Сегодня в Казани стартовал 11-й по счету «Аксенов-фест», который продлится в Казани до 23 августа. Впервые за время его существования нашелся человек, который высказался против мероприятия, — им оказался родственник второй жены Василия Аксенова, обладающий частью прав на его произведения. Корреспондент «БИЗНЕС Online» выслушал эмоциональные доводы организаторов и участников, а также узнал о самых интересных событиях нынешнего фестиваля.
Ирина Барметова: «Если сегодня он [Змеул] принесет какую-то вещь своего дяди и мы ее примем как некий артефакт, я тогда выйду из числа попечителей»
БАРМЕТОВА: «ВАСИЛИЙ ПАВЛОВИЧ СКАЗАЛ, ЕСЛИ ЭТО БУДЕТ ПОСВЯЩЕНО ТОЛЬКО ЕМУ И БУДЕТ РАССКАЗЫВАТЬСЯ ТОЛЬКО О НЕМ: «РЕБЯТА, ПОЛНЫЙ ДОСВИДОС»
20 минут понадобилось сегодня участникам пресс-конференции по случаю старта «Аксенов-феста», чтобы ответить на вопрос «БИЗНЕС Online» о разгоревшемся буквально накануне скандале. Напомним, сын сестры второй жены знаменитого писателя Александр Змеул, которого некоторые СМИ по-прежнему ошибочно именуют племянником Аксенова и которому принадлежит часть прав на произведения Василия Аксенова, выступил с резким заявлением в прессе, где жестко раскритиковал политику казанского фестиваля и погрозил судом на основании обладания теми самыми правами. Главная претензия Змеула, по его словам, заключается в том, что на фестивале, где сам он впервые побывал в прошлом году, фактически ни слова не говорится ни о самом Аксенове, ни о его творчестве. А виновником происходящего автор заявления назвал куратора фестиваля, главного редактора журнала «Октябрь» Ирину Барметову.
Сама Барметова сегодня сказала, что про сами претензии правообладателей знает только в пересказе. «Мы сообщество друзей и коллег Аксенова, которые знали и дружили с ним многие годы, сегодня организовываем этот фестиваль. Сама идея возвращения Аксенова в Казань принадлежала мэру Казани Ильсуру Метшину. Мы подхватили ее, поскольку идея показалась нам интересной, и решили создать этот фест. Это абсолютнейший акт гражданского общества. Никакие государственные организационные структуры в этом не участвовали». Главный редактор «Октября» вспомнила, как больше 10 лет назад в компании Александра Кабакова, Андрея Макаревича, Евгения Попова, а также самого Аксенова, обсуждалась концепция первого фестиваля. «Василий Павлович сказал, если это будет посвящено только ему и будет рассказываться только о нем: „Ребята, полный досвидос“. Он хотел, чтобы это был фестиваль в развитии, с расширительными функциями, чтобы было больше молодых, чтобы это была культурная субстанция, а не просто исследовательский центр по изучению наследия Аксенова. Это можно сделать, но пусть это делает кто-то другой. Но тут же говорится не о наследии Аксенова, а о его наследстве. На это мы никак не претендуем. Мы работаем с наследием. С одной стороны, оставляем право памяти об Аксенове, с другой — насыщаем этот фест как можно больше другими мероприятиями. И это самое ценное в нашем фестивале», — уверена Барметова.
Вообще, в эту субботу в доме Аксенова, что на улице Карла Маркса, где и проходила встреча с журналистами, в сторону возмутителя спокойствия Змеула не было сказано ни одного хорошего слова. К примеру, члену попечительского совета фестиваля, знаменитому писателю Кабакову осталось непонятным требование, согласно которому наследники и правообладатели имеют право на то, чтобы влиять на программу фестиваля. «Если мы сделали этот фест, значит, и права у нас. А если этот господин считает, что у него есть права на что-нибудь, кроме текстов, то это странно», — недоумевал он.
Чем дальше заходил разговор, тем страсти накалялись все сильнее. А начальник управления культуры Казани Азат Абзалов и вовсе сказал: «Произведения Аксенова переросли просто авторское право, они принадлежит нашей стране, да и всему миру». Но затем поправился и добавил, что все проходит, по его мнению, в рамках закона. «Наш фест открыт для всех, мы приглашаем всех, кто хочет с нами сотрудничать. Вот в прошлом году были замечания, что не хватает площадок для дискуссии, мы их этом году увеличили», — отметил главный по культуре в столице Татарстана.
КАБАКОВ: «Я НЕ ХОЧУ СОСТОЯТЬ В ОДНОЙ КОМПАНИИ, А У НАС ИМЕННО КОМПАНИЯ, СО СКЛОЧНИКОМ И СКАНДАЛИСТОМ»
Прокомментировала Барметова и слова прямого наследника знаменитого писателя. Накануне сын писателя Алексей Аксенов сообщил нашему изданию, что «Аксенов-фест» он не поддерживает. «Я не хочу вам разъяснять почему. Да, один раз я был, мне это не понравилось», — сказал он, правда, открестившись при этом от претензий Змеула. «Вы что думаете, мы подпольно делали этот фестиваль все эти 10 лет, — возмущалась главред „Октября“. — Значит, у нас были нормальные отношения с родственниками писателя. Алексей Васильевич не публичный человек, не любит ничего публичного. Он имеет на это право, но он никогда не запрещал его проводить. Майя (вторая жена Василия Аксенова — прим. ред.) никогда не запрещала нам устраивать фестиваль, Если наследнику по доверенности не нравится то, чем мы занимаемся, чего же он так за него борется? Сделай сам. Покажи нашему литературному сообществу, что ты что-то сделал».
