Владимир Алексееев Владимир Алексеев рассказал, что применение новой технологии позволит выпускать стиральный порошок с высокими потребительскими средствами: он будет быстро растворяться в воде, хорошо отстирывать, не оставлять следов на одежде

КАК «НЭФИС» ВЫВЕЛ ПРОИЗВОДСТВО НА АУТСОРС

Сегодня руководство нового промышленного проекта на территории «Нэфиса» провело первую встречу с журналистами и рассекретило стройку, которая шла довольно быстрыми темпами с 2016 года. Завод синтетических моющих средств (СМС) расположился на промышленной площадке АО «Нэфис Косметикс» в Казани на улице Габдуллы Тукая. Но при этом, как подчеркивают на «Нэфисе», производство не принадлежит самому химическому гиганту. Учредителем и единственным владельцем, согласно базе данных «Контур.Фокус», является Юрий Ляшенко, который также лично сопровождал журналистов на встрече. Генеральный директор АО «Нэфис Косметикс» Рустем Нуреев пояснил, что «Нэфис» решил отдать все работы по строительству завода на аутсорсинг ООО «Завод по производству СМС», а силы своей команды сфокусировать на продажах и повышении доли рынка.

ООО «Завод по производству синтетических моющих средств», согласно данным ЕГРЮЛ, возникло еще в ноябре 2010 года, правда, под другим именем — ООО «Фарт» некоей Екатерины Шемякиной. Новое же название было зарегистрировано в апреле 2016 года, тогда же у компании сменился владелец — им стал Ляшенко, который и возглавил юрлицо. В июне 2016 года уставной капитал предприятия вырос с 10 тыс. рублей до 50 млн рублей, тогда же предприятие переехало на новый адрес по ул. Габдуллы Тукая, 152 (совпадает с адресом ГК «Нэфис»). Согласно базе данных «Контур.Фокус», Ляшенко значится действующим учредителем только в одной фирме — ООО «Завод по производству СМС». Ранее он был учредителем либо генеральным директором еще в 9 действующих компаниях Татарстана.

Предполагается, что основным заказчиком продукции нового производства будет сам «Нэфис». Потребность в наращивании мощностей для предприятия очевидна. Если в 2016 году оно выпустило 97 тыс. т порошка, то в этом году планируется продать уже 120–125 тыс. тонн. Когда эти показатели будут достигнуты, казанское предприятие займет долю в 15% на российском рынке стирального порошка (сейчас 12–13%), но при этом производственные мощности будут задействованы практически на 100%. Тут-то и пригодился бы порошок с нового производства. «Много желающих произвести свою торговую марку у всех ключевых федеральных и локальных игроков. „Нэфису“ поступало много предложений от „Тандера“, X5 Retail Group, „Светофора“ и прочих — о производстве их собственных торговых марок, но, учитывая, что нам самим мощностей не хватает, мы всегда были вынуждены отказывать. И вот как раз у господина Ляшенко будет возможность загрузить свое производство», — говорит Нуреев.

. Новый завод — это пять этажей сложного оборудования, где должны производить 220 тыс. т стирального порошка в год. На предприятии будет работать 201 человек

С учетом запуска нового завода, проектная мощность которого составляет 220 тыс. т в год, обе фирмы вместе смогут претендовать на доведение уровня своего присутствия на рынке стирального порошка России до 50% и укрепить свои позиции в конкурентной борьбе с такими транснациональными компаниями, как Procter&Gamble и Henkel. Свои амбициозные планы компания строит на общем фоне падения рынка стиральных порошков (минус 8% за 2016 год) из-за снижения покупательной способности у населения.

Рустем Нуреев Рустем Нуреев: «Огромнейший завод — 9 тысяч квадратных метров! И он на сегодняшний день не эксплуатируется»

«У НЕГО БУДЕТ УНИКАЛЬНАЯ ГРАНУЛА «ОДИН К ОДНОМУ»

Новый завод — это пять этажей сложного оборудования, где должны производить 220 тыс. т стирального порошка в год. На предприятии будет работать 201 человек. Производство целиком оснащено по технологии Shugi компании Hosokawa Micron, которая является одним из ведущих мировых производителей оборудования для производства стирального порошка. В России подобная технология еще не используется, а вот в Европе она широко распространена, поясняет журналистам заслуженный химик РТ Владимир Алексееев, приглашенный на строительство завода в качестве консультанта. По его словам, применение новой технологии позволит предприятию выпускать стиральный порошок с высокими потребительскими средствами: он будет быстро растворяться в воде, хорошо отстирывать, не оставлять следов на одежде.

