Общественность Татарстана и других национальных республик внимательно следит за действиями и сигналами из центра по поводу степени самостоятельности регионов и защиты самобытности российских этносов. Журналист и общественный деятель Римзиль Валеев, в статье, написанной специальноно для «БИЗНЕС Online», указывает, что форма управления политическими процессами и в целом страной обогащается элементами политического троллинга, к чему народ еще не вполне привык.
«Приближается 30 августа — 10 лет исполнилось с момента заключения второго договора о разделении полномочий между центром и надежным опорным регионом России» / Фото: «БИЗНЕС Online»
ПРЕДПРАЗДНИЧНОЕ НАСТРОЕНИЕ
Все-таки раньше, при Леониде Ильиче, было лучше. Если завод или целый город, даже регион, не говоря уж о всей стране, готовился к своему празднику, юбилею, то виновников торжества поздравляли, вручали подарки. Пусть иногда это была грамота, написанная на тонкой бумаге, или красное знамя с бахромой, вымпел какой, почетный знак. А по крупным юбилеям могли вручить орден целому городу за труды и терпение. Или хотя бы поздравляли, телеграммы слали, ответработника на торжественное собрание посылали. А сейчас...
Вот опять приближается 30 августа — день рождения обновленного Татарстана образца 1990 года. Обычно его по главным каналам страны не показывают, поздравительных писем не шлют — скорее наоборот. 10 лет исполнилось с момента заключения второго договора о разделении полномочий между центром и надежным опорным регионом России. Пока не видно никаких подарков и не слышно теплых слов, кроме приветствия от Владимира Путина делегатам VI съезда всемирного конгресса второго по числу и заслугам перед российским государством народа, озвученного в зале театра им. Мусы Джалиля 3 августа. И на том спасибо! И ведь заслуженно: все-таки в течение 25 лет постсоветской эпохи татары всего мира организованно сохраняют себя и горой стоят за интересы своей исторической родины — Российской Федерации, как четко сказано в принятой на съезде резолюции. И поддерживают ее политику мыслями, словом и делом.
Но в целом каждый божий день начинается для татарстанцев с намеков на ужесточение порядков. Мол, хватит с татарами подписывать соглашения и контракты, и так в приказах все написано, надо выполнять и все, но никаких официальных мер, юридических действий, объяснений и директив. Если бы знать за что, указать, какой пункт какого кодекса кто нарушил, то ведь и поправить можно. Но этого нет, слышно только анонимное ворчание и голословные упреки, мол, национальная республика — опасное наследие коммунистов, почти атомная бомба. Да еще на своем языке хотят разговаривать. Историю изучают, песни поют. А не притесняют ли тем самым великий и могучий русский язык и главный народ?
Эта белиберда выпускается в виде утечки из высоких кабинетов через неказенные издания и сайты, и сразу неустановленные лица на интернет-форумах пускаются в развязный треп на политические и национальные темы, за что в другой ситуации сразу подняли бы карающий меч 282-й статьи УК РФ. Изумленные и наивные татарстанцы апеллируют к Конституции страны и республики, федеральным законам, даже на решения Конституционного суда, не понимают, что и где нарушили. А в ответ намек на самый верх, мол, там недовольны и могут поправить. Там — это куда избираются депутаты и сенаторы, куда перечисляются 75% налогов, в сумме в три раза превышающие бюджет Татарстана. И это странно, ведь никаких противоречий с центром нет, все прописано и обо всем договорились. Любое задание выполняем, чемпионаты проводим, самолеты, корабли, заводы и города строим, хлеб-картошку растим, в армии служим, границы охраняем, жизни, если надо, кладем. За что, барин, плеткой машешь?
Такую странную мизансцену я наблюдал в собственной жизни. Знакомые, друзья, даже близкие родственники стали сочувственно пожуривать, мол, ничего у тебя не вышло, не надо было шуметь.
Это они упрекают за мою статью в «БИЗНЕС Online», где анализировал вопросы федерализма и языковой политики, откровенно призывая не обижаться на главу российского государства за его знаменитую реплику в Йошкар-Оле.
Намекая, что все, что мы делаем и говорим, законно, правильно, идет от самой жизни. А ощущение своей правоты народу нужно не меньше, чем хлеб и вода.