Барметова призналась, что очень хотела увидеть в этих стенах новые экспонаты, связанные с жизнью Аксенова. Но здесь разговор вновь вернулся к племяннику жены писателя: «господин с говорящей фамилией» не передал ни одного предмета в музей в Казани, ни одной книги в течение года с того момента как он «стал наследником по доверенности». А наверняка, по ее мнению, есть какие-то вещи, которые могли бы украсить дом Аксенова в Казани. «Для чего запрещать фестиваль, — горячилась Барметова. — Это что, такой литературный рэкет? Если есть какие-то претензии — в суд». О том, что разгоревшийся конфликт просто так решить не удастся, стало понятно, когда еще раз слово взял Кабаков. «Если сегодня он [Змеул] принесет какую-то вещь своего дяди и мы ее примем как некий артефакт, я тогда выйду из числа попечителей. Я не хочу состоять в одной компании, а у нас именно компания, со склочником и скандалистом. То, что сейчас происходит, это попытка превратить нас в клуб любителей Пушкина имени барона Дантеса. Не должно быть такого, чтобы человек, который зарекомендовал себя как склочник, попал к нам». Писатель посетовал, что случись этот конфликт в другое время года, его бы никто и не заметил. Просто летом в отсутствие событий оказывается, что журналисты хватаются за каждую новость. Однако в этом виноваты и сами организаторы фестиваля: обычно его проводили осенью...
Кстати, сегодня Змеул подтвердил, что подает три судебных иска в адрес исполкома Казани — главного организатора «Аксенов-феста». Сумму, которую он хочет взыскать, чисто символическая — 1 рубль в каждом из трех случаев. Истец отмечает, что «цель — не наказать кого-либо, а доказать право наследников», а также то, что «Аксенов-фест» в нынешнем виде «мало имеет отношения к Аксенову».
Вадим Абдрашитов поздравил организаторов феста со скандалом — значит, мероприятие действительно достойное
АБДРАШИТОВ: «КОГДА МЫ ГОВОРИМ ОБ АКСЕНОВЕ, О ТВОРЧЕСТВЕ ЕГО ДРУЗЕЙ-ШЕСТИДЕСЯТНИКОВ, МЫ ОТСТАИВАЕМ РЕАЛЬНУЮ ИСТОРИЮ ОТТЕПЕЛИ И ШЕСТИДЕСЯТНИЧЕСТВА»
Попросил слова и театральный критик, завлит театра Камала Нияз Игламов, который, по его словам, пришел на пресс-конференцию в хорошем настроении, а тут говорят о какой-то «фигне». «Надо переводить это в плоскость юридическую. Я в силу своей профессии работаю с авторским правом. „Аксенов-фест“ — это социальный проект мэрии Казани. И, если нет коммерческого использования, не о чем говорить и волноваться. Говорить о моральных характеристиках этого человека [Змеула] — он прежде всего не умен. Потому что сам фестиваль является популяризацией писателя у нового поколения и, соответственно, ведет к росту продаж и увеличению тиражей. Как правообладатель, он должен радоваться таким вещам, если имеет полторы извилины». На этом эмоции немного поиссякли и вопрос вроде бы оказался исчерпан.
А знаменитый режиссер Вадим Абдрашитов и вовсе поздравил организаторов феста со скандалом — значит, мероприятие действительно достойное. По его мнению, если оно и дальше будет развиваться такими темпами, то претендентов, которые будут что-то требовать, появится еще больше. «В наше время, когда отношения с культурой, мягко говоря, сложны, запутаны, а то и просто безобразны, иметь такой фестиваль, привлекающий внимание молодежи, чрезвычайно важно. Когда мы говорим об Аксенове, о творчестве его друзей-шестидесятников, мы отстаиваем реальную историю оттепели и шестидесятничества в отличие от того, что делается на федеральных каналах», — отметил Абдрашитов.
Нияз Игламов: «Надо переводить это в плоскость юридическую»
В общем, за всеми этими разговорами сама программа феста оказалась немного в стороне от внимания. Между тем в этом году в его рамках пройдет еще и литературное собрание «Россия — множественное число». Оно организовано союзом писателей Москвы и журналом «Октябрь», который приехал в Казань чуть ли не полным составом. «Это очень важное событие, потому что, кажется, государственный руль чуть-чуть поворачивается в сторону литературы и в сторону регионов, — признал писатель, президент „Русского ПЕН-центра“ Попов. — Но не с тем, чтобы в литературе разводить цензуру, а регионам спускать директивы непосредственно из Кремля, а для того, чтобы в рамках добытой свободы в стране существовала и ее искусство, и литература».
Еще одно событие 2017-го — 85-летие со дня рождения Аксенова. В этом году на фестивале прозвучат стихи Пушкина в исполнении президента китайской ассоциации по исследованию русской литературы Лю Вэньфэя, аккомпанировать ему будет известный музыкант и композитор из Швеции Элиас Файнгерш. Центральное событие «Аксенов-феста» пройдет 21 августа в театре им. Камала — будут объявлены победители премии «Звездный билет – 2017». В этом году к номинации «Литература» добавилось направление «Музыка». Приз в новой номинации впервые вручают в честь юбилея писателя.
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 36
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.