинотавр» в Сочи. Но регистрация на это мероприятие, вызвавшее ажиотаж, уже закрыта. Представлять «Аритмию» будет один из руководителей кинокомпании «СТВ» Александр Архипов, ведутся переговоры о приезде и самого режиссера.

Также любой зритель «Свияжск АРТели» сможет познакомиться с проектом «Музей мест», презентованным еще на прошлогодней лаборатории. «Ты приходишь в кассу музея, получаешь программку, берешь аудиогид и идешь. По всему острову стоят эти таблички... Это сложно назвать музеем ил театром, это некоторый опыт, и лучше, конечно, одному ходить по острову», — считает Яркова и вспоминает недавнюю экстремальную премьеру данного проекта режиссера Волкострелова уже в нелабораторном формате, случившуюся в июне.

«Была какая-то невероятная премьера. Так случилось, что сначала автобус попал в жутчайшую пробку на много километров, у людей был выбор — либо разворачиваться и ехать домой без пробок, либо выйти и идти пешком. Люди вышли и пошли пешком. Когда мы приехали и начали раздавать наушники, то неизвестно откуда пошел дождь. Я думала, что никто никуда не пойдет либо отбегает все за полчаса. Нет, все зрители ровно пришли через полтора-два часа, все это время они ходили под дождем в дождевиках и переживали этот опыт. Мне кажется, это очень показательный пример, говорящий про нашу публику и про то отношение, которое сейчас есть к искусству, в частности к театру», — говорит наш собеседник.

Также в ночь на субботу публику ждет уже известное казанскому зрителю «Молчание на заданную тему», кстати, впервые придуманное вышеупомянутым Лисовским, а вечером на следующий день состоится дискуссия о современном театре с участием известных российских критиков Дмитрия Ренанского и Кристины Матвиенко.

«Причем эти два мероприятия выглядят таким бонусом для тех, кто будет оставаться в Свияжске на ночь. Для них в этом году и будет оборудован палаточный городок. Мы получили разрешение от фонда „Возрождение“, есть отведенное место под палаточный город, хотя, возможно, оно будет меняться в связи с погодными условиями, там посмотрим. Будут двухместные палатки, будет охрана, будут туалеты, будет горячая вода, будут спальные мешки. Это все будет организованная история. Там есть запрет на алкоголь, запреты на костры — это будет достаточно жестко регламентироваться. К нам зритель приезжает не отдыхать, он приезжает работать над собой, и это решение должно быть в принципе осмысленным и осознанным», — рассказывает Яркова. Бронь целой палатки на две ночи обойдется в 3 тыс рублей, одного места — в 1,5 тысячи.

Так что желающие смогут насладиться красотами ночного Свияжска — острова-града, чьи объекты на днях после многолетней работы оказались включенными в список всемирного наследия ЮНЕСКО, что, конечно, не может не быть предметом для гордости еще одного руководителя «Живого города» Артема Силкина, возглавляющего местный музей-заповедник.

Фото: «БИЗНЕС Online»

«Я ВПЕРВЫЕ ОТКАЗАЛСЯ ОТ КАКОГО-ТО ОБЫЧНОГО СВОЕГО ЛЕТНЕГО РАСПИСАНИЯ»

Участники нынешней «Свияжск АРТели» поделились с «БИЗНЕС Online» своими ожиданиями от нынешней театральной лаборатории.

Михаил Бычков — режиссер, художественный руководитель Воронежского камерного театра:

— Я много чего успел в театре сделать: поставил около 100 спектаклей, попробовал себя еще в каких-то форматах, но форма, называемая творческой лабораторией, все время проходила мимо меня. И мне стало любопытно, что же это такое. В апреле текущего года в нашем Воронежском камерном театре прошла лаборатория под руководством Олега Лоевского — молодые режиссеры за неделю создавали эскизы. Я был свидетелем того, как это происходило, как театр жил. Это было любопытно... И я поймал себя на мысли, что мне самому хочется попробовать. А почему бы не испытать этот внутренний стресс, связанный с короткими сроками, с необычностью самого процесса и так далее?

Я получил приглашение сюда, в Свияжск, в одно из легендарных мест. Как правило, так в мире и происходит: в каких-то особенно прекрасных точках, где соединяются история, красота и время, устраиваются еще и современные творческие локации. То, что в Свияжске такая жизнь идет, — замечательно и абсолютно закономерно. И то, что я получил сюда приглашение, для меня очень интересно и радостно. Я впервые отказался от какого-то обычного своего летнего расписания, связанного с посещением зарубежных летних театральных фестивалей, где тоже необходимо бывать, что-то смотреть, и поехал сюда. Надеюсь, небесполезно пройдут эти дни. Поехал с материалом, который мне очень дорог, — «Палата №6» Чехова. Очень заманчиво, очень здорово сформулирована творческая задача, идея текущего года — монастырь, тюрьма, психушка. Хочется надеяться, что как-то все эти вещи отзовутся в материале, который я выбрал. И очень жду еще каких-то новых творческих ощущений от взаимоотношений с артистами из Казани — артистами разных театров, разных школ. Судя по нашей первой встрече, артистами очень хорошими.

Всеволод Лисовский — режиссер, комиссар «Театра.doс»:

— Всякого рода лаборатории хороши тем, что на них можно себе позволить разные формы взаимодействия с текстом, с театром. Можно делать какие-то визуальные истории по философскому тексту в окружении монастырей и русских народных промыслов. Только так может происходить развитие театра.