Одиозные партийные группы, местные и отраслевые фюреры охотно прикидываются государственниками и защитниками демократии, законности. В казанской газете, добившейся популярности в годы перестройки и угнанной от учредившего ее горкома КПСС, сейчас регулярно печатаются тролли, которые выступают против изучения языков в Татарстане. «Несколько лет назад мы... обращались в генпрокуратуру России, но получили отписку. Может быть, сейчас, когда договору между Россией и Татарстаном пришел конец, ситуация изменится в нашу пользу. Но мне бы хотелось, чтобы президент России приехал в Татарстан и сам всем объяснил, что он имел в виду». Отпиской они считают правовое заключение юристов. Троллям такая экспертиза абсолютно ни к чему. Их пакостная работа призвана заменить междуусобные войны, какие затевались в средние века. Правовые нормы и формальная логика кажутся им смешными понятиями.
«Полагаю, президент Путин не станет действовать вопреки закону. Татары очень надеются на это» / Фото: tatarstan.ru
ЗАКОН ВЫШЕ ПРЕЗИДЕНТОВ?
И все равно закон выше и важнее, наивно полагаю я. Поэтому, даже если тролли объявляют, что «договору Россией и Татарстаном пришел конец», даже если кремлевские чиновники считают, что все вопросы вошли в федеральные законы, то правовые коллизии есть, и сохранившиеся реальные нестыковки можно отрегулировать. При желании. Например, статья 14-я Конституции Татарстана теперь зависла, и очень скоро 3,5 млн татар российских регионов поймут, что Татарстан им помогать не обязан. Ни спутникового телевидения, ни учебников, ни подготовки кадров, ни культуры, ни науки им не положено. Особенно если Татарстан объявляется вне полномочий по российским регионам.
Полагаю, президент Путин не станет действовать вопреки закону. Татары очень надеются на это. Никто не доказал, что анализ серьезных экспертов и мои аргументы несостоятельны, но травля определенной категории добросовестных россиян продолжается. Мол, не видать вам соглашения с Москвой, надо еще и Конституцию Татарстана поправить. А еще лучше — республику упразднить. И это говорят и пишут в официальных информресурсах, иногда депутаты, политические деятели, ссылаясь на высоких кремлевских чиновников и их не очень продуманные суждения. Как пишут журналисты, высокая персона (сам Сергей Кириенко) заявил это на встрече с молодежью, представ перед ними в курортной шляпе, легкой рубашке и шортах. То есть неформально, но от души.
Не верю, что так можно ошарашить народ, ввергать его в уныние. Но у многих интерес к общественно-политическим событиям и государству угасает, а доверие (не скажу к кому) снижается. Как уже бывало, когда самые важные вещи обсуждали на кухне, любили слушать песни Владимира Высоцкого, обсуждали иносказательные притчи и спектакли Аркадия Райкина.
Государство, демократия, гражданское общество — теперь это не очень актуальные понятия. Об этом рассуждать немодно и неприлично. Оно мне надо? Меня кто-то просил? Или что-то обещал? Или мне на пластиковую карточку падает хотя бы 500 рублей в неделю? Или я выдвигаюсь куда-то? Даже не помню, когда ходил на собрание или митинг, да и не собирался никуда. Как нормальный обыватель я не хочу никуда соваться, слышать, видеть игроков политического театра. И не призываю никуда. Просто сказал о том, что видел и о чем думал. И больше не скажу, нафиг.
ТРОЛЛИНГ КАК ЭЛЕМЕНТ НОВОЙ ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Да, понимаю, это тоже крайности. Не стоит отчаиваться. Какие-то запчасти гражданского общества все-таки попадаются — в интернете, телевизоре иногда или во дворе за углом. И эти детальки (возможность качнуть права, добиться равноправия перед законом, сохранить самобытность) мало кого интересуют, и цена на них не растет. Хотя давно ясно сказали, что свобода лучше, чем несвобода. Да, она лучше, но к чему она вообще, с чем ее употребляют?
Вот в статье 5-й первой главы Конституции сказано, что «федеративное устройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности, единстве системы государственной власти, разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации».
Мы, наивные, думали, что не зря в основном законе так написано. Это не просто «антикризисная мера». Во всем мире регионы (штаты, провинции, кантоны) добровольно входят в союз. Особенно в федеративных странах. Регионы сами — государственные образования, то есть государства, что не означает их способность и готовность убежать куда-то. Даже не входящие в структуры госвласти муниципалитеты имеют свой самостоятельный юридический статус. В Швейцарии гражданство дает и конфедерация, и кантон, и муниципалитет, и никто никого не троллит за это.