. Производство целиком оснащено по технологии Shugi компании Hosokawa Micron, которая является одним из ведущих мировых производителей оборудования для производства стирального порошка

«У него будет уникальная гранула „один к одному“, не более 2 миллиметров в диаметре, а значит, отсутствие пыли», — обещает Алексеев. «Во-вторых, порошок будет смешан по уникальной технологии, и все ПАВы (поверхностно-активные вещества прим. ред.), все компоненты будут распределены равномерно, он будет очень быстро растворяться в воде и действовать очень эффективно», — добавил Нуреев.

Также на предприятии хотят запустить производство семикомпонентного энзима (фермента для порошка), которого пока еще нет на российском рынке. Он, по словам Алексеева, позволит отстирывать еще больше пятен на одежде вплоть до мазута. «Этот энзим будут справляться абсолютно со всеми пятнами», — рекламировал будущую продукцию гендиректор АО «Нэфис Косметикс». Он должен будет продаваться в среднеценовом сегменте.

Руководители завода не забыли отчитаться и о больном вопросе экологии. По словам Нуреева, выбранная технология обеспечивает безотходное производство, а также минимизацию содержания пыли СМС в отработанном воздухе (не более 0,37% г/сек), что немаловажно, учитывая, что предприятие находится практически в центре города. «Если „проскок“ (выброс с повышенным содержанием пыли СМС прим. ред.) получится, то специальные датчики блокируют работу всего завода, и мы его не сможем запустить, пока не устраним неполадку», — заверяет Алексеев.


КРАХ ТФБ ОСТАНОВИЛ СТРОЙКУ

Все было бы прекрасно, но в феврале строительство завода, возведенного на 70%, встало. Как объясняет руководство предприятия, дело в том, что из почти 5-миллиардной стоимости проекта (4,88 млрд рублей) 3,9 млрд рублей должен был профинансировать Татфондбанк (ТФБ), остальные 927 млн рублей вложил в проект «Нэфис Косметикс». Однако из-за разразившегося кризиса банк не выдал ряд оставшихся траншей в 503 млн рублей, в итоге финансирование ТФБ составило только 3,4 млрд рублей. Этих средств оказалось достаточно для того, чтобы закупить и смонтировать практически все необходимое технологическое оборудование (те самые 70% проекта). Однако не выданные банком деньги не позволяют начать выпуск порошка из-за недокомплекта оборудования.

По царящей чистоте и сверкающей новизне установленного на заводе по производству СМС оборудования видно, что это действительно новое предприятие, но оно на самом деле не работает. «Хотелось бы развеять мифы, небылицы, которые ходят вокруг компании „Нэфис“ и завода по производству СМС, начиная от того, что никакого завода якобы нет и что деньги получены под какой-то существующий завод. Как вы видите, завод есть, и он абсолютно новый. Огромнейший завод — 9 тысяч квадратных метров! И он на сегодняшний день не эксплуатируется», — говорит Нуреев.

.  Строительство завода, возведенного на 70%, встало. Из почти 5-миллиардной стоимости проекта (4,88 млрд рублей) 3,9 млрд рублей должен был профинансировать Татфондбанк. Однако из-за разразившегося кризиса банк не выдал ряд оставшихся траншей

Чтобы не осталось уже никаких сомнений, Нуреев также показал журналистам и действующий завод «Нэфис» по производству стирального порошка, который был построен еще в 1955 году. Как говорится, почувствуйте разницу. Конечно, завод неоднократно реконструировали, так что производит он продукцию, отвечающую современным требованиям, но почтенный возраст предприятия выдают внешний вид постройки и «бывалый» вид оборудования.

ООО «Завод по производству СМС» уже провело ряд переговоров с банками, однако пока получает лишь отказы. Нуреев это связывает с тем, что банки, во-первых, предпочитают вкладываться в проект с нуля и не лезть в «чужие» проекты. Во-вторых, сказывается и тяжелое наследие Татфондбанка, ведь после запуска завода все оборудование автоматически уйдет в залог ТФБ. Логичнее всего было бы предположить, что «Нэфис» должен протянуть руку помощи не чуждому ему предприятию, однако, как пояснил Нуреев, сделать это компания пока не может, поскольку связана обязательствами с другими банками-партнерами — собственно, это и было одной из главных причин, по которым «Нэфису» потребовался внешний инвестор.