Не стану таким же образом цитировать законы об образовании, культуре, национальной политике. Ни один из них в Татарстане не нарушил. Некоторые законы по защите прав регионов и этносов выполняются символически — одни делают вид, что уважают языки и традиции, культуры соседей, другие прикидываются, что поверили этому. Проходит 5 - 9 лет обучения в школе, но порой человек не запоминает и десятка слов на языке местного населения или на иностранном. Потом он устраивается на работу, курирует национальное образование, культуру, печать и татарский интернет, и никто не проверяет, что он понимает в литературе и общественных науках. Бывает, сидит он в президиуме, не понимая ни слова о предмете обсуждения, но не берет наушников, не просит перевода. Присутствует с умным и лояльным лицом. А если бы он захотел знать и понимать, он бы за первый месяц работы узнал бы все, что ему нужно.
Как правило, не знают те, кто не хочет знать. Опытный человек в курсе, что три четверти управленческой и общественной активности — имитация. Реально только то, что падает на карточку, в карман, кошелек, и то, на что садишься, что кушаешь, надеваешь.
А все остальное можно имитировать, одобрять, осуждать и...троллить!
Что же это такое — тролль? Это когда понарошку дразнят, обзывают, украшают ярлыками, чтобы делать свое поганое дело. Помните, иногда в подъездах, на заборах писали, что такая-то дама — женщина легкого поведения. Ругательные слова любили рисовать. Сейчас неохулиганы вместо забора и туалетной стены расписывают сайты и социальные сети.
Раньше писали анонимки, стучал в органы, чтобы расправиться с конкурентом, посадить соседа, чтобы занять его комнату. Сейчас, в эпоху интернета, частных СМИ еще энергичнее пишут гадости, чтобы дискредитировать людей или актуальные проблемы.
Власть этим сарафанным радио тоже охотно пользуется. Но я не могу представить, что президент России в XXI веке станет заниматься «опущением» татар или какого-то другого народа. Не царское это дело. Он сам отлично и понятно выражается, есть у него пресс-секретарь. Почему бы не сказать по существу вопроса?
А дирижерам внутренней политики и перераспределения региональных бизнес-структур политтехнологические маневры — сладкая конфета. Вот захотелось Кириенко — в прошлом полпреду президента РФ в Приволжском округе — «опустить» татар и «поставить на место» Татарстан , и он, вероятно, учитывая настроения завистливых чиновников и лидеров непопулярных в нашей республике партий и фракций, полагает, что нечего цацкаться с «сепаратистами».
В такой ситуации региональная власть, в том числе татарстанская, вынуждена доказывать, что она лояльна, вертикаль действует, никаких рычагов, колесиков менять не надо. Грустная история!
Давайте жить весело!
«ПРИДЕТСЯ ВЫРАБОТАТЬ ИММУНИТЕТ К ЗЛОБНОМУ ТРОЛЛИНГУ ПРОТИВ ФЕДЕРАЛИЗМА И МНОГОНАЦИОНАЛЬНОЙ РОССИИ»
Известно, что существуют целые институты, занимающиеся троллингом. Социальные сети обложены информационным спецназом с определенными установками. Сейчас троллят национальные республики, подключая анонимную оппозицию. В телевизоре вы ежевечерне видите агрессивных ораторов из различных фондов, партий, аналитических центров.
В интернете троллят партии, финансовые группы, банки, тем более этих банков стало слишком много и нужно кое-кого завалить, кого-то вытащить из болота. Чтобы замочить конкурентов, в ход пускаются идеалы социальной справедливости и демократических перемен! Постоянно говорится, что относительная самостоятельность Татарстана принесла блага отдельным группам и кланам. Если это похоже на правду, то почему по всей России социальные контрасты и олигархические группы еще круче?
Сажают и губернаторов, генералов, у кого-то квартира завалена тоннами долларовых купюр. Но в СМИ чаще видишь, как приводится Татарстан под общий знаменатель под видом того, что субъекты Федерации равноправны. Да, они равноправны, но работают они не одинаково, и вклад их в общую копилку различен. Некоторые субъекты способны оторваться от общей массы... вперед, в сторону повышения уровня работы и качества жизни при равных условиях. Обязательно ли нужно топить лучшие и амбициозные, отличающиеся от общего фона регионы?
Самое тревожное, когда в акцию троллей по дискредитации республики включаются и телеканалы, информресурсы, законодательная и исполнительная власть, а также некоторые небескорыстные олигархи. Придется выработать иммунитет к злобному троллингу против федерализма и многонациональной России. С наступающими Днем республики, Курбан-байрамом и Днем знаний, когда дети вновь встретятся с учителями, чтобы продолжать изучать разные науки и языки!
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции
Внимание!
Комментирование временно доступно только для зарегистрированных пользователей.
Подробнее
Комментарии 639
Редакция оставляет за собой право отказать в публикации вашего комментария.
Правила модерирования.