«В сложившейся ситуации мы стали заложниками банковского кризиса», — говорит сам директор предприятия Ляшенко. Учитывая сложившуюся ситуацию, на предприятии готовы рассматривать и варианты небанковского кредитования проекта. А когда деньги найдутся, завод обещают запустить в течение полугода.

Юрий Ляшенко Юрий Ляшенко: «В сложившейся ситуации мы стали заложниками банковского кризиса»

ТФБ ПОТРЕБУЕТ ДЕНЬГИ ДОСРОЧНО?

Проблемы завода СМС с Татфондбанком привели и Ляшенко, и две структуры «Нэфиса» — «Нэфис Косметикс» и Казанский МЭЗ — в татарстанский арбитраж. Как говорится в судебных документах, кредитный договор между ООО и Татфондбанком на 3,9 млрд рублей был подписан 9 июня 2016 года. За полгода завод СМС получил львиную долю кредитных денег — 3,4 млрд рублей из 3,9 обещанных. Выдача денег, согласно обычной банковской практике, шла отдельными траншами. Но с ноября 2016 года Татфондбанк стал испытывать проблемы с ликвидностью. 1 ноября завод «Нэфиса» попросил у банка 753 млн рублей в рамках кредитного лимита, однако смог получить лишь 250 млн рублей. Затем случились всем известные события, банк ушел под управление агентства по страхованию вкладов (АСВ). В январе строящийся завод обратился в АСВ за оставшимися 500 млн рублей по кредиту и получил отказ. И по условиям заключенного договора завод «Нэфиса» попал в настоящую западню. Согласно подписанным договорам, если в феврале 2017 года завод не предоставит Татфондбанку акт о его вводе в эксплуатацию (а так, собственно, и получилось), банк имеет право наказать предприятие вплоть до требования вернуть кредит досрочно в полном объеме. Получается, строить не на что — денег банк не дает, и акт о вводе в эксплуатацию, соответственно, получить предприятие не может.

Но этим «вилка» не ограничилась: завод оказался повязан с ТФБ расчетными счетами, за которые банк берет неустойку, если по ним проходит менее 100 млн рублей ежемесячно. По опять-таки понятным причинам таких сумм у предприятия на счетах вполне может не оказаться. Кроме того, в мае 2017 года оно должно было подписать с Татфондбанком договор об ипотеке под залог построенного завода. Однако в договоре прописано — если это не будет сделано, то процентная ставка по кредиту вырастет на 2 процентных пункта.

. Когда деньги найдутся, завод СМС обещают запустить в течение полугода

Завод СМС через суд попытался изменить условия кредитного соглашения. Этот иск 9 июня 2017 года арбитраж удовлетворил, однако не полностью. Так, сроки выплат были скорректированы на один-два года вперед: последний платеж по возврату кредита должен быть произведен не позднее 29 июля 2025 года. Однако проценты по кредиту завод СМС продолжает платить — это около 43 млн рублей ежемесячно.

Еще одна проблема «Нэфиса» связана с тем, что его предприятия поручились за стройку завода, что теперь грозит им претензиями АСВ по возврату кредита. Обеспечением по кредиту кроме самого завода и поручительства «Нэфиса» является также ипотека «Нэфис Косметикс» и МЭЗа. В частности, «Нэфис» заложил здание завода сухих чистящих средств, а МЭЗ — более 100 единиц своего грузового транспорта. «Нэфис Косметикс» и Казанский МЭЗ попытались оспорить поручительство в арбитраже, но оба иска были отклонены. «Учитывая, что мы поручились за завод СМС, в случае неуплаты ими либо процентов, либо тела кредита все риски переходят на нас. Нужно понимать, что в кредитном договоре с ТФБ предусмотрено много пунктов, например, что на счету господина Ляшенко должно быть всегда не менее 100 миллионов. Если становится меньше, то банк имеет право досрочно отозвать кредит: сейчас такая ситуация наступила, и мы были вынуждены обратиться в суд. Суд отклонил нашу просьбу об отмене поручительства, но по иску завода СМС пошел на изменение некоторых других условий, которые сегодня заведомо невыполнимы ввиду банкротства ТФБ», — прокомментировал щекотливый момент Нуреев. Как выяснилось, по решению Арбитражного суда РТ от 19.06.2017 погашение основного долга перенесено с 30 апреля 2021 года по 29 июля 2025 года, а срок ввода завода по производству СМС в эксплуатацию — до 1 сентября 2018 года.